Календарно-тематическое планирование занятий по технологии. Учебный курс «Художественная вышивка» 8 класс
календарно-тематическое планирование по технологии (8 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование занятий по технологии.
Учебный курс «Художественная вышивка» 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_8kl._hudozh.vyshivka.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано:
заместитель директора по УВР
______________ Шамрай В.М.
«_____»__________________г.
Утверждаю:
директор МБОУ «СОШ №45»
_______________ Бугаева Л.И.
«_____»__________________г.
Календарно-тематическое планирование занятий по технологии
Учебный курс «Художественная вышивка» 8 кл.
Учитель: Хамитулина Марина Александровна
№ занятия | Тема раздела или урока | Цели занятия | Теоретические сведения | Практическая работа | Краеведение | Кален дарные сроки | Кол-во часов | Примечания | |
т. | п. | ||||||||
1. | Введение. | 1. Познакомить с целями и задачами курса. 2. Дать общие сведения о народных промыслах и ремеслах в России. 3. Повторить правила санитарии, техники безопасности и гигиены. | 1. Цели и задачи курса. 2. Общие сведения о вышивке. 3. Народные промыслы и ремесла России. 4. Квалификационные требования к профессии вышивальщицы. 5. Правила техники безопасности, санитарии и гигиены. 6. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях. | 1. Составление альбома летописи села: обрядов, традиционных блюд, костюмов, ритуалов, ремесел. 2. Изучение инструкций по безопасности труда, санитарии и гигиены. 3. Ознакомление с организацией рабочего места вышивальщицы. | 1. Народные промыслы и ремесла Белгородской области. 2. Виды вышивок родного края. | 2 | - | Литература: 1. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. М., 1990. 2. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М., 1979. 3. Еременко Т.И. Рукоделие. М., 1987; Курс женских рукоделий. Учебное пособие. М., 1992. | |
2. | История возникновения и развития вышивки, вышивальных промыслов. | 1. Воспитать уважение к истории и традициям своего народа. 2. Познакомить с вышивальными промыслами России. | 1. Сведения по истории возникновения и развития вышивки и вышивальных промыслов. 2. Вышивальные промыслы России. 3. Крестьянская и городская вышивки. 4. Характерные черты изучаемого вышивального промысла (используемый материал, цветовая гамма, количество сложений нити, приемы вышивки). | 1. Составление альбома со схемами старинных вышивок Белгородской области и образцами. 2. Зарисовка вышивальных швов изучаемого промысла. | 1. Вышивальные промыслы Белгородской области. | 1,5 | 0,5 | ||
3. | Классификация вышивки. | 1. Сформировать у учащихся знания о классификации вышивки. 2. Ознакомить с географией художественного народного промысла. | 1. Классификация вышивки: по положению рабочей нити в структуре ткани, характеру рисунка, виду технологии, географии художественного народного промысла. | 1. Классификация вышитой продукции. | 1. Образцы для лабораторно-практического задания применяются с использованием старинных вышивок мастериц Белгородской области. | 1 | 1 | ||
4. | Развитие технологии вышивки (исторический и технический аспекты). | 1. Воспитать способность воспринимать мир художественных образов. 2. Ознакомить учащихся с вышивальным оборудованием. 3. Сформировать у учащихся знание особенностей профессии «вышивальщица». | 1. Общие сведения о древней вышивке (материалы, инструменты, характерные орнаменты). 2. Крестьянская и городская вышивка в средние века (возникновение пялец и совершенствование их конструкции, появление металлической иглы, различия крестьянской и городской вышивок по используемому оборудованию, тканям, нитям, орнаменту). 3. Зарождение вышивальных промыслов и обучение вышивальщиц при монастырях и знатных домах. 4. Появление машинной вышивки и вышивальных фабрик в XIX-XX вв. 5. Развитие вышивальных промыслов в России. 6. Общие сведения о строении и принципе работы вышивальных автоматов и полуавтоматов. 7. Профессия «вышивальщица». | 1. Составление схем развития и совершенствования инструментов, материалов и приспособлений для вышивки. | 1. ССУЗы и ВУЗы Белгородской области, где готовят людей профессии «вышивальщица». | 1 | - | Литература: 4. Максимович В.Ф. Народные художественные промыслы: Научно-методическое пособие для преподавателей и студентов высших и средних учебных заведений. М., 1999. 5. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. М., 1978. 6. Мир профессий: человек – художественный образ. Сост. Н. Смирнов. М., 1987. | |
5. | Применение вышивки при оформлении интерьера, в отделке современных швейных изделий. Выбор изделия для выполнения учебного проекта. | 1. Развить эстетические способности при оформлении интерьера жилища. 2. Подготовить учащихся к конкуренции на рынке труда и профессий. 3. Сформировать технологическую и художественную культуру учащихся. | 1. Дизайн и его роль в создании товаров и услуг. Применение вышивки в быту. 2. Оформление жилища и отделка швейных изделий вышивкой. 3. Расположение вышивки на швейном изделии. 4. Способы выявления потребности общества в вышитых изделиях. 5. Выбор изделия для выполнения учебного проекта. | 1. Выявление потребности общества в вышитых изделиях. 2. Выбор изделия для выполнения учебного проекта. 3. Составление схемы (диаграммы) потребительского предпочтения. | 1. Маркетинговые исследования в г. Белгороде с целью выявления потребности общества в вышитых изделиях. | 1 | - | ||
6. 7. 8. | Основы композиции. Цветоведение. Формообразование. | 1. Сформировать у учащихся знания основных понятий: «эскиз», «рисунок», «композиция», «орнамент», «раппорт», «ритм». | 1. Понятия «эскиз», «рисунок», «композиция», «орнамент», «раппорт», «ритм». 2. Законы построения композиции. 3. Построение растительных и геометрических орнаментов в полосе и прямоугольнике. | 1. Цветовой круг. Основные цвета. Цветовая сочетаемость. Контраст. 2. Получение основных цветов. 3. Зарисовка основных мотивов изучаемого промысла. 4. Орнамент в полосе, | 1. Основные цвета изучаемого промысла в национальной одежде Белгородской области. | 1,5 | 4,5 | ||
2. Ознакомить с законами построения композиции и цветоведения. 3. Ознакомить учащихся с характером труда профессии «художник-модельер». 4. Дать представления о возможности использования ПЭВМ в составлении композиции вышивки. 5. Развить у учащихся чувство красоты и гармонии. | 4. Цветовой круг. Основные составные цвета. Теплые и холодные цвета. Контраст. Цветовая сочетаемость. 5. Цветовое решение, форма и пропорции. 6. Профессия «художник-модельер». 7. Классификация видов орнаментов. 8. Зарисовка основных мотивов изучаемого промысла; составление композиции изделия в ручной вышивальной технике; цветовое решение составленной композиции. 9. Возможности использования ПЭВМ в составлении композиции вышивки. | прямоугольнике. 5. Составление композиции вышивального мотива. 6. Цветовое решение составленной композиции. | 2. Зарисовка основных мотивов изучаемого промысла Белгородской области. 3. Орнамент в полосе, прямоугольнике Белгородской области (примеры). 4. Составление композиции вышивального мотива, учитывая цветовое решение Белгородской области. | Литература: 7. Попова О.С. Народные художественные промыслы. М., 1984. Сафонова О.С. Молотобарова О.С. Круж-ки художественной вышивки. М., 1981. 8. Симоненко В.Д., Бронников Н.Л., Самородский П.С., Синицына Н.В. Техноло-гия. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы./под.ред. В.Д. Симоненко.М., 1998. | |||||
9. 10. | Подготовка к глухой вышивке и строчевой вышивке. | 1. Сформировать умения у учащихся переводить рисунок на ткань, увеличивать и уменьшать его. 2. Дать представление об организации рабочего места и трудового процесса вышивальщицы. 3. Научить правильно запяливать ткань в круглые пяльцы. | 1. Способы перевода рисунка на ткань. 2. Увеличение и уменьшение рисунка. Виды пялец. 3. Правила запяливания ткани в круглые пяльцы. 4. Организация рабочего места и трудового процесса вышивальщицы. 5. Способы разметки и подготовка сетки под строчевую вышивку. 6. Обвив сетки. Правила запяливания ткани. | 1. Перевод рисунка на ткань. 2. Запяливание ткани в круглые пяльцы. 3. Продергивание и обвив сетки под строчевую вышивку. | 1. Рисунок для перевода на ткань составлен с учетом колорита Белгородской области. 2. Демонстрация образцов строчевой вышивки на народных костюмах Белгородской области. Особенности строчевой вышивки Белгородской области. | 1 | 3 | ||
11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. | Технология глухой ручной вышивки. | 1. Сформировать у учащихся умения по выполнению глухой ручной вышивки. 2. Сформировать технологическую культуру. | 1. Безузловые способы закрепления рабочей нити на ткань в начале и по окончанию вышивки. 2. Понятие об односторонней и двусторонней вышивке. Счетная и свободная вышивка. | 1. Составление инструкционных карт по выполнению изучаемых вышивальных швов. 2. Вышивка образцов, изделия, выполнение учебного проекта. | 1. На инструкци-онных картах используется орнамент вышивки Белгородской области. | 3 | 31 | ||
18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. | 3. Воспитать у учащихся красоты и гармонии. 4. Научить различным видам глухой ручной вышивки. 5. Подготовить практическую часть творческого проекта. 6. Научить работать с информацией и технологической документацией. | 3. Технологии выполнения швов: стебельчатый, тамбурный, роспись, козлик, односторонняя, двусторонняя, счетная и цветная гладь, накладная сетка, крест простой и двойной, дырочка, рококо, аппликация, вышивка бисером. 4. Золотое шитье. 5. Работа с информацией и технологической документацией. | 2. Изготавливаемое изделие должно учитывать регио-нальные особен-ности изучаемого промысла. 3. Предлагается для выполнения коллективный творческий проект (комплексного типа) по изготовле-нию национально-го народного кос-тюма Белгородской области. | Литература: 9. Сотникова Н.А. Вышивка для начинающих и не только. М., 2000. 10. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. М., 1992. 11. Никифорова М.И., Кагановская О.Н. Энциклопедия. Домоводство. М., 1998. 12. Энциклопедия. Рукоделие./ под.ред. Грекулова А.С. М., 1992. | |||||
28. 29. 30. | Отделка края вышитого изделия. | 1. Познакомить учащихся со способами отделки края вышитого изделия. 2. Научить выполнению мережек и обработке узлов изделия. 3. Сформировать художественную и технологическую культуру. | 1. Способы отделки края вышитого изделия. 2. Мережки и способы их выполнения. 3. Обработка узлов изделия. | 1. Виды мережек, инструкционные карты по их выполнению. | 1. В практической работе используются виды строчевой вышивки, характерной для Белгородской области. | 0,5 | 5,5 | ||
31. | Влажно-тепловая обработка вышитого изделия. | 1. Познакомить учащихся с правилами стирки, подкрахмаливания и утюжки изделий. 2. Научить выполнять влажно-тепловую обработку вышитого изделия. 3. Воспитывать аккуратность и бережное отношение. | 1. Стирка изделий. 2. Подкрахмаливание. 3. Утюжка изделий. | 1. Влажно-тепловая обработка вышитого изделия. | 1. Национальные рецепты изготовления крахмала. Получение крахмала в Белгородской области. | 0,5 | 1,5 | ||
32. | Расчет стоимости вышитого изделия. | 1. Познакомить учащихся с экономическими расчетами, производимыми при оценке стоимости изделия. | 1. Себестоимость изделия. 2. Составляющие компоненты стоимости в изделии (выполнение вышивки, материалы, электроэнергия, износ оборудования, рыночная цена, затраченное время, качество | 1. Расчет стоимости вышитого изделия. | 1. Произвести на практической работе расчет стоимости изготовленного национального народного | 0,5 | 1,5 | ||
изделия и т.п.). 3. Пути снижения стоимости изделия (материало-, энергосберегающие и безотходные технологии, рациональная организация технологического процесса). | костюма Белгородской области. | ||||||||
33. | Экскурсия в вышивальный цех (швейной) фабрики или в музей декоративно-прикладного искусства. | 1. Познакомить с традициями родного края, характерными чертами местной вышивки. 2. Знакомство с народными мастерами Белгородской области. 3. Сформировать у учащихся знания о социальных и экологических последствиях применения вышивальных технологий. | 1. Общие сведения о вышивальных традициях родного края, народных мастерах, характерные черты местной вышивки. 2. Технология изготовления вышитого изделия (ручная). 3. Социальные и экологические последствия применения вышивальных технологий. | 1. Посещение музея народного искусства (исторический и фото альманах). | 1. Урок краеведения. Знакомство с народными мастерами Белгородской области. | - | 2 | ||
34. | Подведение итогов. | 1. Сформировать у учащихся умения защищать творческий проект. | 1. Защита творческого проекта. 2. Обзор знаний по вышивке. 3. Влияние общества на развитие вышивки. Экологичность вышивальной технологии. | 1. Защита творческого проекта. | 1. Демонстрация белгородского народного костюма с использованием литературной основы. | - | 2 |
Итого: 68 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе дополнительного курса для 10 класса
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе дополнительного курса для 10 класса...
Рабочая программа по учебному курсу "Художественная вышивка"
Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонность к декоративно-прикладному искусству, реализовать свои природные задатки в одном из популярных его направлений — художественной обработки м...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое планирование к Рабочей программе учебного курса по дальневосточной литературе
Календарно-тематическое планирование к Рабочей программе по Дальневосточной литературе для 5-9 классов...
Календарно-тематическое планирование по учебному курсу Кубановедение 5 класс
Вариант для электронного журнала...
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Математика». 5 класс
Математика. 5 класс...
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Математика». 6 класс
Математика. 6 класс...