педагогический проект «Школьный музей как средство гражданско – патриотического воспитания»
статья на тему

Арипова Инзия Кабировна

Представленный материал является участником муниципального конкурса программ по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодёжи, победителем Всероссийского конкурса проектов педагогов в номинации "Социальный проект".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon /shkolnyy_muzey_tekst_proekta.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение Белоярского района Ханты - Мансийского автономного округа - Югры «Средняя общеобразовательная школа п. Сосновка»

Тема проекта: «Школьный музей как средство гражданско – патриотического воспитания»

                        Автор программы:  

Успанова Л.Ж., заместитель директора по ВР

Арипова И.К., учитель истории

Совет старшеклассников

п. Сосновка

2015 г.

                                                          Оглавление

 

 

 

1.   Актуальность проекта……………………………………………………..3

2.  Этапы реализации проекта…………………………………………………5

3.   Результаты проекта………………………………………………………..10

4.   Список использованной  литературы….………………………………....12

5.   Список приложений……………………………………………………….13


Актуальность проекта

          Школа в п. Сосновка основана в 1984 году. Она расположена на территории п. Сосновка Белоярского района.  В школе накоплены определенные традиции, опыт краеведческой работы, касающиеся истории школы. Этот богатый материал требует анализа, систематизации, осмысления, обобщения и демонстрации. Но многие страницы истории школы остаются еще неизученными в силу определенных трудностей. Организация поисковой деятельности учащихся школы поможет восстановить по крупицам страницы истории родной школы, развить интерес к её истории, а сохранить эту информацию и донести до широкого круга общественности поможет организация школьного историко-краеведческого музея.

Проект разработан в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом от 26.05.96 №54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (с изм. и доп.), письмом Минобразования России от 12.03.03 № 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений, Типовым положением об УДОД, Типовыми программами ДОД Министерства образования РФ; с учетом всего комплекса учебно-воспитательной работы в СОШ п. Сосновка

   Актуальность проекта заключается в ознакомлении учащихся, выпускников, жителей поселка с историей родной школы, родным краем, глубоким  пониманием  особенностей его истории, культуры и их взаимосвязь с  историей культуры страны, мира на конкретных материальных предметах,  в приобщении к исследованию в разных формах.

 Новизна состоит в том, что она рассчитана на комплексное и многоплановое воспитание и  обучение воспитанников на местном краеведческом материале.

Занимающиеся учащиеся получают теоретические знания по истории музейного дела, практический опыт по  музейной  работе:  осуществляют в установленном порядке учет, хранение, консервацию и реставрацию предметов, находящихся в музейных фондах, осуществляют комплектование музейных фондов путем приобретения  музейных предметов в установленном порядке, получение добровольных кладов и пожертвований от физических лиц, а также в порядке наследования, проводят изучение, систематизацию предметов фонда хранения, проводят изучение музейных предметов, связанных с формированием и развитием отечественной художественно-материальной культуры, осуществляют научно-исследовательские работы в рамках, установленных целей, задач и предмета деятельности школьного историко-краеведческого музея СОШ п.Сосновка,  обеспечивают впоследствии экскурсионное  и лекционное обслуживание, познают прошлое, настоящее и бережно сохраняют   эти исторические частички.

Целью этого проекта является создание школьного историко-краеведческого музея – центра нравственно-патриотического воспитания обучающихся, своеобразного духовного центра единения всех поколений жителей поселка, учившихся в школе, культурно-просветительского центра поселка.  

Задачами проекта являются:

1. Привлечь внимание общественности к данной проблеме.

2. Изучить учредительные документы.

3. Собрать и изучить различные источники информации по данной теме.

4. Разработать способы реализации данной проблемы.

5. Воспитывать уважение к учительскому труду, ответственность за результат деятельности, развивать эстетические чувства.

6. Развивать сотрудничество в разновозрастном коллективе, обмениваться опытом, развивать навыки общения с органами государственного управления.

7. Вовлечь  учащихся  в научно-исследовательскую работу, развивать  детскую инициативность, самостоятельность и возможность ощутить себя дееспособными гражданами страны.

8. Укрепить межпоколенческие связи внутри семей. Пробудить интерес обучающихся к истории своей собственной семьи, вовлечь родителей в совместную с детьми краеведческую деятельность

9. Создать условия для формирования гражданского самосознания, осознания уникальности и самобытности нашей школы. Открыть музей к юбилею школы.

 Проект выполняется силами Совета старшеклассников под руководством авторов проекта, учителя истории и обществознания И.К.Ариповой и заместителем директора Л.Ж.Успановой, а также поисковыми группами в классах. Возраст участников 11-18 лет.

 

Этапы реализации проекта

В основу реализации проекта положен деятельностный подход к изучению истории школы участниками проекта с соблюдением основных организационных принципов музейной деятельности: научности, достоверности информации, системности, логичности, доступности, историко-хронологической последовательности.

В содержании проекта описаны все этапы реализации проектного решения с указанием графика прохождения работы.

Этапы деятельности

Ответственные

1 этап          Сбор и анализ информации    сентябрь 2014 г.

1

Организационное заседание авторов проекта: - придумать и утвердить название разрабатываемого проекта;

- определить временные рамки подготовки и действия проекта;

- определить цель и главные задачи проекта;

- назначить ответственных за определенные участки работы.

Совет старшеклассников, заместитель директора по ВР,

учитель истории

2

Изучение и анализ материалов по теме проекта

3

Изучение законодательной базы государства и региона по проблеме

4

Обсуждение  плана создания  музея на совете старшеклассников. (идея – чего хотим, как будет – планирование, база)

5

Утверждение плана создания  музея

2 этап  Программа действий  сентябрь- декабрь 2014

6

Создание Совета музея (состав: Председатель Совета музея, главный хранитель фондов музея, секретарь Совета музея, члены Совета музея)

зам. дир по ВР, учитель истории. Совет старшеклассников

7

Обращение к директору школы о создании школьного музея

Совет старшеклассников

8

Ходатайство депутату областной думы Осадчуку А.М. о спонсировании музея мебелью

9

Изучение цен и составление сметы для закупки мебели

10

Ходатайство депутату сельского поселения Сосновка, начальнику  Сосновского ЛПУ МГ Коновалову О.Н. о ремонте помещения для музея

11

Ремонт помещения

12

Обращение к учителю технологии Черномаз О.Н. с просьбой о помощи сборки музейной мебели

13

Сборка мебели

14

Ревизия  и систематизация имеющихся материалов, ведение учетно-фондовой документации: каталог и картотека

Учитель истории, Совет старшеклассников

15

Написание научной концепции музея

Учитель истории

16

Написание Положения о музее краеведения

17

Написание Устава  музея краеведения

18

Написание Программы  музея краеведения

19

Проектирование экспозиции

20

Организация поисковых групп в классах

Классные руководители

21

Активный сбор и накопление материала учащимися  для будущих экспозиций согласно тематике.

Совет музея,  классные коллективы

3 этап  Заключительный  декабрь-февраль

22

Подготовка экспозиции: обработка экспонатов, подготовка витрин, системное, грамотное логичное описание имеющихся экспонатов, эстетическое оформление и их нумерация и каталогизация.

Учителя ИЗО, технологии, Совет музея

23

Формулирование тематики  и построение экскурсии.

Учителя литературы, истории

24

Оформление выставочной  экспозиции

 Совет музея

25

Открытие музея 12.12.2014г

Руководитель музея

26

Проведение экскурсии

Руководитель музея

        Тематическая структура экспозиций «Летопись школы»

Наименование разделов, тем и подтем

Краткое содержание тем и подтем

Основные экспозиционные материалы

ответственные

1

Как это было?

История открытия школы

архивные материалы

4 класс

2

Паспорт школы

Общая характеристика

Совет старшеклассников

3

Знания - творчество

Директора школы

фотографии

Они стояли у истоков

Учителя со дня открытия школы

11 класс

4

Учителями славится Россия.

Учителя школы

фотографии, брошюра

7 класс

5

Развитие школы.

Работа школы за 30-летний период

 Фотографии, тетради, дневники выпускников, табели

Совет старшеклассников

6

Гордость школы

Отличники, медалисты, спортсмены

Фотографии

8-10 классы

7

Эволюция ученических принадлежностей

 Школьная атрибутика во времени

Азбука, письменные принадлежности, форма, учебники

Совет старшеклассников

8

Лучшие из лучших

Лучшие работы учителей и учеников

Творческие работы

9

Мои родители-выпускники

Родители, закончившие школу в п. Сосновка

альбомы

начальная школа

10

Герб школы

Создание символики школы

герб, флаг, конституция

6 класс

Управление и обеспечение проекта

Организация творческой деятельности по созданию музея

Творческие

объединения музея

Состав

Направление деятельности

Сроки

1

Руководитель

Директор школы

Учредитель

2

Совет музея

Заместитель директора по ВР, учитель истории, Совет старшеклассников

Организация и руководство, координация, мониторинг деятельности групп

сентябрь 2014 г.

февраль

2015

3

Учащиеся, занимающиеся поисковой и исследовательской деятельностью

Разработка и выдача поисковых заданий, проведение собирательской, исследовательской работы, изучение архивных материалов, оформление экспозиций

4

 Классные экспедиционные отряды

Каждый класс школы

Выполнение поисковых  заданий

Результаты реализации проекта

        Результаты реализации проекта можно разделить на две группы: внешний и внутренний. Внешний можно увидеть: успешная поисковая работа учащихся, постоянное развитие созданного музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых разделов, достижения учащихся на районных, областных и т.д. научно-практических конференциях и конкурсах. Внутренний результат увидеть сложнее, он выражается в личностных положительных изменениях участников, в их духовном росте: интерес обучающихся к поисково-краеведческой деятельности.

Предполагается, что  реализация проекта активизирует интерес учащихся к истории собственных семей, повысит взаимопонимание между членами семей разных поколений,  укрепит взаимоотношения и взаимодействие школы с семьями учащихся, а также с жителями поселка. А функционирование музея позволит не только повысить качество и уровень учебной и воспитательной работы в образовательном учреждении, досуга детей, но и статус самой школы в целом в социуме. Возможно,  созданный музей станет предметом гордости для всего сельского поселения Сосновка.

В ходе реализации проекта  нами были достигнуты поставленные цели и задачи:

        1. Изучили учредительные документы.

         2. Собрали и изучили различные источники информации по данной теме.

        3. Разработали способы реализации данной проблемы.

        4. Изучили рынок цен на музейную мебель, приняли участие в составление сметы на  приобретение оборудования и мебели для школьного музея

        5. Научились собирать новую корпусную мебель

        6. Приняли участие в ремонте помещения для музея

7. Научились систематизировать накопленный материал. Получили теоретические знания по истории музейного дела, практический опыт по  музейной  работе

8. Пробудили интерес обучающихся к истории своей собственной семьи, вовлекли родителей в совместную деятельность

9. В ходе совместной деятельности мы получили навыки взаимодействия с органами государственного управления.

10. Открытие музея состоялось 12.12.2014 г.

11. В январе  2015 года мы провели экскурсии для всех классов

После выполнения работ по созданию и открытию школьного историко-краеведческого музея будет продолжена поисковая работа членами Совета старшеклассников, кружков, классными коллективами по пополнению музейных фондов, обновлению экспозиций, обобщению исследуемых материалов, совершенствованию форм музейной работы, предстоит огромная работа по общекультурному развитию, чтобы музей стал не только одним из звеньев воспитательного процесса учащихся школы, но и культурно-просветительским и духовным центром единения всех поколений жителей поселка.        

Cписок  используемых документов и источников информации.

1.Закон РФ «Об образовании РФ»

2.Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. 2001.№1.

3.О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании!. – М.: Новая школа. 1996.

4. Научно-педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей. – М.: 1999.

5.От внешкольной работы -  к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования для детей / под ред. А.К.Бруднова. –М.: гуманит. Изд центр ВЛАДОС, 2000.

6.Федеральный закон от 26.05.96 №54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» ( с зим. и доп.).

7.Письмо Минобразования России от 12.03.03 № 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений.

8. Устав школы

9.Крючков А.В. Школьный музей: становление и функционирование// Директор школы», 2004, № 5.

 10.Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С.Борисова,

    В.В.Дранишникова, и т.д., М., Просвещение, 1982,

11.Тарханова Т.А. Музей в образовательном учреждении// Справочник .

    руководителя образовательного учреждения, №3 2007.

12.Туризм и краеведение ,сб.,М.,Просвещение,1982.

13.Практические рекомендации по организации работы с документами в школьных музеях.// Воспитание школьников. 2001, № 10

Список приложений

  1. Приложение 1. Обращение к депутату Окружной Думы А.М.Осадчуку
  2. Приложение 2. Смета на  приобретение оборудования и мебели для школьного музея
  3. Приложение 3. Обращение к депутату сельского поселения Сосновка О.Н.Коновалову
  4. Приложение 4.  Приказ № 389 от 09.12. Об открытии школьного музея
  5. Приложение 5. План работы музея
  6. Приложение 6. Экспозиции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Школьный музей как центр гражданского воспитания МБОУ «СОШ№3» г. Гусь-Хрустальный

p { margin-bottom: 0.21cm; } Проект «Школьный музей как центр гражданского воспитания учащихся школы№3» ставит своей целью создание школьного музея, как модели гражданско-патриотического воспитан...

Школьный музей как средство гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения

Одной из важнейших черт современной личности, ее внутренним стержнем, определяющим ее ценностные ориентации и установки, является патриотизм. Детство, юность - самая благодатная пора дл...

Образовательный проект «Школьные СМИ как средство гражданско-патриотического воспитания и образования»

Образовательный проект«Школьные СМИ как средство гражданско-патриотического воспитания и образования»...

ХIV Межрегиональные юношеские научно- исследовательские чтения имени Каюма Насыйри Проект «Школьный музей как центр гражданского становления и патриотического воспитания школьников»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Р...

Тема проекта: Музей-как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Гражданско-патриотическое воспитание личности представляет собой...

Педагогический профессиональный проект «Проектная технология как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся»

В сердце каждого человека особое место занимают чувства Родины, гордости за место, в котором он родился и живет. Прямая обязанность взрослых – помочь сохранить память о героических фактах нашей ...