«Манера исполнения песни «В саду ягода-малина»
план-конспект занятия по музыке (5 класс) на тему
Цель занятия: Исследовать манеру исполнения музыкального произведения (песни «В саду ягода- малина»), как оно развивается, и развиваясь, меняется.
.Стратегические цели занятия:
1) Развитие творческого воображения, умений исследовать музыкальное произведение: выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать;
2) Выявление роли каждого из компонентов в содержании музыкального произведения;
3) Воспитание культуры исполнения и восприятия музыкального произведения.
Задачи:
1) Организовать деятельность учащихся по исследованию музыкальных средств выразительности музыкального произведения, выявлению роли каждого из компонентов и их взаимодействия;
2) Формировать у учащихся умение анализировать музыкальное произведение;
3) Воспитывать бережное отношение к русской музыке, народному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
manera_ispolneniya_pesni.doc | 72.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25
с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района
План – конспект, открытого занятия «Россошанской слободы»
по теме: «Манера исполнения песни «В саду ягода-малина»
Подготовила и провела:
учитель музыки
Дочкина Антонина
Петровна
Россошь
2014г.
Тема занятия: «Манера исполнения песни «В саду ягода- малина».
Цель занятия: Исследовать манеру исполнения музыкального произведения (песни «В саду ягода- малина»), как оно развивается, и развиваясь, меняется.
.
Стратегические цели занятия:
- Развитие творческого воображения, умений исследовать музыкальное произведение: выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать;
- Выявление роли каждого из компонентов в содержании музыкального произведения;
- Воспитание культуры исполнения и восприятия музыкального произведения.
Задачи:
1) Организовать деятельность учащихся по исследованию музыкальных средств выразительности музыкального произведения, выявлению роли каждого из компонентов и их взаимодействия;
2) Формировать у учащихся умение анализировать музыкальное произведение;
3) Воспитывать бережное отношение к русской музыке, народному творчеству.
Используемые приёмы, методы, технологии обучения:
Методы и приёмы: диалог, моделирование, наглядный, частично- исследовательский, интонационный анализ, деятельностный, мультимедиа метод, музыкально-пластического движения, музицирования, эффект сюрприза.
Технологии обучения:
- Проблемное обучение
- Технология развивающего обучения
- Технология сотрудничества
- Технология диалогового обучения;
- Здоровьесберегающая технология.
Оборудование и основные источники информации: компьютер, экран, проектор, ноты и текст русской народной песни «В саду ягода- малина», презентация к уроку, баян, музыкальные инструменты, атрибуты одежды.
Прогнозируемый результат:
1. Формирование информационно - комуникативнной культуры учащихся (умение вести диалог, работа в группах).
2. Отработка умений исследования музыкального произведения (анализ, сравнение, обобщение, доказательства).
3. Воспитание уважительного и бережного отношения к музыке русского народа.
Формировались ключевые компетентности:
- Учебно – познавательная;
- Учебно – информационная (умение работать с печатными текстами, фотоматериалами и извлекать информацию из предложенных источников);
- Коммуникативная (умение договариваться, выполнять различные роли в группах, вести диалог).
Ход занятия
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный | момент |
Учитель предлагает зайти детям под музыку р.н.п. «В саду ягода- малина». | Учащиеся, входя в класс, двигаются соответственно музыке, пропуская, проживая её через себя. (Слайд № 1позволяет познакомить учащихся с музыкой и ввести их в тему занятия. Музыка усиливает эстетический эффект, позволяет создать положительный эмоциональный настрой). |
2. Актуализация знаний и | постановка проблемы |
- Под какую музыку вы вошли на наше занятие? - Какой вид народной песни вы услышали? - Вспомните какие еще бывают виды русской народной песни? - Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке. Тема: Манера исполнения песни «В саду ягода- малина». Цель: будем заниматься исследованием манеры исполнения песни, как она развивается и, развиваясь, меняется (для этого мы проанализируем- найдём главное, сравним, обобщим наши исследовательские умения) - Что вам помогло определить, что это песня? - О чём рассказала песня? Всё вспомнили? Сравним. Исследуем слова песни. Сколько куплетов в песне? Посмотрите повнимательнее закончилась песня? Просится продолжение? исследуем мелодию песни (исполнение 1-го куплета и припева). - А какой характер носит песня? - Что вам помогло понять, что песня носит радостный характер? - Как вы думаете, почему куплет звучит в медленном темпе, а припев в быстром? - А как исполняли песни в старину? Исполнение песни в хороводе. Слушание песни «В саду ягода- малина» в исполнении Надежды Бабкиной и ансамбля «Русская песня» - Что мы с вами услышали? Были ли какие- ни будь изменения? После исполнения песни учитель предлагает сравнить: -Получилось у нас, как в старину? Докажите. - А сколько лет песне? -Песню можно исполнить по - другому? А мы можем придумать свой вариант исполнения песни? В нашем веке? Давайте вспомним: а что нам может помочь в исполнении песни? - А какие музыкальные инструменты могут сопровождать русскую народную песню? | Дети высказывают свои версии по теме урока. (Слайд 3 позволяет, усилить восприятие за счёт выделения смысловой информации средствами анимации). Отвечают на вопросы учителя по песне. Ведут диалог с учителем (хороводная и плясовая). Виды народной песни: хороводные, исторические, свадебные, трудовые, былины, лирические, городские песни, частушки. -О русской народной песне «В саду ягода- малина» или «Калинка». Дети анализируют русскую народную песню «В саду ягода-малина» опираясь на ранее полученные знания. (У нее есть слова, мелодия) Рассматривают слайд №7. Дети сравнивают всё ли сказали по тексту песни. Дети: три (глядя на слайд с текстом). Ведут диалог с учителем. Дети: продолжение не просится, песня завершена. Рассматривают слайд №8. Работа с графической записью песни. Ведут диалог с учителем. Этот вид деятельности помогает формировать у учащихся навыки активного слушателя. Позволяет учащимся погрузится в интонационный анализ мелодии. Радостный. Дети: Мелодия. Ассоциации детей к образу. Ведут диалог с учителем. Дети высказывают свои версии о хороводе: хор водить, т.е. петь и танцевать, хождение за солнцем. Ведут диалог с учителем и доказывают свою точку зрения. Исполнение песни в хороводе. Учащиеся создают круг и водят хоровод «В саду ягода- малинка».
Это позволяет
Дети, проанализировав, делают выводы по исполнению песни в хороводе. Дети доказывают, что у них получилось водить хоровод, как в старину: круг, взявшись за руки и т.п. Справка: (Кали́нка (от названия растения калина) — популярная русская песня. Долгое время считалась русской народной песней; на самом деле текст песни и музыка были написаны в 1860 году композитором, литератором и фольклористом Иваном Петровичем Ларионовым и песня была впервые исполнена на любительской сцене в Саратове в спектакле, музыку к которому он написал. А вскоре Ларионов, по просьбе известного в то время певца и создателя хора народной песни Агренева-Славянского, с которым он был в приятельских отношениях, отдал эту песню в его репертуар. С хора Славянского и началась популярность «Калинки»). Музыкальные инструменты Дети определяются с инструментами. |
3. Работа в группах. | 4. Рефлексия. |
Организация Учитель предлагает детям произвольно разделиться на группы для моделирования своего варианта песни. Договориться с учащимися, что для этого берём только первый куплет. Учитель направляет процесс создания своих вариантов исполнения песни в подгруппах, работу эксперта. Сначала создается музыкальный аккомпанемент, затем звучит фрагмент песни. Учитель смотрит, слушает, участвует в исполнительской деятельности учащихся. Учитель помогает, корректирует, комментирует, направляет ответы эксперта, даёт свою оценку работы в группах. Выводы:
Рефлексия: Воспроизведение увиденного и услышанного на уроке в завершении предложений. Я узнала… Я понял… Я научилась… Я удивился… Мне было… Я хочу узнать! Музыкальный подарок. Учитель включает песню «В саду ягода- малина» в исполнении Никиты. | работы учащихся Учащиеся делятся на группы. Детям предлагается выбрать эксперта из учащихся, посещающих кружок. Эксперту предлагается алгоритм экспертной оценки:
Группы моделируют свой вариант исполнения песни. Для исполнения своих вариантов дети используют: голос, музыкальные инструменты -музицирование, танец-пластическое движение под музыку, индивидуальное исполнение, исполнение дуэтом, в современной обработке, используя разные музыкальные стили и т.п. Исполнение группами своего варианта песни. Экспертная оценка (рефлексия исполнения песни - экспертом). (Данный вид деятельности, используя приём группировки, осознать ценность совместной деятельности, помогает получить новые умения, навыки, выделять главное, обобщать, делать выводы, провести рефлексию исполнения песни в разных вариантах, сделать определённые выводы) Эффект сюрприза. Дети выходят под песню «В саду ягода- малина» в современной обработке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над техникой и манерой исполнения движений с целью развития артистичности обучающихся.
Открытый урок народного танца в хореографическом ансамбле «Калинка» Цели: Помочь учащимся овладеть приемами самовыражения в танце и хорошей техникой выполнения упражнений у палки и н...
авторская песня "Школьная тропинка" музыка Корнеевой С.В. в исполнении старшей вокальной группы "Нежный возраст" руководитель Корнеева С.В.
Авторская песня...
Конспект учебного занятия "Жанры русского народного танца: движения и манера исполнения"
Конспект учебного занятия "Жанры русского народного танца: движения и манера исполнения"...
Конспект интегрированного занятия «Ягоды. Малина» в подготовительной группе
Программное содержание: Учить детей называть сходства и различия у ягод, учитывая особенности внешнего вида. Закрепить знания о том, где и как растут ягоды (в саду, в лесу, на земле, на кусте, на дере...
Методическая разработка первой танцевальной связки к танцу «Ягода Малина»
Описание танца словами....
Сценарий музыкального конкурса исполнения песни на английском языке "You are Super!"
В данном материале вы найдете подробный сценарий музыкального конкурса исполнения песни на английском языке "You are Super!" .Также в данном файле содержатся критерии оценивания и номи...