Программа по внеурочной деятельности кружка «Жемчужина» (общекультурное направление)
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему
Целью занятий ансамбля “Жемчужина” является глубокое комплексное освоение подлинной народной песенной культуры, этнографически достоверное воссоздание образцов музыкально-поэтического и хореографического фольклора.
Программа направлена на:
- возможность развивать и обучать детей соответственно их индивидуальным способностям и интересам: причем содержание обучения рассчитано на уровень умственного развития, способностей и запросов, таким образом, для большинства детей создаются условия для развития их личности;
- умение жить в коллективе, слушать других.
- уважительное и бережное отношение ребенка к семье, к Родине, к истории своего народа.
- формирование детского коллектива, работающего в традиционной манере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zhemchuzhina_2014-15.doc | 214.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши, Россошанского муниципального района Воронежской области
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО Е. В.Сухорукова Протокол № от «__»______________2014г. | Согласовано Зам. дир. по УВР Т.И.Садовничая «__»______________2014г. | Утверждаю Директор МКОУ СОШ № 25 с УИОП В.Ф. Ловцова Приказ № от «__»_________2014г. |
Программа по внеурочной деятельности кружка «Жемчужина»
(общекультурное направление)
3 год обучения
Учитель музыки
Дочкина Антонина Петровна
2014- 2015 уч. год
- Пояснительная записка
Целью занятий ансамбля “Жемчужина” является глубокое комплексное освоение подлинной народной песенной культуры, этнографически достоверное воссоздание образцов музыкально-поэтического и хореографического фольклора.
Программа направлена на:
- возможность развивать и обучать детей соответственно их индивидуальным способностям и интересам: причем содержание обучения рассчитано на уровень умственного развития, способностей и запросов, таким образом, для большинства детей создаются условия для развития их личности;
- умение жить в коллективе, слушать других.
- уважительное и бережное отношение ребенка к семье, к Родине, к истории своего народа.
- формирование детского коллектива, работающего в традиционной манере.
- Общая характеристика курса.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем, переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Именно здесь в нашем воспитании неоценимую помощь может оказать педагогический опыт, уже накопленный веками, сбереженный народом, как одно из самых величайших духовных своих богатств.
Да, речь идет о фольклоре.
Фольклор (народная мудрость) – это художественная педагогика. Это система эстетического воспитания детей с помощью литературы и искусства (слова, музыки и движения), причем не для избранных и наиболее одаренных, а для всех.
Спасительную и созидательную роль может сыграть в этом вопросе народная педагогика. В народе сохранился нравственный стержень: любовь к природе, труду, добру и правде. Народной педагогикой определяется нравственное здоровье нации, с нею связаны исторические корни духовной жизни народа.
В современных условиях народная педагогика функционирует в различных формах и видах. Это традиционные формы труда и взаимной помощи, праздники народного календаря, произведения устного народного творчества, игры, игрушки и т.д. Изучение и освоение этнокультурного наследия дает возможность в современной жизни создать оптимальную систему передачи трудовых, эстетических, нравственных, интеллектуальных ценностей, знаний, умений и навыков. Тогда образовательная система действительно станет выполнять свои прямые функции, передавать культурное наследие от поколения к поколению. При этом необходимо отчетливо осознавать, что культура является частью образования, а образование есть та часть культуры, которая ответственна за передачу культуры от поколения к поколению.
Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень житейско – нравственной эстетической воспитанности детей. То теперь эту традицию призвана поддерживать школа, которая вместе с семьей, учреждениями дополнительного образования и всей общностью в состоянии создать эффективную систему вхождения маленького человека в жизнь художественной народной культуры. Приобщение к культуре дает возможность испытать полноту бытия. А ведь это та основа, которая позволяет решать проблему воспитания и образования наиболее гармонично, не навязывая заданные установки, но включая ребенка в поле взаимодействия с культурными ценностями, идеалами. Для того чтобы обращение к культуре не носило случайный характер, в ансамбле налажена система работы, благодаря которой воспитательные возможности культуры были максимально использованы.Один из наиболее эффективных путей решения – «погружение в культуру» Под «погружением» понимается такая организация процесса, которая позволяет и детям и педагогам приблизить к себе далекие «эпохи», оказаться в атмосфере иной культуры, услышать голос «предков».
Анализируя опыт работы, мы пришли к выводу, что только использование всех видов занятий (урочной и внеурочной деятельности), творческих объединений, экскурсий, походов, лекций, проектов дает возможность формировать творческий коллектив. Мы должны выработать такую систему взаимодействия, которая обеспечивала бы высокую степень терпимости, готовности к компромиссам. Культура, выступая в качестве регулятора и обладая мощным созидательным механизмом, способна вырабатывать средства ограничения агрессии, разрушительных тенденций. Но эти механизмы надо уметь обнаруживать, ими надо научиться овладевать: именно это и составляет основу культурологи, которая продолжая философские традиции, подводит нас к основной ценности-пониманию как своей, так и иных культур.
Таким образом, культурология, имеющая как социальную, так и гуманитарную составляющую в своем предметном поле, способствует осмыслению человеком своего места в мире, что придает личности внутреннюю устойчивость, помогает в выборе ценностных ориентиров, облегчает процессы межличностного взаимодействия и, которая решает беспрецедентную задачу поиска эффективной модели своего развития.
Приобщение человека к культуре в современных условиях должно строиться в первую очередь на освоении культурного наследия прошлого, обращенного к внутренней стороне личности, его духовности. Культура, выступая как ценностно-целевая установка в воспитании человека, предполагает обновление содержание всего вида образования.
Цели и задачи программы
Музыкальный фольклор, самобытное творчество наших предков, позволяет глубже познать исторические и национальные особенности своего народа.
Благодаря исключительной искренности народная песня глубоко эмоционально воздействует на всех, кто с ней соприкасается.
- Описание места курса в плане учебно- образовательного процесса.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.
Количество часов в год для 3 курса обучения – 72ч., (количество часов в неделю – 2,
недель-36)
Итого: 72часа.
- Описание ценностных ориентиров курса.
Тип воспитательной системы: культурно-нравственной ориентации. В основе системы приоритетны такие ценности: культура, искусство, традиции, красота.
Из этих компонентов складывается вид воспитательной системы – где происходит эстетически-нравственное воспитание человека культуры, наличие традиций, событий, нравственных законов. Сформированность образа человека культуры. Применение различных способов эстетического воспитания, создание культурной среды – это основные характеристики данного вида воспитательной системы. Воспитание в системе трактуется как процесс понимания, проживания и присвоения ценности культуры в специально созданной социально-культурной среде. Культурологический взгляд на процесс воспитания, разрешает множество вставших перед нами проблем по воспитанию детей. Избрать культурологическую позицию во взгляде на воспитание – значит, анализировать ход педагогических событий через призму существующих культурных норм, жизни и открытых культурой наивысших ценностей, значит учитывать прогрессивные тенденции мировой культуры и взращивать детей, как граждан мира способных жить в контексте мировой культуры, принимая общечеловеческие ценности культуры и гармонично их сочетая с национальными «отечественными».
Модель выпускника воспитательной деятельности проектируется в следующем - это человек:
- имеющий особенную нравственную позицию;
- носитель определенного типа культуры;
- обладающий высоким уровнем гуманитарного типа мышления;
- творчески осваивающий и преобразующий мир человеческой культуры;
- стремящийся к постижению и сотворению красоты;
- способный к самореализации в пространстве культуры;
- умеющий бережно относится к ценностям культуры.
Знания, умения, навыки в воспитательной системе культурно-нравственной ориентации достигает через составные:
- определенный уклад жизни коллектива (традиции, правила поведения и режим репетиций, по которым живет ансамбль, события), несущий в себе ценности выбранного типа культуры;
- годовой круг событий (тесно связанный с традиционным народным календарем, по которому живет ансамбль);
- система фестивалей, концертов, демонстрация лучших образцов воспроизводства и дальнейшего развития данного типа культуры;
- посещение выставок, экскурсий;
- творческие встречи с коллективами данного направления;
- оформление помещения, задающее стиль и создающие необходимую атмосферу.
Работа коллектива тесно связана с работой родителей. Это:
- знакомство родителей с особенностями работы ансамбля;
- решение сообща проблем, возникающих в коллективе;
- демонстрация талантов детей, задействование родителей в творческом процессе (игровой фольклор).
Основным результатом воспитательной деятельности являются:
- лучшие творческие работы учащихся;
- отношение учащихся к культуре;
- результаты тестирования на определение уровня творческих способностей.
Метод достижений, воспитательных результатов ансамбля:
- участие и результат в творческих конкурсах различного уровня;
- тестирование уровня развития творчества.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты курса.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
- Содержание курса.
Образовательная программа включает 4 раздела:
- вокал (традиционное народное пение),
- хореография (традиционный народный танец),
- театр (сценическое мастерство)
- культурное пространство Воронежской области и Россошанского района
В ходе учебного процесса дети первых лет обучения знакомятся с яркими примерами фольклора России, Воронежской области и Россошанского района.
Знания и умения артистами приобретаются через игру в начале обучения и через усвоение сложного материала:
3-й год обучения – фольклорный материал с элементами игры.
С раннего детства человек погружается в звуковой мир традиционной культуры. Песни, исполняемые взрослыми для детей, направлены на развитие слуха, памяти, моторики, на постепенное постижение ребенком основ музыкально фольклорной традиции. Такие песни называют пестушками, потешками, прибаутками. К ним примыкают и песенки из сказок, обычно передающие прямую речь персонажей. Эти произведения составляют группу, объединенную общими закономерностями как музыкального, так и поэтического склада.
Развивающая функция пестушек и потешек обусловливает их сближение с другими жанрами музыкально-фольклорной традиции. Так отмечается сходство ритмической организации потешек и взрослых плясовых песен. Все это вызвано задачей развития координации движений у детей. Обычно в основе пестушек лежат наиболее универсальные структуры плясового ритма.
Приобщение к обрядовой жизни в детстве происходило и происходит через игру в куклы и имитацию различных ритуалов семейного цикла. Обычно из глины и тряпок (а современные дети с покупными куклами) готовили целую семью с “маленькими детьми”. Девочки укладывают кукол спать, поют им колыбельные песни, устраивают кукольные свадьбы и похороны.
С раннего возраста дети участвуют во многих ритуалах календарного цикла. Речитативные формы детского обрядового интонирования имеют широкую сферу функционирования за пределами ритуалов. Так, повсеместно мы слышим распространенные детские заклички дождя:
“Радуга-дуга, перебей дождя!
Будет солнышко, высоколнышко!”
Для таких закличек характерны неопределенность звуковысотного контура и четкость ритма скандируемых слов, сходного с ритмоформулами потешек и прибауток.
Весной дети играют на улице в подвижные игры: в лапту, горелки, золотые ворота, косой дождь и др. Некоторые из этих игр сопровождаются песенками простого ритмического и звуковысотного строения.
В некоторых играх – в “мак”, “лен”, и др. имитируется цикл работ. Этапы трудового процесса отражены в текстах песен сопровождающих эти игры и в действиях их участников. Следовательно, в этих играх происходит не только приобщение к видам труда, но и освоение элементов народной музыкальной речи и хореографии.
Речитативные стихи детского обрядового и игрового фольклора, считалок и закличек есть лишь часть той звуковой среды, в которой растет и развивается ребенок. Уже в раннем возрасте дети начинают открывать для себя звуковые образы взрослого мира, постигать сложные формы свадебных, хороводных и лирических песен, обучаются приемам традиционного музицирования.
Виды музыкальной деятельности, используемые на занятиях, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях, самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
Формы и методы
Занятия проводятся в форме:
- лекции,
- беседы,
- творческие встречи,
- игровые программы,
- праздники,
- экскурсии,
- фестивали,
- концерты.
- походы
Способы усвоения изучаемого материала:
- занимательный,
- репродуктивный (делай как я),
- креативный (исследовательский).
Методы:
- практический (практические занятия).
Коллективные по подгруппам индивидуальные
- словесный
- наглядный
Тематический план программы разбит на разделы:
Традиционное пение
Цель:
- знакомить детей с яркими песенными примерами России, Воронежской области, Россошанского района с учетом их возрастных особенностей;
- дать основные навыки песенного мастерства;
- научить детей коллективному исполнению произведения.
- развитие творческой личности, выявление вокальных данных.
- формирование актерских, эмоциональных возможностей.
Задачи:
- дать детям основы звукоизвлечения (пения),
- интонационная чистота,
- правильное дыхание,
- четкая дикция,
- ритмическое пение.
- формировать у детей творческую активность, эмоциональное восприятие.
- познакомить детей с особенностями традиционной песни, игры.
- познакомить детей с народными обрядами.
- развивать длительное внимание.
Музыкальные способности ребенка включают в себя целый ряд компонентов: музыкальный слух (мелодический), чувство метроритма, музыкальную память. Музыкальные способности тесно связаны с общими способностями личности, такими, как внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение и др. Специальные способности в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность одного специального спать вида деятельности.
В работе с детьми нужно постоянно создавать игровую ситуацию и точный показ голосом. Педагог должен обладать актерскими данными, мягкостью характера, незаурядной настойчивостью, огромной искренностью и доброжелательностью.
Есть несколько основных принципов развития певческого голоса у детей:
- четкое произношение слов, утрируя твердые согласные, в работе которых участвуют язык и губы;
- формирование у детей устойчивой потребности активно использовать речевую функцию.
Что касается развития громкости голоса у детей, то это зависит от целого ряда индивидуальных особенностей каждого ребенка. В пении участвуют мышцы всего туловища, и наша задача – развить их у детей. Постепенная работа над мышцами, участвующих в пении, гарантирует правильное и гармоничное развитие детского голоса.
Манера народного пения тесно связана с живой народной речью. От речевой интонации идут характерные исполнительские приемы: скольжения, “скаты”, призвуки, красочная игра слова и многое другое. Передать детям подлинно народную манеру исполнения, всю образность речи и напева – все это является условием правдивости исполнения.
Хореография (народный танец)
На протяжении многовековой истории своего развития танец был всегда связан с песней, трудом и обычаями человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Каждая новая эпоха, каждые новые политические и экономические условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые, зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика, танец наполнялся новым содержанием. Понимание красоты и непреходящие ценности своего танца – части духовного богатства нашего народа – должно воспитывать у тех, кто его изучает, не только хороший вкус, но и вызывать чувство гордости за свой народ, прививать любовь к своей Родине.
Программа предусматривает групповые и индивидуальные практические занятия по хореографии, которые тесно взаимодействуют между собой. На практических занятиях дети должны освоить элементы народного танца. Большое внимание должно быть уделено характеру, манере, танцевальности и музыкальности исполнения, как отдельных движений, так и танцевальных комбинаций. Необходимо из года в год совершенствовать технику исполнения, развивать эластичность и силу мышц, координацию движений в зависимости от физических возможностей и индивидуальных особенностей ребенка.
Хореографические навыки осваиваются в фольклорных классах в процессе игры. По мере усложнения песенного материала изменяется и уровень хореографических постановок. Изучение элементов народного танца строится по принципу “от простого к сложному”.
Танец и песня неотделимы друг от друга. Во всех обрядах, играх, плясках и хороводах обязательно их гармоническое соединение. Благодаря этому жанровому слиянию педагогам удается сформировать у детей интерес к народному искусству.
Театр (сценическое мастерство)
Народный театр зародился в глубокой древности: в играх, сопровождающих охотничьи и земледельческие праздники, где содержались элементы перевоплощения. Народный театр органически связан с устным народным творчеством. Театрализация действия присутствует в календарных и семейных обрядах (святочные ряженья, свадьбы…). В процессе развития в драматических действах усиливается творческое игровое начало: возникают игры и представления, пародирующие обряды.
В народном театре различают два направления
- театр живых актеров;
- театр кукол.
А так как в группах занимаются дети младшего возраста, то постижение сценического мастерства идет от игры кукол, пародийных сценок и ролевых игр.
Репертуар народного театра составляют пьесы фольклорного происхождения. И чем старше класс, тем больше включается в репертуар профессиональных пьес (или их переработка). Наиболее характерной особенностью народного театра (как и вообще фольклорного искусства) является открытая условность костюмов и реквизита, движений и жестов.
Дети – актеры учатся общаться с публикой. В ходе представления вызывают зрителей на диалог, а иногда и просто предоставляют активное участие в действе (петь хором, изображать второстепенных персонажей). Народный театр, как правило, не имеет сцен и декораций (или они очень просты). Основной интерес в нем сосредоточен не на глубину раскрытия характера действующих лиц, а на трагичность или комичность ситуации, положения.
В народной драме существуют два типа персонажей:
- драматические (торжественный стиль);
- комические (пародийность, игра слов).
Фольклорный театр соединяет в себе три вида искусства
- музыку-пение;
- хореография;
- режиссура спектакля.
Народная песня должна быть не только исполнена, но и разыграна, как в настоящем театре. Она имеет глубокое образно-смысловое начало, при этом песни как бы превращаются в игру или целое действо.
Культурное пространство Воронежской области и Россошанского района
Данный раздел программы направлен на ознакомление обучающихся с учреждениями, организациями, творческими коллективами, музеями, системой фестивалей и праздников, которые составляют основу культурного пространства Воронежской области и Россошанского района.
Цель:
- сформировать у обучающихся представление о системе творческих коллективов, организаций и проектов, которые развивают культуру Воронежской области и Россошанского района на современном этапе.
Задачи:
- учить детей воспринимать, чувствовать и понимать красоту в искусстве, общественной жизни, природе,
- формировать у детей эстетическое отношение к миру и способствовать художественному развитию ребенка средствами искусства.
Приоритетные направления деятельности:
- образовательное
- методическое
- музейно-выставочное
- культурно-просветительное
Система эстетически- нравственного воспитания имеет логическую последовательность с целью постепенного, соответствующего возрасту развития, познавательной, и эмоциональной сфер личности. У детей младшего школьного возраста происходит ориентация на самовыражение в художественной сфере во всех направлениях: пение, танец, театр. Полученные умения, навыки дети применяют в других видах деятельности.
Содержание тематического планирования (3года обучения)
Раздел 1. Традиционное пение.
1. Вокально-хоровая работа
теория: учебно-тренировочный материал;
практика: развитие всех певческих навыков, а также навыков звуковедения ансамбля
2. Варьирование
теория: изучение структуры многоголосия в песне;
практика: разучивание всевозможных вариантов напева, запоминание их и выбор своего варианта
3. Жанры песенного фольклора
теория: исторические песни, былины, лирические песни;
практика: знакомство с новыми жанрами, происхождение их, изучение истории своего народа;
4. Праздники традиционного календаря
теория: Рождество, коляда, гадания (подблюдные песни), Масленица, Троица;
практика: детальное изучение обрядов; разучивание нового материала.
5. Духовный стих
теория: произведения музыкально поэтического фольклора с церковной тематикой, тропарь;
практика: изучения простейшего стиха с характерной музыкальной основой, работа над исполнением.
6. Игровой фольклор
теория: игры, бытующие на территории Воронежской области;
практика: изучение несложных игр.
Раздел 2. Хореография.
1. Основные навыки и умения исполнения народного танца.
теория: основные навыки и умения исполнения народного танца
практика: развитие основных элементов классического танца, тренинги,
2. Танцы календарных праздников.
теория: знакомство с определенными танцами того или иного календарного праздника
практика: детальное изучение (ритуальных, ряженых) хореографических действ
3. Календарные игры.
теория: история происхождения
практика: детальное изучение хореографической направленности
Раздел 3. Театр.
1. Основы актерского мастерства
теория: тренинги, этюды, упражнения,
практика: создание этюдов на пословицы, и поговорки, развитие сценического видения, мимика, пластика.
2. Сценическая речь.
теория: развитие голосового аппарата, техника речи, дыхание, тренинг.
практика: упражнения на произношение и соединения звуков, владение трёхфазовым дыханием.
3. Малые жанры фольклора: дразнилки, небылицы.
теория: жанры детского фольклора в форме кратких ритмизованных текстов, выполняющие функции осмеления, смеховые. Основаны на создании образа.
практика: разучивание ярких примеров, работа над образами, характером и эмоциональным исполнением.
4. Зрелищные формы: праздники, гуляния, ярмарки.
теория: специфические черты фольклорных гуляний, виды, формы, понятия.
практика: знакомство с яркими примерами, детальный разбор праздников, образное видение действа,
5. Фольклорные праздники.
теория: Определение эпизодов действа, ролевая обозначиваемость, характеристика гуляния.
практика: развитие эмоционального восприятия, работа над образностью, изучение исторической и творческой направленности праздника.
Раздел 4. «Культурное пространство Воронежской области и Россошанского района».
1. Учреждения культуры Воронежской области
теория: лекции, занятия, демонстрации
практика: посещение спектаклей, концертов, музейных экспозиций, показов
2. Творческие проекты
теория: лекции, методический материал, беседы, демонстрации
практика: изучение заданного материала, посещение лекторий, практические занятия, фестивали, конкурсы, творческие встречи, познавательные поездки
3. Личность в пространстве культуры Воронежской области
теория: беседы, рассказы,
практика: творческие встречи, посещения мероприятий
4. Природа в народном творчестве
теория: изучение заданного материала, лекции,
практика: посещение традиционных праздников, походы, поездки.
3-й год обучения
- Б. Геньба «Родина»
- «Наша Россия прекрасна»
- Р.н.п. «Пчелочка златая»
- Ю. Воронцов «Наш песенный край»
- Р.н.п. «Ой, вы ветры- ветерочки»
- «Русский сувенир»
- Русские наигрыши
- Т. Ломова «Прялица»
- Р.н.п. «Ой, ниточка тоненькая»
- Частушки
- Р.н.п. «Так уж водится у нас»
- «Матаня»
- «Верба, верба, вербочка кудрявая» (хороводная)
- С. Пушкина «Было у матушки двенадцать дочерей»
- Ю. Антонов «Родные места»
- П. Аедоницкий «Красно солнышко»
- Календарно-тематическое планирование курса.
№ п/п | Тема занятия | Виды внеурочной деятельности | Дата проведения | ||
по плану | по факту | ||||
3-й год обучения | |||||
1. | Вводное занятие. | Размышления о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений) | |||
2. | Работа над песней Б. Геньба «Родина» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
3. | Анализ песни и артикуляция в песне «Родина» | Размышления о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений) | |||
4. | Певческое дыхание и работа над движениями в песне «Родина» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
5. | Манера исполнения и работа над песней Р.н.п. «Ой, ниточка тоненькая» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
6. | Певческое дыхание и артикуляция в песне «Ой, ниточка тоненькая» | Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения | |||
7. | Работа над движениями в песне «Ой, ниточка тоненькая» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
8. | Работа над песней и анализ песни П. Аедоницкий «Красно солнышко» | Размышления о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений) | |||
9. | Прослушивание звуковых примеров «Красно солнышко» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
10. | Закрепление песен «Красно солнышко» «Ой, ниточка тоненькая» «Родина» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
11. | Работа над песней и манера исполнения Р.н.п. «Так уж водится у нас» | Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения | |||
12. | Певческое дыхание и артикуляция в песне «Так уж водится у нас» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
13. | Работа над движениями в песне «Так уж водится у нас» | Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения | |||
14. | Анализ песни «Так уж водится у нас» | Индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность | |||
15. | Закрепление песен «Так уж водится у нас» «Красно солнышко» «Ой, ниточка тоненькая» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения | |||
16. | Работа над песней и анализ Ю. Воронцов «Наш песенный край» | Размышления о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений) | |||
17. | Манера исполнения песни «Наш песенный край» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
18. | Певческое дыхание в песне «Наш песенный край» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
19. | Артикуляция в песне «Наш песенный край» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
20. | Просмотр видео примеров «Наш песенный край» | Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения | |||
21. | Работа над песней «Наша Россия прекрасна» | Размышления о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений) | |||
22. | Манера исполнения песни «Наша Россия прекрасна» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
23. | Певческое дыхание в песне «Наша Россия прекрасна» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
24. | Анализ песни «Наша Россия прекрасна» | Размышления о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений) | |||
25. | Артикуляция в песне «Наша Россия прекрасна» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
26. | Работа над движениями в песне «Наша Россия прекрасна» | Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения | |||
27. | Закрепление песен «Наш песенный край» «Наша Россия прекрасна» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
28. | Работа над песней Р.н.п. «Ой, вы ветры- ветерочки» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
29. | Манера исполнения песни «Ой, вы ветры- ветерочки» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
30. | Певческое дыхание в песне «Ой, вы ветры- ветерочки» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
31. | Анализ песни «Ой, вы ветры- ветерочки» | Размышления о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений) | |||
32. | Работа над движениями в песне «Ой, вы ветры- ветерочки» | Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения | |||
33. | Закрепление песен «Ой, вы ветры- ветерочки» «Наш песенный край» «Наша Россия прекрасна» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
34. | Работа над песней С. Пушкина «Было у матушки двенадцать дочерей» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
35. | Манера исполнения песни «Было у матушки двенадцать дочерей» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
36. | Певческое дыхание в песне «Было у матушки двенадцать дочерей» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
37. | Закрепление песен «Было у матушки двенадцать дочерей» «Ой, вы ветры- ветерочки» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
38. | Работа над песней Русские наигрыши | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
39. | Манера исполнения песни Русские наигрыши | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
40. | Работа над движениями в песне Русские наигрыши | Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения | |||
41. | Работа над песней Ю. Антонов «Родные места» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
42. | Манера исполнения и певческое дыхание песни «Родные места» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
43. | Артикуляция в песне «Родные места» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
44. | Работа над песней Т. Ломова «Прялица» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
45. | Манера исполнения и певческое дыхание песни «Прялица» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
46. | Артикуляция в песне «Прялица» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
47. | Закрепление песен «Прялица» «Родные места» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения | |||
48. | Работа над песней «Русский сувенир» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
49. | Манера исполнения и певческое дыхание песни «Русский сувенир» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
50. | Работа над движениями в песне «Русский сувенир» | Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения | |||
51. | Закрепление песен «Русский сувенир» «Прялица» «Родные места» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения | |||
52. | Работа над песней «Верба, верба, вербочка кудрявая» (хороводная) | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
53. | Манера исполнения песни «Верба, верба, вербочка кудрявая» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
54. | Работа над движениями в песне«Верба, верба, вербочка кудрявая» | Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения | |||
55. | Закрепление песен «Верба, верба, вербочка кудрявая» «Русский сувенир» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения | |||
56. | Работа над песней «Матаня» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
57. | Манера исполнения песни «Матаня» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
58. | Певческое дыхание и артикуляция в песне «Матаня» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
59. | Работа над движениями в песне «Матаня» | Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения | |||
60. | Анализ песни «Матаня» | Размышления о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений) | |||
61. | Работа над песней Р.н.п. «Пчелочка златая» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
62. | Манера исполнения песни «Пчелочка златая» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
63. | Певческое дыхание в песне «Пчелочка златая» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
64. | Артикуляция в песне «Пчелочка златая» | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
65. | Работа над движениями в песне «Пчелочка златая» | Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения | |||
66. | Анализ песни «Пчелочка златая» | Размышления о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений) | |||
67. | Работа над песней Частушки | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
68. | Певческое дыхание в Частушках | Хоровое, ансамблевое и сольное пение | |||
69. | Анализ Частушек | Размышления о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений) | |||
70. | Работа над движениями в Частушках | Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения | |||
71. | Прослушивание звуковых и видео примеров песен | Индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность | |||
72. | Исполнение, выученных песен. | Хоровое, ансамблевое и сольное пение |
- Описание учебно- методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Литература для педагога и детей:
- Агафоников В.А. Заплетися плетень. – М.: Музыка, 1987 (для детей).
- Гармошечка- говорушечка (выпуск № 2)
- Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. Москва, 1996 (для педагогов)
- За околицей села (выпуск №5)
- Картавцева М.Г. Школа Русского фольклора, М. 1994 г. (для педагогов)
- Колосок ( составитель Науменко Г.)
- Краснопевцева Е. Поют дети. М. 1989 (для детей и педагогов).
- Круглый стол: “Русский земледельческий календарь”. – М.: Правда, 1991(для педагогов и детей).
- Мать Россия (сборник патриотических песен)
- Музыкальный руководитель (выпуск № 2)
- Музыкальный фольклор и дети. Москва 1992 г. (для педагогов и детей).
- Морозов И., Слепцова И. Забавы вокруг печки (для детей).
- Песенные узоры (выпуск № 2)
- Русская народная песня (антология)
- Ходил Ваня по лужочку (народные песни)
- Хренов Л.С. Народные приметы и календарь. – М.: Агропромиздат., 1991 (для педагогов)
Технические средства обучения:
компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, интерактивная доска, DVD, музыкальный центр.
Учебно-практическое оборудование:
музыкальный инструмент (баян); аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
р Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (общекультурное направление)
Формирование интереса к чтению , эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им общекультурных традиционных ценностей русского народа . Приобщать школьников к актив...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир театра" (общекультурное направление)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир театра" (общекультурное направление)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности – «Театральная студия» Общекультурное направление
Пояснительн...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская чудес" ( общекультурное направление), 1-4 класс
Программа "Мастерская чудес"содержит материал для развития фантазии и изобретательности, логики и пространственного мышления, воображения и интеллекта....
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка спортивно-оздоровительного направления «Школа безопасности»
Рабочая программа «Школа безопасности» для 3 класса разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы Л.П. Анастасова, П.В. ...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Прекрасное рядом» (общекультурное направление) 1 класс
Актуальность: курс внеурочной деятельности «Прекрасное рядом» разработан как целостная система воспитания нравственных чувств и этического сознания, гражданственности и уважения к об...
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Улыбка» по общекультурному направлению
ПРОГРАММАКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Улыбка»по общекультурному направлению...