Конспект внеклассного мероприятия к презентации "За чашкой чая"
классный час (технология) по теме
Из истории чаепитий и русского гостеприимства
«За чашкой чая».
Существует такое придание (это было за много веков до нашей эры) китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько листочков чайного куста, и вода потемнела, от неё исходил тонкий и приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие. В действительности же ещё до китайцев настой из листьев чайного куста был известен местным мон – кхмерским племенам. Китайцы ввели чай в культуру в середине 4 века, спустя ещё несколько столетий он превратился в общенациональный напиток. Известно, что при дворе китайских императоров проводились даже своеобразные турниры приготовления чая, а последователи буддизма создали легенды о его божественном происхождении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnek.chas_2.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – игра: «За чашкой чая»
Воспитывающие:
воспитывать бережное отношение к предметам труду, уважительное – к любой трудовой деятельности, в том числе домашней, коллективистские отношения, технологическую дисциплину, этикет; воспитывать интерес к народным традициям Кубани, любовь к родному краю.
Развивающие: развивать сенсорные и моторные навыки, использовать полезные знания на практике, рационально использовать время, вкус при оформлении блюд и сервировке стола.
Обучающие: ознакомить учащихся с традициями чаепития на Руси, ритуалом русского гостеприимства. Обобщить и закрепить теоретические и практические знания и умения по кулинарии. Научить сервировать стол к завтраку, правилам этикета.
Материальное обеспечение: оборудование кухни, чайная посуда, набор кулинарных инструментов и приспособлений, посуда, продукты, плакат «Сервировка стола к завтраку».
Литература: 1. Учебник «Технология» В.Д. Симоненко 5 класс «Вента – Граф» 2005г. 2. «Технология. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко вариант для девочек 5 класс, автор – составитель Г.П.Попова, 2005г. 3.Научно – методический журнал «Школа и производство» №4 2004г.,№6 2005г. №7 2007г., №1 2008г.
Форма урока: Беседа, объяснение, практическая работа (конкурс).
1.Орг. момент:
1.проверить наличие учащихся; 2.вводный инструктаж.
2.Мотивация: объявление темы урока, цели, значение практической работы.
3.Новый материал: 1. Беседа из истории чаепития и русского гостеприимства «За чашкой чая».
5. Подготовка к конкурсу:
1.Инструктаж по оборудованию рабочего места, соблюдению правил техники безопасности, познакомить с оборудованием и необходимыми инструментами.
2. Разбить класс на 2 (команды).
3.Каждая команда выбирает капитана, название команды.
7.Подведение итогов.
Из истории чаепитий и русского гостеприимства
«За чашкой чая».
Существует такое придание (это было за много веков до нашей эры) китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько листочков чайного куста, и вода потемнела, от неё исходил тонкий и приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие. В действительности же ещё до китайцев настой из листьев чайного куста был известен местным мон – кхмерским племенам. Китайцы ввели чай в культуру в середине 4 века, спустя ещё несколько столетий он превратился в общенациональный напиток. Известно, что при дворе китайских императоров проводились даже своеобразные турниры приготовления чая, а последователи буддизма создали легенды о его божественном происхождении.
В настоящее время в Китае выращивают различные сорта чая, но наибольшей популярностью пользуется зелёный чай, который заваривают в специальном чайнике и пьют очень горячим, без сахара (остывший чай сразу же выливают). Обычай заваривать чай появился не раньше 8 – 9 веков, а до этого высушены листья подвергали кипячению. В 8 - 9 веках чай становится предметом экспорта и получает широкое распространение в других странах. «Золотой эликсир» - так называли его на востоке, имея в виду чудодейственные стимулирующие свойства напитка. Не случайно чаепитию придавалось особое значение, оно сопровождалось специальным ритуалом. Во время чаепития произносились мудрые речи, читались стихи, рассматривались произведения искусства. В церемонии, которая в классическом варианте совершалась в специальных чайных домиках участвовали «мастер чая» – тот, кто заваривает чай и разливает его. Приглашённые гости при входе обязательно низко кланялись, после чего усаживались на циновки. Простая, но изысканная сервировка стола призвана была создавать соответствующее настроение. Существуют сотни различных правил заваривания напитка, подачи его гостям. Сколько народов, столько и форм чаепития. У кочевников Центральной Азии получил, к примеру, распространение чёрный плиточный чай, который заваривали прямо в чугунных котлах, обязательно добавляя при кипячении коровье, овечье или верблюжье молоко, а не редко ещё и масло, соль, поджаренную муку и т.д. – всё это увеличивало питательную ценность напитка. К чаю подавали сушеный творог, пресные лепёшки, кусочки теста разной формы, сваренные в кипящем жире. Курды готовят чай с добавлением горных ароматических трав и пьют его из маленьких стаканчиков, суживающихся посередине наподобие восьмёрки. Чаем или кофе у них принято угощать каждого пришедшего в дом: соседа, прохожего, почтальона. В арабской кухне чай пьют обычно без сахара, сушеными финиками, иногда в него кладут тмин, кардамон. В Индии любят чай с молоком и пьют его как солёным, так и сладким, с добавлением миндаля, корицы и других специй.
А когда же чай стал известен в России?
В 1638году царский стольник Василий Тюменец, будучи послом у Алтын – ханов в Западной Монголии, впервые попробовал на пиру «питьё красное с неведомо какими листьями. Ответное ханское посольство доставило царю Михаилу Фёдоровичу 4 пуда чая, расфасованного в маленькие пакетики. Чай понравился, о нём отзывались: «Питие доброе, и когда привыкнешь, гораздо вкусно». Чаепитие, несмотря на своё сравнительно позднее появление в России, уже в 18 веке становится непременной частью и праздничных, и будничных застолий, сначала в привилегированных слоях общества, а затем, с развитием торговли и товарное - денежных отношений, и в крестьянской среде. Чай прекрасно ужился в русской кухне с такими традиционными напитками, как квас, пиво, молоко, соки. Пироги и печенье, пряники и баранки, булочки и пирожные, блины и оладьи – все эти излюбленные на Руси кушанья как нельзя лучше подошли к чайному столу. Чаепитие органично вписалось в старинные традиции русского гостеприимства.
А традиции эти были весьма замечательны. Каждая эпоха приносила в них что то своё, в чём – то менялись формы гостевания и правила этикета, утварь и ассортимент блюд для праздничного стола, но оставались неизменными заповеди гостеприимства, предписывающие встречать гостей хлебом – солью и добрым отношением. В народном творчестве сложено поэтому поводу множество пословиц: «Гостю почёт – хозяину честь», «Хоть не богат, а гостям рад», «Принёс бог гостя, дал хозяину пир», «Рад не рад, а говори милости просим!» Согласно древнему обычаю не полагалось расспрашивать гостя, даже об имени его, не накормив и «не упокоив» то есть не предоставив ему отдыха). О том, насколько свято чтился ритуал гостевания, свидетельствует и русский фольклор. .
Гостей обычно усаживали в красном углу, под образами, учитывая при этом принцип местничества, игравший первостепенную роль в феодальную эпоху. Гостю полагалось именно то место, которое соответствовало его правам в обществе. За столом гости вели себя согласно этикету. Пресловутый Домострой, свод житейских правил и наставлений, составленный ещё в 16 веке, предписывал вести себя чинно, не позволять капризов и, когда подадут еду «не глаголати гнило, или кисло, или пресно, или солоно, или горка, или сыро, или переварено, или какую – нибудь хулу возлагати, но подабает… всякое брашно похвалити и со благодарением вкушати».
И в наши дни, как и в старину празднично накрытый стол с кипящим самоваром и свежей домашней выпечкой, щедрые традиции русского гостипримства.
Ведущий представляет команды: «Бутерброд» и «Глазунья», их капитанов и членов жюри. Команды по очереди представляют и обосновывают свои эмблемы, девизы, приветствия соперникам, жюри и зрителям. И затем переходят к соревнованиям. Презентации
Разминка.
Участвует вся команда. Нужно быстро дать объяснение словам.
1. Кулинария-это искусство приготовления пищи.
2. Питание - это источник жизни, она нужна организму человека для его роста и развития.
3. Сервировка стола- это подготовка и оформление стола для приема пища.
4. Обжора – ненасытный, прожорливый человек.
5. Сластёна – человек, который любит сладкое.
6. Майонез –соус из растительного масла, уксуса, яичного желтка и различных приправ.
7. Изюм – высушенный виноград с косточками (семенами).
8. Курага – половинка плода абрикоса без косточки.
За каждый правильный ответ – 1 бал.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НОЖОМ И КУХОННЫЙ ПРИСПОСОБЛЕНИЯМИ.
1.ОПАСНОСТИ В РАБОТЕ:
.ПОРЕЗЫ, ТРАВМЫ РУК, УШИБЫ.
2ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ДО НАЧАЛА РАБОТЫ:
.ПОДГОТОВИТЬ ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К РАБОТЕ.
3.ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ:
.РАБОТАТЬ ТОЛЬКО ХОРОШО ЗАТОЧННЫМИ НОЖОМ;
.ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НОЖОМ ОСТОРОЖНО;
.ПЕРЕДОВАТЬ НОЖ ТОЛЬКО РУЧКОЙ ВПЕРЕД;
.НЕ ПОДНИМАТЬ НОЖ ВЫСОКО НАД РАЗДЕЛОЧНОЙ ДОСКОЙ;
4ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ:
.ВЫМЫТЬ, ПРОСУШИТЬ И УБРАТЬ ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
2. Конкур «Экономная хозяйка».
Участвуют по одному человеку от команды. Нужно быстро надеть спецодежду, затем правильно нарезать буханку хлеба и красиво разложить на тарелке. Оценка 5 баллов.
3. «Красивый бутерброд».
Участвуют по одному (3, 4, 5) человеку от команды. Нужно быстро надеть спецодежду, правильно и аккуратно сделать бутерброды из уже нарезанных продуктов, затем красиво уложить бутерброды на блюде. Оценка - 5 баллов.
4.Конкурс «Знатоки литературы».
Нужно за одну минуту вспомнить и записать произведения, в названии которых есть пищевой продукт или блюдо (стихи, сказки, песни, рассказы). Например: «Колобок», «Гошочек каши», «Варенички»). Оценка – 5 баллов.
5.Конкурс «Отгадай загадку». Участвует вся команда. За каждый правильный ответ 1балл. 1. Колючий, а не ёж, Сладкий, а не сахар. ( Крыжовник).
2. Когда он зелёный, он крепкий.
3. Когда он жёлтый, он мягкий.
Он удлинённый, но не зерно, загнутый, но не огурец.
Живёт в большой семье на дереве. (банан).
6. Груша в клеточку. (Ананас)
4. Горький, а не рябина.
Чёрный, да не черника.
Растёт не в лесу, а на огороде. (Баклажан)
6. Конкурс «Скатерть – самобранка».
1 -2 человека от каждой команды сервируют стол к завтраку. 1 человек – сервирует, другой – рассказывает: сервировка стола к завтраку. Оценка – 5 баллов.
7.Конкурс « Правила поведения за столом».
1.За стол следует садиться в опрятном виде, вымыв руку.
2.На стуле надо сидеть прямо, не горбиться, не наклоняться низко к тарелке, не класть локти на стол. За едой не следует читать, это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно для здоровья, так как отвлекает внимание от еды и ухудшает пищеварение.
3.Во время еды не принято громко разговаривать. Есть и пить надо бесшумно, жевать с закрытым ртом.
4. Учитесь есть правильно и красиво. Не ешьте ложкой то, что принято есть вилкой. Так мягкую пищу: яичницу, котлеты, рыбу, овощи - едят вилкой.
5. Если еда прервана столовые приборы кладут на край тарелки, а закончив еду – на тарелку.
6. Не кладите хлеб на скатерть, для этой цели слева от закусочной тарелки ставится пирожковая, а если ее нет, то на край своей тарелки. Не откусывайте хлеб от большого куска. Отломите небольшой кусочек. Не крошите хлеб, доедайте корки, они, кстати, полезнее мякиша.
7. Чай, кофе, какао пьют из чашки или стакана.
7.Конкурс. Девочки занимаются сервировкой стола. Бутерброды уже готовы.
Каждая команда представляет свой «Красивый бутерброд» (название и рекламу).
Оценка -5 баллов.
Ученик 1.
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится –
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий* полезней,
Помогает от болезней.
Ученик 2.
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг
Всем спасибо за вниманье,
За игру, стихи и смех.
Говорим мы: до свиданья!
Снова в гости ждем вас всех
Вот и закончился наш урок – игра.
Пока жюри подводит итоги, девочки накрывают на стол.
Жюри оглашает итоги.
Подведение итогов урока: команда получившая большее количество баллов получает оценку «5».
Активные участники команд получают еще по одной «5». Спасибо за урок.
Дома моем, убираем
И готовить помогаем:
Вы сегодня хорошо поработали!
Затем – общее чаепитие с дегустацией тех блюд, которые были приготовлены на конкурсе. Уборка рабочих мест.
Наша команда «Бутерброд»
Наш девиз:
Мы умны не глупы И в хозяйстве молодцы
Чай, пирожные бутерброды
Сделаем всё без хлопот!
Бутерброд у нас такой!
Он весёлый и смешной
И на вкус он просто класс!!!
Вы увидите сейчас!
Название команды: « Глазунья»
Наш девиз:
Одну большую сказку
А может и не сказку
А может небольшую
Хотим вам рассказать
Как быстро приготовить
Яичницу глазунью
Рецепт вам расскажем
Старайтесь запоминать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного мероприятия по истории " День Конституции"
Данное мероприятие проводилось в 6-9 классах накануне Дня Конституции....
конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»
Мероприятие, посвященно 200-летию со дня создания Царскосельского лицея, «…Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!» ...
Конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»
Внеклассное мероприятие посвящено 200-летию со дня основания Царскосельского лицея....
Внеклассное мероприятие "За чашкой чая"
Если вас пригласили на чай, на чаепитие, то это значит, вас приглашают к общению, к дружеской беседе. Чаепитие появилось давно,...
Конспект внеклассного мероприятия к презентации "За чашкой чая"
Из истории чаепитий и русского гостеприимства «За чашкой чая»....
Конспект внеклассного мероприятия (музейный урок) "За чашкой чая о ремёслах России и Англии»
Данный урок в школьном музее развивает познавательный интерес учащихся к родной истории и к истории страны, изучаемого языка; знакомит их с культурой и развитием ремёсел на Британских островах, позвол...
Конспект внеклассного мероприятия «Классное мероприятие: 31 Феврамарта».
Конспект внеклассного мероприятия «Классное мероприятие: 31 Феврамарта»....