Проектно-исследовательская деятельность школьника как одно из средств формирования функциональной грамотности
статья (5, 6, 7 класс)

Заиграева Наталья Михайловна

Организация учебного исследования – одно из приоритетных направлений научно-методической работы любой современной школы. Основная цель такой работы заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для талантливых и способных ребят к самостоятельной деятельности, привить им интерес к работе с различными источниками информации. Именно исследовательский подход в обучении делает школьников участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность школьника как одно из средств формирования функциональной грамотности

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; Они будут открывать это новое сами. Моя задача-помочь им раскрыться и развить собственные идеи» И.Г.Песталоци

Одним из показателей способности ученика адаптироваться к условиям социума является его уровень функциональной грамотности. Как следствие перед школой стоит задача: формировать умение применять знания в жизни (умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией).  Существует много вариантов определения понятия функциональная грамотность. Я остановлюсь на следующем: Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: политике, государстве, работе, семье, здоровье, культуре и т.д.

Необходимо понимать, что один отдельно взятый педагог не сможет осуществить процесс формирования функциональной грамотности в полном объёме. Необходима работа всего коллектива в двух направлениях: учебный процесс и внеурочная деятельность. Основная педагогическая задача создание и организация условий, инициирующих действие ребенка.

Существует несколько подходов к развитию и оценке функциональной грамотности. Одним из них является проектно-исследовательская деятельность учащихся. И здесь большие возможности предоставляет внеурочная деятельность поскольку ученик выбирает её исходя из своих личных запросов, мотивов. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается, как личность.

Ведущими являются системно-деятельностный подход и педагогика сотрудничества.

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Реализация исследовательского метода обучения обеспечивает выработку новых знаний. Отличительная особенность исследования от проектирования прослеживается в том, что исследование не предполагает создание какого-либо планируемого объекта, модели или прототипа. Результат проекта всегда известен заблаговременно, а результат исследования не известен.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. В образовании цель исследовательской деятельности в приобретении обучающимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, то есть самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося. Проектно-исследовательская деятельность в современной общеобразовательной школе применяется для формирования актуальных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной, а также компетенции личностного самосовершенствования. Приобщение обучающихся к исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для их самообразования и профессиональной ориентации, эффективному достижению личностных и метапредметных результатов. Важно, что исследование тесно связано с прогнозированием, это может способствовать эффективному развитию интеллекта и креативности школьника в обучении.

Цели исследовательской работы учащихся 5-7 классов: совершенствовать умения и навыки элементарного анализа, учить проникать в сущность явлений при анализе различий в учебной информации, целенаправленно формировать умения и навыки работы с различными источниками информации

Этапы освоения норм исследовательской деятельности. В отношении учебно-исследовательской деятельности базовой образовательной задачей в границах 5-6 классов, исходя из наших наблюдений и анализа учебных ситуаций, является рефлексивное открытие норм исследовательской деятельности через формат «исследовательских заданий». Для учащихся 7-8 классов базовой образовательной задачей, лежащей в их «зоне ближайшего развития» является разработка ими самими «программы исследований», а также создание экспериментальных установок, придумывание экспериментальных процедур

Этапы освоения норм проектной деятельности. Особенности организации проектной деятельности в 5-6 классах связаны со становящимся у подростков «чувством взрослости» и стремлением создать собственными руками продукт, по образу и подобию существующего в культуре. Примерами таких проектов, в частности, являются: собственная книга, словарь, открытка, модель самолета, крепости, и т.д.

Особенности организации проектной деятельности подростков 7-8 классов связаны с возрастающей их личной критичностью к окружающему миру, возникающим желанием действовать не только самостоятельно и оригинально, но и авторски.

Преобразование связано с оценкой созданных продуктов с точки зрения их сильных и слабых сторон и стремления усовершенствовать имеющийся продукт, исходя из собственных представлениях о возможном и должном.

Несмотря на эффективность проектно-исследовательской деятельности для обучения, на практике в профессиональной деятельности на первом этапе педагоги нашей школы столкнулись с проблемами при ее внедрении в образовательный процесс. Перегруженность школы и как следствие отсутствие свободных помещений, работа в две смены и на два блока, не высокая мотивация учеников. Постепенно пришли к следующей модели.

  1. «рекламная компания» - сентябрь. Задействованы старшеклассники, школьное ТВ, наглядные средства.
  2. «круглый стол» -октябрь. Знакомство и объединение в группы по интересам. Мастер класс «Проектная и исследовательская деятельность школьника».
  3. индивидуальная работа учителей со своей группой учащихся (в течение года).

Через неделю после круглого стола сбор группы детей, выбравших направления математика и экономика.

Дальнейшую работу я выстраиваю следующим образом.

1 этап. Выдача и работа с рабочими тетрадями «Спутник исследователя», лекция «Проект и исследование: есть ли различие? Обсуждение отличий проектной деятельности от исследовательской. На этом этапе объяснение ученикам отличия проекта от исследования. Основным элементом, на котором был сделан акцент – итоговый результат, если у проекта должен быть продукт, то у исследования есть определенная задача: выявить, объяснить, определить и т. д.

Деление детей на рабочие группы. Групповая работа с заданиями на постановку цели и определение проблемы. На этом этапе ученики приступают к работе в своих группах. Сначала каждая команда работает с рабочей тетрадью, затем с кейсами, в которых описана ситуация, и ученикам нужно определить проблему, проблемную ситуацию и предложить возможные продукты или пути решения. Далее ученикам предлагается также в командах сопоставить готовые цели-проблемы-продукты и предположить, что является проектом, а что исследованием. В процессе решения заданий команды участвуют в обсуждении и корректируют свои ответы. Рефлексия.

2 этап. Знакомство со структурой исследовательской, проектной работы. Работа в рабочих тетрадях. Практикум. Выбор области исследований. Актуализация и постановка проблемных ситуаций.

3 этап. Знакомство с методами исследования. Методика социологического исследования, как данные могут помочь при выполнении проектов.

Ученики получают учебные темы для создания своих тренировочных проектов. Затем ученики составляют анкеты, с помощью которых должны были провести опрос целевой аудитории по своей тематике.

4 этап «Мозговой штурм» -  выдвижение идей по реализации своей работы. Обмен мнениями.

5 этап Оформление презентации. Расписывают итоговый план проекта: цели, задачи, проблему, ресурсы, распределение ролей, план работы. Работы оформляются с учетом обратной связи, полученной на предыдущем этапе.

6 этап Защита. Ребятам выдаются критерии оценивания и система выставления баллов. Среди критериев наличие цели и задачи, описание продукта, распределение ролей в команде, оформление работы, владение материалом (выступление). На этом этапе все ученики могут попробовать себя в роли эксперта и посмотреть, как происходит оценка работ. Рефлексия.

7 этап. Работа над своим проектом.

Благодаря такой подготовительной работе дети учатся определять проблемы, координировать работу друг с другом и целевой аудиторией, получают понимание общей структуры и элементов исследования, проекта. Знакомятся с процессом оценки качества. И в дальнейшем готовят хорошие работы, достойно представляющие школу на районных, городских, республиканских, всероссийских научно-практических конференциях. Тем самым приобретая так необходимые ребенку при входе в сложный и противоречивый мир качества личности и определенные навыки мышления. Умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, решать проблему, давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смысловое чтение как средство формирование функциональной грамотности школьников.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественн...

Предпринимательский проект как средство формирования функциональной грамотности по английскому языку во внеурочной деятельности.

В данной статье приводятся примеры проектов, как средство формирования функциональной граиотности по английскому языку во внеурочной деятельности...

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Читательская грамотность на уроках английского языка как одно из направлений формирования функциональной грамотности

Тема функциональной грамотности очень актуальна в сфере образования в последнее время. России нужны образованные, предприимчивые люди, которые смогут применять на практике полученные знания, будут спо...

Сервис «LearningApps.org» как средство формирования функциональной грамотности в процессе образования современного школьника.

Материал предназначен для проведения  мастер-класса  для  учителей русского языка и литературы....