Школьный музей как средство воспитания гражданственности и патриотизма учащихся.
статья на тему
Статья из опыта работы по созданию школьного музея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_muzey_novaya.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный музей как средство воспитания гражданственности и патриотизма учащихся
Конюхова В.И.
Качалова С.В.
МБОУ СОШ №24
Город Белгород
Гордиться славою своих предков
не только можно, но и должно;
не уважать оной постыдное малодушие.
А.С. Пушкин
На современном этапе развития нашей страны, в условиях построения правового государства и становления гражданского общества возрастает актуальность осуществления гражданского воспитания подрастающего поколения. Демократическому государству необходимы разносторонне образованные, нравственно и социально ответственные граждане, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, готовые к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающие гражданскими качествами, чувством ответственности за судьбу страны, способные участвовать в развитии ее экономической, политической и культурно-духовной сферах. Педагогический процесс в этом аспекте призван обеспечить формирование истинного гражданина и патриота, личности социально активной и ответственной.
Трудно переоценить роль школьного музея в учебно - воспитательной работе, в формировании творческого пространства школы, в развитии интереса школьников к истории, научным исследованиям и пропаганде историко - краеведческих знаний.
Музей как хранитель памяти обладает неограниченными возможностями в организации краеведческой работы школьников и педагогов.
Идея создания нашего музея возникла еще в 2005 году, когда члены краеведческого Клуба «Поиск» выяснили, что в нашей школе учился выдающийся человек Герой Советского Союза Иван Петрович Крамчанинов. Собранный материал о Герое стал основой для первой экспозиции школьного музея.
На данный момент в фонды школьного музея входят пять основных экспозиций, рассказывающих об истории Старого города, микрорайоне города Белгорода, в котором находится школа, и две дополнительные экспозиции «Палеонтология» и «Минералогия».
Первая и главная экспозиция посвящена выдающимся выпускникам школы: Крамчанинову Ивану Петровичу, Герою Советского Союза, имя которого с 2005 года присвоено школе, и Даньшину Николаю Назаровичу, Герою Социалистического труда, заслуженному строителю РФ.
Вторая экспозиция называется «Археология Белгородской области». Начало ей положило обнаружение учениками школы в 2010 году на пойменных лугах Северского Донца, в черте Старого города, двух мест пребывания первобытного человека эпохи неолита. Школьниками были найдены 70 фрагментов керамики, с характерным для того времени ямочно-гребенчатым способом обработки, кости животных со следами обработки, и минералы кальцит и обсидиан, также со следами обработки. Находки юных старогородских археологов являются первыми и пока единственными подобного рода в черте современного Белгорода. В этой же экспозиции представлены предметы последующих исторических эпох Белгородского края, подаренные музею, в большей части, белгородскими краеведами.
Третья экспозиция посвящена 2-й крепости Белгород, находившейся с 1613 по 1650 г.г. на левом берегу реки Северский Донец, в районе современных старогородских улиц - Корочанской, имени Павлика Морозова, Молодогвардейцев. В 1650 году крепость была перенесена, но люди эти места уже никогда не покидали, в дальнейшем они назывались Старое Городище, и в XX веке появился современный топоним – Старый город.
Также в этой экспозиции представлены предметы народного быта XVIII-XIX - начала XX в.в., типичные для центральных губерний Российской империи того периода, и фотокопии почтовых открыток с видами Белгорода начала XX века, подаренные музею белгородским коллекционером Ткаченко А.И.
Четвёртая экспозиция охватывает периоды:
- Старый город в предвоенное время,
- Старый город в годы Великой Отечественной войны,
- Старый город в мирные послевоенные годы.
Один из стендов «Старый город в Великой Отечественной войне» посвящён Балкизову Каре Хапитуевичу, уроженцу Кабардино- Балкарии, погибшему в 1943 году на Курской дуге, с родственниками которого школа установила связь в 1979 году и поддерживает до сих пор, т.е. вот уже 35 лет.
Информация о Старом городе в послевоенное время почерпнута в основном со страниц белгородской периодической печати и рассказов старожилов.
Следующая, пятая экспозиция – «История школы». Старогородская средняя школа начала свою работу с 30-х годов минувшего века и относится к числу старейших в Белгороде средних учебных заведений. В экспозиции представлены предметы учебного быта советского школьника, обнаруженные, главным образом, в школьных подсобных помещениях.
Экспонаты экспозиции «Палеонтология» - окаменевшие фрагменты вымерших морских животных, были подарены музею заведующим кафедрой общей геологии Московского государственного геолого - разведочного университета им. С.Орджоникидзе профессором Туровым Александром Васильевичем. Экспонаты были собраны студентами-геологами во время летних учебных практик в Крыму и этикетированы ведущим палеонтологом Белгородского государственного университета Липницкой Татьяной Александровной.
Экспонаты экспозиции «Минералогия» были подарены музею заведующим кафедрой инженерной геологии Белгородского государственного университета профессором Сергеевым Сергеем Валентиновичем, и старшим преподавателем этой же кафедры Овчинниковым Александром Владимировичем.
В свою очередь, экспонаты, обнаруженные учениками школы во время палеонтологических и геологических маршрутов, были подарены Белгородскому государственному университету и находятся на университетских музейных стендах.
В последнее время работа школьного музея несколько изменилась. Вместе с процессом накопления экспонатов, сбора предметов музейного назначения начался процесс внимательного изучения накопленного материала, понимания ценности и уникальности тех коллекций, которыми обладает наш музей.
Члены объединения дополнительного образования «Музейный клуб» организовывают и проводят для учащихся школы экскурсии, тематические мероприятия, посвященные памятным знаменательным датам с использованием музейных экспонатов, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.
Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной, творческой работы коллектива педагогов и учащихся. Музейно-краеведческая работа - своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать своих лидеров и аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за принятые поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли ведущего, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического самоуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности к происходящим событиям.
Литература:
- Фирсова Е.В. Система патриотического воспитания на уроках истории и внеклассных мероприятиях (из опыта работы). «Воспитание школьников» 3/2013
- Кокшарова Е.В. Музей и дети: этнообразовательный аспект.
«воспитание школьников» 10/2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника.
этот материал создан для повышения обмена опыта в сфере патриотического воспитания....
«Школьный музей как средство воспитания у школьников патриотизма и гражданственности»
«Школьный музей как средство воспитания у школьников патриотизма и гражданственности»...
«Школьный музей, как средство воспитания любви к малой Родине»
На сегодняшний день проблема духовного воспитания учащихся является одной из наиболее важных и актуальных в современной школе.Проблема модернизации духовно-нравственного воспитания в системе образован...
Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьников
Вопросы, связанные с воспитанием патриотизма, и формирование у учащихся гражданских позиций призваны стать основными составляющими в образовательном процессе школы. Здесь очевидны огромные возможности...
Региональный компонент в учебной и внеклассной работе как средство воспитания гражданственности и патриотизма
Региональный компонент в учебной и внеклассной работе как средство воспитания гражданственности и патриотизма.(Из опыта работы) В наши дни, когда функци...
внеклассная работа как средство воспитания гражданственности и патриотизма
В советской школе воспитанию гражданственности и патриотизма придавалось приоритетное значение. Инструментами этого воспитания выступали пионерская и комсомольская организации. Содержание большинства ...
Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника
Статья о проблемах историко- патриотического воспитания и одном из методов их решения....