Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся примеры заданий и упражнений на основе работы с текстами для формирования и развития функциональной грамотности учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_hayrullina_izert.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Хайруллина Алина Ринатовна, учитель английского языка

Изерт Ольга Альбертовна, учитель английского языка

МБОУ «СОШ № 37»

Город Кемерово

Аннотация

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся примеры заданий и упражнений на основе работы с текстами для формирования и развития функциональной грамотности учащихся.

Ключевые слова: функциональная грамотность, грамотность чтения, работа с текстом, стратегии чтения, иностранный язык, английский язык

Key words: functional literacy, literacy of reading, work with the text, reading strategies, foreign language, English language

 В настоящее время иностранные языки стали все чаще характеризоваться как средство жизнеобеспечения современного общества. Развитие международных научных, экономических, социальных и даже культурных связей лишь доказывает то, что иностранные языки играют сейчас немаловажную роль. А изучение иностранного языка, чтение и письмо на нем даёт людям возможность распространять и пропагандировать собственную культуру и традиции, а также знакомиться и с культурой других стран.

Однако, следует отметить, что цель изучения иностранного языка не ограничивается только развитием устной речи. Важно также развивать навыки чтения, чтобы ученики могли читать на иностранном языке и понимать содержание текстов. Развитие письменной речи также является важным аспектом обучения иностранным языкам, поскольку она позволяет ученикам выражать свои мысли и идеи на письме.

Кроме того, важным является и развитие навыков аудирования, чтобы ученики могли понимать речь носителей языка и различные виды аудио-материалов, таких как радио, телевидение, кино и др. Различные упражнения на аудирование помогают учащимся научиться улавливать основные идеи и детали речи, а также повышать их уровень восприятия речи на слух.

Наконец, интерактивная речь также является важным аспектом обучения иностранным языкам, поскольку она позволяет ученикам научиться взаимодействовать с другими людьми на иностранном языке, общаться на разные темы и выражать свои мысли и чувства. Различные формы интерактивной речи, такие как диалоги, дискуссии, игры и ролевые игры, способствуют развитию коммуникативных навыков у учащихся.

Таким образом, развитие всех видов речевой деятельности является важным аспектом обучения иностранным языкам, поскольку позволяет ученикам научиться не только понимать иностранный язык, но и использовать его для общения на разные темы и в разных ситуациях.

Однако общеизвестным фактом является то, что учителя часто сталкиваются с проблемами и трудностями обучающихся при работе с текстами. То есть они не знают значения многих слов, не могут определиться с названием текста, понять смысл написанного текста, выделить ключевые слова, не компетентны в формулировании вопросов, у школьников не получается выбрать способ решения проблемы, ученики не могут перенести знания и навыки из одной области в другую и т.д.

В чем причина этих проблем и трудностей? Во-первых, это связано с тем, что функциональная грамотность учащихся развита не полностью.

Функциональная грамотность определяется как способность человека использовать навыки чтения и письма в социальном взаимодействии (например, при оформлении банковского счета, чтении справочников, заполнении форм обратной связи), то есть уровень грамотности, при котором человек может взаимодействовать с внешней средой, адаптироваться и функционировать как можно быстрее.

В этом контексте в современном преподавании иностранных языков, особенно английского, обучение чтению "не может быть ограничено академическими целями, но должно также включать функциональные и оперативные цели, связанные с повседневной и социальной жизнью.

Программы изучения иностранных языков на разных уровнях образования направлены на развитие навыков и компетенций, без которых невозможно справиться с вызовами современной жизни. Эти навыки включают умение осмысленно читать, слушать и создавать различные типы текстов (информационные, прикладные и литературные тексты); умение извлекать информацию из различных источников; умение находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; умение использовать и ссылаться на источники, таблицы, диаграммы, схемы и символы, умение читать и использовать их при составлении текстов и умение применять различные стратегии чтения при работе с текстами.

Таким образом, видно, что образовательные стандарты ориентируют учителей на развитие функциональной грамотности учащихся.

Каковы характеристики ученика, у которого развиты функциональные навыки чтения? Эти учащиеся обладают навыком скоростного чтения и точной интерпретации информации, также они могут принимать решения, основанные на прочитанном материале и применять свои знания на практике. Они имеют хорошо развитый словарный запас и грамматические навыки, что позволяет им легче понимать запутанные и сложные тексты. Они также обладают умением анализировать и относиться к информации с критической точки зрения и могут выражать свои мысли по поводу текста в письменной или устной форме. В целом, ученики с развитыми функциональными навыками чтения являются хорошо подготовленными и самостоятельными читателями.

Конечно, учителям необходимо выбирать и структурировать соответствующие задания для формирования и развития функциональной грамотности учащихся.

Однако при создании задания по функциональной грамотности учителю важно ответить на следующие вопросы: какова цель задания, какой уровень понимания текста укрепляется или проверяется?

В исследовании PISA, как отмечают Л. Рождественская, И. Логвина, грамотность чтения подразделяется на следующие уровни:

1) Обучающийся ищет в тексте релевантную информацию по простым критериям самый низкий уровень);

2) Обучающийся осуществляет поиск нужной информации в тексте в соответствии с несколькими критериями;

3) Обучающийся может находить необходимую информацию в тексте, распознавать взаимосвязи между частями информации работать с известной, но противоречивой информацией;

4) Обучающийся находит в текстах содержащуюся глубоко скрытую информацию, и устанавливает какая информация является необходимой для решения задания;

5) Обучающийся понимает и интерпретирует сложные тексты, может сформулировать выводы и гипотезы относительно необходимого текста.

Далее рассмотрим основные требования к тексту, направление которого формирование навыков читательской грамотности:

1. Текст должен быть достаточно интересным и привлекать внимание обучающихся;

2. Наличие информации в тексте, которая до этого ученику не была известна вовсе;

3. Возраст и сложность текста должны быть сопоставимы;

4. Незнакомые слова ученикам обязательно должны быть представлены в сносках;

5. Текст не превышает норму (делается опора на возраст и уровень знаний учащихся);

6. Шрифт должен быть читабелен (разрешены выделения цветом, подчеркиванием или выделение размерности);

7. Текст должен расширять кругозор учащихся;

8. История «из реальной жизни» возможна и желательна;

9. Не должно быть большое количество цифр, дат или же терминов;

10. Иллюстрации хорошее дополнение к тексту, ведь они помогают с ним разобраться;

11. Структура текста обязательно должна быть: заголовок, абзацы, прямая речь и т.д.;

12. Безошибочное написание текста;

13. Содержание текста может и должно опираться на жизненный опыт самого учащегося.

При работе непосредственно с текстом большое внимание уделяется сквозным темам.

Под сквозными темами подразумевается метод интеграции учебных предметов. Без этого невозможно решать проблемы современных учеников, так как они часто совсем не понимают, что на разных предметах, что есть в школе, они изучают одно и то же, но со всех сторон.

Школа обязательно должна научить учеников понимать и применять полученные знания в повседневной жизни. Совет, разговор с другом или поддержание беседы. Все это помогает учащимся расширять кругозор и использовать полученные ранее знания.

Учителю же в эпоху развивающихся технологий необходимо уметь проектировать все учебные задания, которые имеют хоть малейшую связь с поиском, пониманием или преобразованием текста и информации в нем для повседневной жизни ученика и решения жизненно важных проблем.

Одним из наиболее типичных заданий, направленных на поиск конкретной информации в тексте, является «выбор правда/ложь/не сказано в тексте». Учителя используют данный инструмент для работы с важными (или трудными для понимания) частями текста и просят учащихся ответить на эти вопросы. Учащиеся несколько раз просматривают текст, чтобы найти нужную информацию или определить информацию, отсутствующую в тексте. Однако можно использовать задание «правда/ложь/не сказано в тексте» и в более предвосхищающих целях. Например, можно предложить учащимся самостоятельно обработать текст. Формулировка задания на выбор может быть следующей:

1. Отметьте галочкой верный вариант ответа, согласно тексту.

2. Прочитайте текст. Выберите правильный вариант ответа (один из предложенных), согласно тексту.

3. Какое из утверждений соответствует тексту?

4.Прочитай текст и отметь «галочкой» то, о чем НЕ сообщается в тексте.

Так же для формирования читательской грамотности можно использовать следующие виды заданий:

«Ассоциации и предложения»

Индивидуальное задание для учеников, либо же в группах. От них требуются ответы на следующие несколько вопросов:

1. Прочтите заголовок текста. Какие ассоциации возникают у вас после прочтения заголовка данного текста?

2. О чем, по-вашему мнению, данный текст?

3. Откуда мог быть взять представленный текст?

 «Текст с пропущенными словами»

Вариант 1. Учитель раздает ученикам лист с текстом, где пропущены несколько слов. Обучающиеся работают в небольших группах (по двое) и заполняют пропуски.

Вариант 2 Учитель раздает ученикам текст с пропусками и список пропущенных и лишних слов, которые расположены в алфавитном порядке. Учащиеся работают над текстом в небольших группах (по двое).

После учитель задаёт вопрос в соответствии с заявленным текстом, так у учащихся завязывается диалог и они обмениваются мнениями, обсуждая.

Учащиеся рисуют иллюстрацию к тексту или же по теме данного им текста, отражая свое личное (глубинная связь с семьей, друзьями или хобби)

Им следует расставить события в логическом или хронологическом порядке.

Определяют жанр произведения и составляют список произведений того же жанра, чтобы убедиться в правильном выборе.

Обучающиеся выступают в роли героев текста и рассказывают, как бы поступили в такой ситуации.

После прочтения текста, ученики определяют какие предложения верны, какие неверны, а какая информация в тексте отсутствовала вовсе.        

В заключении можно отметить, что читательская грамотность на уроках иностранного языка играет очень важную роль, так как она помогает ученикам правильно и быстро понимать тексты и выражать свои мысли на родном и иностранном языке, способствует успешной социализации и умению фильтровать информацию не только в тексте, но и в повседневной жизни, что является одним из способов развития функциональной грамотности в целом.

Для того чтобы развивать читательскую грамотность, преподаватель может использовать разные методы.

Например, можно рекомендовать ученикам постоянно читать на иностранном языке, начиная с простых текстов и постепенно переходя на более сложные. Также можно проводить на уроках чтение вслух и обсуждать тексты, задавая вопросы и проверяя понимание.

Кроме того, важно уделить внимание лексике и грамматике, регулярно проводя упражнения на запоминание и закрепление новых слов и правил грамматики. Необходимо также обучать учеников эффективному поиску информации в тексте и анализу содержания.

Как и в любом другом аспекте изучения иностранного языка, развитие читательской грамотности требует регулярной практики и терпения, но результаты, которые достигаются, очень значимы и помогают ученикам достигать больших успехов в развитии функциональной грамотности

Список использованных источников:

  1. Письменная Л., Янкевич М. Культура. Работа со сплошным текстом. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.google.com/document/d/1hAAqir-39-drK1Tcbpr1scMddBZ-2OUHQTq7TIPhKOs/edit?pli=1 [Дата обращения 11.05.2023]
  2. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. [Электронный ресурс].  - Режим доступа: http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf [Дата обращения 11.05.2023]
  3. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла. Методическое пособие.  - Астана, 2013

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-технологии на уроках французского языка как средство формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы

Использование новых образовательных технологий, в частности, кейс-метода в сочетании с традиционными формами обучения способствует оптимизации учебного процесса, позволяет продуктивнее усваивать пройд...

Выступление с методической темой «Формирование и развитие читательской грамотности на уроках английского языка как условия повышения качества образования школьника в рамках внедрения ФГОС»

В современном образовательном сообществе читательская грамотность как один из компонентов функциональной грамотности обучающихся рассматривается сегодня в качестве одной из самых важных компетентносте...

Развитие читательской грамотности на уроке английского языка (послетекстовые упражнения)

разработка поможет учащимся самостоятельно проанализировать и пересказать прочитанный текст...

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка

В статье собраны наиболее распространенные способы формирования читательской грамотности в рамках развития функциональной грамотности....

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка.

Статья предлагает практические приемы развития читательской грамотности на уроках английского языка в общеобразовательной школе....

Система упражнений на развитие читательской грамотности на уроках английского языка

В данном комплексе разработаны упражнения на развитие читательской грамотности на уроках английского языка....