Смысловое чтение как средство формирование функциональной грамотности школьников.
статья
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами.
Требования ФГОС такие, что наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность».
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функционально грамотная личность – это личность, разбирающаяся в обществе и функционирующая в согласовании с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smyslovoe_chtenie_kak_sredstvo_formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti_shkolnikov.docx | 117.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Смысловое чтение как средство формирование функциональной грамотности школьников.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами.
Требования ФГОС такие, что наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность».
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функционально грамотная личность – это личность, разбирающаяся в обществе и функционирующая в согласовании с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.
Выделены отличительные черты функциональной грамотности:
1) направленность на решение бытовых проблем;
2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.
Можно определить следующие основные признаки функциональной грамотности:
- готовность к повышению уровня образованности на основе самостоятельного выбора программ общего и профессионального образования;
- способность к осознанному выбору профессии, форм досуговой и трудовой деятельности, защите своих прав и осознании своих обязанностей;
- готовность к адаптации в современном обществе, ориентация в возможностях развития качеств личности и обеспечения собственной безопасности;
- способность к коммуникативной деятельности.
С функциональной грамотностью связаны компетенции:
способность выбирать и использовать различные технологии;
способность видеть проблемы и искать пути их решения;
способность учиться всю жизнь.
На первоначальном этапе преподавания самое важное – это совершенствовать способность любого ребенка размышлять с помощью подобных логических способов, как анализ, синтез, сопоставление, обобщение, систематизация умозаключение, классификация, отвержение.
Компонентами функциональной грамотности являются:
- знание сведений, правил, принципов;
- усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
- умение адаптироваться к изменяющемуся миру, разрешать конфликты;
- умение работать с информацией, вести деловую переписку;
- применять правила личной безопасности в жизни;
- готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира;
- умение принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов;
- стремление повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Одним из способом по формированию функциональной грамотности является смысловое чтение.
Смысловое чтение - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.
В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения как чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста:
- осмысление цели чтения;
- извлечение необходимой информации;
- деление её на основную и второстепенную;
- формулирование проблемы и главной идеи текста
При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускают ошибки при формулировании вопросов или суждений.
Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, — письменной речи, способствует продуктивному обучению.
Самостоятельная работа с текстом в условиях пресыщенности информационной среды требует новых подходов. Приёмы техники эффективного и активно – продуктивного самостоятельного учебного чтения помогут мотивировать учащихся к познавательной деятельности, приобретению эмоционально-ценностного отношения к миру, создать атмосферу радости сотрудничества.
Прием 1.
"Кубик Блума" - один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Это достаточно новый и интересный прием, который учит детей не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы разного типа.
Назови... Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин. Предполагает воспроизведение знаний о фактах, опирается на память и обеспечивает узнавание полученной информации.
Почему...Позволяют сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Объясни... Это вопросы уточняющие. Они помогают взглянуть на проблему со всех сторон. в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Обеспечивают обратную связь учителя и ученика. Как правило, вопросы из этого блока начинаются со слов: «Объясни свою точку зрения» Ты действительно думаешь, что…
Предложи...Это практические вопросы, то есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Придумай...Это вопросы связаны с творческим применением знаний, связаны с прогнозом в прошлое или в будущее, содержат в себе элемент предположения, вымысла. Что было до этого? Что произойдет, если? Что могло быть до этого? Как он поведет себя в другой ситуации
Поделись...Вопросы из этой серии строятся таким образом, чтобы затрагивать эмоциональную сторону учеников. Хорошо ли поступил ...? Как вы относитесь к тому, что ...?
Для учеников начальной школы грани кубика должны быть перефразированы, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.
Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);
Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);
Предложи ассоциацию (ученик должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);
Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);
Используй (дети показывают, как можно применить предмет);
Дай оценку (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого, то есть, укажи все "плюсы" и "минусы".).
В старших классах приём можно использовать для организации письменных заданий в несколько видоизменённой форме: вместо объёмной фигуры обучающимся предлагается заполнение таблицы с соответствующими вопросами с последующим их обсуждением на уроке.
Приём уникален т.к. с его помощью можно составить вопросы самых разных видов и уровней сложности: вопросы репродуктивного характера и вопросы-задания: простые, уточняющие, проблемные, практические, творческие, эмоциональные. Его можно использовать на всех этапах урока, любого цикла.
Приём 2. «Найди несоответствия»
Задание: В тексте «Насекомые» найдите 11 несоответствий.
Хорошо походив по лесу, присесть под деревом и отдохнуть, сняв сапоги! Если сидеть не шевелясь, то вскоре откроется всё буйство лесной жизни. Вот по тоненькому сучку, извиваясь, как маленькая змея, из стороны в сторону, проползла гусеница. Трудно её заметить среди листьев, но рыжий муравей не упустит добычу. Отважно приблизившись к гусенице, он изогнул брюшко и ужалил её. И вот уже спешат на помощь другие муравьи. Жаль, но участь гусеницы решена. Она уже никогда не будет такой же красивой бабочкой, как та, что сидит невдалеке от разыгрывающейся драмы и спокойно грызёт лист. Жизнь леса жестока. Вот и ещё одна трагедия, молниеносно развивающаяся. Ещё минуту назад комар, попавшийся в паучью сеть, тонко пищал, стараясь расправить неподвижные крылья, прилипшие к паутине, и беспомощно шевелил всеми восемью лапками. Мгновение назад из своего убежища выскочил наук, шевеля усиками и принюхиваясь. И вот уже паук, завернув свою жертву в паутину, жуёт… Но природа продолжает жить по своим законам. Кто-то уже погиб, а кого-то ещё ждёт целая жизнь. Вот лежит незаметная в траве куколка, из которой скоро выйдет длинноногий красавец-кузнец. Скоро уже, скоро запрыгает он в траве, застрекочет, широко открыв рот. Да только и его природный враг-стрекоза-уже вышла из личинки и ждёт когда подсохнут её оба крыла, приобретут упругость и понесут её вдаль как миниатюрный вертолёт… Ну ладно, отдохнули и, надев сапоги, отправились дальше.
Несоответствия: 1. Гусеница при движении не извивается как змея. Она изгибает своё тело в вертикальной плоскости. 2. Муравьи не имеют жала. Они кусаются, используя для этого ротовой аппарат. 3.Бабочки не грызут листья, поскольку имеют сосущий ротовой аппарат. 4. Комары издают звук с помощью крыльев, а с неподвижными крыльями звуков не издают. 5. У комара, как и у всех насекомых, шесть лапок. 6. У пауков нет усиков, поскольку обонянием они не пользуются. 7.Пауки не жуют, так как у них наружное пищеварение. Укусив жертву, они вводят в неё яд, который не только парализует её, но и переваривает её внутренние органы внутри хитинового покрова. Через некоторое время паук высасывает жидкое содержимое. 8. У кузнечиков нет стадии куколки, так как это насекомые с неполным превращением. Из яйца выходит личинка, похожая на взрослую особь (имаго) и внешним видом и образом жизни. 9.Кузнечик издаёт звуки с помощью задних лапок, которыми он трёт по брюшку. 10.Стрекозы не являются естественными врагами кузнечиков, поскольку ловят свою добычу в воздухе на лету. 11. У стрекозы не два, а четыре крыла.
Приём 3. «Составь задание»
Прием «Составь задание» может являться примером краткосрочных, оперативных проектов, которые можно выполнить в течение урока или его части. Например, составьте тест из 5 заданий, в котором:
3 задания - с одним вариантом ответа
1 задание – на соответствие
1 задание - на восстановление последовательности.
Например:
1) Орган который не относиться к выделительной системе: а) кожа б) печень в) легкие г) почки 2) Структурно – функциональная единица почки а) капиллярный клубочек б) почка в) нефрон г) мочеточники
3) Биологический фильтр а) кожа б) почки в) лёгкие г) мочеточники 4) Установите соответствие:
1.Первичная моча 2.Вторичная моча
а) Не содержит глюкозу б) образуется при фильтрации в) образуется в капсуле нефрона г) накапливается в мочевом пузыре
5) Установите последовательность движения мочи по мочевыделительной системе:
А) лоханка Б) капсула нефрона В) мочевой пузырь Г) мочеточник Д) извитой каналец Е) собирательная трубочка
Прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задания к тексту.
Вирусы.
В 1892 году русский ученый Д.И. Ивановский описал необычные свойства возбудителя
болезни табака – так называемой табачной мозаики. Этот возбудитель проходил через
бактериальные фильтры. Таким образом, здоровые растения табака можно заразить
бесклеточным фильтратом сока больного растения. Через несколько лет Ф. Леффер и П.
Фрош обнаружили, что возбудитель ящура – болезни, нередко встречающейся у домашнего скота, также проходит через бактериальные фильтраты. Наконец, в 1917 году Ф. д,Эррелль открыл бактериофаг – вирус, поражающий бактерии.
Так были открыты вирусы растений, животных и микроорганизмов. Эти три события
положили начало новой науке – вирусологии, изучающей неклеточные формы жизни.
Вирусы играют большую роль в жизни человека. Они являются возбудителями ряда
опасных заболеваний – оспы, гепатита, энцефалита, краснухи и других. Вирусы обитают
только в клетках, это внутриклеточные паразиты. В свободно живущем, активном
состоянии они не встречаются и не способны размножаться вне клетки.
В настоящее время вирусы рассматриваются не только как возбудители инфекционных
заболеваний, но и как переносчики генетической информации между видами.
Если у всех клеточных организмов обязательно имеются две нуклеиновые кислоты –
ДНК и РНК, то вирусы содержат только одну из них. На этом основании все вирусы делят
на две большие группы – ДНКсодержащие и РНКсодержащие. В отличие от клеточных
организмов у вирусов отсутствует собственная система, синтезирующая белки. Вирусы
вносят в клетку только свою генетическую информацию. С матрицы вирусной ДНК или
РНК – синтезируется информационная РНК, которая служит основой синтеза вирусных
белков рибосомами инфицированной клетки.
Молекула ДНК вирусов или их геном может встраиваться в геном клетки хозяина и
существовать в таком виде неопределенно долгое время.
Таким образом, паразитизм вирусов носит особый характер – это паразитизм на
генетическом уровне.
Посещение вирусом любой клетки не проходит для нее бесследно, даже если в
результате такого «визита» клетка погибает, то разрыв хромосом, изменения в порядке
расположения генов, а также изменения в самих генах остаются в «генетической памяти»
клеток.
Два основных свойства вирусов обнаружил их первооткрыватель Д.И. Ивановский: они
столь малы, что проходят через такие фильтры, которые задерживают бактерии; вирусы, в
отличие от клеток, невозможно выращивать на искусственных питательных средах.
Вирусы представляют собой автономные генетические структуры, неспособные,
однако, развиваться вне клетки. Полагают, что вирусы и бактериофаги – обособившиеся
генетические элементы клеток, которые эволюционировали вместе с клеточными формами жизни.
Выполните следующие задания:
1. Используя информацию текста, выпишите этапы изучения вирусов в
хронологическом порядке.
2. Изобразите схематические механизм действия вируса в клетке хозяина.
3. Используя информацию текста, приведите примеры основных свойств вирусов.
4. Выскажите свое мнение к тезису: «Паразитизм вирусов носит особый характер –
это паразитизм на генетическом уровне.»
Прочитайте текст, ответьте на вопрос и заполните таблицу.
Бактерии.
Бактерии - мельчайшие одноклеточные организмы. Бактрии первыми возникли на Земле. Они встречаются всюду: в воде, почве, воздухе. Бактерии имеют вид палочек, шариков, запятых, спиралей. Слово «бактерия» в переводе с греческого и означает «палочка». От других одноклеточных организмов (растений, животных, грибов) бактерии. отличаются тем, что у них нет настоящего ядра (ядерное вещество не отделено от цитоплазмы оболочкой).Большинство бактерий питаются готовыми органическими веществами и живут там, где имеется пища и влага (в различных органических остатках, в живых организмах). При благоприятных условиях жизни (обилие пищи, высокая влажность, температура от 10 до 40 градусов) они быстро размножаются делением клетки надвое. При непрерывном делении потомство только одной особи за 5 суток могло бы заполнить всю впадину Тихого океана. Однако такого явления в природе не бывает, так как многие бактерии гибнут. При неблагоприятных условиях некоторые бактерии покрываются плотной оболочкой — превращаются в споры. В состоянии спор они могут сохраняться в течение 30 и более лет. Бактерии имеют большое значение в природе. Многие из них вызывают гниение органических остатков. Бактерии гниения — организмы-разрушители. Они — санитары природы. Благодаря их жизнедеятельности образуется перегной. Велико значение почвенных бактерий, которые перерабатывают перегной в минеральные соли. Некоторые виды бактерий, поселяясь в растительных остатках, в кишечнике животных и человека, в молоке, вызывают молочнокислое брожение — превращение глюкозы в молочную кислоту. Молочнокислые бактерии используются при квашении капусты, силосовании кукурузы и других сочных растений, превращении молока в простоквашу, сметану и прочие молочнокислые продукты. С бактериями связаны многие болезни растений, животных и человека. У картофеля, например, в период его роста часто развивается болезнь «черная ножка». Больные растения отстают в росте, листья у них желтеют, скручиваются и засыхают, а основания стеблей чернеют и загнивают. Заболевание со стеблей переходит на образовавшиеся клубни и вызывает загнивание их сердцевины. С бактериями связаны кольцевая гниль клубней картофеля, вершинная гниль томатов и другие болезни. У человека и животных с бактериями связаны гнойные заболевания (фурункулез), скарлатина, ревматизм, рожа и многие другие опасные болезни. Некоторые виды бактерий способны создавать из неорганических веществ органические, используя световую или химическую энергию. С появлением зеленых растений их роль в этом процессе стала небольшой. Однако, когда бактерии жили на Земле в течение 2 млрд. лет при отсутствии каких-либо других организмов, они были основными производителями органических веществ и свободного кислорода, которым обогащалась атмосфера.
1. Чем отличаются бактерии по строению от других клеточных организмов?
Используя текст, вместо знака вопроса укажи необходимое слово по смыслу.
Группы бактерий
Значение в природе и жизни человека
1. Разрушители
Санитары планеты
2. ?
Возбудители холеры, чумы
3. Молочнокислые
?
4. ?
Образуют перегной
Конкуренция и паразитизм
Прочитайте текст, ответьте на вопросы.
Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие взаимоотношения.
Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.
Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов — рыжий и чёрный — конкурируют друг с другом за место обитания — жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.
Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.
Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид — паразит — использует другой — хозяина — в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.
Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления — присосками, крючочками, шипиками — имеют высокую плодовитость. В процессе приспособления к паразитическому образу жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.
Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.
Ответьте на вопросы
1) Какой пример из текста иллюстрирует внутривидовую конкуренцию?
2) Почему отношения рыжего и чёрного тараканов нельзя назвать паразитизмом?
3) Как паразит влияет на организм хозяина?
4) Какую биологическую роль играют паразиты в отношении своих хозяев?
Концепции ФГОС требует от учителей организовать учебную деятельность так, что бы учащиеся вели самостоятельную работу с учебником и дополнительной литературой. Главное преимущество технологии продуктивного чтения – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций. А это главный принцип ФГОС – «Научить учиться».
Использованная литература:
1.Большаков А.П. «Основы смыслового чтения и работа с текстом» 7-9 классы Биология. География. – Волгоград: Изд-во «Учитель» 2014
2.Гин А. Приемы педагогической техники. - М: Вита-Пресс, 2004
3.Современные педагогические технологии на современном уроке - http://www.pandia.ru/text/77/150/8928
4.Техника активно-продуктивного чтения http://IS1577.Blogspost.RU/Р/Blog-Page 18. HT
5. Иванова Н.С. доклад « приемы эффективной работы с текстом на уроках биологии» 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Смысловое чтение как основа формирования функциональной грамотности школьников
На уроках литературы можно использовать различные приёмы, такие как: «Кластер» «Мозговой штурм», «Глоссарий», «ИНСЕРТ», «Рассечение вопроса...
Смысловое чтение как метод формирования читательской грамотности
Методическая разработка представляет собой обобщение опыта работы над методической темой самообразования "Формирование читательской грамотности учащихся через смысловое чтение на уроках русского ...
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...
Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности
В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...
Нелинейный текст как один из способов формирования навыков смыслового чтения в рамках овладения функциональной грамотностью
В данной статье представлена практика работы по теме Нелинейный текст как один из способов формирования навыков смыслового чтения в рамках овладения функциональной грамотностью....
Проектно-исследовательская деятельность школьника как одно из средств формирования функциональной грамотности
Организация учебного исследования – одно из приоритетных направлений научно-методической работы любой современной школы. Основная цель такой работы заключается в том, чтобы создать благоприятные...
Сервис «LearningApps.org» как средство формирования функциональной грамотности в процессе образования современного школьника.
Материал предназначен для проведения мастер-класса для учителей русского языка и литературы....