Методическая разработка воспитательного мероприятия на тему: «Жить в мире с собой и с другими»
методическая разработка

Майя Венедиктовна Зрелова

Аннотация.

 

Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток уже - не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою личность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в обществе духа толерантности, формирования отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад образования в развитие культуры на Земле.

. « Пусть расцветают все цветы!» - эта фраза японских психологов легла в основу работы классного руководителя с группой, что и выразилось в проведении открытого классного мероприятия - «Жить в мире с собой и другими».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11a.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

воспитательного мероприятия

на тему: «Жить в мире с собой и с другими»

Составил преподаватель: Зрелова М.В

Хвалынск

Аннотация.

Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток уже - не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою личность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в обществе духа толерантности, формирования отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад образования в развитие культуры на Земле.

. « Пусть расцветают все цветы!» - эта фраза японских психологов легла в основу работы классного руководителя с группой, что и выразилось в проведении открытого классного мероприятия - «Жить в мире с собой и другими».


Цели:

1. Продолжить работу со студентами над характеристикой понятия «толерантность».

2. Повышать сплоченность группы.

3. Показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим, а толерантность к другим вырастает из толерантности к себе и партнерами по группе.

4. Выделить значение функциональной роли чувства собственного достоинства в системе самоотношений личности.

5. Поддержать процесс формирования у студентов группы позитивной самооценки.

6. Дать возможность подростку осознать свои способности, личностные черты, степень своей толерантности.

7. Ознакомить с теми способами, которые помогают сделать общение толерантным.

8. Развивать умение выступать перед аудиторией с сообщениями, навыки ведения дискуссии и участия в разговоре.

9. Воспитывать желание развивать в себе толерантную личность.

Форма проведения: групповая, индивидуальная.

Продолжительность: 1,5 часа.

Место проведения: читальный зал.

Оборудование и оформление: учебная доска, магнитно-маркерная доска, решетчатый стенд; написаны плакаты с названием мероприятия «Жить в мире с собой и другими», с основным термином «толерантность», с эпиграфом: «Жизнь в обществе невозможна без взаимных уступок» Д. Самюэл, английский писатель, с определением толерантности, нарисована большая эмблема толерантности и напечатаны маленькие эмблемы для того, чтобы раздать участникам в конце мероприятия на память; магнитофон с кассетой релаксационной музыки, мел и губка, специальные маркеры, губка и магнитики для маркерной доски; листочки бумаги и ручки, опросник по чертам толерантной личности, указка, фотоаппарат, проигрыватель с пластинкой песни Б. Окуджавы «Пожелание», текст которой был также роздан на память студентам. Используется литература: «Жить в мире с собой и другими» тренинг толерантности для подростков, Н. И. Козлов « Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день», текст стихотворения Б. Окуджавы.

Обоснование: подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток же - не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит то того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в обществе духа толерантности, формирования отношения к ней как к важнейшей ценности общества — значимый вклад образования в развитие культуры на Земле.


Ход мероприятия.

#1052;обилизующее начало. Проверка готовности к проведению мероприятия.

2. Мотивация.

-Андрей, подойди ко мне! Подмети полы в классе!

-Я не буду!

-Как ты не будешь? Бери сейчас же веник и быстро подметай!

-Я не могу, мне сейчас на автобус надо.

-Ты дежурный! Пока не уберешься в классе, никуда не пойдешь!

-Мы платим за полы, пусть техничка моет.

-Полы должны быть чистыми уже на уроке, а техничка будет мыть после учебных занятий.

-Пусть кто-нибудь другой помоет.

-У дежурного есть свои обязанности, и так не каждый день убираемся. Бери веник! Начинай!

-Дорогие ребята! Мы с Андреем продемонстрировали конфликтную ситуацию. Конфликт - это обострение отношений, открытое столкновение мнений, выявление инициатора, противоречие интересов. Конфликтов в нашей жизни много, есть специальная градация. Но главное в общении - научиться распознавать зарождающийся конфликт. Главное - быть терпимее друг к другу.

Терпеть. И верить-

Все на свете прекрасны-

Взрослые и дети.

Коты, собаки

И медведи.

И сослуживцы, и соседи.

Терпимость –

Наш взаимный шанс,

Ведь кто-то

Также терпит нас.

Пит Хейн, датский поэт.

#1057;ообщение темы, постановка целей.

-Тема нашего классного часа - «Жить в мире с собой и другими». Мы поговорим о конфликтах и, главное, о том, как не доводить до них. Какие есть приемы, чтобы научиться разрешать конфликтные ситуации, жить в мире с собой и другими. Посмотрите на стенд, там написан эпиграф нашей встречи: “Жизнь в обществе невозможна без взаимных уступок. Д. Самюэл, английский писатель”. Основной термин нашего разговора - «толерантность». На втором курсе мы работали над этим понятием, и сейчас продолжим работу над его характеристикой и развитием навыков толерантности. (На доску дежурный вывешивает плакат с названием термина: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»).

#1055;роведение мероприятия.

-Жизнь невозможно прожить без конфликтов. Не найдется ни одного человека, который бы сказал, что у него не было конфликтов.

-Как вы себя чувствуете во время конфликта?

-Я не боюсь конфликта, потому что...

-Я боюсь конфликта, потому что...

(Студенты отвечают на поставленные перед ними вопросы.)

Ведущий: Таким образом, в конфликтной ситуации человек огорчается, обижается,

раздражается, грубит, нападает сам, т.е. процесс общения не приносит

положительных результатов. Причинами конфликтов могут быть жесткие установки личности, неумение встать на позиции собеседника или непредвзято отнестись к чужому мнению, т.е. нет проявления терпимости как личностного свойства. В психологии общения такое понятие называется «толерантность».

Студент 1: В одном из своих выступлений Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначил основные принципы обучения и воспитания подрастающего поколения в духе терпимости.

Студент 2: Еще в 18 веке понятие «толерантность» было достаточно новым.

Современные представления о толерантности или, точнее, признание ее как

фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости,

было во многом подготовлено деятельностью философов 16-17 в., восставших

против «терпения нетерпимости» и жестоких религиозных столкновений. Самым

последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. Важным результатом деятельности философов явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами. Учредительное собрание Франции в 1789 году приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых так упорно боролся Вольтер.

Ведущий: понятие «толерантность» неоднозначно в разных культурах. Оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность - «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим»; в персидском - «терпение, выносливость, готовность к примирению». В русском существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам чужих людей.

Студент 3.: Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом, основанным на общей изначальной сути данного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого. И состоит в уважении прав другого (в том числе права быть другим), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Вот почему мы сегодня продолжаем разговор по данной теме -«толерантность».

Студент 4: В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Студент 5: Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Ведущий: Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания - важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека.

Критерии толерантности:

-равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии);

- взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (беженцам, инвалидам);

- равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

- сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

- охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;

- возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

- свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

- сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;

- позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношении между полами.

Все эти критерии соответствуют модели либерального плюрализма, которую рассматривают как воплощение толерантности на уровне общества в целом.

Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятия другого за то, что он выглядит иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует. Речь идет о таком индивидуальном и коллективном помешательстве, которое, начинаясь с раздражения, может привести к убийству. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, определяет предпочтения подавления, а не убеждения. Нетерпимости ненавистны новшества, так как они отвергают или изменяют старые модели. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения - до этнических чисток, умышленного уничтожения людей. Нетерпимость способствует совершению таких преступлений, которые являются позором человечества. Необходимо понимать последствия нетерпимости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушение прав человека.

Проявления нетерпимости:

- оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

- игнорирование (отказ в беседе, в признании);

- негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

- этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

- поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);

- преследования, запугивания, угрозы;

- дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий;

- эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения);

- осквернение религиозных или культурных символов;

- религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

- изгнание;

- репрессии, уничтожение и геноцид.

«Люди сами надевают на себя оковы, завязывают себе глаза и после этого удивляются, почему так плохо живется» Г. Форд.

Ведущий: чтобы немного получше жилось, надо знать технику общения, простые секреты бесконфликтности, учить душевное зрение, создать собеседнику теплую атмосферу. Вот над этим мы сейчас и поработаем.

Игра «Комплименты»: ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например, «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

(Ведущий вешает плакат «Ты - хорошая», готовит для проведения игры мяч.)

Ведущий: толерантность настолько многообразное понятие, что существует множество его определений (Ведущий вешает плакат с определениями толерантности и с его эмблемой). Толерантность - это:

-сотрудничество, дух партнерства,

-готовность мириться с чужим мнением,

-уважение человеческого достоинства,

-уважение прав других,

-принятие другого таким, какой он есть,

-способность поставить себя на место другого,

-уважение права быть другим,

-признание многообразия,

-признание равенства других,

-терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению,

-отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

Ведущий: в процессе подготовки вы писали сочинения о своем понимании толерантности. Вот выдержки из лучших работ.

(Читают сами студенты).

Студент: «Толерантный человек способен понять и простить других людей, он с уважением относится к их привычкам и ценностям».

Студент: «Толерантность - это, можно сказать, лучшее качество человека. Оно учит людей быть такими, какие они есть. Если бы все люди были такими, то мир был бы совсем другим, намного лучше».

Студент: Толерантность, терпимость, доброжелательность, взаимопонимание -эти качества очень важны, и они должны присутствовать в каждом человеке, ведь без взаимопонимания и доброжелательности не может существовать дружба, а без терпимости - деловые отношения».

Ведущий: А теперь мы познакомимся с простыми правилами бесконфликтности.

(Ведущий пишет их на доске).(Смотри приложение № I).

#1057;амый главный человек на свете тот, кто перед тобой.

#1055;остарайтесь, чтобы собеседник вам понравился.

#1048;щите то, что вас сближает.

#1055;очувствуйте то, что его волнует.

#1055;остарайтесь занять позиции на равных.

6. Не спорьте по мелочам.

7. Избегайте категоричности и резкости.

8. Цените то, в чем он прав, а не ошибается. Старайтесь согласиться, а не возразить.

9. Стремитесь не к победе, а к истине и миру.

(Ведущий разбирает каждое правило.)

(Правила бесконфликтности после обсуждения раздать каждому студенту на память– см. приложение № II.)

Ведущий: А сейчас мы проведем работу по отличению качеств толерантной личности от нетолерантной. Вы получаете возможность, во–первых, сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповыми представлениями. Во-вторых, сравнить представление о себе с портретом толерантной личности, созданным группой.

Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности. Сначала в колонке «А» нужно поставить «+» напротив тех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены. А «-» нужно поставить напротив тех черт, которые у вас наименее выражены. Затем в колонке «В» поставьте «+» напротив тех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк остается у вас и о результатах никто не узнает, поэтому вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь. Ведущий в это время подготавливает бланк опросника на доске и заполняет его. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке «В» первое качество. Число ответивших подсчитывается и записывается в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности с точки зрения данной группы. Во время работы студентов над опросником ведущий включает магнитофон с записью релаксационной музыки.

ЧЕРТЫ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ.

Колонка А Колонка В

I .Расположенность к другим.

#1057;нисходительность.

#1058;ерпение.

#1063;увство юмора.

#1063;уткость.

#1044;оверие.

7. Альтруизм.

#1058;ерпимость к различиям.

#1059;мение владеть собой.

10. Доброжелательность.

II .Умение не осуждать других.

#1043;уманизм.

13 .Умение слушать.

14. Любознательность.

#1057;пособность к сопереживанию.

Ведущий: А теперь предлагаю вашему вниманию несколько практических заданий по книге известного практикующего психолога Н. И. Козлова.

Ситуация 1: Лев Толстой решил стать вегетарианцем и отказывается от мясной пищи. Софья Андреевна видит, что это опасно для его здоровья, и тайком от него готовит его любимые вегетарианские блюда на мясном бульоне.... Имеет ли она на это право? Эта ситуация - достоверный исторический факт.

(Идет обсуждение).

Ведущий: то, что человек стал вашим мужем, еще не разрешение лезть в его жизнь против его воли. И если вы возмущаетесь, когда обманывают вас, будьте честны сами.

Ситуация 2: Близкий вам человек (жена, подруга, сестра, дочь) напялила совершенно ужасную ярко-красную шляпу, повесила на уши черти-какие безвкусные серьги, то есть, на ваш взгляд, уродует свою внешность. Имеете ли вы право в таком случае:

- тактично высказать ей свое мнение об этом, если ей это интересно?

- кинуть справедливые, но колкие и категоричные замечания о ее вкусе и личности?

- настаивать на том, чтобы она немедленно все сняла и не безобразила себя?

(Идет обсуждение).

Ведущий: Мой выбор -всегда только первый. Все остальное - интервенция, которая рано или поздно получит достойный отпор. И что значит «безобразить себя»? У вас могут быть разные вкусы, и неочевидно, что ваш лучше. Не надо быть таким категоричным.

Ведущий: А теперь мы проведем игру, которая называется «Пять добрых слов». Дежурный раздает листочки и ручки. Участники разбиваются на группы по пять человек. Каждый из них должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева.

(Проводится игра.)

5. Резюме: Представляется ли вам тема толерантности актуальной? Почему?

6. Итог: На сегодняшнем мероприятии мы расширили ваше представление о толерантности, развивали свои способности как толерантной личности, оценивали ее развитие. В японской философии есть замечательная фраза: « Пусть расцветают все цветы!» Давайте так и будем жить!

Послушаем песню Б. Окуджавы «Пожелание»:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты -

Ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно

То вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не надо придавать значение злословью -

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всем друг другу потакая,

Тем более что жизнь короткая такая.

ВСЕМ СПАСИБО!


Приложение № I.

1. Самый главный человек на свете тот, что перед тобой: если перед вами

появился собеседник, для вас во всем космосе должны остаться только двое - он и вы, причем он в центре. Столб света - вокруг него, а вне этого света -ничего, пустота, мрак. И тогда вы будете видеть его, и только его.

2. Постарайтесь, чтобы собеседник вам понравился: человек может быть невоспитанным и невнимательным, глупым или агрессивным, но чем меньше это будет вас задевать и раздражать, тем талантливее вы как собеседник. Примите его таким, каков он есть. Самое высокое - полюбите его. По крайней мере, постарайтесь, чтобы собеседник вам понравился, а когда это произойдет, не скрывайте этого. Дарите ему знаки симпатии и уважения.

3. Ищите то, что вас сближает: стиль, манера общения - чем больше в этом будет у вас сходства с собеседником (вплоть до темпа речи, интонации и тембра голоса), тем лучше. Чем точнее вы пристроитесь к нему, тем легче будет вам обоим. Мнения, ценности, установки - чем меньше обнаружится у вас в этом разногласий, тем лучше. Не надо лицемерить, но можно и нужно отучить себя от привычки противоречить по любому поводу. Напротив, приучите себя находить то, что может вас сблизить.

4. Почувствуйте то, что его волнует: в каждом из нас живет своя музыка. Ее мелодия и тональность, как правило, меняются от ситуации к ситуации. Но что же будет, если вы, не услышав мелодию собеседника, поведете свою? От такого наложения родится только какофония. Ваши души не встретятся. Поэтому, прежде чем начать звучать самому, послушайте тональность собеседника. То, что волнует вашего собеседника, должно взволновать и вас. Вы должны понять и разделить его переживания. Если вам решительно не нравится его душевная погода - все равно сначала станьте его «единочувственником», и только потом настройте собеседника на нужную вам волну. Он грустит зря и бессмысленно - погрустите вместе с ним, а потом мягко подтолкните его к другому настроению. Человек возмущается не по делу - разделите его негодование (вы его понимаете, вы - с ним), а потом постарайтесь переориентировать его на более терпимое и мудрое отношение к тому, что его возмущает.

5. Постарайтесь занять позиции на равных: строить общение на равных оправдано потому, что именно такого общения ожидают от вас ваши собеседники. Понравиться ли вам общение, в котором собеседник все время лезет на пьедестал, а вас пихает в грязную лужу? Тот, кто в общении старается продемонстрировать свое превосходство, делает, по сути, то же самое. Не задевайте того, что человеку дорого: людей его круга, его увлечение, профессию, национальное достоинство.

6. Не спорьте по мелочам:, сегодня мои близкие долго и с жаром спорили о том, сколько было вчера градусов: 15 или 17? Предположим, кто-то из них был не прав, но зачем другому это доказывать, пытаться переспорить его? Пусть товарищ заблуждается, но если его мнение никому не мешает, оставьте его в покое. Это его святое право: право на свое мнение и свою точку зрения.

7. Избегайте категоричности и резкости: чего за категоричностью скрывается больше: ограниченности? Бескультурья? Неуверенности в себе? Важно даже не то, правы вы или нет. Важно, что собеседник при этом чувствует неуважение к своему мнению, и это восстанавливает его против вас. Да, вам может казаться нечто совершенно ясным, но едва ли ваша жесткость будет для собеседника убедительнее аргументов. Поставьте себе за правило обходиться без резкости.

Цените то, в чем он прав, а не ошибается. Старайтесь согласиться, а не возразить: трудно жить рядом с теми, у которых на все готово «нет!». У многих оно вылетает автоматически, как рефлекс, но пусть лучше рефлексом вылетает «да!».

Стремитесь не к победе, а к истине и миру: если двух собеседников уподобить бойцам со шпагами, меня более всего привлекают те, которые отставляют шпаги в стороны и протягивают друг другу открытые дружеские ладони.

Приложение № II.

Памятка бесконфликтности.

1. Самый главный человек на свете - тот, что перед тобой.

2. Постарайтесь, чтобы собеседник вам нравился.

3. Ищите то, что вас сближает.

4. Почувствуйте то, что его волнует.

5. Постарайтесь занять позиции на равных.

6. Не спорьте по мелочам.

7. Избегайте категоричности и резкости.

8. Цените то, в чем он прав, а не ошибается. Старайтесь согласиться, а не возразить.

9. Стремитесь не к победе, а к истине и миру.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинга развития толерантности «Жить в мире с собой и другими» для учащихся 9 – 11х классов

Данная программа включает систему занятий, где в форме игры и различных упражнений учащиеся попробуют способы толерантного взаимодействия в различных плоскостях. Выработка такого стиля поведения спосо...

Жить в мире с собой и другими.

Тренинг толерантности...

тренинг "Жить в мире с собой и с другими"

Содержит упражнения расчитанные на сплочение коллектива. Аудитория 8-9 класс...

презентация к занятию с 8 классом по теме толерантность "Жить в мире с собой и другими"

Презентация  к занятию с 8 классом по теме толерантность  "Жить в мире с собой и другими"...

Программа мероприятия на тему: «Жить в мире с собой и другими».

Программа мероприятия по направлению первичной профилактики правонарушений несовершеннолетних и ориентации на здоровый образ жизни с учащимися детских объединений, расчитано на детей в возрасте 9-11 л...

Методическая разработка на тему: "Я в мире эмоций"

Материал представляет собой подробную разработку занятия по воспитательной программе...

Методическая разработка по теме "Языковая картина мира детской поэзии Уолтера Де Ла Мара"

В данном материале представлен подробный план-конспект внеклассного мероприятия по теме "Языковая картина мира детской поэзии Уолтера Де Ла Мара" для учеников 8 класса. Целью проведения...