Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Пешком по Калининскому району» для 5 классов
рабочая программа по краеведению (5 класс)

Медведева Ирина Анатольевна

Пояснительная записка.

Актуальность данной программы внеурочной деятельности обусловлена необходимостью осуществлять постоянную и целенаправленную работу по систематизации, совершенствованию и расширению метапредметных умений и навыков, которые учащиеся приобретают на уроках различных учебных дисциплин. Инструментом интеграции опыта, приобретенного школьниками в рамках урочной работы, может выступать практическая деятельность, связанная с подготовкой и проведением экскурсий по Петербургу. Разработка и презентация авторских экскурсий по родному району позволяет ученикам не только «отточить» исследовательские, коммуникативные, проектные, организационные умения, но и увидеть связь «теории с практикой», удовлетворить свои информационные и духовные потребности, успешно социализироваться. Кроме того, экскурсоведение, как дисциплина, оформившаяся на стыке социально-гуманитарных наук (истории, культурологии, краеведения, психологии, социологии, экономики, географии и пр.), позволяет интегрировать зачастую разрозненные предметные знания школьников в единую картину мира.

Программа внеурочной деятельности «Пешком по Калининскому району» разработана на один год обучения – в 5-ом классе. Данная программа является пропедевтической: она позволяет школьникам не столько приобрести умения и навыки проведения экскурсий, сколько привлекает их внимание к удивительному свойству городской среды своего района – хранить информацию о прошлом и настоящем, учит «считывать» и рассказывать информацию, сокрытую в памятниках истории и культуры. Главным результатом обучения является возникновение у подростков интереса к экскурсоводческой деятельности. В рамках данного года обучения ученики осваивают различные техники коммуникации, которые можно применить не только в рамках авторской пешеходной экскурсии, но и в любом публичном выступлении.

Цель программы: создание условий для систематизации, совершенствования и расширения метапредметных умений школьников в процессе разработки и презентации ими авторской пешеходной экскурсии.

Задачи программы:

- формирование основ визуальной культуры школьников (умения смотреть и видеть);

- формирование умения ориентироваться в пространстве города;

- развитие коммуникативной культуры;

- развитие организационных умений и навыков школьников;

- углубление и расширение знаний учащихся о городе и районе , в которм они живут;

- содействие в осознании школьниками своей локальной (территориальной) идентичности.

Специфика данной программы:

•          Предполагает использование деятельностного подхода в обучении – знакомство с районом во время выездных занятий;

•          Занятия проводятся  непосредственно в городской среде.

Прогнозируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Пешком по Калининскому району».

Личностные:

•          развитие познавательного интереса к изучению района , в котором они живут;

•          выработка учащимися индивидуально-личностного отношения к Санкт-Петербургу и Калининскому району, в котором они живут, его культурному и природному наследию;

•          развитие мотивации и творчеству и самовыражению.

Метапредметные:

•          умение планировать свои действия при осмотре памятников наследия,  составлять план описания объекта, вопросы для интервью;

•          умение описывать памятники наследия по определенному алгоритму;

•          умение находить, анализировать и сопоставлять различные источники информации – ресурсы Интернет, карты и планы Санкт-Петербурга и его отдельных районов, специальную краеведческую литературу, публикации в СМИ, данные статистических опросов, устные рассказы горожан;

•          умение работать в команде; выбирать посильные для себя индивидуальные поисковые и творческие задания, связанные с реализацией общего проекта; организовывать свою деятельность в соответствии с выбранным (порученным) заданием; нести ответственность за принятые решения; оказывать поддержку и помощь другим членам команды в реализации совместного проекта.

Предметные:

•          представление о районе как феномене культуры, объекте комплексного изучения;

•          расширение представлений об истории и культуре микрорайона расположения школы.

Форма и режим занятий:

Количество учебных часов в год – 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в месяц в субботу – в городском пространстве в виде учебных прогулок, образовательных путешествий и экскурсий.  Продолжительность выездного  занятия – 4 часа.

Результативность

Методы контроля и формы отчетности предполагают составления учащимися различных памяток (правил, алгоритмов), которые необходимы для организации и проведения образовательной экскурсии или путешествия.

Кроме того, результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе проведения учащимися итогового коллективного проекта – «Экскурсия по Калининскому району».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_vd_peshkom_po_kalininskomu_rayonu_5_klass.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 96

Калининского района Санкт-Петербурга

«РАССМОТРЕНО»

На заседании

методического объединения учителей предметов _______________________  цикла

Протокол № 1

от «___»августа  2020 года

Председатель МО:

________________________


 «ПРИНЯТО»

на педагогическом совете

Протокол № 1

от «___» августа 2020 года


«УТВЕРЖДЕНО»

Директор ГБОУ СОШ № 96

Ю.В. Малиновская

Приказ №  ____

от «____» августа 2020 года

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  

«Пешком по Калининскому району»

для 5 классов

Автор

учитель истории

Медведева Ирина Анатольевна

2020 год

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Актуальность данной программы внеурочной деятельности обусловлена необходимостью осуществлять постоянную и целенаправленную работу по систематизации, совершенствованию и расширению метапредметных умений и навыков, которые учащиеся приобретают на уроках различных учебных дисциплин. Инструментом интеграции опыта, приобретенного школьниками в рамках урочной работы, может выступать практическая деятельность, связанная с подготовкой и проведением экскурсий по Петербургу. Разработка и презентация авторских экскурсий по родному району позволяет ученикам не только «отточить» исследовательские, коммуникативные, проектные, организационные умения, но и увидеть связь «теории с практикой», удовлетворить свои информационные и духовные потребности, успешно социализироваться. Кроме того, экскурсоведение, как дисциплина, оформившаяся на стыке социально-гуманитарных наук (истории, культурологии, краеведения, психологии, социологии, экономики, географии и пр.), позволяет интегрировать зачастую разрозненные предметные знания школьников в единую картину мира.

Программа внеурочной деятельности «Пешком по Калининскому району» разработана на один год обучения – в 5-ом классе. Данная программа является пропедевтической: она позволяет школьникам не столько приобрести умения и навыки проведения экскурсий, сколько привлекает их внимание к удивительному свойству городской среды своего района – хранить информацию о прошлом и настоящем, учит «считывать» и рассказывать информацию, сокрытую в памятниках истории и культуры. Главным результатом обучения является возникновение у подростков интереса к экскурсоводческой деятельности. В рамках данного года обучения ученики осваивают различные техники коммуникации, которые можно применить не только в рамках авторской пешеходной экскурсии, но и в любом публичном выступлении.

Цель программы: создание условий для систематизации, совершенствования и расширения метапредметных умений школьников в процессе разработки и презентации ими авторской пешеходной экскурсии.

Задачи программы:

- формирование основ визуальной культуры школьников (умения смотреть и видеть);

- формирование умения ориентироваться в пространстве города;

- развитие коммуникативной культуры;

- развитие организационных умений и навыков школьников;

- углубление и расширение знаний учащихся о городе и районе , в которм они живут;

- содействие в осознании школьниками своей локальной (территориальной) идентичности.

Специфика данной программы:

•        Предполагает использование деятельностного подхода в обучении – знакомство с районом во время выездных занятий;

•        Занятия проводятся  непосредственно в городской среде.

Прогнозируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Пешком по Калининскому району».

Личностные:

•        развитие познавательного интереса к изучению района , в котором они живут;

•        выработка учащимися индивидуально-личностного отношения к Санкт-Петербургу и Калининскому району, в котором они живут, его культурному и природному наследию;

•        развитие мотивации и творчеству и самовыражению.

Метапредметные:

•        умение планировать свои действия при осмотре памятников наследия,  составлять план описания объекта, вопросы для интервью;

•        умение описывать памятники наследия по определенному алгоритму;

•        умение находить, анализировать и сопоставлять различные источники информации – ресурсы Интернет, карты и планы Санкт-Петербурга и его отдельных районов, специальную краеведческую литературу, публикации в СМИ, данные статистических опросов, устные рассказы горожан;

•        умение работать в команде; выбирать посильные для себя индивидуальные поисковые и творческие задания, связанные с реализацией общего проекта; организовывать свою деятельность в соответствии с выбранным (порученным) заданием; нести ответственность за принятые решения; оказывать поддержку и помощь другим членам команды в реализации совместного проекта.

Предметные:

•        представление о районе как феномене культуры, объекте комплексного изучения;

•        расширение представлений об истории и культуре микрорайона расположения школы.

Форма и режим занятий:

Количество учебных часов в год – 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в месяц в субботу – в городском пространстве в виде учебных прогулок, образовательных путешествий и экскурсий.  Продолжительность выездного  занятия – 4 часа.

Результативность

Методы контроля и формы отчетности предполагают составления учащимися различных памяток (правил, алгоритмов), которые необходимы для организации и проведения образовательной экскурсии или путешествия.

Кроме того, результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе проведения учащимися итогового коллективного проекта – «Экскурсия по Калининскому району».

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов (всего)

Месяц

Форма занятий

Способы выявления образовательных результатов учащихся

Музей «Истории Калининского района» ДДТ

4

2 неделя сентябрь

Образовательное путешествие

Поиск информации, заполнение маршрутных листов

Площадь Ленина

4

2 неделя октябрь

Образовательное путешествие с элементами игры

Поиск информации, заполнение маршрутных листов

Сампсониевский собор.

4

2 неделя ноябрь

Экскурсия

От пр. Непокоренных до пл.Мужества

4

2 неделя декабрь

Образовательная экскурсия

Поиск информации, заполнение маршрутных листов. Фотофиксация объектов

Политехнический институт. История и современность

4

2 неделя Январь

Образовательное путешествие. Посещение музея.

Сбор информации по заданной теме.

Современная

скульптура района

4

2 неделя Февраль

Образовательное путешествие.

Фотофиксация объектов, поиск информации

Парк Академика Сахарова

4

2 неделя Март

Игра с элементами образовательной прогулки

Отгадывание кроссвордов, ребусов.

Фотофиксация объектов.

Муринский парк.

4

2 неделя Апрель

Знакомство с парковой скульптурой. Посещение храма Сретенья Господня

Поиск информации, заполнение маршрутных листов. Фотофиксация объектов

Создание общей презентации

2

2 неделя Май

Создание общей презентации

Защита презентации

Итого:

34

Содержание

Музей «Истории Калининского района» ДДТ (4 часа)

Понятие «музей». Для чего надо создавать музеи. Экспонаты музея – о чем они могут рассказать. Экскурсия по музею с элементами игры.

Площадь Ленина (4 часа).

Понятие «площадь». Признаки и особенности петербургских площадей. Площадь Ленина - площадь в Калининском районе Санкт-Петербурга, проходящая вдоль зданий Финляндского вокзала. Площадь состоит из двух частей, разделяемых улицей Комсомола; южный участок доходит до Арсенальной набережной. Финляндский вокзал. Памятник Ленину.

Сампсониевский собор (4 часа).

Понятие «собор». История появления Сампсониевского собора. Памятники около собора «Петру I» и «Первым архитекторам».

От пр. Непокоренных до пл.Мужества (4 часа).

Возникновение названия проспекта Непокоренных и площади Мужества. Памятник «Детям войны», Пискаревское мемориальное кладбище, часовня Иоанна Предтечи, памятник «Блокадный колодец».

Политехнический институт. История и современность (4 часа)

Политехнический университет Петра Великого – понятие «университет». История создания университета. Парк при университете.

          Современная скульптура района (4 часа)

          Понятие «скульптура». Памятники Ш.Руставели, «Прометею», «Учителям». Местонахождение, с чем связана установка памятника.

Парк Академика Сахарова (4 часа)

Понятие «парк». Скульптура парка. Памятники «Колокол Мира» и «Жертвам радиационных аварий и катастроф».

Муринский парк (4 часа).

           Парк как зона отдыха людей. Сад скульптур — одно из самых самобытных мест Калининского района. Муринский ручей. Храм Сретенья Господня.

Итогово-обобщающие занятия (2 час.)

Создание общей презентации из фотографий, сделанных во время занятий. Защита презентации.

Методическое обеспечение

Литература по городоведению для педагога

1.        Глазычев В. Л. Урбанистика. – СПб, 2008..

2.        Гутнов А., Глазычев В. Мир архитектуры: лицо города. – М., 1990.

3.        Иконников А. В. Искусство, среда, время: эстетическая организация городской среды. – М., 1984..

4.        Иконников А. В., Каган М. С., Пилипенко В. Р. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. – М., 1990.

5. Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры. Любое издание

Методическая литература для педагога

1.  Ванюшкина Л. М., Коробкова Е. Н. Образование в пространстве культуры. Монография. – СПб., 2012.

2.  Город, открываемый заново. Освоение культурного наследия. Петербургская модель. Научно-методический сборник / Авт.-сост.: Л. М. Ванюшкина, Л. К. Ермолаева, Е. Н. Коробкова, А. Д. Рапопорт, Н. Г. Шейко. – СПб., 2006.

3. Коробкова Е. Н. Путешествие по улицам, уходящим в вечность // Преподавание истории в школе. – 2003. –  № 4.

4. Ермолаева Л. К., Смирнова Ю. А., Шейко Н. Г. Теория и методика преподавания учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга». Методическое пособие. – СПб., 2014.

Техническое оснащение

  • Компьютер;
  • Экран;
  • Мультимедийный проектор;
  • Выход в Интернет;
  • Собрание книг школьной библиотеки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.

Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...

Рабочая программа по курсу географии "Россия. Хозяйство и географические районы". 9 класс

Рабочая программ по курсу географии "Россия. Хозяйство и географические районы". 9 класс разработана к учебнику линии под редакцией В.П. Дронова...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы православной культуры" для 5 класса

Данная разработка представляет собой один из вариантов рабочей программы по "Основам православной культуры". В ней есть определенные недостатки, т.к. это был мой первый год практики преподавания этой ...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по французскому языку для 4 класса

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (4класс) по французскому языку. ...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по французскому языку для 5 класса

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (5 класс) по французскому языку. ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юный книголюб» для 5 – 9 классов

Рабочая программа  курса внеурочной  деятельности «Юный  книголюб» соответствует федеральному  государственному  образовательному  стандарту  основного...