«Школьный музей как средство воспитания у школьников патриотизма и гражданственности»
статья по теме

Индюкова Марина Александровна

 

«Школьный музей  как средство воспитания у школьников патриотизма и гражданственности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Школьный музей  как средство воспитания у школьников патриотизма и гражданственности»

Индюкова М. А. руководитель краеведческого кружка « Поиск»

                                                                   

                                           

    Серьезное  внимание в образовательных учреждениях  Владимирской области сегодня занимают вопросы  педагогических условий и средств воспитания не только  информированной, коммуникативной, просвещённой личности, но и  имеющей активную гражданскую позицию.

 Как же  сохранить  сегодня преемственность в воспитании школьников и передать  эстафету патриотизма следующему поколению?

Когда мы говорим о патриотическом воспитании, то в первую очередь подразумеваем, формирование у молодого человека чувства любви к своей малой родине, ответственности за её благополучие и процветание, а через этот «мосток» прокладываем путь к гражданской ответственности за всю страну, её безопасность и суверенитет. И главная роль в этом принадлежит краеведению. Именно на уроках  по истории и культуре края начинают формироваться  истоки  любви к своим родным местам – дому, селу, городу, в котором родился и вырос. «Краеведение возбуждает и воспитывает интерес к истокам нашим, к родной земле. Его воздействие велико и на разум наш и на душу. В этом-то главный смысл слов А.С. Пушкина о любви к отеческим гробам, к родному пепелищу: в них – краелюбие », - говорил академик С. О. Шмидт.  

  Значение краеведческой работы  переоценить трудно. Очевидны и воспитательные, и образовательные возможности краеведческого материала. Занимаясь краеведением, ученик чувствует себя субъектом исторического процесса, осознаёт, что именно он, его родители, односельчане, друзья, соседи делают историю своего села, города, а значит и  страны. Соприкосновение с местным историческим материалом позволяет воссоздать и ощутить реальные исторические корни, значимость истории в целом и роль простого человека в ней.

Краеведение решает проблемы преемственности поколений, уважения к тем, кто внёс достойный вклад в развитие и защиту нашей Родины. Оно служит хорошим мотивом деятельности, призванной увеличить благосостояние родного края, служить ему на благо всех земляков.

Школьник, посредством работы с местным материалом, глубже, на мой взгляд,  усваивает и программные темы. В основе краеведческой работы лежит исследовательский метод, который считается вершиной образовательного процесса. Он позволяет ученику научиться формулировать цели, задачи исследования, планировать рабочий процесс, двигаться  от намеченного и делать собственные выводы. Краеведческое исследование предполагает кропотливую работу с литературой, документами, цифрами, фактами. Здесь оттачиваются приемы сопоставления и доказательства мысли, появляется возможность проявления себя как теоретиком, так и практиком.  Оно способствует развитию интеллекта и чувства собственного достоинства школьника.

Целью краеведческой работы в Гавриловской средней общеобразовательной школе является повышение интереса детей  к истории родного села и привлечение  их  к исследованию и изучению  судеб односельчан, их вклада в Великую  Отечественную войну, коллективизацию и другие реформы, которые проводило государство в нашей Владимирской области. С помощью краеведения, школьники осознают, что история их села является составной и значимой частью истории большой страны, которой можно гордиться. Очень важно заронить в учениках мысль о том,  что родное село нуждается в их помощи и поддержке, что от них тоже зависит вопрос гордости или огорчения будущими историческими страницами их малой родины.

Школьный музей – это место, которое объединяет единой целью детей разных учебных возможностей: от интеллектуалов до школьников с особыми образовательными потребностями, а также учеников группы «риска». Важно осознать возможность и необходимость  такого объединения.  Формы работы в школьном музее различны: это и ревизия фондов музея, и оформление летописи школы, и поисковая работа, и оформительская,  и исследовательская, и написание очерков о ветеранах Великой Отечественной войны и ветеранах труда нашего села, и многое другое. Ученики   привлекаются  к оформительской и поисковой работе, к несложным реставрационным работам,  к участию в мероприятиях школы, организатором которых является музей и краеведческий кружок «Поиск». Это позволяет вырабатывать у них чувство сопричастности к большому полезному общему делу. Школьники чувствуют свою необходимость  малой родине, а значит и она им будет нужна тоже.

 Наблюдения показывают, что работа музея в формировании патриотизма достигает своей цели. Несколько лет в школе успешно функционирует краеведческий кружок « Поиск»,  ребята которого и стали инициаторами создания школьного музея. Интерес к истории родного края создал необходимость вовлечения в краеведческую работу и младших школьников. Ребята начальной школы с интересом занимаются в кружке « Юный краевед».  

        В заключении хочется сказать, что школьный музей  способствует возрождению самосознания, патриотизма, понимания учениками  значимости своего родного села в богатой истории Владимирского края и страны, ориентируют школьника на  гражданские патриотические ценности, тем самым  обеспечивает формирование гражданина и патриота   России.

Использованная литература:

  1. Организация и деятельность школьных музеев: методические рекомендации. – Ярославль, ЦДЮТур и Эк, 2008.
  2. Орлова Н.Г. Золотое кольцо России. – М.: Белый город, 2007.
  3. Панкратова Т.И., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. Первые шаги в мир культуры. – М.: ВЛАДОС, 2002.
  4. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: учебно-методическое пособие. – М.: ФЦДЮТиК, 2006.
  5. Персин А.И. Словарь юного краеведа. - М.: ФЦДЮТиК, 2008.
  6. Работа со школьниками в краеведческом музее. Сценарии занятий. – М.: ВЛАДОС, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника.

этот материал создан для повышения обмена опыта в сфере патриотического воспитания....

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьников

Вопросы, связанные с воспитанием патриотизма, и формирование у учащихся гражданских позиций призваны стать основными составляющими в образовательном процессе школы. Здесь очевидны огромные возможности...

Народная сказка как средство воспитания младших школьников

Сегодня как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. На мой взгляд, действенным средством в воспитании моральных качеств личности младших школьников яв...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Организация /использование цифровой образовательной среды как средства воспитания современных школьников"

Наступило новое время – время информационных технологий и высоких достижений, когда массово внедряются цифровые технологии во все жизненные сферы человечества, в том числе и все сферы образовани...