Внеурочное занятие по курсу «Художественное чтение» в 5 классе
план-конспект занятия (5 класс)

Шагина Татьяна Анатольевна

Данное занятие внеурочной деятельности по курсу«Художественное чтение» создаёт условия для использования приобретенных знаний и умений на уроках чтения по теме "Басни И.А. Крылова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basnya_strekoza_i_muravey.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие

по курсу «Художественное чтение»

в 5 классе

«Стрекоза и муравей» И.А. Крылов

Тема: И.А. Крылов « Стрекоза и Муравей»
Цель: 

  • Познакомить учащихся с басней И. А.Крылова «Стрекоза и муравей»
  • Найти в басне мораль

  I Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Слово учителя:

- Судя по названию, главные герои произведения кто будут? (Стрекоза и Муравей).

- А кто автор этой басни? (И.А. Крылов).

- А что это за животные Стрекоза и Муравей?

- Как они выглядят? (Муравей маленький, чёрный, невзрачный, а Стрекоза – красивая, с тонкими прозрачными крылышками и большими глазами).

- Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями?

- За каким занятием их чаще всего можно застать? (Тащат в муравейник палочки, хвоинки, гусениц).

- Муравьи очень трудолюбивы, они постоянно чем-то заняты. Никогда не сидят без дела.

- Где можно встретить стрекозу? (Порхает с цветка на цветок). А скажите, как вы думаете, о чём эта басня?

- Ребята, мы сегодня с вами должны найти в басне мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басней Иван Андреевич Крылов.

- Давайте посмотрим диафильм «Стрекоза и Муравей»

II Чтение басни и работа по тексту

Чтение басни. Читает учитель.

- А сейчас вы попробуйте. Кто хочет из вас попробовать?

- В басне есть устаревшие слова, которые сейчас не употребляются. Для успешного усвоения содержания басни, давайте поясним значение этих слов.

Лето красное пропела

Пропустила,  пробездельничала, провеселилась всё лето

Как зима катит в глаза

Наступает зима, приближается, есть такое выражение «Зима на носу» т.е. вот-вот настанет.

Помертвело чисто поле

Почернело, трава высохла, цветы завяли

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Это значит, что стрекоза могла под любым листиком укрыться, найти пропитание.  (Питается мелкими насекомыми)

Кому же в ум пойдёт

Кто же до такого додумается, кому такое в голову придёт

Злой тоской удручена

- Удручена. Ребята, смотрите, это слово выделено. Что означает это слова?

Заглянем в словарик.

 - Не оставь меня кум милый! А что означает слово «кум»?

Вообще это слово имеет много значений, чаще всего обозначает родственника. Но в этой басне, это ласковое обращение имеющее значение хороший, закадычный друг.

И до вешних только дней

Весенних

Кумушка

То же самое что и кум.

Голубчик

Ласковое обращение, что-то типа милый мой, дорогой друг.

В мягких муравах у нас

Произошло от слова Мурава, что обозначает сочная зелёная трава

Песни, резвость всякий час

От слов резвый, Резвиться – развлекаться. 

- Как в басне Крылов называл стрекозу? (попрыгунья)

- Прочитайте, как жила Стрекоза летом? Какой она была?

- Прочитайте, что заставило Стрекозу ползти к Муравью?

- О чём она пошла просить Муравья?

- Откликнулся ли Муравей на просьбу Стрекозы?

- Почему Муравей не захотел помочь Стрекозе? (Он трудился, а Стрекоза порхала, ничего не делала, а только пела)

- В каких строках басни содержится основная мысль, то есть мораль?    Прочитайте.

- А сейчас мы с вами охарактеризуем наших героев, то есть дадим им характеристику.

 - Среди этих слов найдите слова, которые относятся к этим героям.

Слова на доске:

Трудолюбивый, весёлая, злой, добрый, справедливый, спокойный, ленивая, беспечный, жадный, несерьёзный, хитрый, легкомысленный, жестокий, беззаботный.

- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери пословицы»

Вам надо собрать пословицы и выбрать ту, которая лучше всего подходит к нашей басне.

Лето пролежишь -…                                            и рыбку из пруда.

Без труда  не выловишь….                                 зимой с сумой побежишь.

Труд человека кормит,                                        тот не ест.

Пчёлка маленькая,                                               потехе час.      

Кто не работает,                                                   а лень портит.

Делу время -                                                          да и та работает.

Делу время, а потехе час.

Кому бы вам хотелось адресовать пословицу «Делу время, а потехе час». Ребята, а кто вам симпатичен в басне?

Чему учит басня? (Надо думать о завтрашнем дне)

III  Итог урока

- С какой басней И.А. Крылова сегодня мы познакомились?

- Сколько главных героев в басне?

Какова же мораль басни? (Нужно не только веселиться, но и работать.)

Рефлексия. 

- Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, но я очень хочу, чтобы вы сами оценили свою работу!

- На этом наш урок окончен. Спасибо, дети, за внимание и работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование занятий по технологии. Учебный курс «Художественная вышивка» 8 класс

Календарно-тематическое планирование занятий по технологии.Учебный курс «Художественная вышивка»  8 класс...

Программа курса внеурочных занятий «Реальная математика» для учащихся 7 класса

Данная программа  разработана на основе федерального компонента государственного стандарта и примерных программ. Программа составлена с использованием программы курса по выбору, опубликованного: ...

Программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление, 5 класс, 2017-2018

Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)...

Программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление, 6 класс, 2017-2018

Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)...

Внеурочное занятие по курсу внеурочной деятельности "Мы-патриоты"

Материалы внеурочного занятия  представленные на этой страницеможно использовать на занятиях  внеурочной деятельности...

Открытое занятие по курсу «Смысловое чтение» в 5 классах

Открытое занятие по курсу «Смысловое чтение» в 5 классах...

2021-2022: Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление для 7 класса

Назначение программы: Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, инте...