2021-2022: Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление для 7 класса
рабочая программа (7 класс)
Назначение программы: Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся. Рабочая программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение» реализуется через план внеурочной деятельности ООП ООО МОУ Пречистенская средняя школа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
21-22_7_kl_smyslovoe_chtenie_-_kopiya.doc | 338.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Пречистенская средняя школа
Утверждена приказом
директора школы
№ 126 от 03.09.2021
Программа
внеурочной деятельности по курсу
«Смысловое чтение».
Интеллектуальное направление
для 7 класса
на 2021-2022 учебный год
Составила: Булыгина НВ.,
учитель русского языка и литературы
(высшая квалификационная категория)
п. Пречистое, 2021 уч.год
Пояснительная записка
Программа «Смысловое чтение» разработана в соответствии с:
- ФГОС ООО, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 (в редакции приказа Минобрнауки от 29.12.2014 года №1644) с изменениями, утверждёнными приказом Минобрнауки от 31.12.2015 года 31577.
- ООП ООО Пречистенской средней школы (приказ директора школы №216 от 28.12.2015 года).
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15). //Реестр примерных основных общеобразовательных программ.
- Программа воспитания Пречистенской средней школы (приказ директора школа №112а от 31.08.2021 г.).
- Положением об организации внеурочной деятельности обучающегося на ступени основного общего образования муниципального образовательного учреждения Пречистенской средней общеобразовательной школы;
- Положением о рабочей программе педагога по организации внеурочной деятельности в муниципальном общеобразовательном учреждении Пречистенской средней школы (Приказ №158 от 26.09. 2016)
Назначение программы:
Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей.
Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение» реализуется через план внеурочной деятельности ООП ООО МОУ Пречистенская средняя школа.
Срок реализации – 1 год.
Рабочая программа ориентирована на 34 учебных недели в год из расчета 1 час в неделю (всего 34 часа).
Возрастная группа: обучающиеся 7 класса
Используемый УМК:
На уроках используется различный дидактический материал: тексты, которые взяты из произведений русской литературы и публицистики из учебных пособий:
1) О.Н. Зайцева. Задания на понимание текста. Рабочая тетрадь по русскому языку к учебнику для общеобразовательных учреждений: Ладыженская Т.А., Баранов и др. Русский язык. 7 класс. - М.: Экзамен, 2014;
2) Е.Л.Ерохина. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь к учебнику для общеобразовательных учреждений: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс.- М.: Просвещение, 2014.
Целями курса является овладение навыками комплексного анализа текста, совершенствование и систематизация знаний по русскому языку, а также социализация и воспитание обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
- Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- Формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
- Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Учебное занятие имеет познавательные, практические и общепредметные задачи:
Познавательные задачи | Практические задачи | Общепредметные задачи |
- формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке; - развитие языкового и эстетического идеала. | - формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; - овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; - обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. | - воспитание обучающихся средствами данного предмета; - развитие их логического мышления; - обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; - формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д. |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Планируемые результаты освоения учебного занятия «Смысловое чтение. 7 класс»
Личностные результаты:
- морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков);
- самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка), понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, осознание роли русского языка как средства межнационального общения и государственного языка РФ, осознание необходимости владения русским языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности, социализации и самореализации);
- смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») (достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью);
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- выделение и осознание обучающимися того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные
- работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знакосимволических средств, общих схем решения;
- выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие. 3
Коммуникативные
- речевая деятельность (применение приобретенных УУД в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных УУД анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)
- навыки сотрудничества (коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения на русском языке; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения)
- владение всеми видами речевой деятельности: (адекватное понимание информации устного и письменно сообщения - цели, темы, основной мысли, основной и дополнительной информации; овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости - план, пересказ, изложение, конспект;
- умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях;
- умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой; овладение ресурсами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения).
Предметные результаты:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста, делить тексты на смысловые части;
- составлять план текста;
- знать приёмы работы с разными текстами;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность, упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение;
- характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов;
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- уметь пользоваться различными видами словарей и справочников;
- чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров (художественных - стихи, песни, рассказы, отрывки из повестей и романов; учебно-научных - тексты учебников по разным предметам; научно-популярных - статьи из научно-популярных журналов; публицистических - хроника, информационное сообщение, комментарий; деловых - анкета, объявление, доверенность и т.п.);
- уметь составлять статью для школьного сайта.
Система оценки достижения планируемых результатов (приложение оценочных материалов).
Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся. Оценка достижений этих целей ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.
Частично задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения – предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.
В соответствии с рекомендациями Примерной основной образовательной программы основного общего образования, планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Смысловое чтение» соответствуют основным этапам образовательного процесса, на конец 5,6,7,8 и 9 классов.
Грамотность чтения проверяется при помощи специальных вопросов и заданий, при составлении которых учитываются уровни понимания текста. Описание соответствующих этим уровням умений, вопросов и заданий представлено в таблице:
Уровень понимания текста | Уровень понимания | Перечень проверяемых умений | Виды вопросов | Виды тестовых заданий |
Общее понимание | Узнавание Понимание применение |
|
|
|
Выявление информации | Узнавание Понимание применение |
|
|
|
Интерпретация текста | Применение Анализ Синтез |
|
|
|
Рефлексия относительно содержания текста | Анализ Синтез Оценка |
|
|
|
Рефлексия относительно формы подачи текста | Анализ Синтез Оценка |
| Обладает ли автор/герой чувством юмора. Приведите примеры из текста |
Оценочные материалы
Способы отслеживания ожидаемых результатов:
Предметные УУД: анализ текста, тестирование, беседа.
Метапредметные УУД: наблюдение, творческие конкурсы.
Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование.
Формы подведения итогов реализации программы: система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через комплексный анализ текста.
Контроль исполнения программы будет осуществляться с помощью следующих видов работы:
- контроль техники и навыка смыслового чтения;
- проверка читательского кругозора (анкета);
- анкетирование по выявлению мотивации чтения;
- комплексный анализ текста.
Ожидаемые конечные результаты программы:
- улучшение техники и навыка смыслового чтения;
- становление и расширение читательского кругозора;
- повышение мотивации чтения;
- рост качества комплексного анализа текста.
Формы педагогического контроля: входная и итоговая диагностика: комплексный анализ текста (демоверсия ВПР)
Формы представления результатов диагностики: таблица сформированности навыка смыслового чтения.
Для выявления уровня развития способностей и личностных качеств обучающихся и их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы, разработаны следующие параметры ЗУН и критерии их оценки:
Н – ниже базового (не сформировано),
Б – базовый уровень,
П – повышенный
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учеников 7 класса
В учебнике содержится много интересных и неожиданных вопросов, на которые не всегда можно дать однозначные ответы. Но все вопросы и задания логично и последовательно направляют учебную деятельность учащихся на успешное выполнение учебного проекта. О проектной деятельности и ее значимости в развитии мышления учащихся уже достаточно много сказано и написано.
ФГОС придают важное значение включению учащихся в проектную деятельность для достижения метапредметных результатов образования. Так, ФГОС среднего общего образования включает теперь как обязательный предмет "Индивидуальный проект", который должен стать вершиной всего обучения в школе: выполняя его, учащийся демонстрирует имеющиеся предметные знания, сформированные навыки анализа, постановки задач, работы с информацией.
Проект также выполняет важную профориентационную функцию: учащийся, приобретая опыт практической деятельности в той или иной области, осуществляет профессиональные пробы и имеет возможность непосредственно оценить привлекательность различных направлений дальнейшего профессионального образования.
Индивидуальные и коллективные проекты — очень увлекательная форма работы на уроках, которая хороша и во внеурочной деятельности. Особенность большинства проектов заключается в их своеобразной неисчерпаемости. Защита проектов предполагается на уроках повторения и обобщения. Темы проектов: https://obuchonok.ru/russkiy-yazik/7
Примерные темы проектов
- Мини-исследование: «Русский язык – один из самых развитых и богатых языков мира»
- Мини-исследование: «А.А. Шахматов - выдающийся лингвист и историк»
- Мини-исследование: «Пересказ лингвистического текста»
- Мини-исследование: «Алгоритм работы с учебным текстом»
- Мини-исследование: «Алгоритм работы с текстом художественной литературы»
- Мини-исследование: «Алгоритм работы с текстом публицистического стиля речи»
- Мини-исследование: «Комплексный анализ текста»
Содержание учебного предмета, курса «Смысловое чтение. 7 класс»
Наименование раздела, темы | Содержание раздела, темы | Темы контрольных работ | Оборудование ЦОР |
1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного | Цели чтения. Текст. Виды текста. Назначение текста. Основная тема и микротемы. Композиция текста. Проблемы, их формулировка. Поиск информации в тексте. Сюжет текста. Избыточная информация в тексте. Идеи текста, последовательность изложения идей. Авторская мысль и точка зрения читателя. Изобразительно-выразительные средства, их функции. Стилевые особенности текста. | Входной контроль | Пк Принтер Интерактивная доска Презентация учителя http://www.gnpbu.ru — Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского. http://www.lib.msu.su — библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова. http://www.rsl.ru/rframe.asp?http://orel.rsl.ru — открытая русская электронная библиотека OREL. http://www.lib.ru — библиотека Максима Мошкова. http://www.pedlib.ru — педагогическая библиотека. http://www.dic.academic.ru — словари и энциклопедии on-line. http://www.dictionary.fio.ru — Педагогический энциклопедический словарь. http://www.km.ru — портал компании «Кирилл и Мефодий». http://vschool.km.ru — виртуальная школа Кирилла и Мефодия. http://www.rsl.ru — Российская государственная библиотека. |
2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Структура текста | Оглавление. Ссылки и сноски в тексте. Нумерация страниц. Преобразование текста. Интерпретация текста. Обобщение информации, данной в тексте. Рецензия. Отзыв. Эссе. Сочинение. Изложение. Статья. | ||
3. Работа с текстом: оценка информации | Форма и содержание текста. Читатель и его жизненный опыт. Авторская мысль в тексте. Дебаты. Критерии оценки текста. Логические связи в тексте. Особенности авторской лексики. Авторские ремарки, их назначение. Комплексный анализ текста. | Итоговая проверочная работа. |
Тематическое планирование «Смысловое чтение. 7 класс»
Название темы | Количество часов | Планируемые образовательные результаты | целевой приоритет воспитания уровня ООО реализуемой программы внеурочной деятельности «Смысловое чтение» | |
научится | получит возможность научиться | |||
1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного | 12 | ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять не только главную, но и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определѐнной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. | анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. | Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений: • к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья • к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне • к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать • к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека • к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье • к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда • к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение • к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир • к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества • к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее Воспитательный потенциал занятия: • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из жизни современников; • побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации, соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся; • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; развитие умения совершать правильный выбор; • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям, историческая справка «Лента времени», проведение Уроков мужества;
• использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация школьных стендов предметной направленности); • использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.); • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся; групповой работы или работы в парах, с целью обучения командной работе и взаимодействию с другими детьми, постановки общей цели, для достижения которой каждый должен внести индивидуальный вклад, распределению ролей, рефлексией вклада каждого в общий результат; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний (социо-игровая режиссура урока, лекция с запланированными ошибками, наличие двигательной активности на уроках), налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока (сотрудничество, поощрение, доверие, поручение важного дела, эмпатия, создание ситуации успеха); • организация предметных образовательных событий для обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями; • проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок - деловая игра, урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др.) и учебно-досуговых мероприятий (викторины, литературная композиция, конкурс, экскурсии и др.); • организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; • инициирование и поддержка исследовательской и проектной деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. |
2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Структура текста | 12 | выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). | ||
3. Работа с текстом: оценка информации | 10 | критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. |
Календарно-тематическое планирование «Смысловое чтение. 7 класс»
Дата | № (п/п) | Тема урока | Лабораторные и практические работы | Используемое оборудование ЦОР на уроке | Формы занятий | |
План | Факт | |||||
02.09 | 02.09 | 1 | Вводный инструктаж. Цели и задачи курса. Входной контроль | Стартовая | письменный опрос тестовые задания | |
09.09 | 09.09 | 2 | Что такое текст.Понятие о тексте. Признаки текста | устный опрос различные виды чтения | ||
16.09 | 16.09 | 3 | Виды связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. | устный опрос различные виды чтения | ||
23.09 | 23.09 | 4 | Тема текста. Микротема. Абзац. Работа с текстом | устный опрос различные виды чтения | ||
30.10 | 30.10 | 5 | Основная мысль текста. Работа с текстом | устный опрос различные виды чтения | ||
07.10 | 07.10 | 6 | План текста. Работа с текстом | устный опрос различные виды чтения | ||
15.10 | 15.10 | 7 | Типы речи. Работа с текстом | устный опрос различные виды чтения | ||
14.10 | 14.10 | 8 | Комплексный анализ текста. | ПР1 | практические работы по содержанию изучаемого материала | |
21.10 | 21.10 | 9 | Типы речи. Работа с текстом | устный опрос | ||
11.11 | 11.11 | 10 | Языкове средства. Работа с текстом | устный опрос | ||
18.11 | 18.11 | 11 | Языкове средства. Работа с текстом | устный опрос | ||
25.11 | 25.11 | 12 | Стили речи. Классификация стилей. | устный опрос | ||
02.12 | 02.12 | 13 | Стили речи. Художественный стиль. Комплексный анализ текста | устный опрос различные виды пересказа | ||
09.12 | 09.12 | 14 | Стили речи. Разговорный стиль. Комплексный анализ текста | устный опрос различные виды пересказа | ||
16.12 | 16.12 | 15 | Стили речи. Научный стиль. Комплексный анализ текста | устный опрос различные виды пересказа | ||
23.12 | 23.12 | 16 | Стили речи. Официально-деловой стиль. Комплексный анализ текста | устный опрос различные виды пересказа | ||
13.01 | 13.01 | 17 | Стили речи. Публицистический стиль. Комплексный анализ текста | устный опрос различные виды пересказа | ||
20.01 | 20.01 | 18 | Стили речи. Практикум. | устный опрос | ||
27.01 | 27.01 | 19 | Виды переработки текста. Сокращение текста. План. Выписки. | устный опрос | ||
03.02 | 03.02 | 20 | Виды переработки текста. Сокращение текста. План. Выписки. | устный опрос | ||
10.02 | 10.02 | 21 | Текст. Оценка прочитанного. | устный опрос | ||
17.02 | 17.02 | 22 | Комплексный анализ текста | ПР2 | практические работы по содержанию изучаемого материала | |
24.02 | 24.02 | 23 | Работа с текстом художественного стиля. | устный опрос | ||
03.03 | 03.03 | 24 | Работа с текстом разговорного стиля. | устный опрос | ||
10.03 | 10.03 | 25 | Работа с текстом официально-делового стиля. | устный опрос | ||
17.03 | 17.03 | 26 | Работа с текстом научного стиля. | устный опрос | ||
24.03 | 24.03 | 27 | Работа с текстом публицистического стиля. | устный опрос | ||
14..04 | 14.04 | 28 | Чтение и анализ текста. | устный опрос | ||
21.04 | 21.04 | 29 | Чтение и анализ текста. | устный опрос | ||
28.04 | 08.04 | 30 | Комплексный анализ текста | ПР3 | практические работы по содержанию изучаемого материала | |
05.05 | 05.05 | 31 | Комплексный анализ текста | ПР4 | практические работы по содержанию изучаемого материала | |
12.05 | 12.05 | 32 | Зачетная работа в форме ВПР/ОГЭ | Итоговая | формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений | |
19.05 | 19.05 | 33 | Анализ комплексной работы | письменный опрос тестовые задания | ||
26.05 | 26.05 | 34 | Анализ комплексной работы | письменный опрос тестовые задания |
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Формы занятий: курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля.
Виды занятий:
Теоретические и практические занятия.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение, сопоставление, классификация;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезисов, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Виды контроля: входящий, текущий, итоговый
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:
- входной контроль в начале и в конце года; текущий — в форме комплексного анализа текстов.
- поурочная система обучения с использованием объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения.
- формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-игра, урок-исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Среди традиционных видов работы по развитию речи (выразительно прочитать текст, озаглавить его, определить основную мысль, а также сочинений и изложений), предлагаются следующие:
- работа с разными видами словарей (толковым, орфоэпическим, синонимов, эпитетов, словообразовательным);
- редактирование текста;
- текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений).
Среди нетрадиционных видов работы:
- работа с портфолио учащегося по русскому языку;
- презентация исследовательских работ обучающихся на общешкольной конференции
Лист регистрации изменений к программе внеурочной деятельности
учителя: Булыгиной Н.В.
№ п/п | Дата изменения | Причина изменения | Суть изменения | Корректирующие действия |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________
Подпись
Дата ___________________ Расшифровка подписи _______________________________
Отчёт о выполнении реализуемой программы внеурочной деятельности по содержанию
2021 — 2022 учебный год
По: смысловое чтение
Учитель: Булыгина НВ
Класс: 7 а
Количество часов: в неделю 1 часов; в год 34 часа
УМК:
1) О.Н. Зайцева. Задания на понимание текста. Рабочая тетрадь по русскому языку к учебнику для общеобразовательных учреждений: Ладыженская Т.А., Баранов и др. Русский язык. 7 класс. - М.: Экзамен, 2014;
2) Е.Л.Ерохина. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь к учебнику для общеобразовательных учреждений: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс.- М.: Просвещение, 2014.
Темы | По программе | По РП | РР | Проведено часов | ||||
1 чет | 2 чет | 3 чет | 4 чет | год | ||||
1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного | 12 | 9 | 3 | |||||
2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Структура текста | 12 | 5 | 7 | |||||
3. Работа с текстом: оценка информации | 10 | 3 | 7 | |||||
итого | 17 | 9 | 8 | 10 | 7 | 17 |
Оценивание планируемых метапредметных результатов программы. «Смысловое чтение. 7 класс».
№ п/п | ВК – входной контроль ИК – итоговый контроль Н – ниже базового (не сформировано), Б – базовый уровень, П – повышенный | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | ||||||||||||||||||
владение всеми видами речевой деятельности | применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализаязыковых явлений на межпредметном уровне (на урокахиностранного языка, литературы и др.); | коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. | самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале | планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты | принимать решения в проблемной ситуации на основе общения | осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания | адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в концедействия, так и по ходу его реализации | умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты | владение языковыми средствами -умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства | |||||||||||||
ВК | ИК | ВК | ИК | ВК | ИК | ВК | ИК | ВК | ИК | ВК | ИК | ВК | ИК | ВК | ИК | ВК | ИК | ВК | ИК | |||
1 | ||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||||||||
15 | ||||||||||||||||||||||
16 | ||||||||||||||||||||||
17 | ||||||||||||||||||||||
18 | ||||||||||||||||||||||
19 | ||||||||||||||||||||||
20 | ||||||||||||||||||||||
21 |
Оценивание планируемых предметных результатов освоения программы «Смысловое чтение. 7 класс».
№ п/п | ВК – входной контроль ИК – итоговый контроль Н – ниже базового (не сформировано), Б – базовый уровень, П – повышенный | Предметные результаты | |||||||||
Умение определять тему текста | Умение определять основную мысль текста | Умение отвечать на вопросы по содержанию текста | Умение составить план текста | Умение работать с иллюстрациями | |||||||
ВК | ИК | ВК | ИК | ВК | ИК | ВК | ИК | ВК | ИК | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 | |||||||||||
15 | |||||||||||
16 | |||||||||||
17 | |||||||||||
18 | |||||||||||
19 | |||||||||||
20 | |||||||||||
21 |
Учитель: ___________________________Булыгина Наталия Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Здоровейка» для учащихся 5-х классов на 2018-19 учебный год 15.09.2018
Программа рассчитана на учащихся 5хкласов и направлена на достижение планируемых результатов, реализацию и формирования универсальных учебных действий учащихся основной ступени образования. Прог...
Программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление, 5 класс, 2017-2018
Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)...
Программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление, 6 класс, 2017-2018
Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Мой край родной» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 6 класс
Программа внеурочной деятельности “Мой край родной” по духовно-нравственному направлению (далее – программа “Мой край родной” ) разработана для занятий творче...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Зеленая лаборатория" для учащихся 6 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности соответствует ФГОС ООО для учащихся 6 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Реальная математика», общеинтеллектуальное направление
Программа конкретизирует содержание предметных тем курса, основные виды учебной деятельности школьника и дает примерное распределение учебных часов на каждую тему курса «Реальная математика&raqu...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Логоритмика (фонетическая ритмика) с обучающимся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями
Логопидическая римика (логоритмика) помогает решать оздоровительные, образовательные, воспитаельные и коррекционные задачи.Занятия логоритмикой направлены на всестороннее развитие ребенка: совершенств...