Мюзикл. Любовь - вечная тема в искусстве. Периоды развития.
методическая разработка по музыке (8 класс) на тему
8 класс
II четверть
3 урок
Тема: Мюзикл. Любовь - вечная тема в искусстве. Периоды развития.
Цели:
Познавательная: учащиеся должны усвоить отличительные черты мюзикла, историю его развития.
Развивающая: учащиеся должны уметь сравнивать произведения разных жанров, пользоваться музыкальными терминами.
Воспитательная: подвести к пониманию значимости музыкального искусства в жизни современного человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka.doc | 75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
8 класс
II четверть
3 урок
Тема: Мюзикл. Любовь - вечная тема в искусстве. Периоды развития.
Цели:
Познавательная: учащиеся должны усвоить отличительные черты мюзикла, историю его развития.
Развивающая: учащиеся должны уметь сравнивать произведения разных жанров, пользоваться музыкальными терминами.
Воспитательная: подвести к пониманию значимости музыкального искусства в жизни современного человека.
Средства обучения, технические средства: компьютер, проектор, презентация, буклет
Ход урока.
«Все виды искусства служат главному
искусству – искусству жить на Земле»
Бертольд Брехт
1. Организационный момент урока. Проверка готовности учащихся к уроку.
В последнее время мы часто слышим о постановках мюзиклов на театральных сценах. Этот жанр очень популярен сегодня. Еще недавно мюзикл "Метро" был экзотикой. Сегодня мюзиклы создаются с огромной скоростью. Уже есть спектакль-рекордсмен - "Норд-Ост", который выращен на российской почве. Он успешно конкурирует с зарубежными шоу и держит первенство: за 10 месяцев в Москве его сыграли более 250 раз. В чем популярность мюзикла?
Что такое мюзикл? Каковы его особенности, разновидности? Чем он отличается от оперетты? На эти вопросы мы ответим на этом уроке (см. слайд №4.)
2. Рассказ учителя о жанре мюзикла.
Мюзикл - это музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыкального, драматического, хореографического и оперного искусств. Их сочетание и взаимосвязь придали мюзиклу особую динамичность, характерной чертой многих мюзиклов стало решение серьезных драматургических задач несложными для восприятия художественными средствами.
Мusical - мыозикл, или, как чаще пишут и говорят, мюзикл -сокращенная форма понятий Мusical comedy (музыкальная комедия) и Мusical р1ау (музыкальная пьеса, музыкальное представление).
Возник этот жанр в США в начале XX в. в результате синтеза балладной оперы, оперетты, ревю, водевиля, бурлески, профессиональной эстрадной песни и характерных американских эстрадно-концертных представлений.
Сейчас мюзикл - один из самых модных жанров современного театра. Некоторые считают его американской разновидностью оперетты, поскольку именно в американском музыкальном театре произошел тот качественный скачок, который позволяет многим рассматривать мюзикл как самостоятельный сценический жанр, хотя и находящийся в отношениях близкого родства и преемственности с опереттой.
Характерные особенности мюзикла (слайд № 5.):
- широта жанрового диапазона (комедия, драма, трагедия);
- ведущая роль музыки эстрадного плана;
- равноправие музыки, танца и разговорного жанра в драматургии спектакля;
- в основе - литературные произведения, завоевавшие широкую популярность и доказавшие свою художественную полноценность;
- стремление к содержательности, высокой идейности, глубине мысли, серьезности проблематики.
Разновидности мюзиклов (слайд № 6.):
- Мюзикл-опера - разновидность, которая сочетает в единстве свойства и признаки обоих жанров. Например, «Шербургские зонтики» М. Леграна, «Иисус Христос - суперзвезда» Э. Уэббера, «Орфей и Эвридика» А. Журбина, мультфильм «Бременские музыканты» Г. Гладкова.
- Мюзикл-оперетта - жанр, сочетающий характерные черты оперетт и мюзикла. Например, «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, «Вестсайдская история» Л. Бернстайна, «Звуки музыки» Р. Роджерса и т. д.
- Мюзикл-драма - жанр опирается на разговорный диалог. Например, «Трехгрошовая опера» Бертольда Брехта, муз. К. Вейля.
- Мюзикл-обозрение - эстрадное ревю, но скрепленное драматическим сюжетом: К/ф «Веселые ребята», муз. И. Дунаевского.
Различия
Мюзикл | Оперетта |
1. Театральная форма, где музыка является одним из средств музыкально-сценического действия наряду с хореографией, пластикой, постановочными эффектами | 1. Выдержанная музыкальная форма с ансамблями и финалами, лейтмотивами и элементами симфонического развития |
2. Главное - литературный материал | 2. Главное - музыка, высокие вокальные требования к певцам |
3. Высокий литературный уровень (Т. Плавт, У. Шекспир, М. Сервантес и т. д.), интересная проблематика, оригинальные характеры. | 3. Либретто развлекательного характера |
4. Обращается к аудитории языком бытовой и эстрадной музыки | 4. Развернутые многоэпизодные финалы актов |
5. Хореограф - второй постановщик, иногда главный | 5. Балетные сцены дивертисментного типа, роль второстепенная |
6. Большое внимание пластике | 6. Интенсивное использование вокала |
(слайд № 7)
Традиционный взгляд на мюзикл как на искусство развлекательное не исключает того, что это искусство служит своеобразным зеркалом общественной жизни. Художественные завоевания мюзикла позволили ему стать достоянием не только какой-то одной нации, но и оказывать серьезное воздействие на современный музыкальный театр.
- Мы обращаемся сегодня к мюзиклу Л. Бернстайна «Вестсайдская история». Немного о композиторе. (См. слайд № 10, 11.)
3. Рассказ о композиторе Л. Бернстайне и его «Вестсайдской истории»
Леонард Бернстайн (1918-1990). Американский дирижёр, композитор, пианист, музыкальный деятель, педагог. Окончил Гарвардский университет и музыкальный институт Кёртис (Филадельфия). Ученик У. Пистона (композиция), Ф. Рейнера и С. А. Кусевицкого (дирижирование). Ассистент дирижёра (1943— 1944), дирижёр (1957-1958), главный дирижёр (1958-1969) Нью-Йоркского филармонического оркестра и городского оркестра «Нью-Йорк Сити симфонии» (1945-1948). Выступал в концертах как дирижёр и одновременно исполнитель фортепианной партии в собственных и классических оркестровых сочинениях. Бернстайн - один из крупнейших дирижёров, выдающийся интерпретатор классической, а также современной музыки, в том числе сочинений Шостаковича, Малера. Выступал в Венской опере (поставил «Фальстафа» и свою оперу «Тихое место», 1986). Среди записей «Сомнамбула» (солисты Каллас, Валетти,, «Кармен» (в заглавной партии Хорн), «Фиделио». Среди сочинений: оперы «Волнения на Таити» (1952, Уолтем), «Тихое место» (1986, Вена), оперетта «Кандид» (1956, Нью-Йорк), балеты, 3 симфонии, вокальные циклы. Бернстайн удостоен премии Э. фон Сименса.
Широко известны его мюзиклы, в том числе «Вестсайдская история» (1957, Нью-Йорк). (см.слайд №11) Находясь в рамках жанра, Бернстайн вводит в мюзиклы оперные формы, а также добивается в них сквозного симфонического развития. В его музыке мастерски претворены ладогармонические, ритмические особенности джаза, негритянских, мексиканских и других народных песен. В своих сочинениях Бернстайн использует разнообразные музыкальные средства - уличные песенки, рок-н-ролл (например, в «Мессе», 1971).
Бернстайн пришел к смелой мысли - взять за основу либретто трагедии «Ромео и Джульетта» и перенести действие в современную Америку. Место действия - Нью-Йорк, точнее, его западные окраины (Вест-Сайд), населенные бедняками. Конкурирующие молодежные группировки «Ракеты», куда входят «тинэйджеры» -уроженцы Нью-Йорка, и «Акулы», объединившие пуэрториканцев из семей бедных иммигрантов с острова Пуэрто-Рико. Пара влюбленных связана с этими группировками, что делает их любовь обреченной. Юноша (Тони) хочет положить конец вражде, но тщетно. К тому же он убивает брата возлюбленной (Марии) (как в трагедии У. Шекспира) - одна из кульминаций трагедии.
Слушание: «Ария Марии».
4. Периоды развития мюзикла.
Мюзикл - дитя XX столетия. Всю его историю можно разделить на два больших периода.
Первый период (1900-1930) характеризуется произведениями, которые носят явно выраженный развлекательный характер. Эти произведения должны были удовлетворять спрос преуспевающего бизнесмена того времени. Среди композиторов можно выделить имена Виктора Херберта, Рудольфа Фримля, Джорджа Коэна.
Второй период связан с экономическим кризисом 1929 г. Мюзикл не остается безучастным к проблемам экономики, политики. Серьезными становятся темы и сюжеты: гражданская война в Америке - «Цветущая девушка» Гарольда Арлена (1946 г.), вторая мировая война - «Южный Тихий океан» Ричарда Роджерса (1948 г.), ироническая интерпретация легенды о равенстве всех людей и воплощение картин жизни в трущобах Нью-Йорка и т. д.
Послевоенные десятилетия стали для мюзикла триумфом. Он шагнул за пределы Америки и отправился покорять мир. В этот период появляются такие признанные шедевры, как «Целуй меня, Кейт» Коула Портера и «Моя прекрасная леди» Фридерика Лоу.
Во второй половине XX в. мюзикл проникает на театральные подмостки Европы. В Англии появляется произведение, завоевавшее всемирное признание - мюзикл «Оливер» Л. Барта.
«Я рассматриваю сцену вовсе не как средство убежать от реальности, - заявил Лайонель Барт в одном интервью, - я убежден, что и мюзикл должен объяснять жгучие вопросы современности».
Таким образом, мюзикл приобретает не только содержательность и глубину, но и пользуется более серьезными выразительными средствами. Усложняется драматургия, совершенствуются хореографические формы, музыка получает сквозное развитие, порой приобретая черты симфонизма.
Опытом западных коллег воспользовались и русские композиторы, создавшие ряд удачных мюзиклов. 24 декабря 1934 г. - премьера музыкальной комедии режиссера Григория Александрова и композитора И. Дунаевского «Веселые ребята». За ней последовали новые работы этих же авторов - «Цирк» (1936 г.), «Волга-Волга» (1938 г.), «Светлый путь» (1940 г.), «Весна» (1946 г.).
Период высшего расцвета отечественного мюзикла приходится на 60-70-е годы, когда появились такие композиторы как Г. Гладков (м/ф «Бременские музыканты»), А. Рыбников («Юнона и Авось»), М. Дунаевский («Мэри Поппинс, до свидания») и т. д.
В 1985 г. на лондонской сцене появляется парижская постановка мюзикла «Отверженные» (1980). За этим красочным шоу по мотивам одноименного романа В. Гюго последовала постановка мюзикла «Мисс Сайгон» (1989), действие которого происходит во время войны во Вьетнаме. Авторы обоих мюзиклов Мишель Шон-берг и Ален Бубиль. Осовременив сюжет оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй», они лишний раз подтвердили высокий художественный уровень и широту тематики современного мюзикла.
Знакомство с мюзиклом «Нотр-Дам де Пари» (см. слайд № 12.)
И, наконец, 1998 г. - премьера мюзикла «Нотр-Дам де Пари» Люка Пламмонда (автор сюжета) и Ришара Кошана (композитор). На этом уроке мы проследим за развитием мюзикла от развлекательного жанра до жанра, способного соперничать с оперой и
балетом. Обратим внимание на мюзикл «Нотр-Дам де Пари», который попал в книгу рекордов Гиннеса - как самый успешный мюзикл.
Люк Пламмонд долго искал героя своего мюзикла. Он перечитывал роман В. Гюго «Собор Парижской богоматери», пересматривал уже снятые фильмы на этот сюжет, пока не понял, что эта история должна принести успех мюзиклу хотя бы во Франции, где любят свою историю и все французское. И, действительно, билеты на премьеру были раскуплены за шесть месяцев до самой премьеры. Только дисков выпущено более 7 миллионов.
Собор Парижской богоматери - символ Парижа. (Буклет о соборе) Он расположен в старой, средневековой части французской столицы, на острове Ситэ. Его строили почти без перерывов 185 лет (начали строительство в 1160 г.) (см. слайд № 13.)
Нотр-Дам прославился скульптурными чудовищами, которые украшают водостоки (см. слайд № 14.)
Французская революция отменила религию, и собор на время превратился в храм Принты. Наполеон в 1802 г. вернул собору имя Парижской богоматери и даже короновался в нем. Но парижане не слишком любили этот большой (высота 35 м, длина 130 м, высота колоколен 69 м, вес колокола Эммануэль - 13 тонн, его языка - 500 кг) и старый собор ... до 1831 г., когда появился роман В. Гюго «Собор Парижской богоматери».
Средневековый готический собор простоял в самом центре Парижа почти тысячу лет. Он был свидетелем всех событий французской истории. Не удивительно, что В. Гюго выбрал именно этот собор как фон для своего романа.
Очень коротко - сюжет романа.
Горбун Квазимодо - звонарь собора (см. слайд № 15.) Несмотря на отвратительную внешность, Квазимодо добр и чуток. Ему нравится его работа, нравится серебряный колокольный звон и жизнь в соборе, где его никто не обижает. Но горбун влюбляется в цыганку Эсмеральду, которая поет и танцует на площади.
Знаменитая главная песня «Ве11е» - ее выпустили раньше, и она сразу стала хитом. Почему?
Слушание «Ве11е»
В романе переплетаются трагические и романтические события, любовь, ревность и ненависть. Квазимодо сможет доказать свою любовь Эсмеральде, но слишком поздно. Эсмеральда гибнет, и горбун умирает на ее могиле.
Итог. Тема трагической любви продолжает волновать и художников и слушателей. Человек обращается к искусству прошлого, чтобы через него познать законы нравственные, законы человеческих отношений. Сочетание тонкого лиризма и высокой трагедии делают этот мюзикл нестареющим образцом высокого искусства.
Мюзиклы разные по содержанию, настроению и по художественной форме стали одним из ярких театрально-музыкальных явлений нашего времени. ( слайд №16.)
Итог:
- Как вы думаете, что способствовало рождению нового жанра - жанра мюзикла? ( Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки)
К какой разновидности мюзиклов относится этот мюзикл? Музыка легкая или серьезная?
5. Д/З: знать о мюзикле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок музыки "Любовь - вечная тема в искусстве" 8 класс
урок в 8 классе "любовь - вечная тема в искусстве". цели урока: обучать умению ориентироваться в различных областях музыки, раскрыть на примерах различной музыки тему любви....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 8 КЛАССЕ "ЛЮБОВЬ - ВЕЧНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ"
НА УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ОБЩИМ ТВОРЕНИЕМ ДВУХ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ: М.И.ГЛИНКИ И А.С. ПУШКИНА -ИХ РОМАНС "Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНИЕ"; УЗНАЮТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ РОМАНСА: РАССУЖДАЮТ О С...
Урок мировой художественной культуры. Тема: "Вечные темы в искусстве. Любовь"
Вид урока: интегрированный урок; урок МХК.Форма урока: комбинированный урок, включающий в себя проблемно-поисковое задание (самостоятельная работа учащихся), лекцию учителя с мультимедийным сопровожде...
Презентация к уроку музыки "Мюзикл. Любовь- вечная тема в искусстве"
В презентации использованы материалы для иллюстрации урока музыки по теме "Мюзикл. Любовь- вечная тема в искусстве" на примере французского мюзикла "Нотр-Дам де Пари" Ричарда Коччанте и Люка Пламмонда...
Конспект открытого урока на тему : «Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история».
Конспект открытого урока на тему :«Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история»....
Презентация для открытого урока на тему : «Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история»
Презентация для открытого урока на тему : «Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история»...
Презентация Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Периоды развития
эта перезнтация содержит иллюстративный и демонстрационный материал к уроку в 8 классе "Любовь - вечная теме в искусстве. Мюзикл. Периоды развития."...