Открытое занятие по курсу «Смысловое чтение» в 5 классах
методическая разработка по литературе (5 класс)
Открытое занятие по курсу «Смысловое чтение» в 5 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_kursu_smyslovoe_chtenie.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по курсу «Смысловое чтение» в 5 классах.
Ход занятия
Учитель: Ребята, здравствуйте! Сегодня у нас открытое итоговое занятие по курсу «Смысловое чтение»
Все учителя хотят, чтобы вы точно и полно понимали прочитанное, могли выражать свои мысли четко, доказательно, грамотно. На наших занятиях мы с вами усваивали: Законы построения текста
- Перед вами портрет великого русского ученого. Назовите его имя?
И я хотела бы , чтобы эпиграфом послужили слова
Сергея Рубинштейна : «Мыслить человек начинает, когда у него возникает потребность что-то понять» На наших занятиях мы учились понимать текст
- Сейчас выполним специальные упражнения на понимание прочитанного .
- Я ,думаю, что после наших занятий вы станете читателями, которые, умеют наслаждаться, сопереживать, думать.
1 Итак ,перед вами текст, но он без названия. Внимательно прочитайте текст, придумайте заголовок, наиболее точно передающий основную идею текста.
Удивительным человеком был Михаил Васильевич Ломоносов(1711 -1765). Сын поморского крестьянина, он испытал непреодолимую тягу к учению. В возрасте 19 лет он покинул отчий дом и пешком отправился с рыбным обозом в Москву. Трудным был путь юноши к науке, но преодолев все препятствия, он стал великим естествоиспытателем и блестящим поэтом, художником и историком, основателем Московского университета. Кроме того, М.В.Ломоносов был создателем русской лингвистики – науки о языке, создателем первой научной грамматики. По этой книге занималось более пятидесяти поколений русских школьников. М.В..Ломоносов всегда подчеркивал, что без грамматики невозможно познать родной язык и все другие науки. « Все науки в грамматике нужду имеют,» - писал ученый. И был, конечно, прав. Чтобы правильно и грамотно изложить какую –то мысль по любому школьному предмету, нужно владеть правилами построения родной речи.
Выполним упражнение по озаглавливанию текста
- 1Как можно озаглавить текст, учитывая его основную тему?
Но для этого вспомним требования к заголовку текста:
Заголовок должен сообщить читателю, о чем статья, и побудить его эту статью прочесть.
Требования к заголовку в общем виде таковы: быть достаточно привлекательным, чтобы заинтересовать читателей,
- быть ясным высказыванием;
- заключать в себе основную идею текста;
- не противоречить содержанию материала;
- быть понятно сформулированным;
- возбуждать интерес читателя.
(М.В.Ломоносов)Почему?(Говорится о великом ученом) заключать в себе основную идею текста;
Какова основная мысль текста?
• Все науки в грамматике нужду имеют.
• Трудная судьба великого ученого.
• Ученый мирового значения.
• Правила построения родной речи.
Михаил Васильевич Ломоносов был великим естествоиспытателем и блестящим поэтом, художником и историком, создателем русской лингвистики
Итак, упражнения на Построение смысловых опор, планов
В тексте 3 смысловых части. Выделите опорные ключевые слова, несущие первостепенную информацию, составьте план.
- Простой план.
1. Трудный путь юноши к науке.
2 М.В.Ломоносов - создатель русской лингвистики.
3. Без грамматики невозможно познать родной язык.
???
- Для чего необходим план?
1Помогает лучше понять тему текста
2.Воспроизвести хронологию событий.
3.Сохранить последовательность изложения.
Прочитайте второй текст про М.В.Ломоносова и найдите отличия .Что нового вы узнали об этом человеке?
М.В.Ломоносов (1711-1765)- сын поморского крестьянина в 19 лет тайком от отца отправился учиться в Москву, обманом поступил в славяно-греко-латинскую академию. В 25 лет как лучший ученик был послан в Германию для изучения горного дела. Изучал языки, филологию, точные науки. Вернувшись в Россию, стал академиком, профессором химии, явился отцом новой русской науки и культуры. В 1755году он открыл русский университет, который носит его имя. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия – вот основные отрасли, в которых работал Ломоносов. И везде он сказал свое веское слово.
- Ломоносов М.В. был гениален во всем, но .Какое открытие М.В.Ломоносова соотносится с изучением языка
• Открытие атмосферы на Венере
• Доказательства возможности Северного морского пути в Индию
• Открытие того, что славянский язык принадлежит к древнейшим индоевропейским языкам. Установление факта, что древнерусский язык произошел из славянского языка
• Создание русского мозаичного искусства.
- А теперь я проверю, какая у вас память и насколько вы внимательны:
Листочки перевернули и слушайте меня внимательно. Если согласны, то ставьте +, если нет, то -
1 Ломоносов -сын поморского помещика -
2. Отправился с рыбным обозом в Москву +
3 В 28 лет как лучший ученик был послан во Францию -
4 М.В.Ломоносов был создателем русской лингвистики – науки о языке,+
5, Был основателем Петербургского университета.-
6-. В возрасте 18 лет он покинул отчий дом –
Молодцы! Вы очень внимательны и замечаете все неточности, которые я вам говорила.
- Следующий этап работы:
Ребята, мы с вами знаем, что ваши работы должны характеризоваться :
- смысловой цельностью.
- речевой связностью .
- последовательностью изложения.
Перед вами перепутанные предложения. Вы должны переставить их местами, чтобы получился связный и последовательный текст.
Образец.
1Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик.
2 Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанская близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора.
3 Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан.
4Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: «Арифметику» Магницкого, «Славянскую грамматику» Смотрицкого и «Псалтирь рифмотворную» Симеона Полоцкого
5 В декабре 1730 года ушел с рыбным обозом в Москву.
6В январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам.
7 Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.
Перепутанные предложения:
1Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан.
2 Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: «Арифметику» Магницкого, «Славянскую грамматику» Смотрицкого и «Псалтирь « Симеона.
3В декабре 1730 года ушел с рыбным обозом в Москву.
4Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.
5 Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик.
6. Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанская близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора.
7.В январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам.
• Поработаем над словом:
Ребята,перед вами фрагмент из книги М.В.Ломоносова «Российская грамматика».
Все ли вам понятно?
Найдите и назовите слова, значения которых вам непонятно. Как вы думаете, почему значения этих слов вам не ясны? (устаревшие слова, вышедшие из активного употребления).О чем тест? ( о величии русского языка)
«Познать красоту русского языка, уметь использовать его безграничные возможности, разумом проникая в его устроение – задача россиянина. Язык российский не токмо обширностию мест, где он господствует, но и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. И ежели чего точно изобразить не можем, не языку нашему, но недовольному своему в нем искусству приписывать долженствуем»
(токмо – только)
(ежели – если)
(долженствуем - должны)
- Ребята, нам бы хотелось , чтобы у каждого из вас была литературно грамотная речь, чтоб вы выражались не только простыми предложениями, но и сложными.
Прочитайте простые предложения. Объедините их в сложное, используя союзы ПОЭТОМУ, ПОТОМУ ЧТО, НО.
1. Семья была очень бедной. Мальчик рано начал работать вместе с отцом.
2. Михаил очень хотел учиться. Он самостоятельно начал изучать грамматику и арифметику.
3. В Москве Ломоносов часто голодал. Его отец не мог посылать ему деньги.
4. Жизнь Ломоносова в Москве была трудной. Он всегда учился очень хорошо.
5. Научная работа Ломоносова была разнообразной. Он занимался физикой, химией, историей, русской грамматикой и другими науками.
6. В то время в России нельзя было получить высшее образование. Ломоносов всегда думал о создании университета в России.
7. В 1755 году Ломоносов основал в Москве первый университет. Теперь этот университет носит его имя.
Подведение итогов:
В результате изучения данного курса мы научились:
- определять основную тему текста,
- адекватно подбирать заголовок,
- делить текст на смысловые части и озаглавливать их,
- составлять план, выделять микротемы в тексте т.е. делили текст на абзацы,
- учились последовательно излагать свои мысли.
Я ,думаю, что после наших занятий вы станете читателями, которые, умеют наслаждаться, сопереживать, думать.
Если останентся время, дать ребятам 1 -2 минуты повторить тексты и пересказать . Расскажите. Что вы узнали на занятии о Ломоносове.М.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление, 5 класс, 2017-2018
Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)...
Программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление, 6 класс, 2017-2018
Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)...
РП курса "Смысловое чтение и работа с текстом" 8 класс
Рабочая программа курса "Смысловое чтение и работа с текстом" 8 класс. Данная программа может быть реализована в 8 или 9 классе....
Рабочая программа курса "Смысловое чтение" обновлённым ФГОС 2022 5 класс
Рабочая программа курса "Смысловое чтение" по обновлённым ФГОС 2022 5 класс...
2021-2022: Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление для 7 класса
Назначение программы: Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, инте...
План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс
Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...
Рабочая программа элективного курса «Смысловое чтение» для обучающихся 7-х классов
Данный курс ориентирован на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)...