Программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление, 6 класс, 2017-2018
рабочая программа (6 класс)
Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_6_kl.docx | 46.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Пречистенская средняя школа
Утверждена приказом директора школы
№ 140 от 30.08.2017
Программа
внеурочной деятельности по курсу
«Смысловое чтение».
Интеллектуальное направление
для 6 класса
на 2017-2018 учебный год
Составитель: Булыгина Н.В.,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
п. Пречистое
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Нормативно – правовую основу программы внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение» составляют следующие документы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в редакции приказа Минобрнауки от 29.12.2014 г. №1644), с изменениями, утверждёнными приказами Минобрнауки от 31.12.2015 №1577.
- ООП ООО Пречистенской средней школы приказ директора школы №216 от 28.12.2015 г..
- Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2017-2018 учебном году. Составитель: Киселева Н.В., кандидат культурологии, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО ЯО ИРО.
- Положение об учебной рабочей программе педагога в муниципальном образовательном учреждении Пречистенской средней общеобразовательной школе (утверждено приказом директора школы №158 от 26.09..2016 г.)
Назначение программы:
Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей.
Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия: 6 кл.
Предложенная система уроков рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Используемый УМК:
На уроках используется различный дидактический материал: тексты, которые взяты из произведений русской литературы и публицистики из учебных пособий:
1) О.Н. Зайцева. Задания на понимание текста. Рабочая тетрадь по русскому языку к учебнику для общеобразовательных учреждений: Ладыженская Т.А., Баранов и др. Русский язык. 6 класс. - М.: Экзамен, 2014;
2) Е.Л.Ерохина. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь к учебнику для общеобразовательных учреждений: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс.- М.: Просвещение, 2014.
Целями курса является овладение навыками комплексного анализа текста, совершенствование и систематизация знаний по русскому языку, а также социализация и воспитание обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
- Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- Формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
- Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
Формы и режим занятий
Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др.. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.
Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.
Содержание курса внеурочной деятельности
Наименование раздела, темы | Количество часов | Содержание раздела, темы |
Введение | 1ч | Определение целей разных видов чтения |
Учимся читать учебные тексты | 2 ч | Текст. Цель создания текста и его основная мысль. Доказательства в тексте. Понимание содержания текста. Обоснование утверждения. Связь основной темы и основной мысли с названием текста. |
Учимся читать и пересказывать лингвистический текст | 3 ч | Понятие о числительном. Отличие числительного от других слов, связанных с понятием числа. Составление собственного текста. Выбор одной двух букв Н в суффиксах прилагательных. Роль курсива в тексте. Выбор одной двух букв Н в суффиксах прилагательных. Составление собственного текста по заданной теме. |
Учимся читать и решать учебные тексты | 6 ч | Основная мысль и тема текста. Применение алгоритма выполнения задания к тексту. Тема текста. Создание собственного алгоритма выполнения задания к предложенному тексту. Применение алгоритма выполнения задания к тексту. Стиль и тип речи. Выполнение грамматических заданий к тексту. Составление собственного алгоритма выполнения задания Понимание содержания текста. Применение алгоритма выполнения задания к тексту с развернутым ответом. Тема текста. Тип речи. Обоснование своей мысли словами текста. |
Учимся логически мыслить | 2 ч | Понимание содержания текста. Логическое обоснование ответа на вопрос к тексту Логическое обоснование ответа на вопрос к тексту. Письменная формулировка ответа на вопрос к тексту с логическими аргументами. |
Учимся читать и понимать тексты | 10 ч | Выделение основных структурно-содержательных частей текста. Обоснование собственного ответа на вопросы к тексту. Тема и идея текста. Понимание содержания текста. Использование цитат для аргументации авторской позиции. Понимание содержания текста. Определение основной мысли текста. Определение темы текста. Нахождение в тексте фрагментов, необходимых для ответа на поставленный вопрос. Художественный стиль. Понимание содержания текста. Определение стилевой принадлежности текста и типа речи Использование цитат для аргументации выдвинутого тезиса при ответе на вопрос к тексту Составление плана для подробного пересказа текста Понимание содержания текста. Письменный аргументированный ответ на вопрос к тексту Определение смысловых частей текста. Последовательные ответы на задания, содержащие несколько вопросов. Определение стиля и типа речи. Вычленение из текста информации, необходимой для ответа на вопрос. Письменный аргументированный ответ на вопрос к тексту. |
Текстовые связи | 10 ч | Понимание содержания текста. Выбор ответа, соответствующего информации текста Определение стилевых признаков текста-описания. Последовательность изложения информации в тексте. Понимание содержания текста. Определение идеи текста. Последовательность изложения мыслей при обосновании ответа на вопрос Выбор правильного ответа на вопрос к тексту из нескольких предложенных. Составление плана текста для сжатого пересказа Выбор правильного ответа на вопрос к тексту из нескольких предложенных. Составление сложного плана текста для пересказа. Письменный аргументированный ответ на вопрос к тексту Выбор правильного ответа на вопрос к тексту из нескольких предложенных. Составление тезисного плана текста для пересказа. Выбор правильного ответа на вопрос к тексту из нескольких предложенных. Создание текста-рассуждения Понимание содержания текста. Письменный аргументированный ответ на вопрос к тексту Понимание содержания текста. Составление текста-рассуждения Выполнение заданий контрольной работа Анализ и самоанализ собственной учебной деятельности. |
Всего | 34 ч |
Календарно-тематическое планирование
Таблица 1
Наименование раздела, темы | Количество часов | Основные виды учебной деятельности | Личностные результаты | Метапредметные результаты |
Введение | 1ч | Организация совместной учебной деятельности. | Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку. Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного общества». | Адекватно воспринимать информацию письменного высказывания; владеть разными видами чтения; строить рассуждение. Овладевать чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжение образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, подготовки к осуществлению исследовательской и проектной деятельности; приобретение навыка рефлексивного чтения. Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать несложные выводы, основываясь на материале текста-источника; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. умение делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный планы, сравнивать объекты, о которых говорится в тексте, выделяя несколько существенных признаков, представлять мате риал в виде таблицы или схемы. |
Учимся читать учебные тексты | 2 ч | Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного: - ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл. - определять главную тему, общую цель или назначение текста; - выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; - формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; - объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; • находить в тексте требуемую информацию • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации: - структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; - проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; - преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому. Работа с текстом: оценка информации: - Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; - оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; - откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения | ||
Учимся читать и пересказывать лингвистический текст | 3 ч | |||
Учимся читать и решать учебные тексты | 6 ч | |||
Учимся логически мыслить | 2 ч | |||
Учимся читать и понимать тексты | 10 ч | |||
Текстовые связи | 10 ч |
Примерные темы проектов
- Мини-исследование: «Русский язык – один из самых развитых и богатых языков мира»
- Мини-исследование: «А.А. Шахматов - выдающийся лингвист и историк»
- Мини-исследование: «Пересказ лингвистического текста»
- Мини-исследование: «Алгоритм работы с учебным текстом»
- Мини-исследование: «Алгоритм работы с текстом художественной литературы»
- Мини-исследование: «Алгоритм работы с текстом публицистического стиля речи»
- Мини-исследование: «Комплексный анализ текста»
Поурочное планирование. 6 класс
Таблица 2
№ п/п | дата | Тема занятия | Форма организации занятий | |
План | Факт | |||
1 | Вводный урок. Виды чтения (Стартовая диагностическая работа) | Индивидуальный | ||
2 | Анализ текста Н.М. Шанского «Русский язык» | Коллективный, беседа. | ||
3 | Анализ текста «А.А. Шахматов – выдающийся лингвист и историк» | Групповой, индивидуальный. | ||
4 | Работа с текстом «Имя числительное» | Групповой, индивидуальный. | ||
5 | Работа с текстом «Правописание» | Групповой, индивидуальный. | ||
6 | Работа с текстом «Правописание суффиксов имён прилагательных» | Групповой, индивидуальный. | ||
7 | Работа с текстом стихотворения И. Бунина «В лесу, в горе, родник, живой и звонкий» | Групповой, индивидуальный. | ||
8 | Работа с текстом Л. Леонова «Русский лес» (Родничок) | Групповой, индивидуальный. | ||
9 | Работа с текстом М. Пришвина «Река в своих берегах» | Индивидуальный. | ||
10 | Работа с текстом М. Пришвина «Весна света» | Групповой, индивидуальный. | ||
11 | Работа с текстом М. Пришвина «Сумерки» (Кошачьи хвосты) | Групповой, индивидуальный. | ||
12 | Работа с текстом М. Пришвина «Весенний переворот» (Долгожданный переворот) | Групповой, индивидуальный. | ||
13 | Работа с текстом «Местоимение» | Групповой, индивидуальный. | ||
14 | Работа с текстом Д.С. Лихачёва «Будем счастливыми» | Групповой, индивидуальный. | ||
15 | Работа с текстом М. Пришвина «Сыроежка» | Групповой, индивидуальный. | ||
16 | Работа с текстом В. Тельпугова «Необыкновенная история» | Индивидуальный. | ||
17 | Работа с текстом А.И. Солженицына «Вязовое бревно» | Индивидуальный. | ||
18 | Работа с текстом «Мать» из книги «Троицкий подарок для детей» | Групповой, индивидуальный. | ||
19 | Работа с текстом К. Паустовского «Добрая книга» | Групповой, индивидуальный. | ||
20 | Работа с текстом «Иностранный язык» | Групповой, индивидуальный. | ||
21 | Работа с текстом «Азбука» | Групповой, индивидуальный. | ||
22 | Работа с текстом «Обозначение цифр» | Групповой, индивидуальный. | ||
23 | Работа с текстом Н. Сладкова « Разноцветная земля» (Жизнь на Земле) | Групповой, индивидуальный. | ||
24 | Работа с текстом «Лилия» | Групповой, индивидуальный. | ||
25 | Работа с текстом «Конкурс» | Индивидуальный. | ||
26 | Работа с текстом М. Пришвина «Рождение месяца» | Индивидуальный. | ||
27 | Работа с текстом публицистического стиля речи «Крыжовник» | Индивидуальный. | ||
28 | Работа с текстом публицистического стиля речи «Белокуриха» | Индивидуальный. | ||
29 | Работа с текстом публицистического стиля речи «Золотые кони хана Батыя» | Групповой, индивидуальный. | ||
30 | Работа с текстом публицистического стиля речи «Вологда» | Индивидуальный. | ||
31 | Работа с текстом публицистическогостиля речи «Дятловы горы» | Групповой, индивидуальный. | ||
32 | Комплексный анализ текста Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» | Групповой, индивидуальный. | ||
33 | Комплексный анализ текста М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | Индивидуальный. | ||
34 | Контрольная работа. Анализ текста Д.С. Лихачёва «Молодость –вся жизнь» | Индивидуальный. |
Планируемые результаты
Обучающийся научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей,
- сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения
- информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
- определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- различать темы и подтемы специального текста;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определѐнной позиции;
- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- интерпретировать текст:
- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
- делать выводы из сформулированных посылок;
- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
- откликаться на содержание текста:
- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
- находить доводы в защиту своей точки зрения;
- откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Обучающийся получит возможность научиться:
- критически относиться к рекламной информации;
- находить способы проверки противоречивой информации;
- определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
При формировании речевых умений учащихся используются различные виды упражнений и заданий: написание творческих работ, подготовка докладов, тезисов, составление вопросов для работы с текстом, создание проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Фольклор кубанского казачества" для 1-4 классов на 2017-2018 уч. год.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Фольклор кубанского казачества" для 1-4 классов на 2017-2018 уч. год....
Программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление, 5 класс, 2017-2018
Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)...
Программа курса внеурочной деятельности «Увлекательный французский» по обще-интеллектуальному направлению для 4 – 5 классов
Материал может быть полезен учителям французского языка...
Программа курса внеурочной деятельности «Увлекательный французский» по обще-интеллектуальному направлению для 5 классов
Программа курса внеурочной деятельности может быть интересна и полезна учителям французского языка...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мастерская сувениров» 13-18 лет учебный год 2017-2018
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мастерская сувениров» 13-18 лет учебный год 2017-2018 @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 6-7 лет учебный год 2017-2018
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 6-7 лет учебный год 2017-2018 @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 115%; bac...
2021-2022: Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление для 7 класса
Назначение программы: Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, инте...