"Тонкая палитра оттенков" (6 класс)
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему

Дочкина Антонина Петровна

4 четверть, 6 урок (6 класс)

 

ТЕМА УРОКА:  Тонкая палитра оттенков.

Цели урока:  расширить знания учащихся о нюансах музыкальной динамики, формировать общую культуру учащихся, способствовать развитию эстетического вкуса на примерах лучших произведений музыкального и изобразительного искусства

Задачи:

Обучающая: закрепить представление о динамике в музыке

Развивающая: на основе эмоционально восприятия и ассоциативного мышления научить отличать звучание произведения

Воспитательная: возбудить интерес к анализу музыкального произведения

 

Планируемые результаты:

Личностные результаты

1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Метапредметные результаты

1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

Предметные результаты

- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

- развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность

- расширение музыкального и общего культурного кругозора;

Тип урока: обобщающий.

Методы: по назначению – применения знаний, творческой деятельности;

по типу познавательной деятельности – частично-поисковый,  ИКТ.

Оборудование: ПК, мультимедиа

Музыкальный материал: «Вальс» Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь», «Гроза. Буря» Из Симфонии №6 Л.Бетховена (фрагмент),  «Лунный свет» К.Дебюсси, О.Мессиан «Пробуждение птиц», «Песня- сказ о Мамаевом кургане», «Баллада о солдате».

 

 

ФОРМЫ РАБОТЫ:

- слушание (сопоставление и анализ) музыкальных произведений.

- исполнение песен

- просмотр наглядного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka.doc37.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25

с углубленным изучением  отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области

Урок музыки по теме «Тонкая палитра оттенков»

Подготовила и провела:

Учитель музыки ВКК

Дочкина А.П.

2015 год

4 четверть, 6 урок (6 класс)

ТЕМА УРОКА:  Тонкая палитра оттенков.

Цели урока:  расширить знания учащихся о нюансах музыкальной динамики, формировать общую культуру учащихся, способствовать развитию эстетического вкуса на примерах лучших произведений музыкального и изобразительного искусства

Задачи: 

Обучающая: закрепить представление о динамике в музыке

Развивающая: на основе эмоционально восприятия и ассоциативного мышления научить отличать звучание произведения

Воспитательная: возбудить интерес к анализу музыкального произведения

Планируемые результаты:

Личностные результаты

1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Метапредметные результаты

1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

Предметные результаты

- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

- развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность

- расширение музыкального и общего культурного кругозора;

Тип урока: обобщающий.

Методы: по назначению – применения знаний, творческой деятельности;

по типу познавательной деятельности – частично-поисковый,  ИКТ.

Оборудование: ПК, мультимедиа

Музыкальный материал: «Вальс» Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь», «Гроза. Буря» Из Симфонии №6 Л.Бетховена (фрагмент),  «Лунный свет» К.Дебюсси, О.Мессиан «Пробуждение птиц», «Песня- сказ о Мамаевом кургане», «Баллада о солдате».

ФОРМЫ РАБОТЫ:

- слушание (сопоставление и анализ) музыкальных произведений.

- исполнение песен

- просмотр наглядного материала.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

1.Организаци-онный момент

Дети заходят под музыку Звучит «Вальс» Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

Организационный момент: представление и музыкальное приветствие.

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте, учитель!

Личностные результаты

1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности,

2.Актуализа-ция опорных знаний.

Конечно слышали! Она так громко грохочет, что иногда даже становится жутко и страшно. Её слышно в каждом доме, в каждой квартире, в каждой комнате.

Бывает, что гроза как бы подкрадывается, разгоняется… Сначала тихо, а потом все громче и громче, а в конце как бабахнет! А бывает, что дождь заканчивается и гроза тоже постепенно утихает.

Можно, с помощью различных средств музыкальной выразительности: особого ритма, мелодии, гармонии, определённых тембров, например, добавить много ударных и шумовых инструментов, которые будут играть то громко, то утихая, как настоящая гроза.

- А слышали ли вы когда-нибудь как гремит гроза?

- А как она гремит? Звучание её грохота всегда одинаково, оно статично? Или все-таки гроза бывает и тихой?

Да, вы правы! Такое действительно случается!

- А как вы думаете, можно ли изобразить грозу в музыке? Если можно, то как? С помощью чего?

художественном и самобытном разнообразии.

2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

3. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока

Гроза начинается не сразу, с самого начала складывается ощущение, что начинается дождь: небо хмурится, ветер, первые капли дождя, а потом начинается гроза! Через некоторое время все успокаивается и тучи будто бы рассеиваются!

В конце произведения музыка просветляется, мажор сменяет минор. Музыка затихает.

Шторм изображен в холодных темно сине-зелёных тонах, картина передаёт движение и шум моря. В бетховенском сочинении это скорее гроза. А вот озеро спокойно, в тёплых тонах, тихое, это просветление.

«Тонкая палитра оттенков».

Динамика.

(Ключевые моменты и название темы записали в тетради)

КреЩЕНДО! ДИМИнуэндо! (Слова проговаривать несколько раз, добиваясь интонации, свойственной crescendoили diminuendo) ФОРТЕ! ГРОМКО! Пиано. Тихо.

 Молодцы! Хорошо подметили. Сегодня мы познакомимся с произведением Л. Бетховена, великого немецкого композитора, который жил в конце 18-начале 19 века. Он написал симфонию, шестую по счету, в которой использовал сцену грозы. Давайте внимательно прислушаемся к грозе, которую сочинил Бетховен: сразу ли она начинается или постепенно, насколько она громкая, что ещё слышится в музыке? Слышен ли дождь и ветер в музыке? Какие они?

Слушание: Л. Бетховен. «Гроза. Буря.» Из симфонии № 6. Фрагмент.

- А как вы поняли, что в конце тучи рассеялись и гроза успокоилась? Какую подсказку нам даёт композитор, что использует?

Правильно! Откройте учебники на стр.126. Обратите внимание, тут две картинки: Левитан и Айвазовский. Какими красками изображено спокойное озеро, и какими шторм? Сопоставьте их с услышанным бетховенским произведением!

Итак, какая же тема сегодняшнего урока?

 И вот теперь давайте изобразим громкостную динамику бетховенской грозы в виде схемы. Для этого мы будем использовать специальные музыкальные символы, которые очень похожи на математические знаки – больше и меньше. Сравним эти символы…

 Такой характер музыки можно схематично изобразить музыкальными знаками «крещендо» и «диминуэндо», то есть постепенное усиление и ослабление динамики (силы звучания). В музыке знак нарастания звучности называют crescendo (крещендо), оно начинается с тихого звука(пиано) и постепенно доходит до самого громкого(форте). Ослабление звучности музыканты называют diminuendo (диминуэндо).

Диминуэндо начинается с громкого звука (форте), постепенно утиxaя. Таким образом, можно проследить несколько вариантов развития громкостной динамики в музыке: 1. Тихо-громче-громко (крещендо); 2. Громко-тише-тихо (диминуэндо).  Здесь есть одна важная особенность: крещендо и диминуэндо – это всегда плавный и постепенный переход от одного звучания (например, тихого) к другому (громкому), оно не бывает резким !!! (показ указкой на доске) Давайте хором повторим эти слова!

Метапредметные результаты

1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

4. Изучение нового материала

(пиано)

Луна печалилась. Смычками в забытьи

Водили ангелы. Из трепетной груди

Виол в тиши цветов рождался плач горючий

То белых, как туман, то голубых созвучий.

Слушая данный фрагмент, мы буквально видим, как первые лучи восходящего солнца нежно касаются высоких вершин гор, как постепенно они опускаются всё ниже и ниже и в момент кульминации как будто заливают своим ослепительным сиянием всё необозримое горное пространство.

Динамика – одно из самых ярких выразительных средств музыки.

На протяжении всей пьесы господствует «p», но оно постоянно то уходит, то возвращается к «pp» и даже  «ppp».

Это едва уловимое колебание передаёт всю красоту очаровательной лунной ночи, наполненной тишиной.

Игра «Эхо».

-  Музыкальная динамика возвращает нас к первоистокам музыки. Ведь громкие и тихие звуки существуют и вне музыкальных произведений. Гроза гремит, а моросящий дождик шуршит чуть слышно; грозен шум морского прибоя, а плеск озера ласков и совсем не страшен. По-разному звучит эхо в лесу: то передразнивая наш голос почти рядом, то замирая в отдалении.

   Представим себе, как шумит ветер в кронах деревьев, сначала чуть прикасаясь к листьям, затем становясь всё громче, всё сильнее. В момент кульминации он захватывает всю крону целиком, заставляя её раскачиваться, шуметь, и лишь затем постепенно ослабляет свой напор до полного успокоения.

   

Итак, мы говорим с вами о тонкой ее палитре, т.е об ее оттенках.

Обратимся к пьесе «Лунный свет» К.Дебюсси.

 - Можем ли мы по названию пьесы определить основные динамические оттенки произведения?

 Эпиграфом к прослушиванию станут строки из стихотворения С.Маллармэ «Явление»:

Задание: проследите за изменением силы звучания в пьесе.  - Что мы видим , слушая данный фрагмент?

Пьеса «Лунный свет» К.Дебюсси (слушание)

Краски, звуки, ароматы, звучащий свет – это мерцание передаётся в музыке Дебюсси как будто на грани мыслимых возможностей.

 - Какая картина предстала перед вами при прослушивании?

Пленительная лунная ночь, полная волшебного очарования, таинственная и загадочная, - таков образ этой музыки.

Слушая «Лунный свет» испытываешь впечатление полной зримости лунного света, каждой веточки, каждого сучка на его фоне, каждого еле уловимого шороха.

Всё, что звучит в музыке, напоминает утончённую ажурную ткань, сотканную из нежных динамических оттенков.

 - Каких, по-вашему?

 - Только ли пиано присутствует в пьесе?

 (например, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff, а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии — fffff)

Молодцы! А теперь, давайте проиграем в игру! Игра называется «Эхо». (Класс условно делят на три ряда, ведущий-учитель задаёт команды - крещендо или диминуэндо, громко или тихо, кроме того, учитель показывает какой ряд будет вступать. В первом случае (крещендо) ребята, начиная с первого заданного ряда по порядку должны произнести слово «А у!» (или просто простучать по парте – допустимы любые варианты) тихо-громче-громко соответственно, и тд. по аналогии (если громко, то три ряда проговаривают слово с одинаковой громкой звучностью)

Предметные результаты

- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; - развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность

- расширение музыкального и общего культурного кругозора

6. Распевание и разучивание

Исполнение песен Баллада о солдате»  и «Песня- сказ о Мамаевом кургане».

- Определите, пожалуйста, динамические оттенки в песнях «Баллада о солдате»  и «Песня- сказ о Мамаевом кургане», аргументируйте ответы.

7. Рефлексия деятельности Подведение итогов урока.

Оценки  за урок.

Динамика в музыке – это изменение силы звучания, либо нарастание, тогда это крещендо (от тихого пиано до громкого форте), либо спад (от громкого форте до тихого пиано), диминуэндо. Если музыка громкая, то тогда форте, если тихая, то пиано. Динамика – это тишина и громкость в музыке и их развитие. Динамика нужна для того, чтобы музыка точнее выражала тот или иной образ или смысл, задуманный композитором.

Молодцы! Сегодня мы познакомились с вами с ещё одним средством музыкальной выразительности – это динамика! Что же это такое? И для чего она нужна?

 - Где, помимо музыки, проявляет себя динамика?

 - Как громкостная динамика участвует в создании образа летней грозы из Симфонии №6 Л.Бетховена?

- Какие динамические оттенки использовал К.Дебюсси для передачи тихого очарования лунной ночи?

Составление синквейна по теме урока.

Проверочный тест усвоения знаний по теме урока.

Личностные результаты:

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Предметные результаты

- развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов

8. Домашнее задание

 Составить динамическую схему песни «Баллада о солдате»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию во 2 классе специальной общеобразовательной (коррекционной) школе VIII вида "Путешествие по радуге" (закрепление представлений об основных цветах и их оттенках).

Презентация разработана для занятия обобщающего занятия во 2 классе специальной общеобразовательной (коррекционной) школе VIII вида по теме "Основные цвета и их оттенки". Цвет определяется как светово...

Проверь себя. Игра. Тонкая линза 8 класс

Презентация, применение которой позволяет в игровой форме  обобщить знания по теме "Тонкая линза"...

Внеклассное мероприятие "Восток-дело тонкое" для 5 классов

Конспект внеклассного мероприятия "Восток -дело тонкое".Мероприятие получилось увлекательным. Учащиеся 5 класса были очень активными ,подготовили стихи о Древней Индии и Древнем Китае. Каждая команда ...

Тест по литературе «Чехов А.П. «Толстый и тонкий»» для 6 класса

Тест по литературе «Чехов А.П. «Толстый и тонкий»» для 6 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Палитра" 6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Палитра» разработана для занятий с учащимися 6 классов в  соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего  образовани...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Палитра" 7 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Палитра» разработана для занятий с учащимися 7 классов в  соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего  образовани...

Тест по литературе «Чехов А.П. «Толстый и тонкий» для 6 класса

Тест по литературе «Чехов А.П. «Толстый и тонкий» для 6 класса...