Школьный музей как средство формирования патриотизма
презентация к уроку (9 класс)
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Для развития универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС проектная и учебно-исследовательская виды деятельности в школе являются основными. Школьный музей - одно из средств формирования основных компетенций учащихся, способствующего саморазвитию и самореализации учеников в процессе совместной деятельности.
Школьный музей расширяет это пространство в процессе организации своей работы, которая способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_muzey_kak_sredstvo_formirovaniya_patriotizma.pptx | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание ответственной, инициативной личности с высокими морально-нравственными ценностями, с активной гражданской позицией, патриота России. Для развития универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС проектная и учебно-исследовательская виды деятельности в школе являются основными.
Школьный музей - одно из средств формирования основных компетенций учащихся, способствующего саморазвитию и самореализации учеников в процессе совместной деятельности. Школьный музей расширяет это пространство в процессе организации своей работы, которая способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, проектно-исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
В 1975 году в МАОУ СОШ №35, был открыт музей « Зал Боевой славы». Целью школьного музея является гражданско-патриотическое воспитание учащихся, реализация их прав на полноценное духовное и нравственное развитие через целенаправленную деятельность музея Боевой Славы. Формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности, личности с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, личности.
В нашей школе реализуется долгосрочный проект «Виртуальный музей». Главной целью нашего проекта: является создание видеоматериалов о биографии, боевом пути ветеранов ВОВ, ветеранах тыла, труда. Исследовательская работа по поиску воинов, погибших в эвакогоспиталях, истории родного края. 1.Сохранение исторической памяти и наследия;Развитие интереса к истории, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости ценностей.
2.Использование материала наследия и традиций в работе с трудными подростками, вовлечение их в активную деятельность музея. 3.Организация обмена опытом с представителями других регионов с целью объединения людей, несмотря на административные границы и социальные барьеры. 4. Новое осмысление исторического наследия и возвращения его в культурный оборот. 5. Воспитание у учащихся стремления к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного края.
Основные задачи проекта: 1.Через краеведческий материал, изучаемый с учащимися осуществлять связь с окружающим миром, воспитывать интерес к истории родного края, города. Развивать интерес к истории, формировать представление о неразрывной связи исторических судеб народа родного края с историей своей страны. Осуществлять деятельность по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края, уважаемых земляков, героев войны и труда, вести “Летопись событий наших дней”; Поисково-исследовательская работа по изучению истории республики, города, школы. Результат проекта : Сохранение исторического, культурного наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения.
Исследовательская деятельность учащихся – это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Главным отличием исследования в сфере образования является то, что оно является учебным. Это означает, что главной целью является развитие личности учащегося, а не открытие объективно нового результата, как в науке.
В образовании цель исследовательской деятельности: в приобретении учащимися функционального навыка исследования, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения объективно новых знаний.
В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система проектно-исследовательских заданий.
Проектно-исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание. Их педагогическая ценность в том, что они помогают учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников компетенций.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов.
Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями: исследователя, экскурсовода, археолога, видеооператора и т. д.
Практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов: -Систематическая связь с уроками, со всем образовательным процессом. -Проведение научного и учебно-исследовательского поиска. -Использование в образовательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.
-Опора музейной деятельности на предметные кружки и факультативы, элективные курсы. -Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея. - Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда. -Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея. -Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. -Организация постоянных связей с государственными музеями, архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.
Особенности проектно-исследовательской деятельности в школьном музееведении 1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области определенных учебных дисциплин не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении с одноклассниками, учителями и т. д. Строя различного рода отношений в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3) организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Эти виды деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Проектная форма учебной деятельности учащихся - есть система учебно-познавательных, познавательных действий школьников под руководством учителя, направленных на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта. Проектная деятельность – это обязательно практическая деятельность, где школьники сами ставят цели своего проектирования[2]. Она гораздо в меньшей степени регламентируется педагогом, т. е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства, причем решение поставленной задачи может быть более или менее удачным.
Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности 1.анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; 2.выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; 3. планирование, определение последовательности и сроков работ; 4. проведение проектных работ или исследования; 5.оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; 6.представление результатов в соответствующем использованию виде;·
Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности исследовательской деятельности.
Одно из ведущих мест на рынке образовательных услуг занимает музейная педагогика, которая становится активным элементом общественной жизни. Она через историко-культурное просвещение содействуют духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективность работы музея заключается в разработке форм, методов и приёмов культурно-образовательной деятельности, которые способствуют повышению внимания детей к окружающей действительности, помогают им ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. воспитанию, формированию общечеловеческих ценностей и национальных традиций, эстетическому воспитанию подрастающего поколения.
Интерактивность (от англ. interaction «взаимодействие») – понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Используется в областях: теория информации, информатика и программирование, системы и телекоммуникации, социология, промышленный дизайн, музейное дело и др. Интерактивность (от лат. inter «между, внутри» и activus «деятельный») – модернистский термин, характеризующий новые виды эстетической деятельности виртуальной реальности, компьютерной графики. В более широком, радикальном смысле усиление роли зрителя и даже замена авторского видения зрительской активностью, творческим воображением дилетанта.
Самые распространенные и известные активные формы , используемые при проведении экскурсий в школьном музее: 1. Использование видеоматериалов. Современное техническое оборудование школ позволяет в деятельности школьных музеев использовать демонстрацию кадров из художественных кинофильмов или архивных документальных фильмов, сделать этот процесс более зрелищным и доступным. 2. Использование аудиозаписей. Трансляция аудио записей военной поры: информационные сообщения о событиях на фронтах, военные песни, воспоминания фронтовиков и тружеников тыла. Эта форма по-прежнему остается востребованной и широко используется в школьных музеях.
3. Встречи с ветеранами, выдающимися людьми. Встречи с участниками различных исторических и важных событий широко распространенная форма работы школьных музеев. В настоящее время ветеранов Вов с каждым становится меньше, поэтому организовать встречу с ними становится труднее. Можно приглашать на встречи со школьниками не только ветеранов Великой Отечественной войны, но и людей детство которых пришлось на годы войны. 4. Элементы ритуала. Минута молчания, возложение цветов, вынос знамени и боевых наград – это методы позволяющие придать экскурсии эмоциональную окраску и активизировать экскурсантов.
Интерактивные технологии : 1. Виртуальная экскурсия. С помощью виртуальной экскурсии возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места (город, страна, музей и т.д.). Преимущество виртуальных экскурсий заключается в том, что, не покидая аудитории, возможно, ознакомиться с объектами, расположенными за пределами кабинета, и даже страны. Это повышает производительность учебной деятельности и информативность. Если опубликовать виртуальную экскурсию школьного музея, на сайте образовательного учреждения, то можно рассказать зрителю о экспонатах, экспозиции. Это дает возможность познакомить со школьным музеем более широкую аудиторию. 2. Экскурсия – спектакль. Экскурсии-спектакли сейчас набирают популярность благодаря яркости и эмоциональной насыщенности. В ходе театрализованных экскурсий оживают страницы истории и литературы, персонажи и сюжеты. Такая экскурсия превращает слушателей не только в зрителей, но и в непосредственных участников описываемых событий, это сочетание интерактивной формы с динамичной и эмоционально выраженной подачей самых интересных фактов и историй.
3. Квест – экскурсия. Квест, quest (англ) - поиск чего-либо, путешествие к определенной цели через преодоление определенных трудностей. Квест – экскурсия это комбинация классической экскурсии и игры. От экскурсии берется определенная тема, заранее составленный маршрут, зрелищность, а от квеста – головоломки, загадки, активность участников квеста. На старте команды получают различные задания, шифры к которым находятся в экспозиции школьного музея. Квест – игра может выходить за рамки музейного пространства. Она может начинаться или заканчиваться в школьном музее, а основные задания могут выполняться в других кабинетах или вообще на территории школы. 4. Экскурсия «мастер-класс». Мастер–класс – это форма экскурсии, основанная на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи. В ходе мастер–класса идет не прямое сообщение знаний, а способов самостоятельного их получения. Мастер-класс предполагает активное использование музейных предметов или их копий, ознакомление с принципами и методами изготовления их, что позволяет посетителю стать активным участником экскурсии.
5. Демонстрация экспонатов в действии. В основном в музеях, в том числе и школьных, распространены стационарные экспозиции. Оживить экспозицию можно продемонстрировав работу экспонатов, например: печатной машинки, барабана, солдатского вещмешка и т.д. 6. Музейный праздник. Особенность музейного праздника заключается в том, что он раздвигает границы музея, создавая неформальную атмосферу праздничности, эффект личной причастности, соучастия в происходящем благодаря театрализации, игре, непосредственному общению с «персонажами» праздничного действа, применению особой атрибутики. Главная задача музейного праздника это эмоциональное воздействие на аудиторию, для чего можно использовать такие ритуальные приемы как «минута молчания», звук метронома, возложение цветов.
7. Интерактивные музейные перемены. Интерактивные музейные перемены проводятся в течение всего учебного дня. Перед первым уроком на торжественной линейке руководитель школьного музея рассказывает учащимся, что сегодня каждая школьная перемена будет тематической: соответствовать определенному разделу школьного музея. На последующих переменах в рекреации школы учащихся ждут мини-выставки и викторины по определенному разделу школьного музея, подготовленные активом музея. Дети имеют возможность рассмотреть и даже потрогать музейные экспонаты, проверить свою эрудицию по знанию истории родного края. В конце учебного дня на торжественной линейке подводятся итоги и награждаются самые активные участники интерактивных музейных перемен.
Можно выделить следующие формы работы школьного музея с использованием информационных технологий : 1. Применение компьютерной техники для создания электронной базы фондов музея, описания музейных предметов, оформления учетной документации. 2. Формирование электронных каталогов, электронной библиотеки, коллекции аудио- и видеозаписей, коллекции фотографий. 3. Создание электронной экспозиции, интерактивного экспозиционно-выставочного пространства. 4. Применение офисной и компьютерной техники для редактирования и тиражирования печатных и электронных материалов, создание презентаций для использования в учебной деятельности и демонстрации их в рамках школьных мероприятий. 5. Организация проектной деятельности с использованием Интернет технологий.
Посещение музея предполагает достаточно пассивное участие экскурсантов. Они слушают, смотрят, но при этом не принимают активного участия в экскурсии. Интерактивные формы позволяют экскурсоводу вовлечь участников экскурсии в активное взаимодействие, а так же подтолкнуть их к «самостоятельному» исследованию экспонатов музея. Это делает мероприятия более интересными и более запоминающимися, а так же усиливает остроту восприятия материала. Применение интерактивных технологий в музеях предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Использование интерактивных форм работы способствует: - интенсивности процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний за счет более активного включения посетителей в процесс; - повышению мотивации и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников; - приросту знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, раскрытию новых возможностей учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Школьный музей как средство воспитания у школьников патриотизма и гражданственности»
«Школьный музей как средство воспитания у школьников патриотизма и гражданственности»...
Организация образовательной среды кабинета истории как средство формирования патриотизма
Данный проект используется для организации внеурочной работы по истории. Готовые проекты можно использовать для проведения тематических классных часов по темам: "Олимпийские игры в Сочи" (cпортсмены г...
«Школьный музей, как средство воспитания любви к малой Родине»
На сегодняшний день проблема духовного воспитания учащихся является одной из наиболее важных и актуальных в современной школе.Проблема модернизации духовно-нравственного воспитания в системе образован...
Школьный музей как средство воспитания гражданственности и патриотизма учащихся.
Статья из опыта работы по созданию школьного музея....
педагогический проект «Школьный музей как средство гражданско – патриотического воспитания»
Представленный материал является участником муниципального конкурса программ по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодёжи, победителем Всероссийского конкурса проектов пед...
Школьный музей – как средство патриотического и нравственного воспитания учащихся.
Патриотическое воспитание в школе - одно из основных направлений воспитательной работы. Первая школа в г. Новом Осколе является старейшим учебным заведением города. С 1995 года унас работает музей "ис...
«Школьный журнал как средство воспитания патриотизма современных школьников»
О создании школьного журнала "От и До" и воспитательных задачах, которые он помогает реализовать...