«Школьный журнал как средство воспитания патриотизма современных школьников»
творческая работа учащихся
О создании школьного журнала "От и До" и воспитательных задачах, которые он помогает реализовать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_shkolnyy_zhurnal_kak_sredstvo_vospitaniya_patriotizma.doc | 89.5 КБ |
statya_shkolnyy_zhurnal_kak_sredstvo_vospitaniya_patriotizma.pdf | 437.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 277 Кировского района Санкт-Петербурга
198215, проспект Ветеранов, дом 14, литер А, тел/факс. (812)377-36-05,
пр. Ветеранов, 39, литер А, тел.(812) 417-65-94 E-mail: sc277@kirov.spb.ru, адрес сайта:sc277.ru
«Школьный журнал как средство воспитания патриотизма
современных школьников»
Автор:
Астанская Ирина Владимировна
педагог-организатор
ГБОУ СОШ № 277
Кировского района
Санкт-Петербург
2024 год
Настоящее зависит от прошлого, будущее от настоящего, и эту связь никак не разрушить. Осознанный взгляд из настоящего в прошлое, выбор в этом прошлом правильных опор для строительства здания настоящего – очень важная задача для человека.
Как педагогу-организатору мне часто и много приходится заниматься бюрократическими отчётами-отписками, привлекать своих коллег, а вместе с ними и учеников, к участию в искусственно-придуманных мероприятиях, навязанных сверху и часто не оказывающих значимого воспитательного воздействия на умы и сердца подрастающего поколения.
Поэтому в планировании своей работы особое внимание уже давно уделяю тем направлениям, которые реально воспитывают и делают лучше не только детей, но часто и взрослых, связанных со школой.
Сегодня часто приходится слышать, что современные подростки – это потерянное поколение… Почему и где потерялось это поколение?
Социальное расслоение общества, резкое снижение воспитательного воздействия культуры, искусства и образования, а как следствие – девальвация духовных ценностей, оказали негативное влияние на неокрепшее сознание подрастающего поколения конца XX – начала XXI столетия. Эгоизм, равнодушие, цинизм и немотивированная агрессивность, широко распространены сегодня в молодежной среде.
Еще одна серьезная претензия к нынешнему потерянному поколению – отсутствие уважения и любви к своей стране. Раньше патриотическим воспитанием молодежи занимались пионерская и комсомольская организация, но в последние десятилетия эти традиции были практически забыты. Но хочется верить (и уже заметно ощутимо), что современное Движение первых стало началом новой эпохи развития наших детей, а не формальной общественной организацией.
Сегодня о патриотизме и патриотическом воспитании подрастающего поколения говорят все чаще, а любовь к Родине становится мощным эмоциональным побудительным мотивом в общественном сознании.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
Сегодня современному обществу, как никогда, нужны патриоты - интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственные начала в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Патриотизм формируется, в том числе, и в школе в процессе образования школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры, учреждения здравоохранения, учреждения социальной защиты населения и другие. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
Информационная культура молодежи формируется сегодня в большей степени на основе интернета, TV, и, в последнюю очередь, прессы и других бумажных носителей информации. Тем не менее, способность работать со словом в настоящее время не менее актуальна, чем умение обрабатывать и воспринимать информацию в электронном виде.
Огромную роль в патриотическом воспитании сегодняшней молодежи без сомнения играют средства массовой информации. Мощный информационный потенциал подростковой журналистики и многочисленных школьных СМИ не всеми педагогами современной школы до конца оценен. По данным статистики ежегодно в России выходит более трех миллионов школьных газет.
Круг читателей одного школьного издания может насчитывать от ста до нескольких тысяч человек: самих подростков, их родителей, родственников, педагогов, молодежь из близлежащих районов.
Те, кто занимается выпуском школьных газет и руководит ими, прекрасно знают, что школьные издания – это издания особые. Они радикально отличаются от тех красочных и глянцевых изданий, которыми завалены сегодня прилавки газетных киосков. Далекие по форме от совершенства и зачастую наивные по содержанию, они рассказывают о жизни школы, сообщают новости, которые бывают гораздо важнее пустой информации в глянцевых журналах. Миссия школьных изданий совершенно иная – просветительская, педагогическая и воспитательная. И самый важный результат работы школьных редакций не в стопках свежих выпусков газет или журналов, а в тех качественных изменениях, которые происходят с теми, кто их создает и кто читает.
По своей сути любое школьное печатное издание является творческой лабораторией. Здесь на основе самостоятельной работы и практического изучения технологического процесса создания печатного издания моделируются условия для развития творческих способностей будущих «акул пера». Здесь создается уникальная творческая обучающая среда, которая помогает будущим журналистам систематизировать и закреплять приобретенные ранее профессиональные умения и навыки; стимулирует их интерес к развитию интеллектуальных способностей и активную мобилизацию творческих сил. Обучающий результат такой работы выражается в накоплении будущим журналистом фактического материала и профессионального опыта.
Воспитательное значение любого школьного издания огромно, но оно заключается не только в стимулировании познавательной активности старшеклассников; в развитии их самостоятельности и ответственности за ход и итог коллективной работы; в формировании умения преодолевать трудности; в профилактике и изживании уже сложившихся личных подростковых комплексов. В процессе коллективной работы над школьной газетой формируются нравственные ценности, в том числе, и любовь к Родине.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Патриотизм – это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Это и любовь к родителям, к друзьям, к родным местам, к своей школе.
Патриотическое воспитание в любой школьной газете охватывает сразу два направления: самих будущих журналистов и их читателей. Самостоятельно работая над материалами о школьных музеях боевой славы, о встречах с ветеранами, с героями Великой Отечественной войны, с участниками СВО, о работе патриотических кружков, о жизни классных коллективов старшеклассники учатся извлекать и отбирать факты, работать с различными источниками информации, делать собственные обобщения и выводы, давать объяснения, использовать и излагать полученную ранее информацию, письменно формулировать свои мысли. Такой метод самостоятельной работы позволяет сделать процесс обучения будущих журналистов не только живым и увлекательным, но и воспитывает чувство патриотизма.
Статьи в школьной газете воздействуют на читательскую аудиторию гораздо сильнее, чем публикации в любом другом (даже молодежном) издании, ведь они написаны «своими о своем». Статьи ровесников не только формируют у старшеклассников способность к рефлексии, но и создают благотворную почву для отстаивания прав, мнений, взглядов, оценок. Это особенно важно в период ранней юности, когда происходит формирование мировоззрения, патриотических убеждений, характера и осуществляется жизненное самоопределение растущего человека.
Хотя бы одну попытку издания собственной газеты, наверняка, предпринимала каждая школа. Начинается все стандартно: появляется какой-нибудь энтузиаст, готовый взять на себя организацию этого дела. И начинается бурная деятельность. Газете дается название, собирается редколлегия (обычно из старших учеников). От каждого требуется заметочка, статеечка, стихотвореньице, еще что-нибудь… А потом вдруг энтузиазм пропадает после первых же неудач – и про газету стараются не вспоминать. Финиш…
Когда я, по воле случая, попала работать в новую в своей практической деятельности школу № 277 Кировского района, передо мной встала банальная задача: достойно войти в коллектив, при этом традиции продолжить, увлечь и заинтересовать чем-то особенным, необычным для данного коллектива. В 277-ой на тот момент вынашивалась идея создания своей школьной газеты. Признаюсь, мне это тоже было интересно. Поэтому к потоку многих должностных дел, забот, обязанностей педагога-организатора прибавилась работа по реализации выпуска собственного школьного печатного издания.
С чего же все начиналось? С идеи! Идея существования нашего школьного журнала «От и До» - это не просто воспоминания о прожитых школой событиях или анонс предстоящих дел, это возможность для каждого ребёнка и взрослого высказать собственное мнение, поделиться интересным опытом, отстоять личную точку зрения. Вот лишь некоторые рубрики нашего школьного издания: «Есть мнение», «Мир увлечений», «Важно знать!» «А что у Вас?». Со временем особенно популярными стали рубрики: «Лицо номера», «Давайте познакомимся», «Жизнь замечательных детей», «По следам событий», «На пике моды».
Первых единомышленников я нашла среди ребят, учащихся школы. Среди коллег идею поддержала руководитель школы А.В.Меньшикова и учитель информатики С.Г.Гусева.
В самом начале работы по реализации идеи нужно было разработать дизайн логотипа издания и его название. Над логотипом работали коллективно и дружно. Логотипом газеты стал Спектрик – такой маленький неравнодушный герой, который стремился больше узнать об окружающем мире и многое в этом мире попробовать. Дети тогда изображали этого вымышленного героя в разных ролях: художник и поэт, певец и корреспондент, почтальон и журналист. По сути, ребята изображали свои собственные будущие обязанности в школьном издании.
Название газеты – одна из самых главных задач, от которой зависит не только тематика будущего издания, но и его судьба. Название несет в себе много смысловой нагрузки, должно быть легкопроизносимым, выражать концепцию издания и быть удобным для употребления в речи. С названием пришлось детям давать подсказки. Когда шла работа над первой статьей в моей авторской колонке редактора появилась первые строчки: «От старта до финиша, от печали до радости, от идеи до дела, от мгновения до вечности… Сколько этих «от» и «до» встречается в нашей жизни… Иногда «от» и «до» - это очень короткий отрезок. А бывает, что расстояние «от» и «до» растягивается до бесконечности. Примеров тому множество: от случайной встречи двух незнакомцев и до большого счастливого пути неразделимых единомышленников. Но случается и наоборот: от любви до ненависти… (продолжение все помнят). Признаемся честно, нам по душе позитивное отношение к «от» и «до». Поэтому открывая историю нашего издания, мы приглашаем всех: от первого до одиннадцатого, от малыша до взрослого вспомнить, что только от взаимопонимания и поддержки зависит сплоченность коллектива. А школа – это коллектив особенный, в котором от «Я» до «МЫ» надо потрудиться». Так появилось название нашей газеты «От и До».
Закипела работа. Наш первый выпуск вышел в ноябре 2014 года, спустя месяц после начала моей работы в школе. Его объем был чуть более двадцати страниц. В газете было несколько рубрик, каждую из которых обсуждали с ребятами. Цветное издание газеты (в школе есть собственная мини-типография) и доставка по одному номеру в каждый класс и в школьную библиотеку – все это не оставило тот первый выпуск без внимания. О газете заговорили. В первую очередь, дети. Конечно, им было интересно увидеть и прочитать о себе и своих друзьях на страницах новенького издания. Признаюсь, что со стороны педагогов заинтересованность тогда была заметно ниже.
Встал вопрос о дальнейшем развитии школьной газеты, серьезно задумались о ее социально- педагогической направленности. Работа по созданию школьной газеты помогала старшеклассникам приобрести необходимые навыки в выборе будущей профессии. Вот перечень тем, которые обсуждались с ребятами, занятыми в выпуске школьного издания: «Заметка и ее особенности», «Методы сбора информации», «Язык газеты», «Оформление газеты», «Жанр репортажа и его особенности», «Правила активного слушания», «Искусство общения», «Журналистская этика», «Что такое желтая пресса?», «Жанр интервью и его особенности», «Сатира и юмор в печати». Сегодня уже всем очевидно, что социально – значимая деятельность на основе журналистской практики помогает ребятам-журналистам приобрести такие качества личности как коммуникабельность, принципиальность, целеустремленность, воспитывает душевную чуткость и гражданскую ответственность. В этом заключается основной воспитательный эффект нашей работы.
Какие полезные практические навыки приобретают юные журналисты? В первую очередь, дети учатся быть взрослыми и самостоятельными. Им приходится работать в команде, распределять обязанности, подчиняться одним ровесникам и руководить другими. Ребята учатся брать интервью, писать логичные, завершенные статьи. Газета – это работа не только с текстом. Здесь нужны знания в обработке фотографии (отснять, отобрать, оформить). Очень хорошо, когда ребенок берет на себя ответственность – и идет старательно выполнять работу, готовить материал, оформлять его. При этом он знает, что сдать сделанное нужно в определенный срок. Чем больше народу вовлекается в процесс, тем лучше – у каждого есть шанс попробовать что-то новое. Дети очень неожиданно раскрываются в процессе такой деятельности. Кто-то осознает свою полную неспособность к бумажной работе, а кто-то, наоборот, проявляет талант журналиста, редактора или верстальщика. Многим ребятам пришла пора определяться с выбором профессии – и школьная газета помогла в этом некоторым из них. Так, прежде пассивные дети постепенно стали втягиваться в общую деятельность.
Школьное издание поднимает авторитет учебного заведения в глазах учеников. Появляется ощущение гордости за собственную школу, желание сделать ее еще лучше. Становится доступной информация о том, как и чем живут классные коллективы, что интересного происходит за стенами учебных кабинетов в жизни ребят и взрослых.
Основная форма сотрудничества в работе над школьным изданием – это взаимодействие со сверстниками и со взрослыми. Социальный эффект такого сотрудничества рассматривается как последовательное движение ученика от освоения новых коммуникативных навыков до освоения новых социальных ролей.
Ученик- журналист в самом начале подготовки очередного номера включается в него, не только получая полезную информацию, а выполняя конкретное поручение, самостоятельно занимается поиском этой информации, с помощью взрослых учится ее обрабатывать и применять на практике.
Материалы для первых выпусков газеты приходилось выискивать небольшой команде журналистов. Вначале неохотно шли на контакт герои наших рубрик, ведь отвечать на непростые вопросы (а их в запасе наших школьных журналистов было немало) не каждый, даже взрослый, был готов. Сегодня в наше школьное издание активно пишут все участники образовательного процесса: учителя, педагоги дополнительного образования, родители, выпускники, бывшие сотрудники школы. И стать героем популярной рубрики теперь стремится каждый.
Наша газета через несколько выпусков стала журналом, который заметно вырос в объеме и улучшил свое содержание. Даже, несмотря на то, что каждый выпуск размещался в открытом доступе на школьном сайте, у нас появились реальные подписчики. Многие ребята и взрослые захотели иметь его печатные выпуски в семейном архиве. Но так случилось не сразу, и признание приходилось терпеливо завоевывать.
Мы стали популярны не только в школе, но и за её пределами. Наши журналисты - активные участники многих форумов, встреч, тематических конкурсов не только в районе, но и в городе. Среди заслуженных участий стоит перечислить победы на фестивале «Школьная пресса», городском конкурсе школьных изданий «Мы – журналисты», и городском конкурсе редколлегий школьных СМИ «ТЭРИ» на базе ФГБОУ ВО Российской академии народного хозяйства и государственной Службы при Президенте РФ, городской конференции КИТ (космос, интеллект, творчество), Всероссийской конференции с международным участием «Информационные технологии для Новой школы».
Но не победы - главное. Гораздо важнее, что в процессе работы над каждым новым выпуском журнала, ребята получают реальный опыт работы в качестве корреспондентов, фотографов, журналистов, корректоров, верстальщиков, графических дизайнеров. Планирование номера, сбор материала, обработка фотографий, работа над версткой и оформлением журнала - работы хватает всем!
Источники мотивации у учащихся разные: интерес к информации и интерес к людям, организующим процесс, актуализация творческой позиции, потребность в самовыражении и в социальном признании, осознание значимости происходящего для себя и других.
Выпуски школьного журнала помогают научить детей неравнодушному отношению к происходящему вокруг, сближению взрослого и детского коллективов, бывших и нынешних учеников и педагогов школы, пробуждению и освоению навыков исследовательской деятельности. Заслуженной популярностью пользуются у наших читателей специальные тематические выпуски журнала. Среди которых особенно хочется выделить ежегодные выпуски «Память сердца» (к Дню Великой Победы) и «50 летию школы». На последнем хочется остановиться отдельно.
Знать историю своей школы – разве это не пример реального патриотизма?! Для меня словосочетание «наша школа» означает некий коллектив, команду, братство, товарищество, в конце-концов, с объединяющими идеями и делами. Нет, я не против личности (о её роли в истории всем известно), но школа – это такой живой организм, в котором общность многое значит. 50-летний юбилей обещал многое: мы объявили поиск выпускников и учителей школы через интернет и личные контакты; организовали День самоуправления с тематической игрой «Школы бывают разные»; обращались перед собраниями, сборами к нынешним учителям, ученикам и родителям 277-ой; размещали добытую информацию об отдельных страницах из истории школы в каждом новом выпуске журнала «От и До», даже выкатили на первосентябрьском празднике юбилейный торт. Жаль, что тогда такое важное и значимое событие, как полувековой школьный юбилей, заинтересовало не многих. Но мы, небольшая группа единомышленников, не сдавались. И снова обращались, звонили, писали. Нашлись те, кто не остался в стороне, кто помогал и поддерживал, кто по-настоящему заинтересовался историей школы! А она заслуживает особого внимания! Но обо всём по порядку.
Однажды в интернете я наткнулась на стихотворение «Быстропортящееся поколение» Татьяны Фех. Привлекло его название, само содержание, а ещё эпиграф «За идею благодарю Рахиль Израилевну Беккер». Стало интересно, кто она - Рахиль Израилевна Беккер? Набрав в поисковике имя, получила первые пояснения, ссылки, цитаты: «Легендарная петербургская преподавательница русского языка и литературы», «Любимый учитель», «Она не персонаж сказки или повести, это реальный человек,…хотя, наверное, скорее Человечище». Погружаюсь в интернет дальше, и, о, боги! - она работала в нашей 277-ой школе! Бегу к неравнодушным, выискиваю данные, нашли номер телефона - звоню. По ту сторону слышу спокойный Голос и достойные Слова. Разговор не сразу получился. С третьей попытки завязалась беседа. Слова и Голос складываются в неповторимую русскую Речь, которую сегодня услышишь нечасто. А Мысли! Меня они задели за живое. Для себя выделила три, особенно созвучные моей душе: «педагог, который устаёт от общения и не уделяет достаточно времени ученикам и коллегам в школе, - профнепригоден», «нельзя нормально преподавать литературу, если не относиться к жизни критически», «каждый Учитель обязан уважать Личность ученика». Одной из её учениц на всю жизнь запомнилась фраза, которую Рахиль Израилевна сказала при первой встрече на первом уроке: «Поднимите руки те, кто тяжело переживает критику. Я серьезно, поднимите руки. Тогда я буду очень аккуратно исправлять вас, я просто не хочу никого ранить». Я с замиранием сердца вслушивалась в каждое слово Рахиль Израилевны. А она рассказала о проводимых в 277-ой незабываемых праздниках, литературных диспутах и спектаклях («Вассу Железнову» поставили на школьной сцене!), о посещении Эрмитажа и Лектория на Литейном, о загородных поездках и походах, об абонементе в Кировском театре, о просмотре фильмов в кинотеатре «Нарвский» с их обязательным последующим обсуждением, о разнообразных кружках и секциях, о соревнованиях, в которых никогда не было победителей и побеждённых, о мотивации в учёбе и желании поиска новых знаний… Рахиль Израилевна – независимый и гордый человек. В школе всегда вела себя свободно и смело высказывала свои мысли. А однажды ей практически одновременно были объявлены вышестоящим начальством благодарность и выговор. Благодарность за 100% поступление её выпускников в ВУЗ(ы), а выговор – за то, что городские ПТУ не получили в тот год от этого класса ни одного учащегося. Проработала Рахиль Израилевна в школе № 277 до 1984 года. После 25 лет трудилась в известной петербургской школе №222 Петришуле.
Из школы Рахиль Израилевна ушла совсем после того, когда ей, известнейшему в Санкт-Петербурге учителю и педагогу, надо было доказывать свой профессионализм при процедуре переаттестации. На протяжении всего разговора я чувствовала её теплое отношение к многочисленным ученикам и коллегам (помнит имена многих!), любовь к великому Санкт-Петербургу и своей маленькой квартирке на Садовой (живёт в ней от рождения и до сих пор), преданность выбранному делу, уважение к русскому языку. Рахиль Израилевна долгое время учила старшеклассников «Анализу художественного текста» во Дворце творчества юных на Невском проспекте. А сколько победителей и участников всероссийских олимпиад школьников по русскому языку и литературе ею были воспитаны! Среди её талантливых учеников известные люди, представители разных профессий. Вот такой реальный герой нашего времени - Рахиль Израилевна Беккер!
А потом судьба подарила нам общение с другими учителями и учениками золотой плеяды 277-ой школы. Элеонора Викторовна Гордиенко, учитель, проработавшая в 277-ой несколько десятков лет со дня её основания, рассказала о своих замечательных выпускниках, среди которых и известный в нашей стране, но незнакомый многим нынешним ученикам и учителям 277-ой школы Герой Российской Федерации Анатолий Геннадиевич Храмов. Долго длилось виртуальное знакомство и личная переписка с Анатолием Геннадьевичем. К счастью, произошла и реальная встреча в день проведения праздника «Последнего звонка». Через более четырёх десятков лет после окончания школы стоял А.Г.Храмов на палубе нашего школьного корабля рядом со своим первым учителем Элеонорой Викторовной Гордиенко. Вместе они стали ярким примером того, как надо быть преданным своей родной гавани. После окончания большого школьного праздника долго говорили, обсуждали планы уже на будущий учебный год. Не остались равнодушными к встрече с выпускником школы ребята из школьного журнала «От и До», под впечатлением остались выпускники, многие неравнодушные родители и учителя.
А на следующий день А.Г.Храмов прислал нам письмо такого содержания: «Хочу поблагодарить за чудесный праздник, подаренный всем, вчера присутствующим в зале! Такой праздник и ребятам и родителям запомнится навсегда. Очень здорово и правильно, что это был один праздник для всех выпускников, а не отдельно для 9-ти и 11-ти классов, как это делается во многих других школах. Все вчера чувствовали себя причастными к этому чудесному действию (да ещё с каким удовольствием!). Вчера не удержался и не поехал домой пока (прямо в машине) не прочитал крайний выпуск школьного журнала «От и До». Это просто чудо! Как жаль, что в 1976 году мы до такого не додумались, а нам некому было подсказать… Вернее в Клубе космонавтики, в котором я занимался в 8-10 классах, мы тоже в специально подготовленных ученических тетрадях писали пожелания на будущее своим друзьям, с которыми занимались в Клубе, просили, и чтобы преподаватели нам что-то пожелали (храню эту тетрадочку как самую дорогую драгоценность). А вот в школе не догадались… Так жалко…
А какие умные дети! Какие по-настоящему добрые, сердечные и душевные слова написаны учителям! По-взрослому искренние, удивительные, а у некоторых ребят - даже неожиданные. От чувств расставания со школой, например, Горлова Володи, просто мурашки по спине… Просто удивительно! А СМИ трещат, что поколение потерянное… Заниматься надо с поколением, как это делают в нашей 277-й школе!
Как же тяжело расставаться учителям с такими, ставшими родными, ребятами… Раньше я не замечал, а теперь знаю наверняка, что есть еще один праздник «со слезами на глазах…». А вчера все учителя были такие красивые… Хочется обратиться ко всем дорогим учителям: держитесь! Вы еще многим и многим ребятишкам очень-очень нужны и дороги!».
Вот такая оценка нашего общего труда! И хочется снова идти вперёд, искать, творить, делать по-настоящему важное, чтобы выросли настоящие патриоты в нашей школе, районе, городе, стране.
А завершить эту статью мне хочется словами выпускника школы того юбилейного учебного года Даниила Дьяченко, человека мыслящего и неравнодушного: «Действительно, мы с Вами хорошее дело сделали, выпустив наши специальные номера журнала «От и До»! История, которая могла навсегда покрыться туманом, выдернута из небытия и увековечена. Но возникает вопрос: будет ли продолжена эта работа?».
Вопрос открытый. Хватит ли сил и желания у тех немногих, кто понимает реальное воспитательное значение этого направления работы? Будет ли оказана реальная поддержка педагогическим коллективом и руководством школы? Или продолжим писать липовые отчеты и ставить галочки об участии в «важных» и «значимых» мероприятиях?..
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Школьный музей как средство воспитания у школьников патриотизма и гражданственности»
«Школьный музей как средство воспитания у школьников патриотизма и гражданственности»...
«Школьный музей, как средство воспитания любви к малой Родине»
На сегодняшний день проблема духовного воспитания учащихся является одной из наиболее важных и актуальных в современной школе.Проблема модернизации духовно-нравственного воспитания в системе образован...
Школьный музей как средство воспитания гражданственности и патриотизма учащихся.
Статья из опыта работы по созданию школьного музея....
Народная сказка как средство воспитания младших школьников
Сегодня как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. На мой взгляд, действенным средством в воспитании моральных качеств личности младших школьников яв...
РЕДАКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И ОРГАН САМОУПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
РЕДАКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И ОРГАН САМОУПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕАлексей Геннадьевич Пшеничный, руководитель проекта «Школьная газета «Страница 372», педагог дополни...
Школьный театр как средство воспитания
Значимая роль театральной деятельности в воспитательном процессе неоспорима. Участие в театральной деятельности позволяет решать ряд воспитательных задач и развивать познавательные психические процесс...
Создание школьного журнала как средство развития социальной компетентности школьников среднего звена
В методических разработках представлен алгоритм взаимодействия педагогов с участниками образовательного процесса при создании номеров школьного журнала "Лицейский Вестник"....