тренинг "Жить в мире с собой и с другими"
методическая разработка по психологии (8 класс) на тему

Содержит упражнения расчитанные на сплочение коллектива. Аудитория 8-9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_tolerantnosti.docx38.34 КБ

Предварительный просмотр:

«День толерантности»

Форма: познавательно – игровое мероприятие

Цель данного мероприятия: знакомство детей с понятием «толерантность, толерантное отношение».

Задачи:

  • Воспитание уважения и доброго отношения к другим людям.
  • Развивать стремления быть терпимым в обществе людей.
  • Развитие коммуникативных навыков.

Аудитория:  возраст детей  10 – 12 лет

Предварительная работа:  

  1. Актуализация имеющихся знаний.
  2. Знакомство   с   понятием  «толерантность», « толерантное отношение»
  3. Подготовка  оборудования, ведущих мероприятия.

Ход урока

стихотворение Е.Евтушенко «С. Преображнскому»

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет.

У каждой всё особое, свое,

И нет планет, похожих на неё.

А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самой неинтересностью своей.

У каждого свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но всё это не ведомо для нас.

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой…

Все это забирает он с собой.

Да, остаются люди и мосты,

Машины и художников холсты,

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит всё равно!

Таков закон безжалостной игры:

Не люди умирают, а миры

Людей мы помним, грешных и земных

А что мы знаем, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего мы,

Зная всё, не знаем ничего.

Уходят люди. Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности бежать.

Педагог  Какое пронзительное стихотворение. Надеюсь, вам ребята, понятна его основная мысль: поэт говорит о самоценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения друг к другу. Теперь это понятие носит понятие толерантность.

Что же такое толерантность?

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов.

Tolerangia (испанское) – способность признавать отличные от своих собственные идеи и мнения.

Tolerange (французское) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

Kuan rong (китайское) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

Tasamul (арабское) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпимость.

Толерантность (русское) – способность терпеть что-то, кого-либо; быть выдержанным, выносливым, мириться  существованием чего-то, кого-либо,  считаться с мнением других.

Педагог: В жизни нам часто приходиться страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, незаслуженно обидели. «Счастье- это когда тебя понимают», - говорит герой фильма «Доживем до понедельника».

Что нужно для того, чтобы установить взаимопонимание? Ведь без этого не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни творческого содружества, ни просто полноценного общения.

Упражнение. «Волшебный микрофон»

Каждый, кто по кругу получает микрофон, отвечает на два вопроса

1.Ваше увлечение (чем вы любите заниматься?)

2.О чем вы мечтаете?

  • Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое?
  • Что нового вы узнали?
  • Что вас удивило, что понравилось?

Теперь вы можете поделиться с друзьями своими интересами, умениями, мечтами не только на занятиях.

Упражнение. «Звали, зовут, будут звать...»

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич». Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

 легенда «Гуси»

Много ли мы знаем про гусей? Они громко крякают и больно щипаются. А еще они летят клином на юг.

А вы знаете, что гусь выбирает себе пару на всю жизнь? И если одна половинка погибает, другая никогда не выбирает себе новую пару и в скором времени тоже умирает.

А когда они летят клином, то способны пролететь на 71 % больше, чем поодиночке. Клин разбивает сопротивление ветра, как вертолет, и сложнее всего тому, кто летит впереди. Если первый устал – он отправляется в конец, и его незамедлительно подменяют. Так они постоянно меняют вожака. И каждый из гусей бывает в этой роли. Если один из гусей заболевает или устает и опускается ниже, еще двое опускаются с ним и остаются до тех пор, пока тот не наберется достаточно сил.

Вы слышали, как кричат гуси, когда клин медленно плывет в горизонт? Это они подбадривают того, кто летит впереди, и точно знают, что их будут также подбадривать, когда они окажутся на его месте.

Ответьте на вопросы

1. Про что этот рассказ для вас?

Педагог приводит ребят к мысли, что жизнь гусей в стае это наша с вами жизнь в семье, коллективе, на работе.

Так порой хочется чувствовать себя в стае, где есть защищенность, забота, верность. Особенно когда за все в жизни – работу, материальное благополучие, дом, детей – несешь ответственность только ты. А так происходит тогда, когда человек, находящийся рядом, не стремится ее с тобой разделить.

Часто ли нас, «летящих впереди», поддерживают, не забывают ли о нас, когда мы устали и отстаем? Как окружающие относятся к нашим победам, к тому, что нам удалось вырваться вперед? Разделяют с нами радость или воспринимают наши достижения как собственное поражение? Для того чтобы была возможность лететь вперед, важно иметь надежный «тыл», в то же время роли «летящего впереди» и «прикрывающего» обязательно должны меняться.

Как мы ведем себя, когда кто-то оступается, ошибается? Мы «спускаемся с ним вниз», чтобы поддержать или попытаться разобраться, что случилось? Или нам легче выгнать его из «стаи», класса, школы, семьи?

Упражнение. «Нарисуй себя»

Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.

Затем следует обсуждение.

  • Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги).
  • Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)

Учитель: Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.

Вывод: 

народы различаются между собой и часто те, кто смеётся над другими, не понимают своей ущербности, поэтому люди должны терпимо относиться друг к другу.

  1. Давайте обобщим,  и  вы дадите определение «толерантности» в вашем понимании (воспитанники формулируют  принципы толерантности – работа в группах).
  • Терпимость к другим людям, мнениям, поступкам;
  • Стремление к полноценной реализации своих способностей;
  • Умение понимать и познавать других людей;
  • Уважение другой нации, принятие ее культуры;
  • Устойчивость жизненных позиций, ценностей идеалов.

Педагог: А сейчас проведем тест «Толерантны ли вы?»

Тест на толерантность

1. Неприятна ли Вам ситуация, в которой приходится отказаться от плана, придуманного Вами, потому  что принят план, предложенный другом?  

а) да                 б) нет

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто –то предлагает начать игру. Что вы предпочтете:

    а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет

    б) чтобы играли все желающие, даже если еще не знают правил

3. Вы спокойно воспринимаете неприятные для Вас новости?

   а) да          б) нет

   4. Вызывают ли у Вас неприязнь люди, которые появляются в общественных местах в нетрезвом виде?

    а) если они не переступают допустимых границ, Вас вообще это не интересует?

    б) вам всегда неприятны люди, которые не умеют себя контролировать

5. Можете ли Вы легко войти в контакт с обучающимися из других школ?

    а) вам обычно это трудно сделать

    б) вы не обращаете внимания на такие различия

6. Как Вы реагируете на шутку, объектом которой являетесь?

     а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники

     б) если даже шутка будет неприятна, Вы постараетесь ответить в такой же шутливой форме

7. Согласны ли Вы с мнением, что многие люди «сидят на своем месте»:

    а) да           б) нет

 8. Вы приводите в компанию друга или подругу, и он (а) становится центром внимания. Как Вы реагируете?

    а) Вам неприятно, что при этом внимание отвлечено от Вас

    б) Вы радуетесь за своего друга

 9. Пожилой человек критикует молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете Вы?

    а) промолчите или просто уйдете в сторону

    б) вступите в спор

запишите себе по 2 очка за ответы:

1б, 2б, 3а, 4а,5б, 6б, 7а, 8б, 9а

От 0 до 4 очков

Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы Вы не находились, может возникнуть впечатление, что Вы склонны навязывать свое мнение  другим: чтобы добиться своего, часто повышаете голос. Вы авторитарны, и с Вами трудно поддерживать продуктивный контакт людям, если они думают иначе , чем Вы; Вас раздражает, если с Вами не соглашаются

От 6 до 12 очков

Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но порой способны и излишнюю резкость, проявление неуважения к мнению собеседника.  В такой момент Вы можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер

От 14 до 18 очков

Твердость Ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью. Гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую позитивную идею, даже если не вполне ее разделяете. Вы достаточно самокритичны и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от своих  взглядов, которые, как выяснилось , были ошибочным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА"В гармонии с собой и другими."

Я разработала программы"В гармонии с обой и другими ,""Простые истины".Эти прогаммы взаимосвязаны.Через формирование навыков понимания своих чувств и чувств окружающиж,эффективного  общения у реб...

ПРОГРАММА"В гармонии с собой и другими."

Я разработала программы"В гармонии с обой и другими ,""Простые истины".Эти прогаммы взаимосвязаны.Через формирование навыков понимания своих чувств и чувств окружающиж,эффективного  общения у реб...

ПРОГРАММА"В гармонии с собой и другими."

Я разработала программы"В гармонии с обой и другими ,""Простые истины".Эти прогаммы взаимосвязаны.Через формирование навыков понимания своих чувств и чувств окружающиж,эффективного  общения у реб...

Программа тренинга развития толерантности «Жить в мире с собой и другими» для учащихся 9 – 11х классов

Данная программа включает систему занятий, где в форме игры и различных упражнений учащиеся попробуют способы толерантного взаимодействия в различных плоскостях. Выработка такого стиля поведения спосо...

Жить в мире с собой и другими.

Тренинг толерантности...

Жить в согласии с собой и другими

Прпезентация к педагогическому совету...

Методическая разработка воспитательного мероприятия на тему: «Жить в мире с собой и с другими»

Аннотация. Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток уже - не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою лич...