Конспект внеклассного занятия "Старуха Изергиль" М. Горький + презентация
план-конспект занятия (9 класс)

Серебренникова Татьяна Николаевна

Цель: привить детям любовь к самостоятельному чтению и интерес к книгам

Задачи:

  1. Умение анализировать художественный текс, давать оценку событиям и характеризовать персонажей;
  2. Воспитывать любовь к художественной литературе
  3. Развивать память, мышление, речь; расширять кругозор учащихся
  4. Развивать связную устную речь и умение отвечать на вопросы полным предложением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx25.51 КБ
Office presentation icon izergil.ppt672.5 КБ

Предварительный просмотр:

М.Горького «Старуха Изергиль»

Цель: привить детям любовь к самостоятельному чтению и интерес к книгам

Ход занятия

 Вступительное слово

Сегодня мы познакомимся с произведением М.Горького «Старуха Изергиль

В конце ХІХвека в период с 1892 по 1902 года по этим местам странствовал тогда еще никому не известный 24-летний Алексей Пешков, который очень скоро войдет в русскую литературу под псевдонимом Максим Горький .

Тяжелыми и одновременно прекрасными были те 5 лет для писателя. Тяжелыми, потому что приходилось туго: чтобы не умереть с голода, Горький не брезговал никакой, даже самой тяжелой работой. В то же время будущий писатель накапливал впечатления, наблюдал, набирался опыта, встречал интересных людей. Все это в дальнейшем легло в основу его творчества.

Первые произведения молодого Горького посвящены периоду южных скитаний. Это рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль».  И сегодня мы познакомимся с отрывком из рассказа «Старуха Изергиль», «Легендой о Данко»

- Итак, тема нашего занятия« М.Горького «Старуха Изергиль»

Сегодня, ребята, мы поговорим о жизни, о ее цене, о предназначении человека и об уникальности человеческой жизни.

Рассказ “ Старуха  Изергиль ” написан Горьким в 1895 году. Тема рассказа – смысл человеческой жизни, вопросы человеческого счастья.

Ребята читают текст

        Работа с текстом художественного произведения.

 - Почему люди поверили Данко и сделали его своим вожаком?

(Данко - один из тех людей, молодой красавец.Красивые - всегда смелы…. Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.)

-Какие слова произносит Данко? Что он предлагает людям?

 («И вот он говорит им, своим товарищам:

- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..»)

-И вот Данко повёл людей. Как вначале шли люди?

(« Дружно все пошли за ним - верили в него»).

- Что же происходит потом? Почему по – другому повели себя люди?

(Путь был трудным, и «люди пали духом»)

- Найдите описание данного пути. Какие языковые средства использует для этого автор?

" Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.

Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом.

(Метафоры: болото разевало.. пасть, глотая людей; деревья заступали дорогу могучей стеной; олицетворения: деревья зашептали глухо, грозно; скрипели, гудели, казались живыми; сравнения: переплелись их ветки между собой; как змеи, началась гроза, и  «в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи». Страх людей, их беспомощность перед природой подчёркивают и антонимы:» маленькие люди» и «большие деревья», и обрамление данной части: начинается она словами «трудный путь» и ими же заканчивается, что ещё раз подчёркивает безысходность людей в данной ситуации. )

- Почему люди « в злобе и гневе» обрушились на Данко и приговорили его к смерти?

(Людям  « стыдно было сознаться в своем бессилии», и  они боялись признаться в этом себе и другим)

  1. Читает наизусть подготовленный ученик.

«- Ты умрешь! Ты умрешь! - ревели они.

А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.

А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь…

- Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

- Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям».

-С кем сравнивает автор людей?

( Автор сравнивает людей со зверями, с волками, и повадки у них звериные:

« и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко»)

-Как ведёт себя Данко?

(Данко « разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой» и вновь повёл людей за собой)

_ Почему так поступил Данко?.

(«Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут»).

- Как  пишет автор о сердце Данко?

( Сердце Данко – «факел великой любви к людям»( перифраз) « пылало так ярко, как солнце, ярче солнца» ( сравнение)).

- Прочитайте окончание легенды. ( Со слов:«И вот лес расступился..»)

_ Данко вывел людей и умер. Почему же люди не заметили его смерти?

(Они были счастливы, радостны, полны надежд, ведь светит солнце, перед глазами широкая степь).

- А Данко был ли счастлив перед смертью? Подтвердите свою мысль словами   из текста.

( Конечно. Горький пишет: « кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся». Он любил людей и ничего не ждал за свою любовь взамен. Данко счастлив, потому что он помог людям).

 - Почему один « осторожный человек» наступил на сердце Данко? Обратите внимание на эпитет «осторожный». Осторожный – это какой?

-Посмотрите, какое значение имеет слово «осторожный в словаре Ожегова».

Давайте воспользуемся сетью Интернет:

1. Предусматривающий возможную опасность, не опрометчивый. Он человек очень осторожный.

2. Сдержанный, бережный негрубый. Осторожное обращение с больными.

( Испугался показаться хуже него,  не каждый способен на подвиг).

- Итак, почему же эти сильные, смелые  люди не оказали сопротивление врагу?

( Они были сильны  физически, а не духом, поэтому и струсили, испугались опасности, каждый думал только о себе, а не о другом).

- А могло ли описанное Горьким произойти в жизни?

(Нет).

- Обратите внимание на жанр произведения. Вспомним определение жанра.

 Легенда- произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

 В основу «Легенды о Данко» легла библейская история о Моисее.

  1. Рассказ истории учеником с показом сюжетных картинок из Библии.

«Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода.

Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом.

Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер».

Вывод:Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.

– В жизни человека, ребята, всегда есть место подвигу. Решение всегда остаётся за человеком, он должен в первую очередь рассчитывать на свои силы.

V. Итог урока

- Какую проблему поднимает автор в этой легенде


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Кто автор этого произведения?

Слайд 4

Где происходит действие рассказа?

Слайд 5

В какое время года?

Слайд 6

Сколько частей (глав) в этом рассказе?

Слайд 7

1. Легенда о Ларре 2. Воспоминания старухи Изергиль 3. Легенда о Данко

Слайд 11

Кто главные герои?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеклассного занятия "Мир басен Крылова"

План-конспект внеклассного занятия...

Конспект внеклассного мероприятия по истории " День Конституции"

Данное мероприятие проводилось в 6-9 классах накануне Дня Конституции....

конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»

Мероприятие, посвященно 200-летию со дня создания Царскосельского  лицея, «…Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!» ...

Конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»

Внеклассное мероприятие посвящено 200-летию со дня основания Царскосельского лицея....

Конспект внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" Тема: Права и обязанности человека.

Целью данного мероприятия является расширение знаний детей о правах и обязанностях человека, развитие познавательной активности детей, активизация психических процессов....

Конспект урока литературы "М.Горький. "Легенда о Данко"

Данный урок является заключительным при изучении творчества М.Горького в 7 классе....

Внеклассное чтение. М.Горький "Дед Архип и Ленька" (7 класс)

Учить учащихся работе с художественным текстом произведения, отыскивать                необходимые цитаты для характеристики ...