Разработка урока для VII класса "Образ мечты и надежды".
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

Дочкина Антонина Петровна

Цель урока:

-        Закрепить интерпретации различных образов; углубление знаний о композиторе Ф. Шуберте; понятий « лирика», « романтизм», « серенада»;

-        развитие умений давать характеристику различным образам; развитие вокально-хоровых навыков;

-        воспитание  чувства  сопереживания, умения  видеть красоту ночной природы, эстетического  вкуса, интереса и любви к классической музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_obraz_mechty_i_nadezhdy.doc56.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

7 класс

I четверть

Урок 7

Тема: Образ мечты и надежды.

Цель:

  • Закрепить интерпретации различных образов; углубление знаний о композиторе Ф. Шуберте; понятий « лирика», « романтизм», « серенада»;
  • развитие умений давать характеристику различным образам; развитие вок-хор. навыков;
  • воспитание  чувства  сопереживания,умения  видеть красоту ночной природы, эстетического  вкуса, интереса и любви к классической музыке.

  

Тип:  закрепление и усвоение новых знаний.

 

Жанр урока: урок -путешествие.

 

Оборудование: аудиозапись «Серенада» ( инструментальный вариант),  портрет Ф.Шуберта, репродукции  с  изображением исполнений серенад, стихотворение  Л.Рельштаба в переводе В.Жуковского.

                                 

Ход урока:

Эпиграф:

                  Ты  думаешь, эти мелодии  дело струны?

                  То звуки, рожденные в сердце слышны!

                                                              Р. Гамзатов.

I. Орг.вопрос. Музыкальное приветствие.

II. Ознакомление с целью урока.

  •    Сегодня мы попадем  с вами на необычную планету - « Планету  музыкальных образов».

      (На  доске планеты-образов: «Образ-картина народной жизни»,«Образ природы», «Образ мужественного человека», «Образ войны», «Образ любви»,  «Романтические образы», « Драматические образы»,«Героические образы».)

  •  Какие композиторы помогли нам попасть на эту планету?  (Учащиеся находят композиторов по словам — ассоциациям,их произведения, объясняя, как эти слова  связаны с композиторами )

III. Основная часть.

  • Еще одна из страниц  этой планет пока для нас остается неизвестной, но об этом композиторе вы уже знаете и сможете по этим биографическим данным узнать  его:
  • "Я родился на свет, чтобы сочинять и только сочинять! Меня должно содержать государство!", - говорил герой сегодняшней истории... 
  • Австрийский композитор, жил в одно время с Бетховеным, но это композиторы разных эпох и стилей;
  • Бетховен, познакомившись с его произведениями произнес следующее:

 « Воистину,в этом человеке живет божья искра!Он еще заставит говорить о себе весь мир!»;

  • Автор более  600  песен, 9 симфоний, инструментальной и фортепианной музыки,хотя прожил всего 31 год;
  • Похоронили композитора всего  через две могилы от  Бетховена и написали на памятнике:

 МУЗЫКА ПОХОРОНИЛА ЗДЕСЬ С БОГАТСТВО,

 НО ЕЩЕ БОЛЕЕ ПРЕКРАСНЫЕ НАДЕЖДЫ.

( Учащиеся называют фамилию Ф. Шуберта и рассказывают дополнительные сведения   о композиторе)

1

  • Судьба композитора глубоко трагична, после смерти  были утеряны  многие произведения и по крупицам  собирались друзьями. Ни одна симфония не была исполнена при жизни композитора.
  •  Во   многих  жанрах  музыки сказал свое  слово Ф. Шуберт,  обладая  удивительным лирическим   даром. Он не  замыкался в своем личном душевном мире, он чутко реагировал на радости, печали окружающих,создавая для нас свои прекрасные произведения.
  • Сегодня мы познакомимся с  его произведением   «Серенада». Что вы слышали о серенаде?

(Ответы учащихся)

-Правильно. Это лирическая песня, обращенная к возлюбленной,которая выражает чувства  к ней. На уроках литературы вы уже говорили о понятии « лирика».Что значит это слово?(Род литературных произведений,преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания).

         - Под аккомпанемент каких инструментов звучали серенады?

(репродукции  с изображением пения серенады под окном возлюбленной)

- Какие из предложенных мною инструментов могли бы быть использованы в качестве аккомпанирующих?

( Предлагаемые инструменты – рояль, арфа, скрипка, гитара, мандолина).

        -Интересна история создания  этого произведения... Людвиг Рельштаб, немецкий поэт, показал слова сначала Бетховену, но из-за состояния здоровья  Бетховен отказался  и его секретарь передал слова Францу Шуберту.

               

 ( перед слушанием учитель зачитывает стихотворение Л.Рельштаба в переводе В.Жуковского)

Песнь моя летит с мольбою
Тихо в час ночной,
В рощу легкою стопою
Ты приди друг мой!
При луне шумят уныло
Листья в поздний час,
И никто, о друг мой милый,
Не услышит нас,
Не услышит нас.
Слышишь в роще зазвучали
Песни соловьев?
Звуки их полны печали,
Молят за меня.
В них понятно все томленье,
Та тоска любви, та тоска любви,
И наводят умиленье
На меня они, на меня они.
Дай же доступ ты призванью
Ты к душе своей
И на тайное свиданье
Ты приди скорей,
Ты приди скорей!
Приди скорей... 

     -Прослушайте Серенаду Ф. Шуберта и обратите внимание на общий характер и выразительные средства музыки в ней, особенно на выразительность мелодии.

  IV.Слушание музыки.Ф.Шуберт « Серенада».

  Учащиеся работают в группах.

1.Задание для  группы  «Режиссеры».

    -Покажите  свой этюд к « Серенаде» Ф.Шуберта.

2. Задание  для группы «Психологи».

   -Проанализируйте,как знатоки человеческой души, эмоциональное состояние  Ф.Шуберта в момент создания « Серенады».

3.Задание для группы «Музыкальные критики».

   -Проанализируйте по схеме сенкан « Серенаду» Ф.Шуберта.

1Серенада.

2Светлая, чарующая

3Волнует, беспокоит,рассказывает

4 Образ влюбленного романтичного человека

5 Песня.

4.Задание для группы « Литераторы»

   -вставьте пропущенные слова в текст.

    Серенада в размеренном темпе со ….......... характером,слегка …........... мелодией, красивой гармонией аккомпанемента изображает состояние влюбленности человека. Она является выражением ..…......, …..…...., …............чувства. Подвижными темповыми порывами композитор показал особое …............ волнение и страсть влюбленного. Смена лада- то........, то …........- смена настроения любящего человека.

                      (  Разбор    эпиграфа)

  • Композиторы мыслят образами, они чувствительны  ко всему окружающему, пропускают все через  сердце.

        « Не слышна и зурна , коль сердце не вкладывать в дело»

                                                                            Кумыкский поэт   АКТАЙ.  

         

  -Ребята, а сейчас, давайте благодаря произведению Шуберта « Серенада», откроем новую планету и дадим ей свое название.(Дети предлагают дать название

планете «Образы мечты и надежды»).

V.Вок-хор. работа. Распевание

1  Можешь? Спой!! «Песня туристов» ( романтичный образ); «До свидания, мальчики». «Дороги»( образ войны).

VI.Заключительная часть.

Дети самостоятельно подбирают слова -ассоциации к творчеству Ф.Шуберта.

ЛИРИКА

СЕРЕНАДА

РОМАНТИЗМ

РЕЛЬШТАБ

А сейчас прошу вас обдумать и ответить на любой вопрос

(вопросы на карточках)

-сегодня я узнал...

-было интересно...

-я приобрел...

3

-меня удивило...

-урок дал мне для жизни...

-мне захотелось...

-было трудно...

  VII.Подведение итогов урока.

 « Есть музыка, которая сама к нам идет, а есть такая, к которой мы должны прийти»

                                                                                        Ф.Лист.

                               ( анализ слов композитора)

     Классическая музыка эта музыка к которой мы должны прийти сами, изучая  историю создания, внимательно слушая, стремясь понять ее глубину...

  Домашнее задание:

         -Я предлагаю вам дома соприкоснуться с поэзией Рельштаба- потренироваться в чтении « Серенады», а на следующем уроке попытаться путем выразительного чтения передать своё понимание и собственные чувства,возникшие после знакомства  и  с великолепной  музыкой Франца Шуберта.

        -Подберите репродукции художников к музыке Ф.Шуберта « Серенада».

 Спасибо за урок!  Оценивание.

                                     

Учить песню «Песня туристов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по физической географии России в 8 классе по теме: «Сочи 2014 – город наших надежд».

В   нашей стране зимние виды спорта заслужили огромную любовь, и главная награда за это – признание столицей XXII Олимпийских и XI Параолимпийских игр 2014 г. города Сочи.Город-курорт  ...

Разработка урока по теме "Дом мечты"

Технологическая карта урока и презентация к уроку...

Разработка урока по ОПК: «Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София»

Данная разработка урока по Основам православной культуры является разработкой урока для 5-х классов. Тема данной разработки урока - «Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Свят...

Разработка урока (фрагмент урока) литературы на основе технологии «педагогической мастерской» «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса»

1. Сформировать  представление о духовно-нравственной концепции феерии А. С. Грина «Алые паруса».2. Выявлять своеобразие писательского мастерства А.С. Грина.3. Формировать собственное отнош...

Разработка урока «Любить, мечтать и верить…» (урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности).

Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности...

Открытый урок английского языка по теме «Будущее: надежды и мечты» в 11 классе (учебник «Spotlight», модуль 7)

Приложения с видеовставками находятся отдельно: https://disk.yandex.ru/d/Wa2WUqrvcaSkQg...