кейс по финансовой грамотности
методическая разработка (7 класс)
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист разработки решения педагогического кейса
Группа № 3
Состав группы: Коковина Марина Васильевна, Никифоров Руслан Васильевич, Файзулина Татьяна Викторовна, Яковлева Елена Викторовна.
Легенда педагогического кейса: Представьте, что ваша проектная группа работает в сельской полнокомплектной школе в поселке городского типа. Перед вами стоит задача разработать и провести комплекс образовательных активностей по теме «Личный и семейный бюджет» для обучающихся 7 класса в количестве 20 человек. В вашем распоряжении находятся учебный класс с партами и стульями, стационарный компьютер с выходом в интернет, маркерная доска, УМК по финансовой грамотности на бумажном носителе. На занятие отводится 90 минут. К психолого-педагогическим характеристикам целевой группы можно отнести следующее: в основном дети из малоимущих или многодетных семей, живущих на социальные пособия; дети любят работать в группах, активные, имеют опыт участия в КТД, однако уровень успеваемости в классе слабый, кроме того, есть проблемы с дисциплиной. | ||||
Анализ условий реализации образовательной деятельности (по 6 позициям) «Личный и семейный бюджет» для обучающихся 7 кл | Характеристики | Возможности | Ограничения и риски | |
сельская полнокомплектная школа в поселке городского типа Личный и семейный бюджет для обучающихся 7 класс
количество 20 человек учебный класс с партами и стульями стационарный компьютер с выходом в интернет, маркерная доска. УМК по финансовой грамотности на бумажном носителе 45 минут дети активные, любят работать в группах, имеют опыт участия в КТД Дети из малоимущих или многодетных семей, Семьи, живущие на социальные пособия уровень успеваемости в классе слабый есть проблемы с дисциплиной | Развитая инфраструктура, имеются, финансовые учреждения Приобретение знаний, умений и навыков в составлении семейного бюджета Фронтальная работа или деление на группы Поиск информации, распечатывание материала, Использование мультимедиа для показа презентации, видео. Рисование графиков педагогом и детьми. Использование готового материала Достаточно времени для организации разного вида деятельности Разработка и выполнение различных проектов. Ребенок делает первые шаги в составления семейного и личного бюджета. Дети любознательные, откликаются на любую новую актуальную информацию. Нет или минимальное социальное расслоение и имеется возможность составления бюджета, опираясь на доход семьи Развивать функциональную грамотность на основе выполнения заданий по ФГ Возможность рассмотреть разные жизненные ситуации, связанные с разными стилями поведения | Родители могут быть закредитованы. Нарушение дисциплины Плохая связь, 1 компьютер, отсутствие принтера и следствие невозможность обеспечить детей раздаточным материалом Отсутствие рисков Возникновение ситуаций, требующих более продолжительного времени, чем планировалось Подростковый возраст, протест. Дети предоставлены сами себе. Нет понимания между родителями и детьми. Отсутствие гаджетов, негативное отношение к деньгам, успешным людям как к более «богатым» Низкая степень усвоения материала, для более устойчивого восприятия материала его необходимо дозировать, дифференцированный подход При групповой работе возможны возникновения конфликтов | ||
Планируемые образовательные результаты | Знания | Установки (что есть «грамотно» и как надо поступать) | Умения | |
Знать, что такое личные и семейные доходы и пути их повышения Знать, что такое личные (семейные) расходы и каковы общие принципы управления расходами человека и семьи Понимать, что заработная плата, как правило, является основным источником дохода человека, но не единственным Уметь составлять план доходов и расходов на различные временные периоды Понимать последствия дефицита личного (семейного) бюджета | Уметь различать регулярные и нерегулярные источники дохода Уметь распределять расходы по основным категориям Уметь оценить свои ежемесячные расходы с точки зрения их необходимости Уметь определять приоритетные траты Участвовать в составлении семейного бюджета Уметь считать расходы и доходы (личные и семейные) в краткосрочном периоде Уметь выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями, не выходить за рамки бюджета | |||
Внеурочное занятие | ||||
1. Название/тема внеурочного занятия 2. Форма проведения: | «По ступенькам финансовой грамотности». Решение ситуативных и проблемных задач, групповая работа, беседа, дискуссия игра, составление советов для публикации | |||
Задание «Шифр». | УМК «Финансовая грамотность» И.Липсиц, Е.Вигдорчик Модуль 1 «Доходы и расходы семьи». Глава 2 «Откуда берутся деньги». Анимированная презентация «Планирование расходов семьи и семейный бюджет»
«Шифр» «Шкатулка знаний» | |||
Методический инструментарий в соответствии с компонентом учебной деятельности (мотивационно-целевым, операционно-действенным, рефлексивно-оценочным) | Игры, | |||
Разработанное с учетом условий легенды кейса задание для включения во внеурочное занятие | ||||
Мероприятие в рамках Программы воспитания | ||||
Выбранный модуль Программы воспитания | ||||
1. Название мероприятия 2. Формат проведения: - классное, для параллели, для нескольких возрастных групп, общешкольное - школьное, выездное | ||||
Образовательные ресурсы (в том числе цифровые) необходимые для проведения мероприятия – со ссылками (при наличии) | ||||
Содержание мероприятия (краткая аннотация) |
План проведения внеурочного занятия
Форма проведения активности: Внеурочная деятельность | |||
Этап 1. Организационный момент (2-3 мин.) | |||
1.1 | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли) |
Приветствует учащихся. Распределяет обучающихся на 2 группы по 10 человек. Совместно формулируют правила поведения на занятии. ПРАВИЛО: Не кричим, Не ворчим, Не шумим.
| Приветствуют учителя. | Организация и настрой на учебную деятельность. | |
Мотивирует детей на получение новых знаний, приобретение практических навыков, опыта в правильном обращении с финансами. -Сегодняшнее занятие хочется начать со слов немецкого писателя Бертольда Авербаха: «Нажить много денег – храбрость; Задает вопросы: Как вы считаете, о чем эти слова? А откуда берутся деньги? А где вы берете деньги? Смогли бы вы и ваша семья в настоящее время прожить без денег? А почему? А для чего вам нужны деньги? Подводит к теме занятия. Если дети испытывают затруднения в формулировании темы, задает наводящие вопросы. Какая тема сегодняшнего занятия? О чем мы сегодня с вами тогда будем говорить? | Дети читают на доске высказывание. Отвечают: - об экономии денег - зарабатывают - у родителей -нет -для удовлетворения потребностей. - бюджет семьи - о деньгах, и о том, какую роль они играют в бюджете семьи Формулируют тему занятия. | Знать источники доходов и направления расходов семьи и уметь составлять простой семейный бюджет. | |
Этап 2. Актуализация знаний ( 10-12 мин) | |||
1.Задает вопросы для определения цели и задач занятия. Что вы знаете по данной теме? Что нового хотели бы узнать? Предлагает заполнить таблицу, находящуюся на маркерной доске, предварительно обсудив варианты в группе. Координирует деятельность. 2. Для повторения имеющихся знаний по теме, актуализации и получения новых; знакомит с анимированной презентацией на тему: «Планирование расходов семьи и семейный бюджет» В презентации объясняется, почему в семейном хозяйстве обязательно надо знать — сколько денег и когда получат члены семьи, а также, на что они могут потратить эти деньги. Демонстрируется простейший способ планирования расходов семьи — раскладывание денег по конвертам, на каждом из которых написано, для чего предназначены эти деньги. Задает вопросы: - почему важно обсуждать со всеми членами семьи предстоящие в следующем месяце расходы? -что надо делать, если денег на запланированные расходы не хватает? -за счет каких расходов можно сократить ежемесячные траты?
СИПЕНЯ, ПАРТАЛАЗ, ОВОДРОГ ХЫСРДОА (приложение 1)
Закрепляет понимание различия между материальными благами и духовно-нравственными детям; раздает цветные картинки с изображением и подписями к ним: корзина с продуктами питания, жилье, автомобиль, развлечения, бытовая техника, одежда, услуги, лекарство, здоровье, время, дружба, солнце, радость, счастье, любовь, сон. (приложение 2) Формулирует совместно с обучающимися вывод о том, что не все продается и покупается 5.Дает задания на распределение слов по группам раздает листочки со словами: 1 группа: Танцы, премия, спорт, стипендия пенсия, продукты, одежда, заработная платал, рента, машина, проценты, газ пособие, отдых , наследство, учёба, дом, квартира, обувь, налоги, электроэнергия, квартплата, путешествия, капитальный ремонт (приложение 3) 2 группа: Лекарства, бытовая химия, игры, платежи и налоги, развлекательный центр, игрушки, продукты, компьютер, занятие в кружках(секциях), туристические поездки (приложение 4) | 1.Дети обсуждают в группе и заполняют в таблице актуальную для себя колонку: «Хочу узнать, научиться… Знаю о…. Умею …... Закрепляют понятия: источники доходов, заработная плата, пенсия, социальные выплаты, совокупный доход семьи. Отвечают на вопросы по содержанию презентации: 3.Должны разгадать зашифрованные слова: пенсия , зарплата, договор, расходы 4.Работают в группах, распределяя карточки на 2 категории: «Что можно и что нельзя купить за деньги?» Работа в группах. Задание распределить слова: 1 группа выбирает слова, относящиеся к доходам 2 группа выбирает слова, относящиеся к расходам. (Объяснить свой выбор). Выбирают без чего нельзя и можно обходиться. Объясняют свой выбор. | Проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование семейного бюджета . Осознание себя как члена семьи, понимание финансовых отношений в семье и участие в их обсуждении. Понимание связи между семейным благополучием и планированием семейного бюджета. . | |
Этап 3 физминутка. (2-3 мин) | |||
советы по финансовому поведению (приложение 5) | Если совет верный, поднимают правую руку, если совет плохой, то левую. | ||
Этап 4. Практическая деятельность (20 мин) | |||
Для закрепления полученных знаний и умение применять их на практике: дает обучающимся ситуационные задачи на подсчет совокупного дохода семьи и примерных расходов. Распределение имеющихся средств на приобретение необходимых продуктов, товаров и услуг.(приложение 6) Накануне учительница дала Диме домашнее задание: посчитать семейный доход семьи и вычислить средний доход на одного члена семьи. Дима: Бабушка получает пенсию 24 000 рублей, дедушка – 25.300 рублей и социальное пособие 2500 рублей. У мамы зарплата 35 000 рублей. А папа – водитель автобуса, зарабатывает 55 000 рублей в месяц. Старшая сестра Юля учится в институте, получает стипендию 7500 рублей и подрабатывает в кафе по выходным, за что ей платят 8000 рублей. (можно добавить свои источники дохода и прописать в таблице) Таким образом, доход получается: Вычислите совокупный доход семьи и средний расход на одного члена семьи в неделю и месяц. Средний доход на одного члена семьи: сумма совок. дохода : 7 дней ?. Сумма совок. Дохода : 30дней ? руб.. в день. . | Задание 1. В таблицу 1 вносят суммы доходов и расходов семьи. Подсчитывают совокупный доход семьи. Распределить расходы, опираясь на примерный перечень в таблице 2 Задание 2. Из предложенного списка продуктов, товаров и услуг выбирают нужное по сумме доходов и расходов на семью на месяц.
| Умение определять элементарные проблемы в области семейных финансов и направления их решения. Объясняется: почему важно обсуждать со всеми членами семьи предстоящие в следующем месяце расходы; что надо делать, если денег на запланированные расходы не хватает; за счет каких расходов можно сократить ежемесячные траты. | |
Этап 5 . Рефлексия (5-7 мин) | |||
Предлагает подвести итог с помощью задания «Закончи предложение….» (приложение 6) | Отвечают: -Сегодня на занятии я узнал… -Для меня было важно узнать... - Теперь я могу… -Сегодня на занятии для меня было легко…. - Сегодня на занятии для меня было самым тяжелым… -Сегодня мне понравилось… -Что у вас получилось, и что не получилось? - В чём полезность нашего урока? | Объясняется необходимость соблюдения финансовой дисциплины для успешной жизни. |
План мероприятия программы воспитания
Форма проведения активности: Программа воспитания | |||
Этап 1. ………………………(мин.) | |||
1.1 | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли) |
Приложение 1
Игра «Шифр» Задание: расшифровать слова
СИПЕНЯ - пенсия
ПАРТАЛАЗ - зарплата
ОВОДРОГ - договор
ХЫСРДОА- расходы
Приложение 2
Игра « Что можно и нельзя купить за деньги »
Ее суть заключается в том, что не все можно купить за деньги? Есть на земле то, что ни за какие деньги не купишь.
Задание: распределить картинки на 2 группы. Сформулировать вывод: Не все на свете продается и покупается
Чтобы убедиться в этом, закончите фразы:
За деньги можно купить лекарство… (но не здоровье)
за деньги можно купить часы… (но не время)
за деньги можно купить книгу… (но не мудрость)
за деньги можно купить телохранителя… (но не друга)
за деньги можно купить положение в обществе… (но не уважение людей)
за деньги можно купить поцелуй… (но не любовь)
за деньги можно купить развлечения… (но не счастье)
Приложение 3
Задание: определите , что приносит доход, а что можно отнести к расходам.
Танцы, премия, спорт, стипендия пенсия, продукты, одежда, заработная платал, рента, машина, проценты, газ пособие, отдых , наследство, учёба, дом, квартира, обувь, налоги, электроэнергия, квартплата, путешествия, капитальный ремонт
Доходы Расходы
Приложение 4
Задание: Работа с колонкой расходы. Подумайте, на какие две категории можно разделить РАСХОДЫ?
Выберете из данного списка товары, без которых вы не можете обойтись и товары, от покупки которых можно отказаться. Заполни схему
РАСХОДЫ
Обязательные Можно отказаться
Лекарства, бытовая химия, видеокассеты, платежи и налоги, посещение боулинга, игрушки, продукты, компьютер, музыкальная (спортивная секции, кружки) ,туристическая поездка. (приведи свои примеры).
Приложение 5 Физкультминутка
Проведем физкультминутку, Если я вам даю совет дельный, то вы должны поднять правую руку, если совет плохой, то левую.
-Планируйте семейный бюджет исходя из доходов.
-Уходя из дома, не забывайте выключать свет.
- Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.
-Экономя семейный бюджет – откажись от экскурсии в музей.
-Сходил в магазин, оставь сдачу себе.
-Бережно относись к своим вещам.
-Чаще пользуйся услугами такси.
- Пользуйся услугами доставки горячей пиццы.
-Чтобы дома экономились продукты, чаще надо питаться в гостях
- Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями.
Приложение 6
Ситуационные задачи на подсчет совокупного дохода и расходов.
Накануне учительница дала Диме домашнее задание: посчитать семейный доход семьи и вычислить средний доход на одного члена семьи.
Дима:
Бабушка получает пенсию 24 000 рублей, дедушка – 25.300 рублей и социальное пособие 2500 рублей. У мамы зарплата 35 000 рублей. А папа – водитель автобуса, зарабатывает 55 000 рублей в месяц. Старшая сестра Юля учится в институте, получает стипендию 7500 рублей и подрабатывает в кафе по выходным, за что ей платят 8000 рублей. (можно добавить свои источники дохода и прописать в таблице)
Таким образом, доход получается: Вычислите совокупный доход семьи и средний расход на одного члена семьи в неделю и месяц.
Средний доход на одного члена семьи: сумма совок. дохода : 7 дней ?. Сумма совок. Дохода : 30дней ? руб.. в день.
Задание: Обучающимся предлагается заполнить таблицу. При заполнении таблицы надо внести суммы
из чего складываются доходы и расходы семьи, опираясь на условие задачи и таблицу 2.
Таблица 1
Запланированные доходы | Сумма | Запланированные расходы | Сумма |
Заработная плата родителей | Покупка продуктов и одежды | ||
Пенсия бабушки и дедушки | Оплата коммунальных услуг | ||
Стипендия старшей сестры | Поездки на транспорте (такси, гор. транспорт) | ||
Подработка в кафе | Подарки к празднику | ||
Компенсация на детей | Ремонт бытовой техники | ||
Другие доходы | Сбережения | ||
Всего доходов | Всего расходов и доходов |
Таблица 2 Товары и услуги
Список возможных расходов
| Сумма расходов |
Продукты питания | 1.000 на одного человека |
Сладости | 500 |
Бытовая химия | 400 |
Одежда/обувь | 3400 |
Кварплата | 4500 |
Покупка велосипеда | 5.000-10.000 |
Мебель | 2.000-15000 |
Оплата за телефон | 370 на одного человека |
Бензин/автозапчасти | 500-3000 |
Лекарства | 500 |
Путешествия | 13.000 |
Развлечения ( кино, боулинг, игровой центр) | 800 |
Покупка сотового телефона | 10.000 |
Задание № 2
Выберите основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц из 25 предложенных:
1) хлеб; от 40 руб
2) сахар; от 90 руб / кг
3) минеральная вода; от 80- руб
4) масло сливочное; от 160 р/пачку
5) кукурузные хлопья; 50 руб
6) масло растительное; от 150 руб
7) рыба; от 190-280 руб
8) крабовые палочки; от 35-60 руб
9) газированные напитки; от 70-115 руб
10) молоко; от 76 руб
11) яйцо; от 80 руб
12) майонез; от 114 руб
13) курица - 330-350руб/кг
14) овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др); от 40– 100 руб/кг
15) фрукты; от 190-300 руб
16) соль; от 27 руб
17) кондитерские изделия; от 320 руб
19) сельдь; от 100 руб
20) кетчуп от 150 руб
21) сало копченое; от 570 руб
22) орешки соленые; от 20 руб
23) конфеты; от 350 руб
24) чипсы; от 30 руб
25) мясо от 280 руб.
- Рефлексия «Шкатулка знаний»
Каждый из вас из шкатулки вытянет бумажку с предложением, но оно не закончено, вам нужно будет его продолжить.
Варианты незаконченных предложений
Сегодня на занятии я узнал…
Для меня было важно узнать…
Теперь я могу…
Сегодня на занятии для меня было легко…
Сегодня на занятии для меня было самым тяжелым…
Сегодня мне понравилось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс
От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Педагогическая мастерская «Учим финансовой грамотности: различные виды заданий по финансовой грамотности и возможность их использования в рамках изучения отдельных учебных предметов»
Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуа...
Финансовая грамотность в математике.Основные модели основ финансовой грамотности в математике
Доклад на тему "Основные модели основ финансовой грамотности в курс математики. Финансовая грамотность в математике."...
Мастер - класс по теме: "Формирование финансовой грамотности с помощью кейс- технологии на примере финансового мошенничества"
Мастер- класс по теме : "Формирование финансовой грамотности с помощью кейс- технологии на примере финансового мошенничества"...