Рабочая программа учебного курса внеурочной работы «Фольклор земли мордовской» в 5 классе
рабочая программа (5 класс)
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Председатель МО_______ | Утверждена руководителем образовательного учреждения |
/__________________/ «___»__________200__г.
«___»___________200__г.
Рабочая программа
учебного курса внеурочной работы
«Фольклор земли мордовской» в 5 «а» классе
Составитель: Горбунова Е.А.
2018 г.
Планируемые предметные результаты освоения
учебного курса внеурочной работы «Фольклор земли мордовской»
Данная программа отражает современные тенденции в образовании, в частности, направленность на реализацию этнокультурного и поликультурного подходов в учебно-воспитательном процессе.
Цель программы – привить любовь к «малой» Родине – Мордовии, познакомить детей с мордовским народным творчеством музыкальным искусством, воспитать любовь и интерес к музыкальной культуре региона, формировать этническое самосознание, основы личностной культуры у детей различных национальностей, чувство толерантности, уважения к народам, населяющим республику, создавать благоприятные условия для межэтнического общения.
Данная цель реализуется в задачах:
- Формирование чувства любви к Родине – Мордовии и России, своему городу, селу.
- Формирование интереса и любви к устно-поэтическому творчеству, музыкальному искусству Мордовии, мордовскому фольклору, желания глубже узнать культуру народов, населяющих республику.
- Создание эффективной образовательной среды, способствующей общению на поликультурной основе, формированию уважения к разным народам и их культурам, этнической толерантности.
- Знакомство с танцевальными движениями, историей, бытом, традициями и обычаями народов, населяющих Мордовию.
- Знакомство с творчеством композиторов Мордовии, их произведениями, формирование понимания того общего, что объединяет народное и профессиональное искусство, мордовский и русский музыкальный фольклор.
- Формирование чувства этнической гордости и этнического самосознания, у детей различных национальностей.
Основные принципы освоения программы:
- Принцип опоры на «диалог культур». Мордовский и русский фольклор имеют достаточно много общего между собой в образном и жанровом плане из-за близких географических условий проживания двух народов, религиозной ориентации (православие). Освоение фольклора различных этносов, проживающих в Мордовии, происходит естественно и легко благодаря наличию в народных культурах общечеловеческих ценностей, объединяющих все этносы.
- Комплексный подход при знакомстве с народным творчеством. Народное творчество будет более понятно детям, если его освоение будет сочетаться с использованием на занятиях сведений о быте, традициях, истории мордовского народов, произведений устно-поэтического (малые формы) и декоративно-прикладного творчества (изделия народных промыслов, предметы быта, народный костюм, игрушки). При комплексном воздействии различных видов народного творчества у ребенка создается целостное представление о народной культуре и окружающем мире.
- Выявление новых сущностных смыслов при изучении музыкального фольклора. Изучение календарно-обрядового фольклора должно иметь экологическую и нравственную направленность, а не способствовать приобретению знаний о язычестве и языческих богах.
- Принцип опоры на «праздничную» культуру этносов, проживающих на территории региона, на календарно-обрядовые праздники. Усваивая темы, посвященные тому или иному обряду или земледельческому празднику, дети узнают множество сведений о явлениях природы, устанавливают зависимость успешности труда земледельца от природы, понимают ценность сельскохозяйственного труда, проникаются любовью к окружающему миру, постигают постулаты народной философии.
- Практическая направленность информационного потока, познавательной деятельности детей, позволяющая применить полученные данные в практической деятельности, в повседневной жизни. Такой деятельностный подход исходит от народной мудрости: «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Поэтому дети должны усваивать знания в процессе активной творческой деятельности.
Планируемые предметные результаты:
В результате изучения данного курса обучающиеся должны знать:
— даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов,
-факты, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий, исторические термины и понятия,
-основные элементы материальной и духовной культуры мордвы, особенности их развития, механизмы влияния культуры других народов и соотношения в них традиций.
Обучающиеся должны уметь:
— составлять хронологические и синхронические таблицы;
-характеризовать периоды в развитии исторических процессов, масштабных событий;
-читать историческую карту с опорой на легенду; использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития мордовского края в отдельные периоды истории;
-проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; высказывать суждение о назначении, ценности источника; сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;
-рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
-описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи;
-на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы составлять описание исторических объектов, памятников;
-составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности; объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории;
-соотносить единичные исторические факты и общие явления;
— называть характерные, существенные черты исторических явлений и событий;
-группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку;
-излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;
-приводить оценки исторических событий (в том числе противоположные), изложенные в учебной литературе;
-определять и объяснять (аргументировать) своё отношение и оценку наиболее значительных событий и лиц в истории мордовского края.
Обучающиеся должны применять полученные знания и умения для рассмотрения современных событий, для активного обсуждения и посильного решения, стоящих перед республикой сложных проблем; для сохранения и приумножения культурного наследия народов Мордовии.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
курса «Фольклор земли мордовской»
1. В.Абрамов. Времена Тюшти. Рассказы о мордовском средневековье. – Саранск,2009.
2. Н.Лысова, В.Махаев. Путешествие по старым городам Мордовии. Рассказы для школьников о Темникове, Краснослободске, Инсаре и Ардатове.- Саранск, 2009.
3. А.Ямашкин. По районам Мордовии: книга-путешествие. – Саранск, 2010.
4. А.Лузгин. Промыслы и мастеровые люди Мордовии. – Саранск, 2010.
5. Т.Прокина, М.Сурина. Мордовский народный костюм. – Саранск, 2011.
6. Журнал «Чилисема»
7. Аудиозапись мордовских песен в исполнении ансамблей «Келу», «Умарина», солистов Мордовской музыкальной филармонии М.Н.Антоновой, А.Н.Куликовой.
8. Аудиозапись русских народных песен в исполнении Н Кадышевой.
9. Диск «Сказки финно-угорских народов».
10. М.Е.Евсевьев. Мордовская свадьба. Саранск. 1998
11. Л.В.Седова. Родники народной мудрости. Саранск. 2007
12. Искусство мордвы. Москва, 1957
13. Интернет-ресурсы: www.mordva.ru
14. Учебное пособие О.В.Кочеваткиной, Н.И. Ивлюшкиной, С.Ю.Дмитриевой Эрзянский язык. 5 класс. Саранск, 2010
Содержание программы
Вводное занятие. 2часа.
Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров: песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, скороговорки, шутки, прибаутки, небылицы, потешки, считалки, дразнилки.
Музыкальный фольклор Мордовии. 3 часа.
Музыкальный фольклор народов Мордовии : мордовские, русские, татарские народные песни. Фольклор Теньгушевского района.
Разучивание мордовских песен: «Умарина» (Э.), «Кавто церат тикше ледить» (Э.), «Эрзянь карть» .
Животные в мордовском фольклоре. 2 часа.
Песни, сказки, загадки о домашних и диких животных.
«Нумолнэ» (э. песня), «Раужо баран» (э.песня). Сказки: «Бука ды верьгиз», «Атя ды овто», «Пустачей», «Кода кискась ялга вешнесь».
Расскажи мне про сказочку. 3 часа.
Мордовские, русские, татарские народные сказки. Экскурсия в библиотеку.
Инсценировка сказки «Кода кискась ялга вешнесь».
Мордовские богини. 3 часа.
Вирява – хранительница леса. Подданные Вирявы - лесные озорные зверюшки. Проектная работа. Нишке паз – бог пчел. Загадки про лес и его обитателей. Ведява - хранительница воды. В гостях у Ведявы. Разучивание: «Тук, тук, пиземне» - закликание; «Лейне» - игра.
Роштовань кудо (рождественский дом). 2 часа.
Колядки, загадки, пляски. Игра « Минек пандонок».
Поздравление своих близких с рождеством.
Трудолюбие и мастерство мордовского народа. 5 часов.
Народные промыслы мордвы: резьба по дереву. (знакомство с работами мастеров из Подлесной Тавлы),
Мордовские узоры. Аппликация. Вышивание «крестиком». Знакомство с картиной И. Сидельникова «Мордовские вышивальщицы. Приданое».
Мордовские народные инструменты: ложки, жужжалки ,свистушки, нудий , акациянь цюцюка, тутушка, чувтонь лопа. Мордовская матрешка.
Разучивание песни «Роман Аксясь».
Мордовская свадьба. 2 часа.
Знакомство со свадебными обрядами. Разучивание игр «Овтонь киштема», «Яксярго».
Слушание обрядовых песен.
Весенние обрядовые праздники. 3 часа.
Масленица. Угощение блинами.
Пасха. Раскраска пасхальных яиц.
Разучивание хороводной песни «Кужонь моро».
Мордовский народный костюм. 3 часа.
Мордовский народный костюм. История костюма. Проектная работа.
Мордовская одежда Теньгушевского района. Презентация, демонстрация.
Мордовская вышивка. Рисование мордовских узоров.
Мордовские журналы. 2 часа.
Журнал Чилисема». Знакомство.
Наши стихи. Сочинение стихов, рассказов, сказок. (практическая работа)
Эрзянский язык – родной язык. 2 часа.
День эрзянского языка. А.Рябов, творчество. Подготовка к празднику эрзянского языка.
Стихи, песни, инсценировки.
Моя Мордовия. 1 час.
Экскурсия в библиотеку. Рассказ о достопримечательностях Мордовии. Презентация.
Повторение. 2 часа.
Повторение пройденного материала. Тестовая работа. Повторение песен и стихов.
Урок-концерт «Моя Мордовия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по французскому языку для 4 класса
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (4класс) по французскому языку. ...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по французскому языку для 5 класса
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (5 класс) по французскому языку. ...
Рабочая программа учебного курса внеурочной работы «Мордовские песни» в 5 классе
Планирование внеурочной работы «Мордовские песни» в 5 классе...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Русская словесность»
Настоящая программа составлена на 34 часа (из расчета 1 час в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уров...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Первые шаги. Немецкий язык» для 6 классов
Методическая разработка внеурочной деятельности....
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности экологический кружок «Зеленая планета» уровень среднего общего образования срок освоения: 1 год направление: экологическое
АННОТАЦИЯРабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Зеленая планета» (далее – рабочая программа) для воспитанников основного и среднего общего образования является сос...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Познаю себя - раскрываю свой потенциал"
Самопознание содействует гармоничному развитию личности подростка, становлению его Я – концепции как представления о себе и о своей роли в окружающем мире. Помимо этого повышение уровня самопозн...