«Школьный музей как средство воспитания у школьников патриотизма и гражданственности»
статья по теме
«Школьный музей как средство воспитания у школьников патриотизма и гражданственности»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Школьный музей как средство воспитания у школьников патриотизма и гражданственности»
Индюкова М. А. руководитель краеведческого кружка « Поиск»
Серьезное внимание в образовательных учреждениях Владимирской области сегодня занимают вопросы педагогических условий и средств воспитания не только информированной, коммуникативной, просвещённой личности, но и имеющей активную гражданскую позицию.
Как же сохранить сегодня преемственность в воспитании школьников и передать эстафету патриотизма следующему поколению?
Когда мы говорим о патриотическом воспитании, то в первую очередь подразумеваем, формирование у молодого человека чувства любви к своей малой родине, ответственности за её благополучие и процветание, а через этот «мосток» прокладываем путь к гражданской ответственности за всю страну, её безопасность и суверенитет. И главная роль в этом принадлежит краеведению. Именно на уроках по истории и культуре края начинают формироваться истоки любви к своим родным местам – дому, селу, городу, в котором родился и вырос. «Краеведение возбуждает и воспитывает интерес к истокам нашим, к родной земле. Его воздействие велико и на разум наш и на душу. В этом-то главный смысл слов А.С. Пушкина о любви к отеческим гробам, к родному пепелищу: в них – краелюбие », - говорил академик С. О. Шмидт.
Значение краеведческой работы переоценить трудно. Очевидны и воспитательные, и образовательные возможности краеведческого материала. Занимаясь краеведением, ученик чувствует себя субъектом исторического процесса, осознаёт, что именно он, его родители, односельчане, друзья, соседи делают историю своего села, города, а значит и страны. Соприкосновение с местным историческим материалом позволяет воссоздать и ощутить реальные исторические корни, значимость истории в целом и роль простого человека в ней.
Краеведение решает проблемы преемственности поколений, уважения к тем, кто внёс достойный вклад в развитие и защиту нашей Родины. Оно служит хорошим мотивом деятельности, призванной увеличить благосостояние родного края, служить ему на благо всех земляков.
Школьник, посредством работы с местным материалом, глубже, на мой взгляд, усваивает и программные темы. В основе краеведческой работы лежит исследовательский метод, который считается вершиной образовательного процесса. Он позволяет ученику научиться формулировать цели, задачи исследования, планировать рабочий процесс, двигаться от намеченного и делать собственные выводы. Краеведческое исследование предполагает кропотливую работу с литературой, документами, цифрами, фактами. Здесь оттачиваются приемы сопоставления и доказательства мысли, появляется возможность проявления себя как теоретиком, так и практиком. Оно способствует развитию интеллекта и чувства собственного достоинства школьника.
Целью краеведческой работы в Гавриловской средней общеобразовательной школе является повышение интереса детей к истории родного села и привлечение их к исследованию и изучению судеб односельчан, их вклада в Великую Отечественную войну, коллективизацию и другие реформы, которые проводило государство в нашей Владимирской области. С помощью краеведения, школьники осознают, что история их села является составной и значимой частью истории большой страны, которой можно гордиться. Очень важно заронить в учениках мысль о том, что родное село нуждается в их помощи и поддержке, что от них тоже зависит вопрос гордости или огорчения будущими историческими страницами их малой родины.
Школьный музей – это место, которое объединяет единой целью детей разных учебных возможностей: от интеллектуалов до школьников с особыми образовательными потребностями, а также учеников группы «риска». Важно осознать возможность и необходимость такого объединения. Формы работы в школьном музее различны: это и ревизия фондов музея, и оформление летописи школы, и поисковая работа, и оформительская, и исследовательская, и написание очерков о ветеранах Великой Отечественной войны и ветеранах труда нашего села, и многое другое. Ученики привлекаются к оформительской и поисковой работе, к несложным реставрационным работам, к участию в мероприятиях школы, организатором которых является музей и краеведческий кружок «Поиск». Это позволяет вырабатывать у них чувство сопричастности к большому полезному общему делу. Школьники чувствуют свою необходимость малой родине, а значит и она им будет нужна тоже.
Наблюдения показывают, что работа музея в формировании патриотизма достигает своей цели. Несколько лет в школе успешно функционирует краеведческий кружок « Поиск», ребята которого и стали инициаторами создания школьного музея. Интерес к истории родного края создал необходимость вовлечения в краеведческую работу и младших школьников. Ребята начальной школы с интересом занимаются в кружке « Юный краевед».
В заключении хочется сказать, что школьный музей способствует возрождению самосознания, патриотизма, понимания учениками значимости своего родного села в богатой истории Владимирского края и страны, ориентируют школьника на гражданские патриотические ценности, тем самым обеспечивает формирование гражданина и патриота России.
Использованная литература:
- Организация и деятельность школьных музеев: методические рекомендации. – Ярославль, ЦДЮТур и Эк, 2008.
- Орлова Н.Г. Золотое кольцо России. – М.: Белый город, 2007.
- Панкратова Т.И., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. Первые шаги в мир культуры. – М.: ВЛАДОС, 2002.
- Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: учебно-методическое пособие. – М.: ФЦДЮТиК, 2006.
- Персин А.И. Словарь юного краеведа. - М.: ФЦДЮТиК, 2008.
- Работа со школьниками в краеведческом музее. Сценарии занятий. – М.: ВЛАДОС, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника.
этот материал создан для повышения обмена опыта в сфере патриотического воспитания....
Школьный музей как средство воспитания гражданственности и патриотизма учащихся.
Статья из опыта работы по созданию школьного музея....
Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьников
Вопросы, связанные с воспитанием патриотизма, и формирование у учащихся гражданских позиций призваны стать основными составляющими в образовательном процессе школы. Здесь очевидны огромные возможности...
Народная сказка как средство воспитания младших школьников
Сегодня как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. На мой взгляд, действенным средством в воспитании моральных качеств личности младших школьников яв...
Игра как важнейшее средство воспитания младших школьников.
доклад на МО воспитателей....
«Игра как важнейшее средство воспитания младших школьников»
Выступление на МО воспитателей...
Выступление на педагогическом совете по теме: "Организация /использование цифровой образовательной среды как средства воспитания современных школьников"
Наступило новое время – время информационных технологий и высоких достижений, когда массово внедряются цифровые технологии во все жизненные сферы человечества, в том числе и все сферы образовани...