Методические разработки для проведения недели финансовой грамотности "Азбука финансовой грамотности или Будь с деньгами на ты"
методическая разработка

Лукунидзе Оксана Владимировна методист

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Положение 18.06 КБ
Файл Приложение 115.92 КБ
Файл Приложение 217.52 КБ
Файл Приложение 316.93 КБ
Файл Приложение 413.57 КБ
Файл Приложение 516.68 КБ
Файл Приложение 617.62 КБ
Файл Приложение 715.75 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ  

О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

В МБУ ДО ДДТ

«АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

ИЛИ «БУДЬ С ДЕНЬГАМИ НА ТЫ»

        По инициативе ДОО «Лидер» и парламента Творческой Республики Крылатых в рамках ежегодного Всероссийского месячника финансовой грамотности в МБУ ДО ДДТ с 24 марта по 31 марта пройдут мероприятия – неделя финансовой грамотности.

Тема недели: «Дружу с финансами». Игры, упражнения, познавательные лекции и беседы по данной теме.

Цель недели:

- содействие повышению уровня информированности детей и подростков по вопросам личных финансов и способствование повышению навыков грамотного решения финансовых вопросов;

- формирование заинтересованности молодого поколения темой финансовой грамотности, мотивирование к повышению своего уровня знаний по данной теме.

Задачи недели:

- проведение мероприятий образовательного, информационного и развлекательного характера для детей и молодежи, которые привлекут внимание к повестке Всероссийского месячника финансовой грамотности и создадут условия для формирования у подрастающего поколения более ответственного отношения к личным финансам.

Программа недели:

  1. Игра по финансовой грамотности (категория участников 7-10 лет) (Приложение 1);
  2. Просмотр мультфильма (сказки) об умении обращаться с деньгами (категория участников 7-10 лет) (Приложение 2);
  3. Лекторий «Интересные факты о деньгах» + игра в «Монополию» (категория участников 14-17 лет) (Приложение 3);
  4. Родительский университет «Советы родителям» (как научить ребенка обращаться с деньгами) (Приложение 4);
  5. Творческий конкурс «Придумай слоган про финансы и сформируй свою краткосрочную финансовую цель» (категория участников 11-14 лет) (Приложение 5);
  6. Беседа + Игра финансовой грамотности «Семейный бюджет» - (категория участников 10-14 лет) (Приложение 6);
  7.  Игры по финансовой грамотности «Дебаты на тему Что? Где? Почем?» (категория участников  6-9 лет) (Приложение 7).

Условия, порядок и сроки проведения мероприятий по финансовой грамотности:

        Мероприятия (занятия и игры) проводятся с 24 по 31 марта 2022 г. среди обучающихся ДДТ согласно плана и заявленной возрастной категории. Для проведения занятия можно выбрать 1-2 из предложенных тем недели.

        Педагогам ДДТ по окончании проведенного мероприятия необходимо разместить на своих страничках в Vkontakte фото или короткое видео о проведенном занятии:

- в заголовке поста указать «Неделя финансовой грамотности»;

- в конце пост сопроводить хэштегами: #образованиегуково #ддтгуково #неделяфинансовойграмотности.

        По всем возникающим вопросам обращаться к методисту МБУ ДО ДДТ Лукунидзе Оксане Владимировне. Телефон для справок: 8 (951) 837-35-39.



Предварительный просмотр:

Игры по финансовой грамотности (7-10 лет):

  1. Ознакомить детей с финансовым словариком:

Банк – это место, где люди могут совершать разные операции с деньгами.

Вклад – деньги, которые принесли в банк и отдали, чтобы они там хранились.

Банкомат – устройство, позволяющее снять или положить деньги на банковскую пластиковую карту.

Активы – все, что приносит деньги.

Пассивы – то, что забирает деньги.

Деньги – это бумажки или монеты, которые выполняют  роль общего обмена. Например, за деньги можно купить что угодно в магазине, или сходить в кино. В разных странах – разные деньги.

Карточка – полное название – банковская платежная карточка. Это кусочек пластика, с помощью которого можно заплатить за покупки в магазине, интернете и многих других местах.

Кредит– это деньги, которые человек, если ему на что-то не хватает, может попросить в долг у банка. Например, захотелось купить компьютер, но денег не хватает – банк может дать в долг. Но потом долг придется возвращать и платить ему проценты.

Купюра или банкнота – так называют бумажные деньги.

  1. Поиграть в игру «Отгадываем загадки»:
  1. Маленькая, кругленькая,

      Из кармана в карман скачет,

      Весь мир обскачет,

      Ни к чему сама ни годна, а всем нужна.

      (Монета)

  1. Как не берегутся, а растрясутся (Деньги)
  2. Нас, сестер, в рубле 100 штук.

Мы проходим много рук.

Нас теряют и меняют,

А, бывало, и ругают.

Пропадет одна сестра,

Поглядишь и нет рубля.

(Копейка).

  1. Что проверяют не отходя от кассы

(Деньги).

  1. Он в Америке родился,

Путешествовать пустился.

С тех пор по миру гуляет,

Везде цену себе знает.

С ним торгуют, управляют…

Как его все называют?

(Доллар)

  1. Люди ходят на базар

Там дешевле весь (Товар)

  1. На товаре быть должна

Обязательно ….(Цена)

  1. Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в ….(Банке)

  1. И врачу, и акробату

Выдают за труд…(Зарплату)

  1. Из какого аппарата

Выдается нам зарплата? (Банкомат)

  1. Чтоб хранить свои доходы,

На карманные расходы,

Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине. (Копилка)

  1. Поиграть в мини-игру:

- Монета круглая, а банкнота ….(прямоугольная)

- Банкнота бумажная, а монета….(железная, медная, металлическая)

- Монета звенит, а банкнота… (шуршит, шелести)

-Монета металлическая, а банкнота… (бумажная)

IV. Поиграть в игру «Покупки»

Хлопните в ладоши, если можно купить за деньги этот товар. Топните ногой, если купить это нельзя:

Дом, конфеты, книгу, мороженое, счастье, маму, цветы, телефон, солнце, молоко, здоровье, самокат, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.

  1. Поиграть в игру «Потребность – возможность»:

Разложить перед детьми карточки категории «Продукты». Раздать детям карточки в виде денег (с разным номиналом).

Задание №1 «Ждем гостей»: что мы можем купить для угощения на имеющиеся деньги. Дать задание детям купить на имеющиеся у них «деньги» угощения для гостей.

Задание №2 «День рождение у друга»: твой друг пригласил тебя на День рождение. Какой подарок ты купишь на имеющиеся у тебя «деньги».



Предварительный просмотр:

Почему важно научить ребенка финансовой грамотности:

Сейчас как никогда важно учить детей финансовой грамотности. Раньше этому не учили, поэтому сейчас мы имеем большое количество экономических проблем. В нашем окружении пока еще мало людей, которые активно инвестируют и имеют понятие о страховании, кто ведет семейный/личный бюджет. В результате очень много людей недовольны своей жизнью, своими зарплатами, государством и т.д.

Итак, чему стоит научить детей до вылета из гнезда:

1. Деньги мы получаем за труд. Очень важная пословица «Без труда не вытащишь рыбку из пруда» актуальна ив наше время. Дети не видят, как родители работают, но зато видят, что деньги выдает специальный аппарат (банкомат), если туда вставить волшебную карточку. А еще можно приложить эту волшебную карточку к терминалу и купить все, что захочешь.  Важно дать понять детям, что все это происходит потому, что мама и папа трудятся.

2. Деньги нужно считать. Важно научить ребенка вести свой личный бюджет (когда начинается период карманных денег).

3. Деньги можно копить. Важно не задаривать детей подарками и покупками, а оставлять им место для желаний и учить копить на их реализацию.

4. Деньги можно положить под процент/взять в кредит. Мама и папа могут выступить в качестве банка. Можно предложить ребенку отдать его деньги на хранение взрослым под процент (как вклад в банке). А если ему на что-то не хватает, а он очень хочет, предложить дать в долг под проценты.

Чем старше ребенок и ближе к самостоятельной жизни, тем глубже необходимо развивать в нем денежно-экономические отношения. Важно изучить с ребенком тему страхования, инвестирования, пенсионных накоплений, основы налоговой системы, а самое главное – финансовую безопасность. Конечно, самый важный и лучший способ научить ребенка – это личный пример родителей.

Предложить к просмотру детям на выбор 2-3 мультфильм, которые научат детей обращаться с деньгами:

  1. Смешарики «Золотое яблоко»: мультфильм о вреде импульсивных покупок и пользе планирования расходов. По окончании мультфильма обсудить с детьми: Кто главные герои? Куда они отправились? Какую ошибку совершила Нюша?  https://youtu.be/_nShANCaJgU

  1. Фиксики «История вещей»: короткий мультфильм, который познакомит детей с информацией как появились деньги, какими они бывают и как происходит оплата с помощью банковской карты. После просмотра  мультфильма задать детям вопросы на эти темы.   https://youtu.be/vaGnAN_DJXU

  1. Фиксики «Деньги»: поучительный мультфильм на тему денег и дружбы. Дети узнают, что брать с друзей плату за помощь – неудачная идея, а вот оплату за работу – вполне нормально. Ребята поймут, что необходимо разделять бизнес и личные отношения и не смешивать их. После просмотра мультфильма обсудить с ребятами: чем закончилась их идея поставить дружбу на финансовую основу? Что поняли фиксики в результате ссоры?    https://youtu.be/M-voUp2hUSQ

  1. Смешарики «Черный день»: сюжет мультфильма повествует о том, как полезно иметь финансовую подушку или сбережения на черный день. После просмотра мультфильма можно задать ребятам следующие вопросы: почему день у смешариков стал черным в буквальном смысле слова? Как они пытались выйти из положения после случившегося солнечного затмения? Кто и что помогло смешарикам выйти из трудной ситуации? https://youtu.be/7DBq6FW66eI

  1. Смешарики «Есть ли у вас план?»: мультфильм о том, как научиться экономить и достигнуть желаемого результата. После просмотра мультфильма задать детям следующие вопросы: Что предложил Мудрый Лосяш Крошу и Ежику, чтобы научиться экономить и купить скутер? Что предприняли смешарики на пути к достижению своей цели? https://youtu.be/Pu9KZORyCb8

  1. Три кота «Поход в магазин»: тема мультфильма – ограниченный бюджет и выбор «купить то, что нужно или то, что хочется». После просмотра мультика задать ребятам вопросы согласна данной темы. https://youtu.be/vWonuVlrV_s

  1. Уроки тетушки Совы: «Семейный бюджет»: мультфильм о том, из чего складывается семейный бюджет и на что он потом расходуется. В процессе просмотра дети узнают о том, что есть необходимые расходы, на которые финансы тратятся каждый месяц, а есть еще непредвиденные расходы и накопления. https://youtu.be/F5n821NyBRM

  1.  Уроки тетушки Совы: «О банке». В мультфильме Сова доступно рассказывает детям о банках, зачем они нужны и как работают. Больше подходит для детей не младше 10 лет, потому что в мультфильме используются такие слова как депозит, валюта.    https://youtu.be/-ievxG51lR0


Предварительный просмотр:

Лекторий: «ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ДЕНЬГАХ»:

I История:

  1. До появления первых монет денежным эквивалентом выступали предметы (например, в Китае до нашей эры это были ракушки), драгоценные слитки и крупный рогатый скот: коровы, лошади, овцы.
  2. Первые монеты были изготовлены на территории Турции в шестом столетии до нашей эры. Они были сделаны из сплава золота и серебра – электрума.
  3. Первые монеты делались из драгоценных металлов, и мошенники навострились срезать с них края, тем самым снижая их ценность.
  4. Монеты с изображением человека начали чеканить во время правления Александра Македонского (с 336 по 323 года до н.э.). До 44 года до н. э. на монеты наносили изображения только уже умерших царей. Первым императором, чей портрет появился на монете при его жизни, стал Юлий Цезарь. Он удостоился такой чести после победы в войне.
  5. Первые в мире банки были религиозными учреждениями. Люди хранили там зерно и металлы, которые использовали в качестве денег. Английский ученый Исаак Ньютон (тот самый физик, которому, по легенде, упало на голову яблоко и помогло открыть закон всемирного тяготения) предложил делать монеты круглыми, с насечками на краях. С тех пор монеты именно такие.
  6. Когда появились первые бумажные деньги точно неизвестно. Вероятнее всего, это произошло в Китае, где изобрели бумагу. По некоторым данным, в 1 веке до н. э., причем тогда бумажные купюры сжигали на погребальном костре вместе с покойниками. Этот ритуал якобы защищал умерших от бедности в загробной жизни.
  7. Первыми коллекционировать монеты стали римляне. Первый император Рима Август (правил с 27 года до н.э. по 14 год н.э.) собирал монеты и преподносил людям в подарок.
  8. Первый денежный перевод совершили более 100 лет назад – в 1918 году. При помощи телеграфа.
  9. Первый в мире банкомат появился в 1939 году. Сейчас банкоматы есть везде, даже на Северном полюсе.
  10. 1920-й год – год, когда начали использовать кредитные карты. Первопроходцами были отели, предложившие клиентам такие карты для оплаты номеров.
  11. Сейчас стоимость денег никак не привязана к золотым запасам.

II О российских деньгах:

  1. Первые монеты на Руси появились при князе киевском Владимире Святом (конец 10-го – начало 11-го века).
  2. «Златник» - такое название носила самая древняя русская монета. Нетрудно догадаться, что сделана она была сделана из золота. Археологи пока обнаружили лишь 11 златников.
  3. Слово «Деньги» начали употреблять при Дмитрии Донском в 14-рм веке. Считается, что оно произошло от тюрского «тенге». Кстати, именно так по сей день называется валюта в Казахстане.
  4. А слово «копейка» появилось при Иване Грозном. При нем начали выпускать монеты, на которых этот царь пронзал змея копьем. Эти деньги стали носить название «копейных».
  5. Раньше у разных княжеств на Руси были собственные монеты.
  6. Рубль – валюта, которая используется не только в России, но и в Белоруссии.
  7. Самая мелкая русская монета выпущена в 1700 году. Она была медной и равнялась 1/3 копейки. Уже через год выпуск этой монеты был прекращен из-за невыгодности.
  8. Самая крупная и тяжелая монета царской России весила больше полутора килограммов и была размером почти 19 на 19 см. Чеканились они из меди при Екатерине Первой (в 1725-1726годах).
  9. В современной России самая большая монета – из чистого золота, номиналом 50 тысяч рублей – была выпущена в 2010 году. Ее вес – 5 кг. В мире всего 50 таких монет, каждая на данный момент стоит более 19 миллионов рублей.

Интересно!!!

  1. Самые ходовые в мире деньги – купюры в 100 американских долларов.
  2. С самым необычным названием – венецианские монеты 16 века – «газеты».
  3. Самая крупная в мире банкнота общего пользования – выпущена 4 года назад малазийская банкнота длиной 37 см и шириной 22 см. Она вошла в книгу рекордов Гиннесса.
  4. Монеты самой необычной формы – сомалийские – в виде автомобилей, мотоциклов, музыкальных инструментов.
  5. Самая тяжелая монета, она же самая дорогая – австралийская, с профилем Елизаветы Второй. Весит более килограмма.
  6. Самая маленькая монета – индийский серебряный четвертак (около 2 грамм). Давно вышел из обращения.
  7. Самая красивая – с изображением бабочки-эндемика, выпущена в 2011 году в Камеруне

После ознакомления с теорией, поиграть с детьми в «Монополию»:

Монополия – игра с почти вековой историей. Она по праву считается самой популярной в мире Игра стратегическая, научит детей, как потратить свой начальный капитал и разорить других игроков, чтобы стать монополистом в своей отрасли.

        Краткие характеристики игры:

- оптимальное количество игроков – 2-6;

- средняя продолжительность игры – 1, 5-2 часа;

- допустимый возраст – от 8 лет;

- цель – стать монополистом, сделав банкротами остальных участников.



Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

“КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОБРАЩАТЬСЯ С ДЕНЬГАМИ”.

1. Научите ребенка экономить!

Раскладывайте карманные деньги по трем коробочкам: “Потратить”, “Сэкономить”, “Отдать”. Поговорите с ребенком о том, что мы тратим, что экономим. Например: откладываем на желанную покупку, поездку, оплачиваем необходимые товары, услуги, сладости, игрушки, накапливаем впечатления. Посетите банк и откройте ребенку собственный сберегательный или карточный счет. Почаще заходите в банк, чтобы положить на счет ребенка его карманные или подаренные деньги, которыми он сможет распоряжаться самостоятельно.

2. Научите ребенка вести счёт деньгам!

Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эта задача должна войти в привычку наряду с другими, выполняемыми машинально, и вместе с тем не вызывать неприятных ощущений. Выберите то, что занимает центральное место в жизни ребенка, и регулярно сообщайте ему о расходах (на корм собаке, на книги или мороженое).

3. Научите ребенка добиваться достойной оплаты труда!

Можно составить список посильной для ребенка домашней работы и указать  диапазон расценок для каждого вида. (В списке могут быть только особые виды работы, а повседневные обязанности должны иметь все члены семьи.) Раз в неделю ребенок должен выбирать один вид работы и обсудить условия оплаты. Следите за тем, чтобы работа оплачивалась тем выше, чем она труднее. Предлагайте ребенку повременную оплату, а не твердую ставку. Заранее договоритесь, за какое время будет выполнена работа, чтобы ребенок не затянул ее ради увеличения заработка.

4. Научите ребенка тратить с умом!

Планируя поход в магазин или другое интересное событие, заранее обсудите, сколько потратит ребенок. Определите, на что пойдут деньги, рассмотрите возможные варианты: что купить – одну вещь подороже или несколько подешевле? Оговорите бюджет для домашнего животного, поручите ребенку самому принимать решения по этому бюджету и подсчитывать затраты.

5. Научите ребенка правильно говорить о деньгах!

Предложите ребенку поговорить о том, зачем нужны деньги. Никогда не бойтесь сказать: «Нам это не по карману», «Мы можем себе это позволить, но я хочу»



Предварительный просмотр:

Интеллектуально-развивающие игры «Будь с деньгами на ты»

  1. В начале занятия загадать детям загадки:

На товаре быть должна обязательно…(цена)

Коль трудился круглый год, будет кругленьким…(доход)

Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить…(налоги)

В море коварном товаров и цен бизнес-корабль ведет…(бизнесмен)

Он финансовый факир, в банк к себе вас ждет…(банкир)

Будут целыми, как в танке, сбереженья ваши в…(банке)

Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой…(вклад)

Приносить доходы стал в банке папин… (капитал)

Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся…(залог)

Как ребенка нет без мамы, сбыта нету без…(рекламы)

Эта резвая купчиха поступает очень лихо!

В телевизор залезает

И товары предлагает:

От компьютеров до хлама.

Имя у нее…(реклама)

Люди ходят на базар

Там дешевле весь…(товар)

В банке для всех вас висит прокламация:

«Деньги в кубышках съедает…»(инфляция)

Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы…(ссуду)

Чтобы партнеров не мучили споры,

Пишут юристы для них…(договоры)

На рубль – копейки, на доллары – центы,

Бегут-набегают в банке…(проценты)

  1. Провести мини-конкурс на лучший слоган про финансы:

Слоган (девиз) по финансовой грамотности должен быть лаконичный, легко запоминающийся, содержащий призыв или утверждение, или вопрос, мотивирующие человека быть финансово грамотным.

  1. Личный финансовый план: в следующем задании попросить каждого участника составить личный финансовый план  для достижения совей определенной цели.
  1. Ознакомить детей с темой как правильно составить личный финансовый план:

- Постановка финансовых целей позволяет достичь задуманного более быстрыми темпами с минимальными затратами.  Без них человек не развивается и остается на одном уровне, в том числе и денежном.  Личная финансовая цель – это результат, которого вы хотите достичь. Она обязательно должна быть измерима.  Например, хочу стать богатым – это плохая цель. Непонятно, сколько денег вам для этого надо. Нужно выражать свои мысли более конкретно.  Цели могут материальные или финансовые. Материальные обязательно нужно перевести в денежный эквивалент, чтобы понять к чему стремиться. Например, вы хотите купить новый смартфон – это ваша цель. А сколько денег вам для этого понадобится? Поэтому правильные цели ставим так: купить новый смартфон за 20 000 рублей. Далее необходимо разработать план по ее достижению. Какие затраты вы готовы понести и исходя из этого получаем примерные сроки реализации цели. Например, если вы будете откладывать по 2000 р.в месяц, то ваша цель будет достигнута только через 10 месяцев, а сели увеличить расход до 4000 р. в месяц, то уже через5 месяцев цель будет достигнута.

- Условно все цели можно разделить на 3 вида:

* краткосрочные – до 1 года;

*среднесрочные – от 1 года до 3-5 лет;

* долгосрочные – от 5 до 10-15 лет и выше.

Краткосрочные: обычно постановкой целей нужно заниматься в начале года. Вы пишите для себя, что вам необходимо сделать в течение года. У вас получиться список запланированного, с обязательным указанием суммы и сроков их реализации.

Пример:

- март-апрель – покупка велосипеда – 15000 р.;

- июнь-август – поездка на море (личные расходы) – 5000 р.;

ИТОГО: общая сумма

Каждый участник должен сформировать свои краткосрочные цели.



Предварительный просмотр:

 «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ»

Ребята, каждый день мы имеем дело с деньгами, они определяют финансовое положение семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства. С детства вы знаете, что деньги - это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.

Что такое семья? (Группа, живущих вместе родственников.)

А может ли быть у семьи свой бюджет?

Так вот сегодня мы с Вами поговорим о семейном бюджете и как его грамотно   составлять.

А для начала давайте посмотрим, насколько вы знаете основные понятия, связанные с финансовыми отношениями (викторина). (Ребят за правильные ответы можно поощрять шоколадками в форме монеток).

Как называются в экономике продукты, необходимые для изготовления чего-либо? (Сырьё.)

…Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила …(Самовар)

Чем является самовар? (Товар)

На товаре быть должна обязательно…? (Цена)

Как называется обмен товарами в экономике? (Бартер)

Как называется работа, которую выполняют, чтобы удовлетворить потребности других. (Услуги)

Как называется плата за работу? (Заработная плата)

Как называется плата за пользование собственностью? (Аренда)

Как называется плата за нарушение? (Штраф)

Как называются деньги, отложенные на будущее? (Сбережения)

Обязательный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства. (Налог)

Как называется в экономике то, что сделано своими руками для производства товаров? (Капитал)

Недостаток отдельных товаров и услуг, которые покупатели не могут приобрести, несмотря на наличие денег (Дефицит)

Превышение доходов над расходами (Профицит)

Ценная бумага, удостоверяющая участие ее владельца в капитале фирмы и приносящая ему доход (Акция)

Специализированное финансово-кредитное учреждение, предназначенное для сбережения средств (Банк)

Иностранные деньги (Валюта)

Особый товар, который накапливают и сберегают, с помощью которых осуществляют платежи (Деньги)

Уменьшение цены для покупателей, которые оперативно оплачивают счета или совершающих внесезонные покупки товаров или услуг (Скидка)

Информация о товарах, различных видах услуг целью привлечения покупателей и создания спроса на эти товары (Реклама)

Лицо или организация, финансирующие какое-либо мероприятие (Спонсор).

Вы все молодцы!

А теперь вместе давайте подумаем, из чего складывается семейный бюджет? (Из доходов и расходов.)

Почему порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, но
живут, так, что порой не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получают
меньше, но всегда при деньгах? (Не умеют планировать свой семейный бюджет.)

Сегодня мы будем учиться, это делать. А для начала давайте попробуем дать определение понятию «семейный бюджет». (Ребята предлагают)

Чаще всего понятие «бюджет» понимают как «экономия». А этот термин впервые введен древнегреческим философом Аристотелем и обозначало «законы хозяйства» или «искусство ведения домашнего хозяйства».

В современном смысле семейный бюджет — это упорядоченная система ведения учетов всех расходов и доходов всех членов семьи. Необходимо принимать во внимание не только возможность экономии, но и продумывать пути увеличения доходной части.

Планировать семейный бюджет нужно, исходя из потребностей конкретной семьи. Чаще всего выделяют такие категории: общий доход, налоги, жилье, еда, автомобиль, кредиты, ипотека, ссуда и т.п., одежда, отдых, школа, медицина, благотворительность, непредвиденные расходы и другое.

– Сейчас мы поиграем.

Групповая работа.  Сформировать 3 группы участников – 3 семьи: Ивановы, Петровы и Сидоровы.

Каждая семья состоит из (сколько получится человек) человек: бабушки, дедушки – пенсионеров, мамы, папы, сына – студента и дочери – школьницы, например.

Задание: Назовите, какие доходы могут поступать в бюджет этой семьи.

Правила.

Семья должна быть дружной

В принятии решений

И каждый быть услышан

Должен, без исключений.

Обсудите в группах, какие доходы будут в семье.

Доход любой среднестатистической семьи складывается из зарплаты с различными премиями и другими начислениями и доплатами, учета социальных и страховых выплат (пенсии, пособия и т.п.). Некоторые семьи учитывают продукты, получаемые от своих участков (фрукты, овощи и т.д.).

А теперь давайте посмотрим «Азбука денег тетушки Совы - Семейный бюджет (Уроки тетушки Совы)»    https://youtu.be/F5n821NyBRM

2. Предложить детям схематичную проектную работу  на тему семейный бюджет. На картографии можно схематически отобразить, куда в семье каждого участника расходуется общий семейный бюджет.



Предварительный просмотр:

Игра «Дебаты на тему Что, Где, Почем?»

Цель игры: расширить знания детей о ценах на товары и услуги, о том, почему один и тот же товар может быть дешевле и дороже, и от чего это зависит; познакомить детей с тем, как цена определяется спросом и предложением; воспитывать в детях бережливость и умение экономно тратить деньги.

Ход игры:

Педагог: Ребята, вы много раз ходили за покупками и знаете, что самое главное в магазине. Это не весы, не прилавок и даже не продавец, а то, чем торгуют. Что это? (Товар.)

Отгадайте загадку:

Хозяйка с корзиной пришла с магазина,

Хозяйка в корзине домой принесла:

Батон и сметану,

Всем по банану,

Крупу и свеклу,

Горох и муку.

Педагог: Как назвать одним словом все то, что хозяйка принесла из магазина? (Товар.) Назовите продовольственные товары. (Ответы детей.) Назовите промышленные товары. (Ответы детей.)

Продолжение игры на классификацию.

Педагог: Вы уже знаете, что для того, чтобы купить товар в магазине или на рынке, нужно знать цену. Что такое цена? (Ответы детей.) Правильно, это то, сколько стоит товар. Всегда ли цена на товар одинакова? (Нет.) Почему один и тот же товар может быть дороже, а может быть и дешевле? Вот, например, продаются яблоки. Но в одном ящике они отборные, красивые, сочные, а в другом — побитые, с пятнами и царапинами, т. е. хуже по качеству. Как вы считаете, одинаковую ли цену будут иметь яблоки в одном ящике и в другом? (Нет.) Почему? Какие яблоки будут стоить дороже, а какие дешевле?

Значит, цена на один и тот же товар зависит от качества продукции. Чем хуже качество, тем дешевле товар. И наоборот, чем лучше качество, тем дороже стоит товар. А теперь подумайте, какие фрукты дешевле в России — яблоки или ананасы? Почему? (Ответы детей). Верно, дешевле будут яблоки, т. к. они растут и у нас в России. Для того, чтобы их привезти в магазин, нужно затратить меньше денег, чем на поставку ананасов из Африки. Ведь Африка далеко, за тысячи километров, плоды ананасов пришлось бы отправить либо через океан на корабле, либо на самолете, затем на поезде или на машинах, для заправки которых необходимо горючее. А это все — денежные затраты. Поэтому и цена на ананасы выше. Они дороже, чем яблоки. А какие фрукты будут дешевле в Африке — яблоки или ананасы? Почему? (Ответы детей). Педагог: Правильно, ананасы в Африке будут стоить дешевле яблок, так как ананасы в Африке растут, а яблоки — нет. Яблоки нужно привезти в Африку издалека, например, из Польши. Опять придется затратить деньги на дорогу и транспортировку. В Африке яблоки будут стоить дороже, чем ананасы. Мы с вами уже знаем, от чего зависит цена — от качества товара и того, сколько денег потрачено на поставку в магазин. На что потребуется больше ткани — на платье или на майку? А на что придется потратить больше времени и сил портнихе — на пошив платья или пошив майки? От этого тоже зависит цена. Чем больше труда вложено работником для создания товара, например, платья, тем дороже он будет стоить. Ведь портнихе нужно заплатить за работу. А сейчас, ребята, я хочу познакомить вас с новыми понятиями: что такое спрос и предложение. Вот, например, наступило лето. Всем жарко и очень хочется пить. А рядом в магазине большой выбор различных напитков: газированная вода, соки, квас. Как вы думаете, будут ли люди покупать воду в это время года? (Да.) Конечно, ведь все хотят утолить жажду. Значит, летом будет большой спрос на воду. Спрос — количество товара, которое люди хотят купить по определенной цене. А зимой, ребята, как вы считаете, будет ли таким же большим спрос на воду? (Нет.) Почему? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся образовательных организаций. Классный час «Поговорим о деньгах»

Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся образовательных организаций.Классный час «Поговорим о деньгах»...

Отмена крепостного права в России. Выкупная операция (методическая разработка урока истории с элементами формирования финансовой грамотности), 9 класс

Урок ориентирован на детальное изучение процесса отмены крепостного права в России. Особый акцент сделан на формировании финансовой грамотности школьников, изучение теории о вкладах и кредитах, знаком...

Методические разработки для проведения недели английского языка

Методические разработки для проведения недели английского языка, игровые конкурсы....

методические рекомендации для проведения дистанционного урока по финансовой грамотности

laquo;Финансовый гений» - это интеллектуальная командная игра. Цель мероприятия –  обобщить знания учеников, полученные в процессе изучения тем «Потребности и расход...

Методическая разработка занятия по курсу "Финансовая грамотность" 7 класс. Мини-проект "Деньги" 2 часа.

Данная методическая разработка занятия расчитана на два занятия. В результате данных занятий появляется продукт в виде брошюр или плакатов....

Методическая разработка для проведения урока английского языка в 3-4 классе с элементами обучения финансовой грамотности.

Межпредметные связи - одна из основных характеристик урока иностранного языка, поэтому внедрение компонентов финансовой грамотности на уроках английского языка является наиболее эффективным и логичным...

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности Квест - игра. «Знатоки финансовой грамотности»

Квест-игра - «Знатоки финансовой грамотности» Форма проведения: занятие-игра по станциям.Участники: учитель, учащиеся 5-6 классы.Цель: формирование  финансовой грамотности обучаю...