Программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление, 6 класс, 2017-2018
рабочая программа (6 класс)

Булыгина Наталия Владимировна

Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_6_kl.docx46.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Пречистенская средняя школа

Утверждена приказом директора школы

№ 140 от 30.08.2017

Программа

внеурочной деятельности по курсу

«Смысловое чтение».

Интеллектуальное направление

для 6 класса

 на 2017-2018 учебный год

Составитель: Булыгина Н.В.,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

п. Пречистое

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Нормативно – правовую основу  программы внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение» составляют следующие документы:

  •  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,  утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в редакции приказа Минобрнауки от 29.12.2014 г. №1644),  с изменениями, утверждёнными приказами Минобрнауки от 31.12.2015 №1577.
  • ООП ООО Пречистенской средней школы приказ директора школы №216 от 28.12.2015 г..
  • Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2017-2018 учебном году. Составитель: Киселева Н.В., кандидат культурологии, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО ЯО ИРО.
  • Положение об учебной рабочей программе педагога в муниципальном образовательном учреждении Пречистенской средней общеобразовательной школе (утверждено приказом директора школы №158 от  26.09..2016 г.)

Назначение программы:

Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей.

Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.

Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия: 6 кл.

Предложенная система уроков рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). 

Используемый УМК:

На уроках используется различный дидактический материал: тексты, которые взяты из произведений русской литературы и публицистики из учебных пособий:

1) О.Н. Зайцева. Задания на понимание текста. Рабочая тетрадь по русскому языку  к учебнику для общеобразовательных учреждений: Ладыженская Т.А., Баранов  и др. Русский язык. 6 класс. - М.: Экзамен, 2014;

2) Е.Л.Ерохина. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь к учебнику для общеобразовательных учреждений: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс.- М.: Просвещение, 2014.

Целями курса является овладение навыками комплексного анализа текста, совершенствование и систематизация знаний по русскому языку, а также социализация и воспитание обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

  • Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
  • Формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
  • Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

Формы и режим занятий

Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др.. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.

Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.

Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.

Содержание курса внеурочной деятельности

Наименование раздела, темы

Количество часов

Содержание раздела, темы

Введение

Определение целей разных видов чтения

Учимся читать учебные тексты

2 ч

Текст. Цель создания текста и его основная мысль. Доказательства в тексте. Понимание содержания текста. Обоснование утверждения. Связь основной темы и основной мысли с названием текста.

Учимся читать и пересказывать лингвистический текст

3 ч

Понятие о числительном. Отличие числительного от других слов, связанных с понятием числа. Составление собственного текста.

Выбор одной двух букв Н в суффиксах прилагательных. Роль курсива в тексте.

Выбор одной двух букв Н в суффиксах прилагательных. Составление собственного текста по заданной теме.

Учимся читать и решать учебные тексты

6 ч

Основная мысль и тема текста. Применение алгоритма выполнения задания к тексту.

Тема текста. Создание собственного алгоритма выполнения задания к предложенному тексту.

Применение алгоритма выполнения задания к тексту. Стиль и тип речи.

Выполнение грамматических заданий к тексту. Составление собственного алгоритма выполнения задания

Понимание содержания текста. Применение алгоритма выполнения задания к тексту с развернутым ответом.

Тема текста. Тип речи. Обоснование своей мысли словами текста.

Учимся логически мыслить

2 ч

Понимание содержания текста. Логическое обоснование ответа на вопрос к тексту

Логическое обоснование ответа на вопрос к тексту. Письменная формулировка ответа на вопрос к тексту с логическими аргументами.

Учимся читать и понимать тексты

10 ч

Выделение основных структурно-содержательных частей текста. Обоснование собственного ответа на вопросы к тексту. Тема и идея  текста.

Понимание содержания текста. Использование цитат для аргументации авторской позиции.

Понимание содержания текста. Определение основной мысли текста.

Определение темы текста. Нахождение в тексте фрагментов, необходимых для ответа на поставленный вопрос. Художественный стиль.

Понимание содержания текста. Определение стилевой принадлежности текста и типа речи

Использование цитат для аргументации выдвинутого тезиса при ответе на вопрос к тексту

Составление плана  для подробного пересказа текста

Понимание содержания текста. Письменный аргументированный ответ на вопрос к тексту

Определение смысловых частей  текста. Последовательные ответы на задания, содержащие несколько вопросов.

Определение стиля и типа речи. Вычленение из текста информации, необходимой для ответа на вопрос. Письменный аргументированный ответ на вопрос к тексту.

Текстовые связи

10 ч

Понимание содержания текста. Выбор ответа, соответствующего информации текста

Определение стилевых признаков текста-описания. Последовательность изложения информации в тексте.

Понимание содержания текста. Определение идеи текста. Последовательность изложения мыслей при обосновании  ответа на вопрос

Выбор правильного ответа на вопрос к тексту из нескольких предложенных. Составление плана текста для сжатого пересказа

Выбор правильного ответа на вопрос к тексту из нескольких предложенных. Составление сложного плана текста для  пересказа. Письменный аргументированный ответ на вопрос к тексту

Выбор правильного ответа на вопрос к тексту из нескольких предложенных. Составление тезисного  плана текста для  пересказа.

Выбор правильного ответа на вопрос к тексту из нескольких предложенных. Создание текста-рассуждения

Понимание содержания текста. Письменный аргументированный ответ на вопрос к тексту

Понимание содержания текста. Составление текста-рассуждения

Выполнение заданий контрольной работа

Анализ и самоанализ собственной учебной деятельности.

Всего

34 ч


Календарно-тематическое планирование

Таблица 1

Наименование раздела, темы

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Введение

Организация совместной учебной деятельности.

Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку.

Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного

общества».

Адекватно воспринимать информацию письменного высказывания; владеть разными видами чтения; строить рассуждение.

Овладевать чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжение

образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и

перспективного круга чтения, подготовки к осуществлению исследовательской и проектной

деятельности;

приобретение навыка рефлексивного чтения.

Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать

аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать несложные выводы, основываясь на материале текста-источника;

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,

использовать в самостоятельной деятельности.

умение делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный планы,

сравнивать объекты, о которых говорится в тексте, выделяя несколько существенных

признаков,

представлять мате

риал в виде таблицы или схемы.

Учимся читать учебные тексты

2 ч

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного:

- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл.

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу

текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в

тексте;

• находить в тексте требуемую информацию

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического

понимания текста.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;

- проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики,

диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах),

переходить от одного представления данных к другому.

Работа с текстом: оценка информации:

- Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

- откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом —

мастерство его исполнения

Учимся читать и пересказывать лингвистический текст

3 ч

Учимся читать и решать учебные тексты

6 ч

Учимся логически мыслить

2 ч

Учимся читать и понимать тексты

10 ч

Текстовые связи

10 ч

Примерные темы проектов

  1. Мини-исследование: «Русский язык – один из самых развитых и богатых языков мира»
  2. Мини-исследование: «А.А. Шахматов - выдающийся лингвист и историк»
  3. Мини-исследование: «Пересказ лингвистического текста»
  4. Мини-исследование: «Алгоритм работы с учебным текстом»
  5. Мини-исследование: «Алгоритм работы с текстом художественной литературы»
  6. Мини-исследование: «Алгоритм работы с  текстом публицистического стиля речи»
  7. Мини-исследование: «Комплексный анализ текста»


Поурочное планирование. 6 класс

Таблица 2

п/п

дата

Тема занятия

Форма организации занятий

План

Факт

1

Вводный урок. Виды чтения (Стартовая диагностическая работа)

Индивидуальный

2

Анализ текста Н.М. Шанского «Русский язык»

Коллективный, беседа.

3

Анализ текста «А.А. Шахматов – выдающийся лингвист и историк»

Групповой, индивидуальный.

4

Работа с текстом «Имя числительное»

Групповой, индивидуальный.

5

Работа с текстом «Правописание»

Групповой, индивидуальный.

6

Работа с текстом «Правописание суффиксов имён прилагательных»

Групповой, индивидуальный.

7

Работа с текстом стихотворения И. Бунина «В лесу, в

горе, родник, живой и звонкий»

Групповой, индивидуальный.

8

Работа с текстом Л. Леонова «Русский лес» (Родничок)

Групповой, индивидуальный.

9

Работа с текстом М. Пришвина «Река в своих берегах»

Индивидуальный.

10

Работа с текстом М. Пришвина «Весна света»

Групповой, индивидуальный.

11

Работа с текстом М. Пришвина «Сумерки» (Кошачьи

хвосты)

Групповой, индивидуальный.

12

Работа с текстом М. Пришвина «Весенний переворот»

(Долгожданный переворот)

Групповой, индивидуальный.

13

Работа с текстом «Местоимение»

Групповой, индивидуальный.

14

Работа с текстом Д.С. Лихачёва «Будем счастливыми»

Групповой, индивидуальный.

15

Работа с текстом М. Пришвина «Сыроежка»

Групповой, индивидуальный.

16

Работа с текстом В. Тельпугова «Необыкновенная история»

Индивидуальный.

17

Работа с текстом А.И. Солженицына «Вязовое бревно»

Индивидуальный.

18

Работа с текстом «Мать» из книги «Троицкий подарок

для детей»

Групповой, индивидуальный.

19

Работа с текстом К. Паустовского «Добрая книга»

Групповой, индивидуальный.

20

Работа с текстом «Иностранный язык»

Групповой, индивидуальный.

21

Работа с текстом «Азбука»

Групповой, индивидуальный.

22

Работа с текстом «Обозначение цифр»

Групповой, индивидуальный.

23

Работа с текстом Н. Сладкова « Разноцветная земля»

(Жизнь на Земле)

Групповой, индивидуальный.

24

Работа с текстом «Лилия»

Групповой, индивидуальный.

25

Работа с текстом «Конкурс»

Индивидуальный.

26

Работа с текстом М. Пришвина «Рождение месяца»

Индивидуальный.

27

Работа с текстом публицистического стиля речи «Крыжовник»

Индивидуальный.

28

Работа с текстом публицистического стиля речи «Белокуриха»

Индивидуальный.

29

Работа с текстом публицистического стиля речи «Золотые кони хана Батыя»

Групповой, индивидуальный.

30

Работа с текстом публицистического стиля речи «Вологда»

Индивидуальный.

31

Работа с текстом публицистическогостиля речи «Дятловы горы»

Групповой, индивидуальный.

32

Комплексный анализ текста Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

Групповой, индивидуальный.

33

Комплексный анализ текста М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Индивидуальный.

34

Контрольная работа. Анализ текста Д.С. Лихачёва «Молодость –вся жизнь»

Индивидуальный.

Планируемые результаты

Обучающийся  научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;
  • выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
  • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
  • объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей,
  • сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения
  • информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
  • определять назначение разных видов текстов;
  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
  • различать темы и подтемы специального текста;
  • выделять не только главную, но и избыточную информацию;
  • прогнозировать последовательность изложения идей текста;
  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
  • выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
  • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определѐнной позиции;
  • понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • интерпретировать текст:
  • сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
  • обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
  • делать выводы из сформулированных посылок;
  • выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

  • откликаться на содержание текста:
  • связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
  • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
  • находить доводы в защиту своей точки зрения;
  • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
  • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • критически относиться к рекламной информации;
  • находить способы проверки противоречивой информации;
  • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

При формировании речевых умений учащихся используются различные виды упражнений и заданий: написание творческих работ, подготовка докладов, тезисов, составление вопросов для работы с текстом, создание проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фольклор кубанского казачества" для 1-4 классов на 2017-2018 уч. год.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фольклор кубанского казачества" для 1-4 классов на 2017-2018 уч. год....

Программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление, 5 класс, 2017-2018

Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)...

Программа курса внеурочной деятельности «Увлекательный французский» по обще-интеллектуальному направлению для 5 классов

Программа курса внеурочной деятельности может быть интересна и полезна учителям французского языка...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мастерская сувениров» 13-18 лет учебный год 2017-2018

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мастерская сувениров» 13-18 лет учебный год 2017-2018 @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 6-7 лет учебный год 2017-2018

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 6-7 лет учебный год 2017-2018 @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 115%; bac...

2021-2022: Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Смысловое чтение». Интеллектуальное направление для 7 класса

Назначение программы: Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, инте...