Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Пешком по Калининскому району» для 5 классов
рабочая программа по краеведению (5 класс)
Пояснительная записка.
Актуальность данной программы внеурочной деятельности обусловлена необходимостью осуществлять постоянную и целенаправленную работу по систематизации, совершенствованию и расширению метапредметных умений и навыков, которые учащиеся приобретают на уроках различных учебных дисциплин. Инструментом интеграции опыта, приобретенного школьниками в рамках урочной работы, может выступать практическая деятельность, связанная с подготовкой и проведением экскурсий по Петербургу. Разработка и презентация авторских экскурсий по родному району позволяет ученикам не только «отточить» исследовательские, коммуникативные, проектные, организационные умения, но и увидеть связь «теории с практикой», удовлетворить свои информационные и духовные потребности, успешно социализироваться. Кроме того, экскурсоведение, как дисциплина, оформившаяся на стыке социально-гуманитарных наук (истории, культурологии, краеведения, психологии, социологии, экономики, географии и пр.), позволяет интегрировать зачастую разрозненные предметные знания школьников в единую картину мира.
Программа внеурочной деятельности «Пешком по Калининскому району» разработана на один год обучения – в 5-ом классе. Данная программа является пропедевтической: она позволяет школьникам не столько приобрести умения и навыки проведения экскурсий, сколько привлекает их внимание к удивительному свойству городской среды своего района – хранить информацию о прошлом и настоящем, учит «считывать» и рассказывать информацию, сокрытую в памятниках истории и культуры. Главным результатом обучения является возникновение у подростков интереса к экскурсоводческой деятельности. В рамках данного года обучения ученики осваивают различные техники коммуникации, которые можно применить не только в рамках авторской пешеходной экскурсии, но и в любом публичном выступлении.
Цель программы: создание условий для систематизации, совершенствования и расширения метапредметных умений школьников в процессе разработки и презентации ими авторской пешеходной экскурсии.
Задачи программы:
- формирование основ визуальной культуры школьников (умения смотреть и видеть);
- формирование умения ориентироваться в пространстве города;
- развитие коммуникативной культуры;
- развитие организационных умений и навыков школьников;
- углубление и расширение знаний учащихся о городе и районе , в которм они живут;
- содействие в осознании школьниками своей локальной (территориальной) идентичности.
Специфика данной программы:
• Предполагает использование деятельностного подхода в обучении – знакомство с районом во время выездных занятий;
• Занятия проводятся непосредственно в городской среде.
Прогнозируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Пешком по Калининскому району».
Личностные:
• развитие познавательного интереса к изучению района , в котором они живут;
• выработка учащимися индивидуально-личностного отношения к Санкт-Петербургу и Калининскому району, в котором они живут, его культурному и природному наследию;
• развитие мотивации и творчеству и самовыражению.
Метапредметные:
• умение планировать свои действия при осмотре памятников наследия, составлять план описания объекта, вопросы для интервью;
• умение описывать памятники наследия по определенному алгоритму;
• умение находить, анализировать и сопоставлять различные источники информации – ресурсы Интернет, карты и планы Санкт-Петербурга и его отдельных районов, специальную краеведческую литературу, публикации в СМИ, данные статистических опросов, устные рассказы горожан;
• умение работать в команде; выбирать посильные для себя индивидуальные поисковые и творческие задания, связанные с реализацией общего проекта; организовывать свою деятельность в соответствии с выбранным (порученным) заданием; нести ответственность за принятые решения; оказывать поддержку и помощь другим членам команды в реализации совместного проекта.
Предметные:
• представление о районе как феномене культуры, объекте комплексного изучения;
• расширение представлений об истории и культуре микрорайона расположения школы.
Форма и режим занятий:
Количество учебных часов в год – 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в месяц в субботу – в городском пространстве в виде учебных прогулок, образовательных путешествий и экскурсий. Продолжительность выездного занятия – 4 часа.
Результативность
Методы контроля и формы отчетности предполагают составления учащимися различных памяток (правил, алгоритмов), которые необходимы для организации и проведения образовательной экскурсии или путешествия.
Кроме того, результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе проведения учащимися итогового коллективного проекта – «Экскурсия по Калининскому району».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vd_peshkom_po_kalininskomu_rayonu_5_klass.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 96
Калининского района Санкт-Петербурга
«РАССМОТРЕНО»
На заседании
методического объединения учителей предметов _______________________ цикла
Протокол № 1
от «___»августа 2020 года
Председатель МО:
________________________
«ПРИНЯТО»на педагогическом совете
Протокол № 1
от «___» августа 2020 года
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор ГБОУ СОШ № 96
Ю.В. Малиновская
Приказ № ____
от «____» августа 2020 года
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Пешком по Калининскому району»
для 5 классов
Автор
учитель истории
Медведева Ирина Анатольевна
2020 год
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Актуальность данной программы внеурочной деятельности обусловлена необходимостью осуществлять постоянную и целенаправленную работу по систематизации, совершенствованию и расширению метапредметных умений и навыков, которые учащиеся приобретают на уроках различных учебных дисциплин. Инструментом интеграции опыта, приобретенного школьниками в рамках урочной работы, может выступать практическая деятельность, связанная с подготовкой и проведением экскурсий по Петербургу. Разработка и презентация авторских экскурсий по родному району позволяет ученикам не только «отточить» исследовательские, коммуникативные, проектные, организационные умения, но и увидеть связь «теории с практикой», удовлетворить свои информационные и духовные потребности, успешно социализироваться. Кроме того, экскурсоведение, как дисциплина, оформившаяся на стыке социально-гуманитарных наук (истории, культурологии, краеведения, психологии, социологии, экономики, географии и пр.), позволяет интегрировать зачастую разрозненные предметные знания школьников в единую картину мира.
Программа внеурочной деятельности «Пешком по Калининскому району» разработана на один год обучения – в 5-ом классе. Данная программа является пропедевтической: она позволяет школьникам не столько приобрести умения и навыки проведения экскурсий, сколько привлекает их внимание к удивительному свойству городской среды своего района – хранить информацию о прошлом и настоящем, учит «считывать» и рассказывать информацию, сокрытую в памятниках истории и культуры. Главным результатом обучения является возникновение у подростков интереса к экскурсоводческой деятельности. В рамках данного года обучения ученики осваивают различные техники коммуникации, которые можно применить не только в рамках авторской пешеходной экскурсии, но и в любом публичном выступлении.
Цель программы: создание условий для систематизации, совершенствования и расширения метапредметных умений школьников в процессе разработки и презентации ими авторской пешеходной экскурсии.
Задачи программы:
- формирование основ визуальной культуры школьников (умения смотреть и видеть);
- формирование умения ориентироваться в пространстве города;
- развитие коммуникативной культуры;
- развитие организационных умений и навыков школьников;
- углубление и расширение знаний учащихся о городе и районе , в которм они живут;
- содействие в осознании школьниками своей локальной (территориальной) идентичности.
Специфика данной программы:
• Предполагает использование деятельностного подхода в обучении – знакомство с районом во время выездных занятий;
• Занятия проводятся непосредственно в городской среде.
Прогнозируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Пешком по Калининскому району».
Личностные:
• развитие познавательного интереса к изучению района , в котором они живут;
• выработка учащимися индивидуально-личностного отношения к Санкт-Петербургу и Калининскому району, в котором они живут, его культурному и природному наследию;
• развитие мотивации и творчеству и самовыражению.
Метапредметные:
• умение планировать свои действия при осмотре памятников наследия, составлять план описания объекта, вопросы для интервью;
• умение описывать памятники наследия по определенному алгоритму;
• умение находить, анализировать и сопоставлять различные источники информации – ресурсы Интернет, карты и планы Санкт-Петербурга и его отдельных районов, специальную краеведческую литературу, публикации в СМИ, данные статистических опросов, устные рассказы горожан;
• умение работать в команде; выбирать посильные для себя индивидуальные поисковые и творческие задания, связанные с реализацией общего проекта; организовывать свою деятельность в соответствии с выбранным (порученным) заданием; нести ответственность за принятые решения; оказывать поддержку и помощь другим членам команды в реализации совместного проекта.
Предметные:
• представление о районе как феномене культуры, объекте комплексного изучения;
• расширение представлений об истории и культуре микрорайона расположения школы.
Форма и режим занятий:
Количество учебных часов в год – 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в месяц в субботу – в городском пространстве в виде учебных прогулок, образовательных путешествий и экскурсий. Продолжительность выездного занятия – 4 часа.
Результативность
Методы контроля и формы отчетности предполагают составления учащимися различных памяток (правил, алгоритмов), которые необходимы для организации и проведения образовательной экскурсии или путешествия.
Кроме того, результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе проведения учащимися итогового коллективного проекта – «Экскурсия по Калининскому району».
Учебно-тематический план
Тема | Кол-во часов (всего) | Месяц | Форма занятий | Способы выявления образовательных результатов учащихся |
Музей «Истории Калининского района» ДДТ | 4 | 2 неделя сентябрь | Образовательное путешествие | Поиск информации, заполнение маршрутных листов |
Площадь Ленина | 4 | 2 неделя октябрь | Образовательное путешествие с элементами игры | Поиск информации, заполнение маршрутных листов |
Сампсониевский собор. | 4 | 2 неделя ноябрь | Экскурсия | |
От пр. Непокоренных до пл.Мужества | 4 | 2 неделя декабрь | Образовательная экскурсия | Поиск информации, заполнение маршрутных листов. Фотофиксация объектов |
Политехнический институт. История и современность | 4 | 2 неделя Январь | Образовательное путешествие. Посещение музея. | Сбор информации по заданной теме. |
Современная скульптура района | 4 | 2 неделя Февраль | Образовательное путешествие. | Фотофиксация объектов, поиск информации |
Парк Академика Сахарова | 4 | 2 неделя Март | Игра с элементами образовательной прогулки | Отгадывание кроссвордов, ребусов. Фотофиксация объектов. |
Муринский парк. | 4 | 2 неделя Апрель | Знакомство с парковой скульптурой. Посещение храма Сретенья Господня | Поиск информации, заполнение маршрутных листов. Фотофиксация объектов |
Создание общей презентации | 2 | 2 неделя Май | Создание общей презентации | Защита презентации |
Итого: | 34 |
Содержание
Музей «Истории Калининского района» ДДТ (4 часа)
Понятие «музей». Для чего надо создавать музеи. Экспонаты музея – о чем они могут рассказать. Экскурсия по музею с элементами игры.
Площадь Ленина (4 часа).
Понятие «площадь». Признаки и особенности петербургских площадей. Площадь Ленина - площадь в Калининском районе Санкт-Петербурга, проходящая вдоль зданий Финляндского вокзала. Площадь состоит из двух частей, разделяемых улицей Комсомола; южный участок доходит до Арсенальной набережной. Финляндский вокзал. Памятник Ленину.
Сампсониевский собор (4 часа).
Понятие «собор». История появления Сампсониевского собора. Памятники около собора «Петру I» и «Первым архитекторам».
От пр. Непокоренных до пл.Мужества (4 часа).
Возникновение названия проспекта Непокоренных и площади Мужества. Памятник «Детям войны», Пискаревское мемориальное кладбище, часовня Иоанна Предтечи, памятник «Блокадный колодец».
Политехнический институт. История и современность (4 часа)
Политехнический университет Петра Великого – понятие «университет». История создания университета. Парк при университете.
Современная скульптура района (4 часа)
Понятие «скульптура». Памятники Ш.Руставели, «Прометею», «Учителям». Местонахождение, с чем связана установка памятника.
Парк Академика Сахарова (4 часа)
Понятие «парк». Скульптура парка. Памятники «Колокол Мира» и «Жертвам радиационных аварий и катастроф».
Муринский парк (4 часа).
Парк как зона отдыха людей. Сад скульптур — одно из самых самобытных мест Калининского района. Муринский ручей. Храм Сретенья Господня.
Итогово-обобщающие занятия (2 час.)
Создание общей презентации из фотографий, сделанных во время занятий. Защита презентации.
Методическое обеспечение
Литература по городоведению для педагога
1. Глазычев В. Л. Урбанистика. – СПб, 2008..
2. Гутнов А., Глазычев В. Мир архитектуры: лицо города. – М., 1990.
3. Иконников А. В. Искусство, среда, время: эстетическая организация городской среды. – М., 1984..
4. Иконников А. В., Каган М. С., Пилипенко В. Р. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. – М., 1990.
5. Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры. Любое издание
Методическая литература для педагога
1. Ванюшкина Л. М., Коробкова Е. Н. Образование в пространстве культуры. Монография. – СПб., 2012.
2. Город, открываемый заново. Освоение культурного наследия. Петербургская модель. Научно-методический сборник / Авт.-сост.: Л. М. Ванюшкина, Л. К. Ермолаева, Е. Н. Коробкова, А. Д. Рапопорт, Н. Г. Шейко. – СПб., 2006.
3. Коробкова Е. Н. Путешествие по улицам, уходящим в вечность // Преподавание истории в школе. – 2003. – № 4.
4. Ермолаева Л. К., Смирнова Ю. А., Шейко Н. Г. Теория и методика преподавания учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга». Методическое пособие. – СПб., 2014.
Техническое оснащение
- Компьютер;
- Экран;
- Мультимедийный проектор;
- Выход в Интернет;
- Собрание книг школьной библиотеки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.
Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...
Рабочая программа по курсу географии "Россия. Хозяйство и географические районы". 9 класс
Рабочая программ по курсу географии "Россия. Хозяйство и географические районы". 9 класс разработана к учебнику линии под редакцией В.П. Дронова...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы православной культуры" для 5 класса
Данная разработка представляет собой один из вариантов рабочей программы по "Основам православной культуры". В ней есть определенные недостатки, т.к. это был мой первый год практики преподавания этой ...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по французскому языку для 4 класса
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (4класс) по французскому языку. ...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по французскому языку для 5 класса
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (5 класс) по французскому языку. ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юный книголюб» для 5 – 9 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный книголюб» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного...