Читательская грамотность на уроках английского языка как одно из направлений формирования функциональной грамотности
статья по английскому языку

Светлана Николаевна Сизонец

Тема функциональной грамотности очень актуальна в сфере образования в последнее время. России нужны образованные, предприимчивые люди, которые смогут применять на практике полученные знания, будут способны принимать ответственные решения, оказавшись в ситуации выбора.

Термин «функциональная грамотность» — это способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. 

Важно уточнить, что читательская грамотность - базовое направление функциональной грамотности, так как прежде, чем приступить к выполнению любого задания, его сначала необходимо прочитать.

Читательская грамотность – это такая необходимая и важная способность понимать и анализировать тексты, размышлять о них, читать, чтобы найти требуемую информацию, расширять знания и возможности.

Выделить можно несколько этапов раскрытия понятия читательской грамотности: чтение, понимание прочитанного, рефлексия и использование информации прочитанного.

При работе с иноязычными текстами у учащихся формируются и развиваются читательская зоркость, грамотность, умение анализировать информацию, - те же навыки, что и при работе с текстами на родном языке, но и отметить особенности также необходимо. Ведь ребенок работает с текстом, оказываясь в другой языковой среде. Помимо таких задач, как понимание текста, необходимо сначала решить вопрос с переводом слов на родной язык, определиться с формами грамматических времен, чтобы понимать, в каком времени ведется повествование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost_statya.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Читательская грамотность на уроках английского языка как одно из направлений формирования функциональной грамотности

Сизонец Светлана Николаевна, учитель английского языка

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия им.В.П.Сергейко станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район

Тема функциональной грамотности очень актуальна в сфере образования в последнее время. России нужны образованные, предприимчивые люди, которые смогут применять на практике полученные знания, будут способны принимать ответственные решения, оказавшись в ситуации выбора.

Термин «функциональная грамотность» — это способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Выделяются следующие направления формирования функциональной грамотности.

  • Глобальные компетенции
  • Естественнонаучная грамотность
  • Креативное мышление
  • Математическая грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Читательская грамотность

Все эти компетенции необходимо развивать у обучающихся комплексно. Сегодня остановлюсь на читательской грамотности более подробно.

Важно уточнить, что читательская грамотность - базовое направление функциональной грамотности, так как прежде, чем приступить к выполнению любого задания, его сначала необходимо прочитать.

Читательская грамотность – это такая необходимая и важная способность понимать и анализировать тексты, размышлять о них, читать, чтобы найти требуемую информацию, расширять знания и возможности.

Выделить можно несколько этапов раскрытия понятия читательской грамотности: чтение, понимание прочитанного, рефлексия и использование информации прочитанного.

При работе с иноязычными текстами у учащихся формируются и развиваются читательская зоркость, грамотность, умение анализировать информацию, - те же навыки, что и при работе с текстами на родном языке, но и отметить особенности также необходимо. Ведь ребенок работает с текстом, оказываясь в другой языковой среде. Помимо таких задач, как понимание текста, необходимо сначала решить вопрос с переводом слов на родной язык, определиться с формами грамматических времен, чтобы понимать, в каком времени ведется повествование.

И здесь следует определить несколько видов чтения, которые могут решать различные коммуникативные задачи:

• Изучающее чтение (intensive reading)

• Просмотровое чтение (skimming)

• Поисковое чтение (scanning).

Рассмотрим все виды чтения при работе с текстами с примерами заданий.

Изучающее чтение (intensive reading)

Это медленный вид чтения, который предполагает умение точно понимать содержание текста и преодолевать трудности при извлечении из текста нужной информации.

Просто прочитать текст и ответить на пару вопросов после него недостаточно. 

До чтения рекомендуется выполнить следующие задания: 

— title

Просим ученика прочитать заголовок текста. По заголовку можно дать возможность определить, о чем пойдет речь, какие вопросы могут быть подняты.

association

Здесь уместно будет рассмотреть возможные имеющиеся иллюстрации к тексту, фамилию автора текста. Опираясь на личный опыт учащихся, можно выяснить, что, как они предполагают, будет обсуждаться, что они могут припомнить о человеке, являющемся автором, какие-то факты из его биографии, другие его произведения и т.д.

При переходе на следующий этап - reading for detail – детальное чтение — необходимо продумать вопросы, для ответа на которые ученик должен глубже вникнуть в содержание текста.

subsequence

Учащийся должен расставить в нужном логическом порядке перепутанные части текста.

correction

При выполнении данного задания учащиеся исправляют смысловые ошибки, допущенные в предложении, взятом из текста.

  • memory

 Учитель выписывает слова, даты, имена, словосочетания из текста и предлагается учащимся вспомнить, к каким фактам они относятся, подтвердив информацией из текста.

При переходе на следующий этап – работе после прочтения текста, задания будут требовать более глубокого понимания текста.

retelling

Пересказ текста. Это задание может быть усложнено, если повествование велось от первого лица. Пересказ предлагается подготовить от третьего лица. Можно предложить подготовить пересказ с точки зрения корреспондента, журналиста и т.д.

discussion

Учащимся предлагается разделиться на две команды. Выбрав ключевую фразу из текста, необходимо высказать все аргументы «за» и «против». Минимум три предложения должны предложить ораторы.

continuation

Учащимся можно предложить продолжить истории, придумать предполагаемый финал, разные варианты развития событий.

Просмотровое чтение (skimming)

Ученики сканируют глазами текст, не вчитываясь в детали. Цель такого вида чтения — понять общий смысл или найти ответ на заданный краткий вопрос при отсутствии необходимости скрупулёзно вчитываться в текст. Этот вид чтения позволяет быстро понять главную идею текста. Он предполагает изучение текста путём чтения заголовков и первых предложений абзацев или разделов.

Данный вид чтения найдет свое применение, когда будет необходимо просмотреть аннотации к интересующим нас книгам, обзорам к фильмам, чтобы составить свое мнение – о чем идет речь, представить общую картину прежде, чем начать читать или просматривать.

Предлагается несколько видов заданий:

- correlation

Учащимся можно предложить соотнести иллюстрации с абзацами, которые будут подходить с сюжетной линией текста.

 - main idea

Предлагается, используя 3-4 слова, передать основную идею абзаца.

- characteristic

Учащимся предлагается охарактеризовать описанное событие, героев текста 2-3 фразами.

- topic

Учащимся может быть предложено обратить внимание на первое и последнее предложения абзаца. Необходимо написать тему абзаца, прочитав только эти предложения.

Поисковое чтение (scanning)

Этот вид чтения также предполагает от учащегося быстрое сканирование глазами текста в поиске необходимой информации, которая бросается в глаза. Это может быть дата, понятие, имя собственное и т.д. полностью читать текст нет необходимости.

Данный вид текста будет полезен, если возникнет необходимость работать со справочниками в поисках нужной информации, с книгами, учебными текстами, когда будет нужно найти определенное имя, факт или дату.

Предлагается несколько видов заданий:

- lightning

Учащимся будет предложено найти в тексте даты, имена, цифры, имена собственные (на доске записано количество в каждой категории). Задание выполняется на скорость для мотивации.

- answer

Учащимся будет предложено ответить на вопросы по содержанию текста, найдя в нем подтверждение. Задание выполняется на скорость.

 - partnership

Работа в парах с заданием «Найди ответ». Паре необходимо найти запрашиваемую информацию, список выдается учителем. Задание выполняется на скорость.

- search

Учащимся необходимо найти в прочитанном тексте глаголы в определенной временной форме, тематический вокабуляр, имена собственные и т.д.

В заключение следует сказать, что достичь развития читательской грамотности в процессе обучения иностранному языку можно различными способами.

Как говорил наш великий русский писатель – А.С.Пушкин, «Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное - совершенство».

Как показывает опыт, хорошие результаты получаются только в том случае, если работа по решению какой-либо проблемы проводится систематически. Это, конечно, относится и к формированию читательских навыков. Если планомерно и постоянно уделять внимание работе с текстами, то у учащихся постепенно будет формироваться умение читать. Хотелось бы, конечно, чтобы у детей появилась еще и потребность читать.

Перечисленные виды работы с текстом являются основными, но далеко не единственными. Выбор определенных приемов может зависеть от уровня подготовленности учащихся и их учебной мотивации.


         

Использованные источники

  1. Азизова Л.Ё., студeнткa ФГБОУ ВО «Южнo-Уpaльский гoсудapствeнный гумaнитapнo-пeдaгoгичeский унивepситeт», выпускнaя квaлификaциoннaя paбoтa по нaпpaвлeннoсти «Aнглийский язык. Инoстpaнный язык» «Развитие читательской грамотности на уроках английского языка».
  2. Анисимова, Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учеб. пособие для студентов фак. иностранных языков вузов. – Москва: Изд. центр «Академия», 2018.
  3. Глаголева, Р. И. Работа с текстом на уроке иностранного языка [Текст] / Р.И. Глаголева // Эксперимент и инновации в школе. ‒ 2022 ‒ № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе сплошного текста)

Конструирование учебных заданий  для формирования функциональной грамотности  на уроках иностранного языка (английский язык) I. Задание на основе сплошного текста...

Выступление на МО учителей иностранного языка по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка. Под функциональ...

Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка как одно из приоритетных направлений современного образования школьников.

Необходимо изменить приоритеты  в сфере школьного образования: на первом плане должна быть ориентация на формирование «ключевых компетенций» и «функциональной грамотности»...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального

Доклад на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и ком...

Креативное мышление как одно из направлений формирования функциональной грамотности на уроках английского языка

В статье рассматриваются понятия функциональной грамотности, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении английскому языку. Также рассматриваются приемы, способствующие ...

Самоанализ внеурочного занятия по английскому языку "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка и информатики на основе отрывка из книги "Белый клык"Джека Лондона"

Мероприятие общеметодологической направленности способствует формированию читательской грамотности у обучающихся через анализ иллюстраций и текстов, осмысления их для преобразования с помощью информац...