«Манера исполнения песни «В саду ягода-малина»
план-конспект занятия по музыке (5 класс) на тему

Дочкина Антонина Петровна

Цель занятия: Исследовать манеру исполнения музыкального произведения (песни «В саду ягода- малина»), как оно развивается, и развиваясь, меняется.

.Стратегические цели занятия:

1)      Развитие творческого воображения, умений исследовать музыкальное произведение: выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать;

2)      Выявление роли каждого из компонентов в содержании музыкального произведения;

3)      Воспитание культуры исполнения и восприятия музыкального произведения.

 

 Задачи:

          1) Организовать деятельность учащихся по исследованию музыкальных средств выразительности музыкального      произведения, выявлению   роли каждого из компонентов и их взаимодействия;

         2) Формировать у учащихся умение анализировать музыкальное произведение;

         3) Воспитывать   бережное отношение к   русской музыке, народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon manera_ispolneniya_pesni.doc72.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25

с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района

                                                       

План – конспект, открытого занятия «Россошанской слободы»

по теме: «Манера исполнения песни «В саду ягода-малина»

Подготовила и провела:  

                                                                    учитель музыки                                                            

Дочкина Антонина

                                                       Петровна

Россошь

2014г.

Тема занятия: «Манера исполнения песни «В саду ягода- малина».

Цель занятия: Исследовать манеру исполнения музыкального произведения (песни «В саду ягода- малина»), как оно развивается, и развиваясь, меняется.

.

Стратегические цели занятия:

  1. Развитие творческого воображения, умений исследовать музыкальное произведение: выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать;
  2. Выявление роли каждого из компонентов в содержании музыкального произведения;
  3. Воспитание культуры исполнения и восприятия музыкального произведения.

 Задачи:

          1) Организовать деятельность учащихся по исследованию музыкальных средств выразительности музыкального      произведения, выявлению   роли каждого из компонентов и их взаимодействия;

         2) Формировать у учащихся умение анализировать музыкальное произведение;

         3) Воспитывать   бережное отношение к   русской музыке, народному творчеству.

Используемые приёмы, методы, технологии обучения:

Методы и приёмы: диалог, моделирование, наглядный, частично- исследовательский, интонационный анализ, деятельностный, мультимедиа метод, музыкально-пластического движения, музицирования, эффект сюрприза.

Технологии обучения:

  • Проблемное обучение
  • Технология развивающего обучения
  • Технология сотрудничества
  • Технология диалогового обучения;
  • Здоровьесберегающая технология.

Оборудование и основные источники информации: компьютер, экран, проектор, ноты и текст русской народной песни «В саду ягода- малина», презентация к уроку, баян, музыкальные инструменты, атрибуты одежды.

Прогнозируемый результат:

1. Формирование информационно - комуникативнной культуры учащихся (умение вести диалог, работа в группах).

2. Отработка умений исследования музыкального произведения (анализ, сравнение, обобщение, доказательства).

3. Воспитание уважительного и бережного отношения к музыке русского народа.

Формировались ключевые компетентности:

  • Учебно – познавательная;
  • Учебно – информационная (умение работать с печатными текстами, фотоматериалами и извлекать информацию из предложенных источников);
  • Коммуникативная (умение договариваться, выполнять различные роли в группах, вести диалог).

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

                                                     1. Организационный

 момент

Учитель предлагает зайти детям под музыку р.н.п. «В саду ягода- малина».

Учащиеся, входя в класс, двигаются соответственно музыке, пропуская, проживая её через себя.

(Слайд № 1позволяет познакомить учащихся с музыкой и ввести их в   тему занятия.  Музыка усиливает эстетический эффект, позволяет создать положительный эмоциональный настрой).

                                               2. Актуализация знаний и

постановка проблемы

- Под какую музыку вы вошли на наше занятие?

- Какой вид народной песни вы услышали?

- Вспомните какие еще бывают виды русской народной песни?

- Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке.

Тема: Манера исполнения песни «В саду ягода- малина».

Цель: будем заниматься исследованием манеры исполнения песни, как она развивается и, развиваясь, меняется (для этого мы проанализируем- найдём главное, сравним, обобщим наши исследовательские умения)

- Что вам помогло определить, что это песня?  

- О чём рассказала песня? Всё вспомнили? Сравним.

Исследуем слова песни.

Сколько куплетов в песне? Посмотрите повнимательнее закончилась песня? Просится продолжение?

исследуем мелодию песни (исполнение 1-го куплета и припева).

  - А какой характер носит песня?

- Что вам помогло понять, что песня носит радостный характер?

 -  Как вы думаете, почему куплет звучит в медленном темпе, а припев в быстром?

 - А как исполняли песни в старину? Исполнение песни в хороводе.

Слушание песни «В саду ягода- малина» в исполнении Надежды Бабкиной и ансамбля «Русская песня»

- Что мы с вами услышали? Были ли какие- ни будь изменения?

После исполнения песни учитель предлагает сравнить:

-Получилось у нас, как в старину? 

 Докажите.

- А сколько лет песне?

-Песню можно исполнить по - другому? А мы можем придумать свой вариант исполнения песни? В нашем веке?

Давайте вспомним: а что нам может помочь в исполнении песни?

- А какие музыкальные инструменты могут сопровождать русскую народную песню?

Дети высказывают свои версии по теме урока. (Слайд 3   позволяет, усилить восприятие за счёт выделения смысловой информации средствами анимации).  

Отвечают на вопросы учителя по песне. Ведут диалог с учителем (хороводная и плясовая).

Виды народной песни: хороводные, исторические, свадебные, трудовые, былины, лирические, городские песни, частушки.

-О русской народной песне «В саду ягода- малина» или «Калинка».

Дети анализируют русскую народную песню «В саду ягода-малина» опираясь на ранее полученные знания.

(У нее есть слова, мелодия)

Рассматривают слайд №7. Дети сравнивают всё ли сказали по тексту песни.

Дети: три (глядя на слайд с текстом). Ведут диалог с учителем.

Дети: продолжение не просится, песня завершена.

Рассматривают слайд №8.

Работа с графической   записью песни. Ведут диалог с учителем.

Этот вид деятельности помогает формировать у учащихся навыки активного слушателя. Позволяет учащимся погрузится в интонационный анализ мелодии.

Радостный.

Дети: Мелодия.

Ассоциации детей к образу.

Ведут диалог с учителем. Дети высказывают свои версии о хороводе: хор водить, т.е. петь и танцевать, хождение за солнцем. Ведут диалог с учителем и доказывают свою точку зрения.

 Исполнение песни в хороводе. Учащиеся создают круг и водят хоровод «В саду ягода- малинка».

 

Это позволяет

  • учащимся вернутся к истокам, к корням исполнения песни
  • за счёт ярких иллюстраций, средств анимации поддерживать интерес к изучаемому материалу и  познавательной активности учащихся.

Дети, проанализировав, делают выводы по исполнению песни в хороводе. Дети доказывают, что у них получилось водить хоровод, как в старину: круг, взявшись за руки и т.п.

Справка: (Кали́нка (от названия растения калина) — популярная русская песня. Долгое время считалась русской народной песней; на самом деле текст песни и музыка были написаны в 1860 году композитором, литератором и фольклористом Иваном Петровичем Ларионовым и песня была впервые исполнена на любительской сцене в Саратове в спектакле, музыку к которому он написал. А вскоре Ларионов, по просьбе известного в то время певца и создателя хора народной песни Агренева-Славянского, с которым он был в приятельских отношениях, отдал эту песню в его репертуар. С хора Славянского и началась популярность «Калинки»).

Музыкальные инструменты

Дети определяются с инструментами.

                                                              3. Работа  в    группах.    

4. Рефлексия.

                                                                            Организация  

Учитель предлагает детям произвольно разделиться на группы для моделирования своего варианта песни.

Договориться с учащимися, что для этого берём только первый куплет. Учитель направляет процесс создания своих вариантов исполнения песни в подгруппах, работу эксперта.

Сначала создается музыкальный аккомпанемент, затем звучит фрагмент песни.

Учитель смотрит, слушает, участвует в исполнительской деятельности учащихся. Учитель помогает, корректирует, комментирует, направляет ответы эксперта, даёт свою оценку работы в группах.

Выводы:

  • У нас получилось исследовать манеру исполнения песни «В саду ягода- малина»? Проанализировали текст, мелодию, движения в песне (хоровод), историческое начало песни. Придумали новые варианты исполнения песни. Песня развивалась и менялась в процессе времени и в процессе её исполнения;
  • В исполнение песни внесли много нового, интересного от этого песня изменилась. Появление нового варианта песни зависит от того, что желает донести до нас исполнитель.

Рефлексия: Воспроизведение увиденного и услышанного на уроке в завершении предложений.

                      Я узнала…

                      Я понял…

                      Я научилась…

                      Я удивился…

                      Мне было…

                      Я хочу узнать!

Музыкальный подарок. Учитель включает песню «В саду ягода- малина» в исполнении Никиты.

работы учащихся

Учащиеся делятся на группы. Детям предлагается выбрать эксперта из учащихся, посещающих кружок.

Эксперту предлагается алгоритм экспертной оценки:

  • Что нового внесли исполнители в песню;
  • Какую группу исполнителей отметил бы и почему (обосновать свой ответ)

Группы моделируют свой вариант исполнения песни. Для исполнения своих вариантов дети используют: голос, музыкальные инструменты -музицирование, танец-пластическое движение под музыку, индивидуальное исполнение, исполнение дуэтом, в современной обработке, используя разные музыкальные стили и т.п.

Исполнение группами своего варианта песни.

Экспертная оценка (рефлексия исполнения песни - экспертом).

(Данный вид деятельности, используя приём группировки, осознать ценность совместной деятельности, помогает получить новые умения, навыки, выделять главное, обобщать, делать выводы, провести рефлексию исполнения песни в разных вариантах, сделать определённые выводы)

Эффект сюрприза.  Дети выходят под песню «В саду ягода- малина» в современной обработке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над техникой и манерой исполнения движений с целью развития артистичности обучающихся.

Открытый урок народного танца в хореографическом ансамбле «Калинка»    Цели: Помочь учащимся овладеть приемами самовыражения в танце и хорошей техникой выполнения упражнений у палки и н...

Конспект учебного занятия "Жанры русского народного танца: движения и манера исполнения"

Конспект учебного занятия "Жанры русского народного танца: движения и манера исполнения"...

Конспект интегрированного занятия «Ягоды. Малина» в подготовительной группе

Программное содержание: Учить детей называть сходства и различия у ягод, учитывая особенности внешнего вида. Закрепить знания о том, где и как растут ягоды (в саду, в лесу, на земле, на кусте, на дере...