Рабочая программа учебного курса внеурочной работы «Фольклор земли мордовской» в 5 классе
рабочая программа (5 класс)

Горбунова Елена Александровна

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрена и одобрена на заседании  методического объединения

 Председатель МО_______

       Утверждена руководителем                                           образовательного учреждения

 
_________    _/____________/

/__________________/                                                         «___»__________200__г.

«___»___________200__г.
 
 
 

Рабочая программа

учебного курса внеурочной работы

«Фольклор земли мордовской» в  5 «а»  классе


 

                                                  Составитель: Горбунова Е.А.


 
 

2018 г.

Планируемые предметные результаты освоения

учебного курса внеурочной работы «Фольклор земли мордовской»

Данная программа отражает современные тенденции в образовании, в частности, направленность на реализацию этнокультурного и поликультурного подходов в учебно-воспитательном процессе.

Цель программы – привить любовь к «малой» Родине – Мордовии, познакомить детей с мордовским народным творчеством музыкальным искусством,  воспитать любовь и интерес к музыкальной культуре региона, формировать этническое самосознание, основы личностной культуры у детей различных национальностей, чувство толерантности, уважения к народам, населяющим республику, создавать благоприятные условия для межэтнического общения.

Данная цель реализуется в задачах:

  1. Формирование  чувства любви к   Родине – Мордовии и России, своему городу, селу.
  2. Формирование интереса и любви к устно-поэтическому творчеству, музыкальному искусству Мордовии,  мордовскому фольклору, желания глубже узнать культуру народов, населяющих республику.
  3. Создание эффективной образовательной среды, способствующей общению на поликультурной основе,  формированию уважения к разным  народам и их культурам, этнической толерантности.
  4. Знакомство с танцевальными движениями, историей, бытом, традициями и обычаями народов, населяющих Мордовию.
  5. Знакомство с творчеством композиторов Мордовии, их произведениями, формирование понимания того общего, что  объединяет народное и профессиональное искусство, мордовский и русский музыкальный фольклор.
  6. Формирование чувства этнической гордости и этнического самосознания,   у детей различных национальностей.

Основные принципы освоения программы:

  1. Принцип опоры на «диалог культур». Мордовский и русский   фольклор имеют достаточно много общего между собой в образном и жанровом плане из-за близких географических условий проживания двух народов, религиозной ориентации (православие). Освоение  фольклора различных этносов, проживающих в Мордовии, происходит естественно и легко благодаря наличию в народных культурах общечеловеческих ценностей, объединяющих все этносы.
  2. Комплексный подход при знакомстве с народным творчеством.    Народное творчество будет более понятно детям, если его освоение будет сочетаться с использованием на занятиях сведений о быте, традициях, истории мордовского народов, произведений устно-поэтического (малые формы) и декоративно-прикладного творчества (изделия народных промыслов, предметы быта, народный костюм, игрушки). При комплексном воздействии различных видов народного творчества у ребенка создается целостное представление о народной культуре и окружающем мире.
  3. Выявление новых сущностных смыслов при изучении музыкального фольклора. Изучение календарно-обрядового фольклора должно иметь экологическую и нравственную направленность, а не способствовать приобретению знаний о язычестве и языческих богах.
  4. Принцип опоры на «праздничную» культуру этносов, проживающих на территории региона, на календарно-обрядовые праздники.  Усваивая темы, посвященные тому или иному обряду или земледельческому празднику, дети узнают множество сведений  о явлениях природы, устанавливают зависимость успешности труда земледельца от природы, понимают ценность сельскохозяйственного труда, проникаются любовью к окружающему миру, постигают постулаты народной философии.
  5. Практическая направленность информационного потока, познавательной деятельности детей, позволяющая применить полученные данные в практической деятельности, в повседневной жизни. Такой деятельностный подход исходит от народной мудрости: «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Поэтому дети должны усваивать знания в процессе активной творческой деятельности.

Планируемые предметные результаты:

В результате изучения данного курса  обучающиеся должны знать:

— даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов,

-факты, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий, исторические термины и понятия,

-основные элементы материальной и духовной культуры мордвы, особенности их развития, механизмы влияния культуры других народов и соотношения в них традиций.

Обучающиеся должны уметь:

— составлять хронологические и синхронические таблицы;

-характеризовать периоды в развитии исторических процессов, масштабных событий;

-читать историческую карту с опорой на легенду; использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития мордовского края в отдельные периоды истории;

-проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; высказывать суждение о назначении, ценности источника; сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;

-рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

-описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи;

-на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы составлять описание исторических объектов, памятников;

-составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности; объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории;

-соотносить единичные исторические факты и общие явления;

— называть характерные, существенные черты исторических явлений и событий;

-группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку;

-излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

-приводить оценки исторических событий (в том числе противоположные), изложенные в учебной литературе;

-определять и объяснять (аргументировать) своё отношение и оценку наиболее значительных событий и лиц в истории мордовского края.

                    Обучающиеся должны применять полученные знания и умения для рассмотрения современных событий, для активного обсуждения и посильного решения, стоящих перед республикой сложных проблем; для сохранения и приумножения культурного наследия народов Мордовии.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

курса «Фольклор земли мордовской»

1. В.Абрамов. Времена Тюшти. Рассказы о мордовском средневековье. – Саранск,2009.

2. Н.Лысова, В.Махаев. Путешествие по старым городам Мордовии. Рассказы для школьников о Темникове, Краснослободске, Инсаре и Ардатове.- Саранск, 2009.

3. А.Ямашкин. По районам Мордовии: книга-путешествие. – Саранск, 2010.

4. А.Лузгин. Промыслы и мастеровые люди Мордовии. – Саранск, 2010.

5. Т.Прокина, М.Сурина. Мордовский народный костюм. – Саранск, 2011.

6. Журнал «Чилисема»

7. Аудиозапись мордовских песен в исполнении ансамблей  «Келу», «Умарина», солистов Мордовской музыкальной филармонии  М.Н.Антоновой, А.Н.Куликовой.

8. Аудиозапись русских народных песен в исполнении Н Кадышевой.

9. Диск «Сказки финно-угорских народов».

10. М.Е.Евсевьев. Мордовская свадьба. Саранск. 1998

11. Л.В.Седова.  Родники народной мудрости. Саранск. 2007

12. Искусство мордвы. Москва, 1957

13. Интернет-ресурсы:  www.mordva.ru

14. Учебное пособие  О.В.Кочеваткиной, Н.И. Ивлюшкиной, С.Ю.Дмитриевой  Эрзянский язык. 5 класс. Саранск, 2010

Содержание программы

Вводное занятие. 2часа.

 Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров:   песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, скороговорки, шутки, прибаутки, небылицы, потешки, считалки, дразнилки.

Музыкальный фольклор Мордовии. 3 часа.

 Музыкальный фольклор народов Мордовии : мордовские, русские, татарские народные песни. Фольклор Теньгушевского района.

Разучивание мордовских песен: «Умарина» (Э.), «Кавто церат тикше ледить» (Э.), «Эрзянь карть» .

Животные в мордовском фольклоре. 2 часа.

 Песни, сказки, загадки о домашних и диких животных.

«Нумолнэ» (э. песня), «Раужо баран» (э.песня). Сказки: «Бука ды верьгиз», «Атя ды овто», «Пустачей», «Кода кискась ялга вешнесь».

Расскажи мне про сказочку. 3 часа.

Мордовские, русские, татарские народные сказки. Экскурсия в библиотеку.

Инсценировка сказки «Кода кискась ялга вешнесь».

Мордовские богини. 3 часа.

        Вирява – хранительница леса. Подданные Вирявы - лесные озорные зверюшки. Проектная работа. Нишке паз – бог пчел. Загадки про лес и его обитателей. Ведява -  хранительница воды. В гостях у Ведявы. Разучивание: «Тук, тук, пиземне» - закликание; «Лейне» - игра.

Роштовань кудо (рождественский дом). 2 часа.

Колядки, загадки, пляски. Игра « Минек пандонок». 

 Поздравление своих близких с рождеством.

Трудолюбие и мастерство мордовского народа. 5 часов.

Народные промыслы мордвы: резьба по дереву. (знакомство с работами мастеров из Подлесной Тавлы),  

Мордовские узоры. Аппликация. Вышивание «крестиком». Знакомство с картиной И. Сидельникова «Мордовские вышивальщицы. Приданое».

Мордовские народные инструменты: ложки, жужжалки ,свистушки, нудий , акациянь цюцюка, тутушка, чувтонь лопа. Мордовская матрешка.

Разучивание песни «Роман Аксясь».

Мордовская свадьба. 2 часа.

Знакомство со свадебными обрядами. Разучивание игр «Овтонь киштема», «Яксярго».

Слушание обрядовых песен.

Весенние обрядовые праздники. 3 часа.

Масленица. Угощение блинами.

Пасха. Раскраска пасхальных яиц.

Разучивание хороводной песни «Кужонь моро».

Мордовский народный костюм. 3 часа.

Мордовский народный костюм. История костюма. Проектная работа.

Мордовская одежда Теньгушевского района. Презентация, демонстрация.

Мордовская вышивка. Рисование мордовских узоров.

Мордовские журналы. 2 часа.

Журнал Чилисема». Знакомство.

Наши стихи. Сочинение стихов, рассказов, сказок. (практическая работа)

Эрзянский язык – родной язык. 2 часа.

День эрзянского языка. А.Рябов, творчество. Подготовка к празднику эрзянского языка.

Стихи, песни, инсценировки.

 

Моя Мордовия. 1 час.

Экскурсия в библиотеку. Рассказ о достопримечательностях Мордовии. Презентация.

Повторение. 2 часа.

Повторение пройденного материала. Тестовая работа. Повторение песен и стихов.

Урок-концерт «Моя Мордовия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по французскому языку для 4 класса

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (4класс) по французскому языку. ...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по французскому языку для 5 класса

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (5 класс) по французскому языку. ...

Рабочая программа учебного курса внеурочной работы «Мордовские песни» в 5 классе

Планирование внеурочной работы «Мордовские песни» в  5 классе...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Русская словесность»

Настоящая программа составлена на 34 часа (из расчета 1 час в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уров...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности экологический кружок «Зеленая планета» уровень среднего общего образования срок освоения: 1 год направление: экологическое

АННОТАЦИЯРабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Зеленая планета» (далее – рабочая программа) для воспитанников основного и среднего общего образования является сос...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Познаю себя - раскрываю свой потенциал"

Самопознание содействует гармоничному развитию личности подростка, становлению его Я – концепции как представления о себе и о своей роли в окружающем мире. Помимо этого повышение уровня самопозн...