Школьный музей как средство воспитания гражданственности и патриотизма учащихся.
статья на тему

Статья из опыта работы по созданию школьного музея. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_muzey_novaya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный музей как средство воспитания гражданственности и патриотизма учащихся

Конюхова В.И.

Качалова С.В.

МБОУ СОШ №24

Город Белгород

                                         Гордиться славою своих предков

                                     не только можно, но и должно;

не уважать оной постыдное малодушие.

                                                     А.С. Пушкин

       На современном этапе развития нашей страны, в условиях построения правового государства и становления гражданского общества возрастает актуальность осуществления гражданского воспитания подрастающего поколения. Демократическому государству необходимы разносторонне образованные, нравственно и социально ответственные граждане, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, готовые к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающие гражданскими качествами, чувством ответственности за судьбу страны, способные участвовать в развитии ее экономической, политической и культурно-духовной сферах. Педагогический процесс в этом аспекте призван обеспечить формирование истинного гражданина и патриота, личности социально активной и ответственной.

Трудно переоценить роль школьного музея в учебно - воспитательной работе, в формировании творческого пространства школы, в развитии интереса школьников к истории, научным исследованиям и пропаганде историко - краеведческих знаний.  

        Музей как хранитель памяти обладает неограниченными возможностями в организации краеведческой работы школьников и педагогов.

Идея создания  нашего музея возникла еще в 2005 году,  когда члены краеведческого Клуба «Поиск» выяснили, что  в нашей школе учился выдающийся человек Герой Советского Союза Иван Петрович Крамчанинов.  Собранный материал о Герое  стал основой для первой экспозиции школьного музея.

 На данный момент  в фонды школьного музея входят пять основных экспозиций, рассказывающих об истории Старого города, микрорайоне города Белгорода, в котором находится школа,  и две дополнительные экспозиции «Палеонтология» и «Минералогия».

Первая и главная экспозиция посвящена выдающимся выпускникам школы: Крамчанинову Ивану Петровичу, Герою Советского Союза, имя которого с 2005 года присвоено школе, и Даньшину Николаю Назаровичу, Герою Социалистического труда, заслуженному строителю РФ.

Вторая экспозиция называется «Археология Белгородской области». Начало ей положило обнаружение учениками школы в 2010 году на пойменных лугах Северского Донца, в черте Старого города, двух мест пребывания первобытного человека эпохи неолита. Школьниками были найдены 70 фрагментов керамики,  с характерным для того времени ямочно-гребенчатым способом обработки, кости животных со следами обработки, и минералы кальцит и обсидиан, также со следами обработки. Находки юных старогородских археологов являются первыми и пока единственными подобного рода в черте современного Белгорода. В этой же экспозиции представлены предметы последующих исторических эпох Белгородского края, подаренные музею, в большей части, белгородскими краеведами.

Третья экспозиция посвящена 2-й крепости Белгород, находившейся с 1613 по 1650 г.г. на левом берегу реки Северский Донец, в районе современных старогородских улиц - Корочанской, имени Павлика Морозова, Молодогвардейцев. В 1650 году крепость была перенесена, но люди эти места уже никогда не покидали, в дальнейшем они назывались Старое Городище,  и в XX веке появился современный топоним  Старый город.

Также в этой экспозиции представлены предметы народного быта XVIII-XIX - начала XX в.в., типичные для центральных губерний Российской империи того периода, и фотокопии почтовых открыток с видами Белгорода начала XX века, подаренные музею белгородским коллекционером Ткаченко А.И.

Четвёртая экспозиция охватывает периоды:

- Старый город в предвоенное время,

- Старый город в годы Великой Отечественной войны,

- Старый город в мирные послевоенные годы.

Один из стендов «Старый город в Великой Отечественной войне» посвящён Балкизову Каре Хапитуевичу, уроженцу Кабардино- Балкарии, погибшему в 1943 году на Курской дуге, с родственниками которого школа установила связь в 1979 году и поддерживает до сих пор, т.е. вот уже 35 лет.

Информация о Старом городе в послевоенное время почерпнута в основном со страниц белгородской периодической печати и  рассказов старожилов.

Следующая, пятая экспозиция – «История школы». Старогородская средняя школа начала свою работу с 30-х годов минувшего века и относится к числу старейших в Белгороде средних учебных заведений. В экспозиции представлены предметы учебного быта советского школьника, обнаруженные, главным образом, в школьных подсобных помещениях.

Экспонаты экспозиции «Палеонтология» - окаменевшие фрагменты вымерших морских животных, были подарены музею заведующим кафедрой общей геологии Московского государственного геолого - разведочного университета им. С.Орджоникидзе профессором Туровым Александром Васильевичем. Экспонаты были собраны студентами-геологами во время летних учебных практик в Крыму и этикетированы ведущим палеонтологом Белгородского государственного университета Липницкой Татьяной Александровной.

Экспонаты экспозиции «Минералогия» были подарены музею заведующим кафедрой инженерной геологии Белгородского государственного университета профессором Сергеевым Сергеем Валентиновичем, и старшим преподавателем этой же кафедры Овчинниковым Александром Владимировичем.

В свою очередь, экспонаты, обнаруженные учениками школы во время палеонтологических и геологических маршрутов, были подарены Белгородскому государственному университету и находятся на университетских музейных стендах.

В последнее время работа школьного музея несколько изменилась.  Вместе с процессом накопления экспонатов, сбора предметов музейного назначения  начался процесс  внимательного изучения накопленного материала, понимания ценности и уникальности тех коллекций, которыми обладает наш музей.

Члены объединения дополнительного образования «Музейный клуб» организовывают и проводят для учащихся школы экскурсии, тематические мероприятия, посвященные памятным знаменательным датам с использованием музейных экспонатов, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

Участие  детей  в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе  исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Путешествуя  по  родному краю,   изучая памятники истории и культуры,  объекты природы,  беседуя с участниками и очевидцами  изучаемых  событий,  знакомясь с документальными,  вещевыми,  изобразительными объектами наследия в среде их бытования,  в музеях и архивах учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории,  культуре и природе своего  города,  учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы,  происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.

Школьный  музей  -  это сложный организм.  Его  жизнеспособность целиком зависит от слаженной, творческой работы коллектива педагогов и учащихся. Музейно-краеведческая  работа  - своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать своих лидеров  и аргументировано  дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за принятые поступки и решения. Школьный  музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли ведущего, и в роли   исполнителя.  Работа  в  составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического самоуправления,  прививает  участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности к происходящим событиям.

Литература:

  1. Фирсова Е.В. Система патриотического воспитания на уроках истории и внеклассных мероприятиях (из опыта работы). «Воспитание школьников» 3/2013
  2. Кокшарова Е.В. Музей и дети: этнообразовательный аспект.

«воспитание школьников» 10/2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника.

этот материал создан для повышения обмена опыта в сфере патриотического воспитания....

«Школьный музей как средство воспитания у школьников патриотизма и гражданственности»

«Школьный музей  как средство воспитания у школьников патриотизма и гражданственности»...

«Школьный музей, как средство воспитания любви к малой Родине»

На сегодняшний день проблема духовного воспитания учащихся является одной из наиболее важных и актуальных в современной школе.Проблема модернизации духовно-нравственного воспитания в системе образован...

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьников

Вопросы, связанные с воспитанием патриотизма, и формирование у учащихся гражданских позиций призваны стать основными составляющими в образовательном процессе школы. Здесь очевидны огромные возможности...

Региональный компонент в учебной и внеклассной работе как средство воспитания гражданственности и патриотизма

Региональный компонент в учебной и внеклассной работе как средство воспитания гражданственности и патриотизма.(Из опыта работы)         В наши дни, когда функци...

внеклассная работа как средство воспитания гражданственности и патриотизма

В советской школе воспитанию гражданственности и патриотизма придавалось приоритетное значение. Инструментами этого воспитания выступали пионерская и комсомольская организации. Содержание большинства ...

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника

Статья о проблемах историко- патриотического воспитания и одном из методов их решения....