Рабочая программа по курсу географии "Россия. Хозяйство и географические районы". 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Кириллина Наталья Владимировна

Рабочая программ по курсу географии "Россия. Хозяйство и географические районы". 9 класс разработана к учебнику линии под редакцией В.П. Дронова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа составлена на основе:

1. Примерной программы основного общего образования по географии.

2. Авторской программы по географии для общеобразовательных учреждений И.И. Бариновой, В.П. Дронова «География России», 8 - 9 классы.  Дрофа, 2010 г.

                   Цели и задачи:

Цель: формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства  нашей Родины, о месте  России в современном мире, воспитание гражданственности  и патриотизма учащихся, уважения  к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально – ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

         Основные задачи:

•       Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности  на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;

•    Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

•     Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демократических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально – экономических проблем России и ее регионов;

•   Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

•      Развивать представления о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

•     Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно – ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

Образ России, формируемый у школьников, должен быть,  с одной стороны, целостным, а с другой – территориально–дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний и всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, почувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие  ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство о разнообразии.

Осознание своей включенности в жизнь своей страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно – ориентированные вопросы и задания, связь, казалось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района или города.

Данный курс готовит учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению ориентироваться в окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени – экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориетироваться в ней, получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по–другому организовывать свою жизнь и т.д. Поэтому, с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии России, а с другой – подводит учащихся к пониманию необходимости перемен. Последнее достигается за счет подачи материала в историко – географическом ключе (как население России реагировало на изменение условий жизни) и характеристики современной ситуации в различных отраслях хозяйства и регионах России.

Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На нем замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязи с ним. Это позволяет учащимся по–другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.

Содержание рабочей программы

Часть V

Хозяйство России  (18 ч.)

Тема 1. Районирование России (1 ч.)

Районирование — важнейший метод изучения в географии. Как можно районировать территорию: физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, эколого-экономическое и другие виды районирования. Виды районирования: сплошное и узловое, частное и комплексное и т. д. Соподчиненность различных видов районирования России.

        Экономические районы России.

Практическая работа. Моделирование вариантов нового районирования России.

Тема 2. Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырье

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.

Н е ф т я н а я промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.

Г а з о в а я промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности

У г о л ь н а я промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка, Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.

Э л е к т р о э н е р г е т и к а. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.

Практические работы:

1. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

2. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

         

Тема 3. Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества

Классификация конструкционных материалов, проблемы пропорциональности производящих их отраслей.

М е т а л л у р г и я, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству продукции металлургии.

Ч е р н а я  и  ц в е т н а я металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Х и м и ч е с к а я промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь  с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности, особенности их географии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы.   Проблемы   развития   отрасли.   Химическая   промышленность \ и охрана окружающей среды.

Л е с н а я промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и  охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.

Практические работы:

1. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

2. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.

3. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.

Практическая работа. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности.

Тема 4. Третичный сектор экономики — отрасли, производящие разнообразные услуги

Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда.

Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рынку. Перспективы развития комплекса.

Наука, ее значение, состав, роль в жизни современного общества. География российской науки. Технополисы.

Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье — одна из главных потребностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низкие показатели его благоустроенности в России. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Часть VI

География крупных регионов России (46 ч.)

Тема 1.  Европейская Россия

Особенности природы, истории и географии хозяйства. Географическое положение на западе России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Европейская Россия — основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны.

Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.

Европейский Север. Состав района. Географическое положение на севере Восточно-Европейской равнины с выходом к Северному Ледовитому океану. Особенности экономико-географического, геополитического и эколого-географического положения. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализацию.

Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное увлажнение территории, богатство озерами, реками, болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, северная и средняя тайга. Природные ресурсы: минеральные, топливные, лесные и водные. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.

Историко-географические особенности формирования. Население: национальный состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины.

Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные  различия Кольско-Карельского и Двинско-Печорского подрайонов.

Роль морского транспорта. Мурманский и Архангельский порты. Северный морской путь.

Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Проблема охраны природы Севера. Северный военно-морской флот. Космодром в городе Мирном.

Практические работы:

1. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района. 2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера. 

Северо-Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу», современные особенности географического положения района.

Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменностей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербурга. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург — северная столица России.

Экономические, социальные и экологические проблемы Санкт-Петербурга. Свободная экономическая зона «Янтарь».

Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Полезные ископаемые. Дефицит большинства видов природных ресурсов.

Климатические условия Центральной России, их благоприятность для жизни и хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие реки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Центральная Россия — очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Высокая численность и плотность населения. Количество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Городские агломерации. Высокий уровень развития и концентрации науки. Города науки.

Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Относительно высокий уровень развития социальной сферы. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы. Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Возникновение и развитие Москвы. Москва — столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Москвы. Московский столичный регион.

Нижний Новгород, его географическое положение и торговые  функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Очаги старинных промыслов.

Современность и проблемы древних русских городов — Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска.

Практические работы:

1. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

2. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России. 3. Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

Европейский Юг. Состав района. Особенности географического положения: самый южный регион России, ограниченный с трех сторон природными рубежами. Геополитическое положение района.

Природный амфитеатр. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы. Многонациональность и межнациональные проблемы.

Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского населения. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы.

Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности водными ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей АПК. Сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение.

Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа.

Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Практические работы: 

1. Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Юга Центральной России.

2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства.

Волга — великая русская река. Ее роль в территориальной организации населения и хозяйства. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы.

Поволжье — место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Русское заселение территории. Территориальная организация расселения и хозяйства.

Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК — ведущая позиция Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность.

Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго

Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Научные центры. Столицы республик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астрахань). Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Практические работы: 

I. Определение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав населения.

2. Экологические и водные проблемы Волги — оценка и пути решения.

Урал. Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географическое положение Урала — на стыке разнообразных границ. Разделяющая и связующая роль Урала в природе и хозяйстве.

Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Разнообразные минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале. Недостаточная геологическая изученность Урала.

Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Две меридиональные полосы расселения, влияние речных систем и рельефа на их формирование.

Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем. Особенности климата Урала. Освоение и изучение Урала в связи со сменой представлений о значимости его ресурсов.

География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отставание развития социальной сферы. Крупнейшие города Урала.

Зональность и высотная поясность почвенно-растительного покрова и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы:

1. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала.

2. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.

Тема 2. Азиатская Россия (Восточный макрорегион)

Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.

Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, его сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.

Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем.

Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Ее положение на молодой эпипалеозойской плите и особенности формирования рельефа. Карское море. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Зона Севера и ее значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Контрастность климатических условий. Высотная поясность.

Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека.

Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади и в численности населения Западной Сибири. Научные центры и будущие технополисы.

Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комплекс — основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта. Транссибирская магистраль, река Обь, железная дорога Тюмень — Сургут — Ямбург. Современные проблемы и перспективы развития ведущих отраслей хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем Западной Сибири.

Практические работы:

1. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.

2. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса (значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы).

3. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

Север Восточной Сибири. Состав района. Географическое положение к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря:  Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Русские исследователи северных морей.

Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Среднесибирского плоскогорья. Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, алмазы, каменный и бурый уголь, химическое сырье. Резко континентальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота. Влияние климата и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-растительный покров. Лесные ресурсы.

Великие сибирские реки: их водность, питание, режим, энергетические и водные ресурсы. Тайга — основная природная зона. Высотная поясность; степи котловин. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Крупнейшие заповедники. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Коренные народы, особенности их жизни и быта, проблемы.

Исторические особенности заселения русскими. Остроги. Открытие медно-никелево-кобальтовой провинции. Основание Норильска.

Топливно-энергетический комплекс — основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития промышленности.

Особенности строительства в условиях многолетней мерзлоты. Экологические проблемы района.

Якутские алмазы, город Мирный.

Перспективы транспортного освоения района. Амуро-Якутская магистраль. Водный и авиационный транспорт. Влияние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры.

Практические работы: 

1. Составление характеристики Норильского промышленного узла.

2. Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе.

Южная Сибирь. Состав района. Географическое положение: в полосе гор Южной Сибири, вдоль Транссибирской магистрали. Транспортные связи с приграничными государствами: Китаем, Монголией и Казахстаном. Связь с Севером по Енисею и Лене. БАМ

Горные системы Южной Сибири. Складчато-глыбовые горы: Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Саяны. Горы Прибайкалья и Забайкалья.

Верхние течения крупных сибирских рек: Оби, Енисея, Лены, Амура. Гидроэнергетическое значение рек. Особенности и проблемы Байкала.

Резко континентальный климат. «Полюс холода» Северного полушария. Температурные инверсии. Многолетняя мерзлота.

Природные ресурсы: минеральные, лесные.

Внутренние различия: Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны.

Кузнецко-Алтайский подрайон. Этапы заселения и освоения. Создание Транссибирской магистрали. Кузбасс, его проблемы. Новосибирск — научный центр.

Ангаро-Енисейский подрайон. Канско-Ачинский бассейн. Гидроресурсы. Формирование Ангаро-Енисейских ТЭС и ТПК. Заселение территории. Миграции и проблемы трудовых ресурсов. Красноярск, Иркутск, закрытые оборонные центры. Проблемы развития подрайона.

Забайкальский подрайон. Горные системы, землетрясения, байкальская рифтовая зона. Природные ресурсы: цветные и редкоземельные металлы, уголь. Бурятия (Улан-Удэ), Читинская область. Перспективы освоения зоны БАМа.

Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы:

1. Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири.

2. Выявление одной из проблем региона. Предложение путей ее решения.

Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и островной частей.

Этапы освоения территории, русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.

Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Тектоническая подвижность территории: частые землетрясения и вулканизм, моретрясения, цунами. Долина гейзеров, термальные источники. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Отрасль специализации района — добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе.

Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.

Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу.

Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс.

Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.

Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транспортная сеть Дальнего Востока.       Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории.   Агропромышленный комплекс. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Интеграция со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон.   Внутрирайонные различия и города. Владивосток — торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы:

1. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.

2. Свободные экономические зоны Дальнего Востока — проблемы и перспективы развития.

Тема 3. Россия в современном мире (2 ч.)

Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира.

В рабочую программу внесены следующие изменения:

1. Тема «Районирование России» изучается  в начале темы  «Хозяйство России» (в авторской программе – в начале изучения темы  «География крупных регионов России»). Это связано с тем, что при изучении размещения отраслей хозяйства России необходимо знание экономического районирования страны. Ознакомление с экономическим районированием России в начале курса позволяет более успешно усвоить размещение хозяйственного комплекса.

2. На изучение темы «Хозяйство России» отводится 18 часов (в авторской программе 22 часа), что соответствует структуре учебника.

3. На изучение темы «География крупных регионов России» количество часов увеличено до 46 (в авторской программе 44) для изучения хозяйства Московской области.

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Хозяйство России

18

2

География крупных регионов России

46

2.1.

Европейская Россия

29

2.2.

Азиатская Россия

17

3

Россия в современном мире

2

Всего

66

Требования  к уровню подготовки обучающихся

  Планируется, что в результате  изучения  предмета по программе,

учащиеся научатся:

Называть и (или) показывать:

- предмет изучения географии России;

- основные средства и методы получения географической информации:

- субъекты Российской Федерации;

-  пограничные государства;

- основные виды природных ресурсов

-  важнейшие   природно-хозяйственные   объекты страны,    в   том   числе   центры:    промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические,   районы   нового  освоения,   старопромышленные и депрессивные:

-  народы, наиболее распространенные языки, религии;

- примеры рационального и нерационального размещения производства;

- районы, подверженные воздействию стихийных природных   явлений   (засухи,   наводнения,   сели, землетрясения и т. д.);

-  экологически неблагополучные районы России:

2. Определять (измерять):

-  географическое положение объектов;

- параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

3. Описывать:

- географическое  положение   страны,   отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);

-  образы    природно-хозяйственных   объектов,    в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

- особенности быта и религии отдельных народов.

4. Объяснять:

-  роль   географических   знаний   в   решении   социально-экономических,   экологических   проблем страны;

- влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

- образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

- распространение    многолетней    мерзлоты,    ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

- разнообразие природных комплексов на территории страны;

- различия  в  естественном  приросте  населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории,  направления  миграций, образование и развитие разных форм  городского  и сельского расселения;

- изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов,  факторы  и условия  размещения предприятий;

-  особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;

-  роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;

-  уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

-  причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

- объяснять   причины   географических   явлений на  основе   применения   понятий:   «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»;     «кооперирование»;     «комбинирование»; «топливно-энергетический   баланс»;    «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.

Для определения результатов изучения предмета используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами.

            Используются следующие методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочный контроль, письменные работы.

Учебно-методическое обеспечение

1. Программы:

1. Примерная программа основного общего образования по географии.

2. Авторская программа И.И. Баринова, В.П. Дронов. География России. 8- 9  класс. Дрофа, 2010.

2. Учебник

1. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А.  География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. М.: Дрофа, 2008.

3. УМК

1. Географический атлас: 8 класс. М.: Дрофа, 2013.

2. Географический атлас: 9 класс. М.: Дрофа, 2013.

3. Сиротин В.И. География России. 9 класс. Рабочая тетрадь  с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2010.

4. Дополнительная литература

1. Баринова И.И.,  Ром В.Я.. География России. 8 – 9 классы. Методическое пособие. М: Дрофа, 2002.

2. Жижина Е.А. . Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство. 9 класс.  М: Вако, 2005.

3. Грушина С.Н. Поурочные разработки по географии России. К учебнику «География России» под ред. В.П. Дронова. М.: Экзамен, 2008.

4. Плисецкий Е.Л.. Справочное пособие по социально – экономической географии России. М: Дрофа ДиК, 2010.

5. Пятунин В.Б.,  Симагин Ю.А. Контрольные и проверочные работы по географии. 8 – 9 классы. М: Дрофа, 2002.

6. Рабочие программы по географии. 6 – 9 классы.  М.: Глобус, 2008.

7. Тематическое планирование по географии. 6 – 10 классы. Под ред. И.И. Бариновой. М: 2003.

5. Настенные карты:

1. Российская Федерация. Административное устройство. М.: Дрофа, 2007

2. Народы России. М.: Дрофа, 2007

3. Религии народов России. М.: Дрофа, 2007

4. Россия. Социально – экономическая  карта. М.: Дрофа, 2007

5. Топливная промышленность России. М.: Дрофа, 2007

6. Электроэнергетика России. М.: Дрофа, 2007

7. Черная и цветная металлургия России. М.: Дрофа, 2007

8. Машиностроение и металлообработка России. М.: Дрофа, 2007

9. Химическая и нефтехимическая промышленность России. М.: Дрофа, 2007

10. Агропромышленный комплекс. М.: Дрофа, 2007

11. Центральная Россия. Физическая карта. М.: Дрофа, 2007

12. Центральная Россия. Социально – экономическая карта. М.: Дрофа, 2007

13. Европейский Север и Северо-Запад России. Физическая карта. М.: Дрофа, 2007

14. Европейский Север и Северо-Запад России. Социально – экономическая  карта. М.: Дрофа, 2007

15. Европейский Юг России. Физическая карта. М.: Дрофа, 2007

16. Европейский Юг России. Социально – экономическая карта. М.: Дрофа, 2007

17. Поволжье. Физическая карта. М.: Дрофа, 2007

18. Поволжье. Социально – экономическая карта. М.: Дрофа, 2007

19. Урал. Физическая карта. М.: Дрофа, 2007

20. Урал. Социально – экономическая карта. М.: Дрофа, 2007

21. Западня Сибирь. Физическая карта. М.: Дрофа, 2007

22. Западная Сибирь. Социально - экономическая карта. М.: Дрофа, 2007

23. Восточная Сибирь. Физическая карта. М.: Дрофа, 2007

24. Дальний Восток. Физическая карта. М.: Дрофа, 2007

25. Восточная Сибирь и Дальний Восток. Социально – экономическая. М.: Дрофа, 2007

6. Схемы и таблицы

1. Административно-территориальное устройство Российской Федерации. М.: Дрофа, 2007

2. Отраслевая структура хозяйства России. М.: Дрофа, 2007

3. Факторы размещения промышленного производства. М.: Дрофа, 2007

7. Классификация природных ресурсов. М.: Дрофа, 2007

8. Агроклиматические ресурсы. М.: Дрофа, 2007

7. Мультимедийные средства обучения

1. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 9 класс. «Кирилл и Мефодий» ООО «Нью Медиа Дженерейшн». 2008.

2. Библиотека наглядных пособий. География 6 – 10 классы. Республиканский мультимедиацентр. 1С образовательная коллекция., 2008.

3. Учебный диск: « География России.  Население и хозяйство. 9 класс». М.: 1С и РМЦ, 2002.

4. Интерактивные карты.  Дрофа, 2006.

8. Коллекции

1. Топливные ископаемы

2. Рудные ископаемые

3. Химическое сырьё

Техническое обеспечение учебного процесса

1. Компьютер – 1 шт.

2. Мультимедийный проектор – 1 шт.

Календарно-тематическое планирование

№ темы/

урока

Название раздела, темы

Кол-во часов

Дата проведения

урока

заплани-

рованная

Дата проведения

урока

факти-

ческая

Часть V. Хозяйство России

18

Тема 1. Экономические районы России

1

Тема 2. Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырьё

3

Топливно-энергетический комплекс, его состав и значение.  Топливная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность.

1

Угольная промышленность

1

Электроэнергетика

1

Отрасли, производящие конструкционные материалы

8

Металлургия.  Размещение черной металлургии

1

Размещение цветной металлургии

1

Химическая промышленность

1

География  химической промышленности

1

Лесная промышленность

1

Машиностроение. Факторы размещения

1

География машиностроения

1

Пищевая и легкая промышленность

1

Тема 3. Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги

6

Состав и значение третичного сектора экономики

1

Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт

1

Другие виды транспорта. Связь

1

Сфера обслуживания. Наука

1

Жилищное и рекреационное хозяйство

1

Урок обобщения знаний по разделу «Хозяйство России»

1

Часть VI. География крупных регионов России

46

Тема 1. Европейская Россия  (Западный макрорегион)

29

Европейская Россия - Западный макрорегион. Общая характеристика

1

Европейский Север. Факторы формирования района

1

Природа Европейского Севера

1

Население и хозяйственное освоение Европейского Севера

1

Хозяйство Европейского Севера

1

Северо-Западный район. Факторы формирования  района

1

Природа  Северо-Запада

1

Население и хозяйственное освоение Северо-Запада

1

Хозяйство  Северо-Запада

1

Центральная Россия. Факторы формирования района

Природа Центральной России

1

Население и хозяйственное освоение Центральной России

1

Хозяйство Центральной России

1

Московская столичная агломерация. Население, история хозяйственного освоения, ресурсы

1

Промышленность, сельское хозяйство и экологическое состояние  Московского столичного региона

1

Европейский Юг. Факторы формирования района

1

Природа Европейского Юга

1

Население и хозяйственное освоение Европейского Юга

1

Хозяйство Европейского Юга

1

Поволжье. Факторы формирования района

1

Природа Поволжья

1

Население и хозяйственное освоение Поволжья

1

Хозяйство Поволжья

1

Урал. Факторы формирования района

1

Природа Урала

1

Население и хозяйственное освоение Урала

1

Хозяйство Урала

1

Урок обобщения знаний по разделу «Европейская Россия».

1

Тема 2. Азиатская Россия (Восточный макрорегион)

17

Восточный макрорегион.  Общая характеристика Азиатской России

1

Западная Сибирь. Факторы формирования района

1

Природа Западной Сибири

1

Население и хозяйственное освоение Западной Сибири

1

Хозяйство Западной Сибири

1

Север Восточной Сибири. Факторы формирования района

1

Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири

1

Природа Севера Восточной Сибири

1

Хозяйство Севера Восточной Сибири

1

Южная Сибирь. Факторы формирования района. Природа Южной Сибири

1

Кузнецко-Алтайский подрайон

1

Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны

1

Дальний Восток. Факторы формирования района

1

Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока

1

Природа Дальнего Востока

1

Хозяйство Дальнего Востока

1

Урок обобщения знаний по разделу «Азиатская Россия»

1

Тема 3. Россия в современном мире

2

Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией

1

Взаимосвязи  России с другими странами мира

1

67 - 68

Резервное время для повторения материала

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу: "История России XIX век" - 8 класс

Рабочая программа  по истории  России для 8-х классов составлена в соответствии с типовой программой по истории, рекомендованной МОиН Российской  Федерации. Авторы А.А. Данилова, Л.Г. К...

Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов

Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...

Рабочая программа по курсу «Информатика и ИКТ», 9 коррекционный класс VII вида

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, ориентирована на учащихся 9 коррекционных классов VII вида и реализуется н...

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 7 класса на основе авторской программы Босова Л.Л.

Рабочая  программа  учебного курса «Информатика и ИКТ» для 7 классана 2012-2013 уч.год.Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 7 кл...

Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 9 класса по программе

Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержа...

Рабочая программа элективного курса по биологии для 5-6 класса основного общего образования «Лекарственные растения Петровского района»

laquo;Программа «Лекарственные растения Петровского района» формирует у учащихся  бережное отношение к окружающей среде, изучение природы родного города. Она базируется на различных...