«Школьный музей как средство воспитания у школьников патриотизма и гражданственности»
статья по теме
«Школьный музей как средство воспитания у школьников патриотизма и гражданственности»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Школьный музей как средство воспитания у школьников патриотизма и гражданственности»
Индюкова М. А. руководитель краеведческого кружка « Поиск»
Серьезное внимание в образовательных учреждениях Владимирской области сегодня занимают вопросы педагогических условий и средств воспитания не только информированной, коммуникативной, просвещённой личности, но и имеющей активную гражданскую позицию.
Как же сохранить сегодня преемственность в воспитании школьников и передать эстафету патриотизма следующему поколению?
Когда мы говорим о патриотическом воспитании, то в первую очередь подразумеваем, формирование у молодого человека чувства любви к своей малой родине, ответственности за её благополучие и процветание, а через этот «мосток» прокладываем путь к гражданской ответственности за всю страну, её безопасность и суверенитет. И главная роль в этом принадлежит краеведению. Именно на уроках по истории и культуре края начинают формироваться истоки любви к своим родным местам – дому, селу, городу, в котором родился и вырос. «Краеведение возбуждает и воспитывает интерес к истокам нашим, к родной земле. Его воздействие велико и на разум наш и на душу. В этом-то главный смысл слов А.С. Пушкина о любви к отеческим гробам, к родному пепелищу: в них – краелюбие », - говорил академик С. О. Шмидт.
Значение краеведческой работы переоценить трудно. Очевидны и воспитательные, и образовательные возможности краеведческого материала. Занимаясь краеведением, ученик чувствует себя субъектом исторического процесса, осознаёт, что именно он, его родители, односельчане, друзья, соседи делают историю своего села, города, а значит и страны. Соприкосновение с местным историческим материалом позволяет воссоздать и ощутить реальные исторические корни, значимость истории в целом и роль простого человека в ней.
Краеведение решает проблемы преемственности поколений, уважения к тем, кто внёс достойный вклад в развитие и защиту нашей Родины. Оно служит хорошим мотивом деятельности, призванной увеличить благосостояние родного края, служить ему на благо всех земляков.
Школьник, посредством работы с местным материалом, глубже, на мой взгляд, усваивает и программные темы. В основе краеведческой работы лежит исследовательский метод, который считается вершиной образовательного процесса. Он позволяет ученику научиться формулировать цели, задачи исследования, планировать рабочий процесс, двигаться от намеченного и делать собственные выводы. Краеведческое исследование предполагает кропотливую работу с литературой, документами, цифрами, фактами. Здесь оттачиваются приемы сопоставления и доказательства мысли, появляется возможность проявления себя как теоретиком, так и практиком. Оно способствует развитию интеллекта и чувства собственного достоинства школьника.
Целью краеведческой работы в Гавриловской средней общеобразовательной школе является повышение интереса детей к истории родного села и привлечение их к исследованию и изучению судеб односельчан, их вклада в Великую Отечественную войну, коллективизацию и другие реформы, которые проводило государство в нашей Владимирской области. С помощью краеведения, школьники осознают, что история их села является составной и значимой частью истории большой страны, которой можно гордиться. Очень важно заронить в учениках мысль о том, что родное село нуждается в их помощи и поддержке, что от них тоже зависит вопрос гордости или огорчения будущими историческими страницами их малой родины.
Школьный музей – это место, которое объединяет единой целью детей разных учебных возможностей: от интеллектуалов до школьников с особыми образовательными потребностями, а также учеников группы «риска». Важно осознать возможность и необходимость такого объединения. Формы работы в школьном музее различны: это и ревизия фондов музея, и оформление летописи школы, и поисковая работа, и оформительская, и исследовательская, и написание очерков о ветеранах Великой Отечественной войны и ветеранах труда нашего села, и многое другое. Ученики привлекаются к оформительской и поисковой работе, к несложным реставрационным работам, к участию в мероприятиях школы, организатором которых является музей и краеведческий кружок «Поиск». Это позволяет вырабатывать у них чувство сопричастности к большому полезному общему делу. Школьники чувствуют свою необходимость малой родине, а значит и она им будет нужна тоже.
Наблюдения показывают, что работа музея в формировании патриотизма достигает своей цели. Несколько лет в школе успешно функционирует краеведческий кружок « Поиск», ребята которого и стали инициаторами создания школьного музея. Интерес к истории родного края создал необходимость вовлечения в краеведческую работу и младших школьников. Ребята начальной школы с интересом занимаются в кружке « Юный краевед».
В заключении хочется сказать, что школьный музей способствует возрождению самосознания, патриотизма, понимания учениками значимости своего родного села в богатой истории Владимирского края и страны, ориентируют школьника на гражданские патриотические ценности, тем самым обеспечивает формирование гражданина и патриота России.
Использованная литература:
- Организация и деятельность школьных музеев: методические рекомендации. – Ярославль, ЦДЮТур и Эк, 2008.
- Орлова Н.Г. Золотое кольцо России. – М.: Белый город, 2007.
- Панкратова Т.И., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. Первые шаги в мир культуры. – М.: ВЛАДОС, 2002.
- Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: учебно-методическое пособие. – М.: ФЦДЮТиК, 2006.
- Персин А.И. Словарь юного краеведа. - М.: ФЦДЮТиК, 2008.
- Работа со школьниками в краеведческом музее. Сценарии занятий. – М.: ВЛАДОС, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/03/picture-129304-1351960440.jpg)
Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника.
этот материал создан для повышения обмена опыта в сфере патриотического воспитания....
Школьный музей как средство воспитания гражданственности и патриотизма учащихся.
Статья из опыта работы по созданию школьного музея....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/13/picture-78894-1355385595.jpg)
Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьников
Вопросы, связанные с воспитанием патриотизма, и формирование у учащихся гражданских позиций призваны стать основными составляющими в образовательном процессе школы. Здесь очевидны огромные возможности...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/04/picture-825430-1475609718.jpg)
Народная сказка как средство воспитания младших школьников
Сегодня как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. На мой взгляд, действенным средством в воспитании моральных качеств личности младших школьников яв...
Выступление на педагогическом совете по теме: "Организация /использование цифровой образовательной среды как средства воспитания современных школьников"
Наступило новое время – время информационных технологий и высоких достижений, когда массово внедряются цифровые технологии во все жизненные сферы человечества, в том числе и все сферы образовани...