«Самый значительный жанр вокальной музыки»
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
ЦЕЛЬ УРОКА:
- Формировать познавательный интерес к самому значительному жанру вокальной музыки - опере как синтетическому виду искусства.
- Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.
- Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.
ЗАДАЧИ:
Обучающая: научить определять в звучании особенности музыкального жанра оперы.
Развивающая: развить метроритмический слух.
Воспитательная: побудить детей к общению с искусством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_samyy_znachitelnyy_zhanr_vokalnoy_muzyki.docx | 27.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
3 четверть, 1 урок (5 класс)
ТЕМА УРОКА: «Самый значительный жанр вокальной музыки»
ЦЕЛЬ УРОКА:
- Формировать познавательный интерес к самому значительному жанру вокальной музыки - опере как синтетическому виду искусства.
- Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.
- Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.
ЗАДАЧИ:
Обучающая: научить определять в звучании особенности музыкального жанра оперы.
Развивающая: развить метроритмический слух.
Воспитательная: побудить детей к общению с искусством.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.
2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Метапредметные результаты
1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.
Предметные результаты
- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
- развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность
- расширение музыкального и общего культурного кругозора;
Виды деятельности учащихся:
Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- - слушание (сопоставление и анализ) музыкальных произведений.
- - исполнение (попевка, разучивание песни)
- - просмотр наглядного материала.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: рубежный (выявление результата определённого этапа)
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
- - компьютер, проектор, экран.
- - музыкальный центр
- - аудиокассеты, компакт СД, ДВД –диски, с видео и муз. материалом.
- - баян
- - рабочая доска
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Планируемые результаты |
1.Организаци-онный момент | Вид на сцену и зрительный зал Большого театра. Москва Звучит вступление «Рассвет на Москве-реке» из оперы М. Мусоргского «Хованщина». - Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? | Личностные результаты 1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии. | |
2. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока | Запись на доске: «Я открывал трепещущей рукой больших театров расписные двери…» С. Данилов - Не правда ли, ребята, когда попадаешь в огромный, сверкающий огнями зал оперного театра, чувствуешь себя словно окрылённым радостью! Сегодня на уроке мы будем говорить об опере. | 2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования. | |
3.Актуализа-ция опорных знаний. | Большинство опер начинается с увертюры (от фр. слова «ouverture» - открывать), исполняемой оркестром до поднятия занавеса. Увертюра передает идейный замысел· оперы, вводит слушателей в эмоциональную сферу спектакля, где музыкальные темы являются основными характеристиками героев и развернутся в дальнейшем в опере в большие сцены. Ответы детей Работа с текстом с 92-93 учебника | 1. Опера - сплав искусств - Оркестранты уже настраивают инструменты. И пёстрый шум этот обещает нечто таинственное, чудесное... Но вот свет меркнет. Вспыхивает рампа. Светильники скрестили лучи на бархатном занавесе, расшитом золотыми узорами. Дирижёр взмахнул палочкой, и звуки оркестра слились в удивительную увертюру. С чего начинаются большинство опер? А. Головин. Улица в Севилье. Эскиз декорации к опере Ж. Бизе «Кармен». 1908 г. Занавес медленно поднимается, и мы оказываемся на солнечной площади в испанском городе Севилье, Сцена из оперы Н. Римского-Корсакова «Руслан и Людмила» или в Древнем Киеве на свадьбе Руслана и Людмилы, П. Вильямс. Эскиз декорации к опере П. Чайковского «Евгений Онегин» либо в тенистом саду имения Лариных, И. Билибин. Подводное царство. Эскиз декорации к шестой картине оперы Н. Римского-Корсакова «Садко». 1914 г. а то и вовсе на дне морском - каждый раз в новом, похожем на сказку мире. Мелодичная музыка, прекрасные голоса, красочные декорации, костюмы, сценические эффекты - всё разворачивается на сцене, и мы с волнением следим за драматичной, порой трагической судьбой героев, сочувствуем им, переживаем или весело смеёмся вместе с ними. Воздействие оперы огромно. При всей своей сложности она предельно доходчива. Опера не только в доступной, «зримой» форме раскрывает какое-то жизненное явление, но помогает силой музыки проникнуть в его глубину - мы ощущаем, какие горячие чувства, какие душевные порывы скрыты за ним. Музыка, не спрашивая вашего согласия, проникает в сердца и вызывает восторг или слезы сочувствия. Что же такое опера? Как вы понимаете из уроков начальной школы? Опера - это чудодейственный сплав многих искусств. И музыка играет в нём ведущую роль. Ведущую, но не исключительную. Как в литературе существует повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои крупные жанры - оратория, опера, балет. В этом ряду больше всего связана с литературой опера: во-первых, она обязательно предполагает литературный первоисточник - художественное произведение или специально написанное либретто, во-вторых, большинство оперных фрагментов предназначается для пения хором, различными вокальными ансамблями или солистами. Таким образом, словесный текст, его содержание, композиция и звучание играют при создании оперы первостепенную роль. История оперы отражает все многообразие литературных образов и идей. Огромное количество великих произведений прозы и поэзии зазвучало в музыке, иногда лишь дополняющей их содержание средствами, недоступными слову, но значительно чаще - возносящей их в область самоценной музыкальной интерпретации, дающей им собственную жизнь в искусстве. «Пиковая дама» А. Пушкина и П. Чайковского, «Кармен» П. Мериме и Ж. Бизе, «Снегурочка» А. Островского и Н. Римского-Корсакова - вся эта великая литература и великая музыка существуют независимо, не вторгаясь в область друг друга, но находясь в вечном животворящем культурном диалоге. Но для того чтобы опера состоялась, написать музыку на литературный сюжет недостаточно. Опера – синтетический вид искусства, её исполнение - всегда спектакль, поэтому огромную роль в её создании приобретают театральное действие и декоративное оформление. Оперный исполнитель должен быть не только хорошим певцом, но и актёром - недаром с оперой связывали свою творческую деятельность такие выдающиеся артисты, как Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова, И. Козловский и многие другие. А. Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова. Опера М. Мусоргского «Борис Годунов» И. Козловский в роли Ленского. Опера П. Чайковского «Евгений Онегин» И. Собинов в роли Князя. Опера А. Даргомыжского «Русалка» А. Нежданова в роли Антониды. Опера М. Глинки «Жизнь за царя» Выдающиеся художники нередко работали над оформлением оперных декораций. Богатство образного содержания оперы, ее психологическая глубина и красочная изобразительность музыки, эффектность театрального представления, популярность у публики - все это привлекало лучшие творческие силы живописцев. Александр Николаевич Бенуа 1870 – 1960 Русский художник, историк искусства, художественный критик А. Бенуа. Эскиз декораций ко второму акту оперы Игоря Стравинского «Соловей» Леон Николаевич Бакст 1866 - 1924 Русский художник, сценограф, книжный иллюстратор Л. Бакст. Эскиз к балету Игоря Стравинского «Жар-птица» Константин Алексеевич Коровин 1861 – 1939 Русский живописец, театральный художник, педагог и писатель К. Коровин Борис Годунов. Коронование. 1934 г. Эскиз декорации к опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов» Аполлинарий Михайлович Васнецов 1856 - 1933 Русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед А. Васнецов. Заречная слободка Берендеевка. 1885 г. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» Николай Константинович Рерих (Рёрих) 1874 – 1947 Русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель Н. Рерих. Половецкий стан. Эскиз декорации к опере А. Бородина «Князь Игорь» Михаил Александрович Врубель 1856 – 1910 Русский художник рубежа XIX—XX веков, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве М. Врубель. Эскиз к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» Это далеко не полный перечень выдающихся имён, связанных с историей оперы, способствующих ее расцвету. Занавесы, костюмы, декорации - каждый элемент оперного представления входил в единую художественную концепцию спектакля, наряду со словом и музыкой участвовал в создании целостного образа музыкальной драмы. | Метапредметные результаты 1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей. Предметные результаты - формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; - развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов; - формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность - расширение музыкального и общего культурного кругозора; |
4. Изучение нового материала | Работа с текстом с. 94. Слушание увертюры из оперы «Руслан и Людмила» (фрагмент). В музыке увертюры слышны интонации, предвосхищающие многие сюжетные эпизоды оперы: в первоначальном мотиве фанфар угадываются звуки будущей победы Руслана - затем, в финале, они снова прозвучат в торжественном хоровом апофеозе «Слава великим богам!», однако в последующих темах содержится предсказание того, что эта победа достанется нелёгкой ценой. Слушание: В. Бакалович. Бал при дворе Генриха III Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя». II действие. Фрагмент. Искажённая тема мазурки из оперы «Жизнь за царя» - IV действие. Фрагмент. | 2. История оперы Первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в итальянском городе Флоренция в 1594 году. Сюжетом для него послужил греческий миф о борьбе Аполлона с чудовищем - змеем Пифоном; Такие представления сначала назывались музыкальной сказкой, потом музыкальной драмой. Прошло немало лет, пока их стали именовать музыкальным произведением (opera in musica), и наконец, осталось одно слово опера (по латыни «opus») - деяние, труд, сочинение. Поначалу спектакли предназначались только для придворной знати. Но позже в разных странах стали открываться музыкальные театры, доступные для более широких слоёв городского населения, и опера постепенно заняла важное место в жизни общества. 3. Что такое либретто? Прежде всего, композитору необходимо либретто. Мы привыкли считать, что либретто - это содержание оперы. Это не совсем точно. На самом деле либретто - полный словесный текст музыкально-сценического произведения. Итальянское слово libretto означает «книжечка». Очень часто основой либретто становится какое-либо литературное или драматическое произведение. Мы знаем случаи, когда в качестве либретто композитор выбирает законченное драматическое произведение. Например, опера «Каменный гость» Даргомыжского написана на полный текст Маленькой трагедии Пушкина. Но обычно либретто перерабатывается в связи со спецификой оперы. Текст её должен быть сжатым, лаконичным. Ведь когда слово поётся, оно звучит дольше, чем произносимое. Не может быть в опере и большого количества персонажей, как в романе, например. Поэтому из романа чаще всего выбирается какая-то одна сюжетная линия. Это сильно изменяет литературный первоисточник, но ведь либретто – это самостоятельное произведение. Либретто целиком подчинено музыке. Либреттист работает под руководством композитора, чутко прислушиваясь ко всем его замечаниям. В таком творческом контакте создано большой количество произведений. Брат Петра Ильича Чайковского Модест Ильич написал либретто двух его опер: «Пиковая дама» и «Иоланта». Над либретто оперы Антона Григорьевича Рубинштейна «Демон» по поэме Лермонтова работал известный биограф и исследователь творчества поэта П. А. Висковатый. Михаил Иванович Глинка 1804 - 1857 Русский композитор, основоположник национальной композиторской школы М. Глинка, обращаясь к созданию либретто «Руслана и Людмилы», сократил ряд сцен пушкинской поэмы, объединил их в иную композицию. Всем известно прекрасное, полное поэтического очарования вступление к «Руслану и Людмиле» А. Пушкина: У Лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том. И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом... Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит. Такое начало поэмы вводит читателя в волшебную атмосферу русских сказок, с их излюбленными образами и персонажами: здесь и избушка на курьих ножках, леший и русалка, колдун и богатырь. Из этого вступления повествование о Руслане и Людмиле выплывает эпически - неспешно, как неторопливый рассказ учёного кота-сказителя, знатока старинных преданий. Опера М. Глинки тоже открывается вступлением (увертюрой). Это исключительно оркестровый эпизод, в котором не участвуют ни хор, ни солисты. Таким образом, введение в атмосферу оперы целиком возлагается на музыку. Если бы композитор полностью следовал замыслу Пушкина, то музыка увертюры звучала бы в духе былинного повествования: в русской музыке сложилась богатая традиция интонационности и ритмики былинного характера. Однако великий музыкант решает иначе: с первых тактов слушателя захватывает стремительная, ликующая мелодия: она увлекает за собой, она обещает сюжет, полный событий и приключений. Иллюстрация И. Цыганкова к сказке А. Пушкина «Руслан и Людмила» - Расскажите, что вы услышали? (Сначала в музыке звучат фанфары, предвосхищающие победу добра над злом. Затем звучат темы главных героев, чувствуется некоторое напряжение, понятно, что борьба будет нелёгкой. Музыка звучит динамично, стремительно, увлекая в мир сказочный и волшебный.) Столкновение сил добра и зла, динамичность музыкально-драматического действия, яркость музыкально-образных характеристик, богатство сказочно-фантастического колорита - и вместе с тем веселье, юмор, оптимизм - все это обещает музыка увертюры, и все это находит затем подтверждение в опере. Произведение М. Глинки, восторженно принятое современниками (в том числе и самим А. Пушкиным), похоже на свой литературный первоисточник лишь общей сюжетной канвой. В остальном же - это яркое и самобытное явление музыкального искусства, ставшее выдающимся именно благодаря музыкальному гению и мастерству своего создателя. 3. Лирические отступления в опере - Мы уже говорили о том, что смысл в оперных спектаклях передаётся через словесно-музыкальный синтез, в котором музыка играет очень важную роль, выражая подчас глубину смысла того или иного эпизода. Один из примеров - сцена в лесу из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя», в которой Иван Сусанин, углубляясь всё дальше в дремучий лес, ведёт за собой поляков. Они ещё не знают, что с ними произойдет дальше, но музыка оркестрового сопровождения в искажённом виде воспроизводит мазурку из второго действия оперы, которая звучит, как зловещее предчувствие гибели врагов. - В этом примере психологический подтекст, заключённый в музыкальном сопровождении, вторгаясь в драматическое действие, не замедляет его, а, наоборот, делает ещё более динамичным | |
6. Распевание и разучивание | Песня- попевка «У Лукоморья» | ||
7. Домашнее задание | В дневнике музыкальных наблюдений (стр. 17) продолжите ряд создателей оперного спектакля. | ||
8.Подведение итогов урока. Оценки за урок. Рефлексия деятельности | - Сегодня наш урок был посвящён значительному вокально-драматическому жанру - опере. Вы узнали много разных специальных терминов, которые необходимо знать для того, чтобы быть более образованными в мире музыки. А об опере мы продолжим разговор на следующем уроке. Вопросы и задания:
Подводим итог: - Является ли опера самым значительным вокальным жанром? - Откуда опера берёт сюжеты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 5 классе. Тема: "Жанры вокальной музыки".
Тема урока: «Жанры вокальной музыки» Цель урока: сформировать представление о тесной связи в песне двух искусств: музыки и литературыЗадачи:Обучающ...
Презентация к уроку "Жанры вокальной музыки".
Тема урока: «Жанры вокальной музыки» Цель урока: сформировать представление о тесной связи в песне двух искусств: музыки и литературыЗадачи:Обучающ...
Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки.
Научиться понимать специфику жанра оперы. Помочь осознать взаимосвязь различных видов искусств в данном жанре на примере произведения М.Глинки - оперы "Руслан и Людмила"...
Урок музыки в 5 классе по теме: Жанры вокальной музыки.
Урок музыки в 5 классе по программе В.В.Алеева, Т.Н.Кичак. Урок проходит в форме беседы с учащимися и прослушиванием музыкальных фрагментов по теме....
урок музыки 5 класс по программе Т.И.Науменко, В.В. Алеева Самый значительный жанр вокальной музыки
Музыка на протяжении многих веков развивалась в тесном содружестве с другими искусствами. Важнейшими из них были литература и живопись. Благодаря оперному жанру огромное количество литературных произв...
Жанры вокальной музыки
Презентация к занятию...