Открытое занятие по курсу «Смысловое чтение» в 5 классах
методическая разработка по литературе (5 класс)

Ивлева Людмила Евгеньевна

Открытое занятие по курсу «Смысловое чтение» в 5 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_po_kursu_smyslovoe_chtenie.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по курсу «Смысловое чтение» в 5 классах.

Ход занятия

Учитель: Ребята, здравствуйте! Сегодня у нас открытое итоговое занятие по курсу «Смысловое чтение»

Все учителя хотят, чтобы вы точно и полно понимали прочитанное, могли выражать свои мысли четко, доказательно, грамотно. На наших занятиях мы с вами усваивали: Законы построения текста

  • Перед вами портрет великого русского ученого. Назовите его имя?

И я хотела бы , чтобы эпиграфом послужили слова

Сергея Рубинштейна : «Мыслить человек начинает, когда у него возникает потребность что-то понять» На наших занятиях мы учились понимать текст

  • Сейчас выполним специальные упражнения на понимание прочитанного . 
  • Я ,думаю, что после наших занятий вы станете читателями, которые, умеют наслаждаться, сопереживать, думать.

1 Итак ,перед вами текст, но он без названия. Внимательно прочитайте текст, придумайте заголовок, наиболее точно передающий основную идею текста. 

Удивительным человеком был Михаил Васильевич Ломоносов(1711 -1765). Сын поморского крестьянина, он испытал непреодолимую тягу к учению. В возрасте 19 лет он покинул отчий дом и пешком отправился с рыбным обозом в Москву. Трудным был путь юноши к науке, но преодолев все препятствия, он стал великим естествоиспытателем и блестящим поэтом, художником и историком, основателем Московского университета. Кроме того, М.В.Ломоносов был создателем русской лингвистики – науки о языке, создателем первой научной грамматики. По этой книге занималось более пятидесяти поколений русских школьников. М.В..Ломоносов всегда подчеркивал, что без грамматики невозможно познать родной язык и все другие науки. « Все науки в грамматике нужду имеют,» - писал ученый. И был, конечно, прав. Чтобы правильно и грамотно изложить какую –то мысль по любому школьному предмету, нужно владеть правилами построения родной речи.

Выполним упражнение по озаглавливанию текста

  • 1Как можно озаглавить текст, учитывая его основную тему?

Но для этого вспомним требования к заголовку текста:

Заголовок должен сообщить читателю, о чем статья, и побудить его эту статью прочесть.

Требования к заголовку в общем виде таковы: быть достаточно привлекательным, чтобы заинтересовать читателей,

  • быть ясным высказыванием;
  • заключать в себе основную идею текста;
  • не противоречить содержанию материала;
  • быть понятно сформулированным;
  • возбуждать интерес читателя.

(М.В.Ломоносов)Почему?(Говорится о великом ученом) заключать в себе основную идею текста; 

Какова основная мысль текста?

• Все науки в грамматике нужду имеют.

Трудная судьба великого ученого.

• Ученый мирового значения.

• Правила построения родной речи.

Михаил Васильевич Ломоносов был великим естествоиспытателем и блестящим поэтом, художником и историком, создателем русской лингвистики

Итак, упражнения на Построение смысловых опор, планов

В тексте 3 смысловых части. Выделите опорные ключевые слова, несущие первостепенную информацию, составьте план.

  • Простой план.

1. Трудный путь юноши к науке.

2 М.В.Ломоносов - создатель русской лингвистики.

3. Без грамматики невозможно познать родной язык.

???

  • Для чего необходим план?

1Помогает лучше понять тему текста

2.Воспроизвести хронологию событий.

3.Сохранить последовательность изложения.

Прочитайте второй текст про М.В.Ломоносова и найдите отличия .Что нового вы узнали об этом человеке?

М.В.Ломоносов (1711-1765)- сын поморского крестьянина в 19 лет тайком от отца отправился учиться в Москву, обманом поступил в славяно-греко-латинскую академию. В 25 лет как лучший ученик был послан в Германию для изучения горного дела. Изучал языки, филологию, точные науки. Вернувшись в Россию, стал академиком, профессором химии, явился отцом новой русской науки и культуры. В 1755году он открыл русский университет, который носит его имя. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия – вот основные отрасли, в которых работал Ломоносов. И везде он сказал свое веское слово.

  • Ломоносов М.В. был гениален во всем, но .Какое открытие М.В.Ломоносова соотносится с изучением языка

• Открытие атмосферы на Венере

• Доказательства возможности Северного морского пути в Индию

• Открытие того, что славянский язык принадлежит к древнейшим индоевропейским языкам. Установление факта, что древнерусский язык произошел из славянского языка

• Создание русского мозаичного искусства.

  • А теперь я проверю, какая у вас память и насколько вы внимательны:

Листочки перевернули и слушайте меня внимательно. Если согласны, то ставьте +, если нет, то -

1 Ломоносов -сын поморского помещика -

2. Отправился с рыбным обозом в Москву +

3 В 28 лет как лучший ученик был послан во Францию -

4 М.В.Ломоносов был создателем русской лингвистики – науки о языке,+

5, Был основателем Петербургского университета.-

6-. В возрасте 18 лет он покинул отчий дом

Молодцы! Вы очень внимательны и замечаете все неточности, которые я вам говорила.

  • Следующий этап работы:

Ребята, мы с вами знаем, что ваши работы должны характеризоваться :

  • смысловой цельностью.
  • речевой связностью .
  • последовательностью изложения.

Перед вами перепутанные предложения. Вы должны переставить их местами, чтобы получился связный и последовательный текст.

Образец.

1Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик.

2 Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанская близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора.

3 Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан.

4Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: «Арифметику» Магницкого, «Славянскую грамматику» Смотрицкого и «Псалтирь рифмотворную» Симеона Полоцкого

5 В декабре 1730 года ушел с рыбным обозом в Москву.

6В январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам.

7 Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.

Перепутанные предложения:

1Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан.

2 Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: «Арифметику» Магницкого, «Славянскую грамматику» Смотрицкого и «Псалтирь « Симеона.

3В декабре 1730 года ушел с рыбным обозом в Москву.

4Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.

5 Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик.

6. Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанская близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора.

7.В январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам.

Поработаем над словом:

Ребята,перед вами фрагмент из книги М.В.Ломоносова «Российская грамматика».

Все ли вам понятно?

Найдите и назовите слова, значения которых вам непонятно. Как вы думаете, почему значения этих слов вам не ясны? (устаревшие слова, вышедшие из активного употребления).О чем тест? ( о величии русского языка)

«Познать красоту русского языка, уметь использовать его безграничные возможности, разумом проникая в его устроение – задача россиянина. Язык российский не токмо обширностию мест, где он господствует, но и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. И ежели чего точно изобразить не можем, не языку нашему, но недовольному своему в нем искусству приписывать долженствуем»

(токмо – только)

(ежели – если)

(долженствуем - должны)

  • Ребята, нам бы хотелось , чтобы у каждого из вас была литературно грамотная речь, чтоб вы выражались не только простыми предложениями, но и сложными.

Прочитайте простые предложения. Объедините их в сложное, используя союзы ПОЭТОМУ, ПОТОМУ ЧТО, НО.

1. Семья была очень бедной. Мальчик рано начал работать вместе с отцом.

2. Михаил очень хотел учиться. Он самостоятельно начал изучать грамматику и арифметику.

3. В Москве Ломоносов часто голодал. Его отец не мог посылать ему деньги.

4. Жизнь Ломоносова в Москве была трудной. Он всегда учился очень хорошо.

5. Научная работа Ломоносова была разнообразной. Он занимался физикой, химией, историей, русской грамматикой и другими науками.

6. В то время в России нельзя было получить высшее образование. Ломоносов всегда думал о создании университета в России.

7. В 1755 году Ломоносов основал в Москве первый университет. Теперь этот университет носит его имя.

Подведение итогов:

В результате изучения данного курса мы научились:

  • определять основную тему текста,
  • адекватно подбирать заголовок,
  • делить текст на смысловые части и озаглавливать их,
  • составлять план, выделять микротемы в тексте т.е. делили текст на абзацы,
  • учились последовательно излагать свои мысли.

Я ,думаю, что после наших занятий вы станете читателями, которые, умеют наслаждаться, сопереживать, думать.

Если останентся время, дать ребятам 1 -2 минуты повторить тексты и пересказать . Расскажите. Что вы узнали на занятии о Ломоносове.М.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление, 5 класс, 2017-2018

Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)...

Программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление, 6 класс, 2017-2018

Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)...

РП курса "Смысловое чтение и работа с текстом" 8 класс

Рабочая программа курса "Смысловое чтение и работа с текстом" 8 класс. Данная программа может быть реализована в 8 или 9 классе....

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" обновлённым ФГОС 2022 5 класс

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" по обновлённым ФГОС 2022 5 класс...

2021-2022: Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление для 7 класса

Назначение программы: Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, инте...

План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс

Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...

Рабочая программа элективного курса «Смысловое чтение» для обучающихся 7-х классов

Данный курс ориентирован на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)...