Технологическая карта урока музыки по ФГОС "Романса трепетные звуки" (5 класс)
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
2 четверть, 3 урок (5 класс)
Тема: Романса трепетные звуки
Цель урока: вслушаться и прочувствовать поэтический мир романса
Задачи урока:
- эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
- воспитание культуры слушателя, читателя, зрителя, исполнителя;
- формирование вокально-хоровых умений.
Планируемые результаты:
Предметные:
- дать представление о романсе (жанр вокальной музыки);
- узнать, что общего между романсом и песней и чем они отличаются друг от друга;
- узнать, какие темы привлекали внимание русских композиторов при создании романсов;
- узнать об основной идее русского искусства (музыкального, изобразительного, поэтического);
- познакомиться с романсовым творчеством Михаила Ивановича Глинки;
- учиться слушать, чувствовать поэтический мир романса «Жаворонок»;
- развивать вокально-хоровую грамотность.
Информационная:
- находить ключевые знания в текстовом материале;
- научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным текстами (живопись – И. Левитан, И. Грабарь, поэзия – Н. Кукольник);
- уметь оформлять краткие записи материала урока.
Социальная:
- воспитывать в себе толерантное отношение к мнению других людей (выполнение домашнего задания: «Дневник музыкальных наблюдений», С. 9);
- развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке.
Коммуникативная:
- воспитывать культуру речи через чтение и воспроизведение искусствоведческого текста [1; 53];
- формировать культуру анализа текста на примере приёма «описание» – описание содержание романса [1; 53];
- развивать культуру диалогической и монологической речи в процессе изучения учебного материала.
Личностные:
- находить возможность для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время [5; 5];
- направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством (самостоятельное прослушивание музыки в домашних условиях, приобретение записей классической музыки для домашней фонотеки, посещение концертов, обучение игре на музыкальных инструментах, чтение литературы по искусству).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
romansa_trepetnye_zvuki_3_urok.docx | 24.99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
2 четверть, 3 урок (5 класс)
Тема: Романса трепетные звуки
Цель урока: вслушаться и прочувствовать поэтический мир романса
Задачи урока:
- эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
- воспитание культуры слушателя, читателя, зрителя, исполнителя;
- формирование вокально-хоровых умений.
Планируемые результаты:
Предметные:
- дать представление о романсе (жанр вокальной музыки);
- узнать, что общего между романсом и песней и чем они отличаются друг от друга;
- узнать, какие темы привлекали внимание русских композиторов при создании романсов;
- узнать об основной идее русского искусства (музыкального, изобразительного, поэтического);
- познакомиться с романсовым творчеством Михаила Ивановича Глинки;
- учиться слушать, чувствовать поэтический мир романса «Жаворонок»;
- развивать вокально-хоровую грамотность.
Информационная:
- находить ключевые знания в текстовом материале;
- научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным текстами (живопись – И. Левитан, И. Грабарь, поэзия – Н. Кукольник);
- уметь оформлять краткие записи материала урока.
Социальная:
- воспитывать в себе толерантное отношение к мнению других людей (выполнение домашнего задания: «Дневник музыкальных наблюдений», С. 9);
- развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке.
Коммуникативная:
- воспитывать культуру речи через чтение и воспроизведение искусствоведческого текста [1; 53];
- формировать культуру анализа текста на примере приёма «описание» – описание содержание романса [1; 53];
- развивать культуру диалогической и монологической речи в процессе изучения учебного материала.
Личностные:
- находить возможность для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время [5; 5];
- направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством (самостоятельное прослушивание музыки в домашних условиях, приобретение записей классической музыки для домашней фонотеки, посещение концертов, обучение игре на музыкальных инструментах, чтение литературы по искусству).
Музыкальный материал:
- Романс « Жаворонок » (Н.Кукольник - М,Глинка );
- Романс «Ночь светла» ( слова: Л.Г. - М.Языков – музыка: Николай Шишкин);
- Романс «Гори, гори, моя звезда» (Б.Ахмадулина – А.Петров);
- Романс «А цыган идет…», в исполнении Н. Михалкова
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемого результата | Планируемые результаты: |
Организационный момент | Оценочный лист обучающегося на уроке: «Лучший собеседник» «Лучший слушатель» «Лучший исследователь» «Лучший исполнитель» | Предметные: - дать представление о романсе (жанр вокальной музыки); - узнать, что общего между романсом и песней и чем они отличаются друг от друга; - узнать, какие темы привлекали внимание русских композиторов при создании романсов; - узнать об основной идее русского искусства (музыкального, изобразительного, поэтического); | ||
Проверка домашнего задания | ||||
Изучение нового материала (актуализация и фиксирование затруднения) | Учитель: Вдохновенно и грациозно, ритмически разнообразно звучат испанские песни. Наибольшей популярностью в Испании в средние века пользовался напев, исполнявшийся под аккомпанемент гитары, арфы, клавесина. Когда появились такие песни, народный язык Испании называли романским, отсюда и произошло название «РОМАНС». [10] | |||
Контроль (реализация проекта выхода из затруднения) | - В романсе выражают себя и счастье, и одиночество; в нём звучит и народная речь, и сказочные повествования. - Романс уносит нас в страну фантастического Востока, завораживает испанскими ритмами, открывает галерею изящных античных образов. Романс и песня относится к жанру вокальной музыки.Романс – это обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением. Песня же может исполняться и хором, и без сопровождения. В романсе отражаются личные интересы человека с его радостями страданиями, его внутренним миром, полным разнообразных чувств. - Для композиторов романс стал тем жанром, в котором они могли выразить новые образы, картины, настроения. - В романсе зазвучали песни птиц и биение человеческого сердца, плеск воды и шелест дубрав. На иллюстрациях изображены русские просторы, картины природы, времена года.(самостоятельный ответ) - Внимание и любовь к окружающему миру – эта идея стала одной из главных в русском искусстве (поиск ответа, чтение и воспроизведение текста учебника «музыка», страница 71). Запись в тетради:Внимание и любовь к окружающему миру –главная идея русского искусства - Ранняя весна, ласковое дыхание земли, поток переливчатых звуков… всё как будто создаёт радостное и приподнятое, неповторимое ощущение наступающей весны. Ученик: …звонкие трели жаворонка, парящего высоко в небе. Ученик: Но всё же задумайтесь: нет ли в этой радости лёгкого оттенка печали – может быть, оттого, что ещё обнажены земля и деревья, что порой налетает холодный ветер. А может быть, возникающего из-за чего-то, что трудно объяснить словами. Не это ли состояние мечтательной грусти передал Глинка в своей мелодии? (Поэтический образ помогает составить учебник, страница 75) - приподнятое настроениемечтательная грусть | - Какие музыкальные образы воплотил романс? (поиск ответа, чтение и воспроизведение текста, страница 69 учебника по музыке) - Обратим внимание на сноску, данную в учебнике, «античный» – относящийся к истории и культуре древних греков и римлян. - Что общего между песней и романсом? - Какие темы чаще всего привлекали композиторов при создании романсов? (поискответа, чтение и воспроизведение текста учебника «музыка», страница 70) - В России романс был популярен в XIX веке. Перечисленные вами образы звучали в романсах русских композиторов Михаила Ивановича Глинки, Николая Андреевича Римского – Корсакова, Петра Ильича Чайковского, Сергея Васильевича Рахманинова. - Как вы думаете, почему авторы учебника по музыке приглашают нас понаблюдать, сопоставить, сравнить разные состояния природы, представленные на иллюстрациях страниц 70, 71, 72: Исаак Левитан «Цветущие яблони» и «Весна. Большая вода» - Михаил Иванович Глинка писал романсы на протяжении всей своей жизни. Лирические романсы композитора – это исповедь его души. Один из них – романс «Жаворонок» из вокального цикла «Прощание с Петербургом». Название «Прощание с Петербургом» вокальный цикл получил в связи с предполагавшимся отъездом Глинки за границу. Прощаясь с родиной, путешественник как будто вызывает в памяти любимые картины родной природы, воспоминания счастливого детства. Послушайте романс Михаила Глинки «Жаворонок». - Сколько в нём проникновенной сердечности, сколько нежной грусти и задушевной теплоты! - -- Какое настроение передал Глинка в романсе? | Чтение текста стихотворения(страница 74 учебника) Слушание музыки:СD, № 15 | - познакомиться с романсовым творчеством Михаила Ивановича Глинки; - учиться слушать, чувствовать поэтический мир романса «Жаворонок»; - развивать вокально-хоровую грамотность. |
Вокально-хоровая деятельность | При разучивании «Жаворонка» часто сложным оказывается исполнение фраз широкого дыхания, поэтому не следует слишком затягивать темп. Главное, чтобы исполнители передали характер музыки, чувства, настроение: | Исполнение мелодии учителем на инструменте, вокальное исполнение | ||
Рефлексия | Ученики определяют свой вывод урока. Среди них: «Романс – поэтический жанр. В романсе отражён огромный мир музыкальных образов. В романсе звучат разные чувства. В романсе есть внимание и любовь к окружающему миру. В романсе есть сердечность, нежная грусть, задушевная теплота. и, конечно, «лучший исследователь», «лучший слушатель» обратит внимание на эпиграф к уроку, на поэтическое слова Александра Фета: «Что не выскажешь словами, |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока музыки в 5 классе (ФГОС) программа Критской, тема: «Импрессионизм в музыке и живописи»
Данная публикация представляет собой технологическую карту открытого урока, в которой в сжатом виде последовательно изложены разделы урока и соответствующие им УУД.Тип урока: У...
Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"
Технологическая карта урока музыки.Предмет: музыкаУчитель: Кириленко Татьяна ВладимировнаКласс: 5Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.КритскаяУрок №5 согласно календарно-тематическому планированиюТема ...
Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Тема: «Оркестр русских народных инструментов»
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»Тема: «Оркестр русских народных инструментов»Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний)Цели: Образовательный аспект :·...
Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»
Задачи урока:1. Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....
Технологическая карта урока музыки 5 класс "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
Подробный опробованный ход урока в контексте с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока музыки 4 класс «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»
Технологическая карта урока музыки 4 класс, УМК: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская...
Технологическая карта урока музыки по теме «Мюзикл». 5 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕПО ТЕМЕ «Мюзикл»....