«Школьный музей, как средство воспитания любви к малой Родине»
проект по мхк (8 класс) на тему
На сегодняшний день проблема духовного воспитания учащихся является одной из наиболее важных и актуальных в современной школе.
Проблема модернизации духовно-нравственного воспитания в системе образования связана с выявлением и сохранением накопленных лучших традиций в воспитании подрастающего поколения, обновлением его содержания, проектированием новых технологий.
Основной целью духовно-нравственного воспитания является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Патриотизм, как многогранное по своему содержанию понятие, включает в себя:
– любовь к родным местам, почтение прошлого своей Родины, гордость за свой народ;
– уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни;
– ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzey_kak_sredstvo.rar | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов.
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Итоговая работа
По теме: «Школьный музей, как средство воспитания любви к малой Родине»
На курсах повышения квалификации по ИОЧ,
вариативный блок
«Народная педагогика фольклора»
(28.05-1.06.2012 г.)
Выполнила:
учитель МХК
ГБОУ ООШ с. Студенцы
муниципального района Хворостянский
Самарской области
Лишманова Г.А.
Самара- 2012
Оглавление
Изучение положительного опыта.
Введение
На сегодняшний день проблема духовного воспитания учащихся является одной из наиболее важных и актуальных в современной школе.
Проблема модернизации духовно-нравственного воспитания в системе образования связана с выявлением и сохранением накопленных лучших традиций в воспитании подрастающего поколения, обновлением его содержания, проектированием новых технологий.
Основной целью духовно-нравственного воспитания является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Патриотизм, как многогранное по своему содержанию понятие, включает в себя:
– любовь к родным местам, почтение прошлого своей Родины, гордость за свой народ;
– уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни;
– ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам.
Музеи являются хранителями человеческой памяти. Как институты культуры они собирают, хранят, изучают и пропагандируют историко-культурное наследие, приобщают людей к предметному миру культуры. Для современного музея характерным является возрастание культурно-образовательной деятельности, в них формируется образовательная концепция, которая основывается на диалоговых формах общения с аудиторией.
Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся и имеет воспитательную и научно-познавательную ценность. Он собирает информацию о прошлой и современной культуре общества, что способствует формированию самосознания подрастающего поколения. Благодаря этому человек получает возможность ориентироваться в историческом и культурном пространстве. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, участвуя в поисково-собирательной работе, встречаясь с интересными людьми, учащиеся узнают историю родного края изнутри, понимают, как много сил и души вложили их предки в культуру и экономику родного края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству и малой Родине. Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Дети получают практические навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, редактировать исторические документы.
Школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной работы всего коллектива педагогов и учащихся. Таким образом, создание и работа школьного краеведческого музея это не просто собирательство, а целенаправленная работа, которая несет в себе огромный воспитательный и образовательный потенциал.
Учитывая данные теоретические позиции, можно сделать вывод о том, что духовно-нравственное воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на знании тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях. Решению данной задачи должны служить школьные музеи, деятельность которых направлена на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины, народа. Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея.
Можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве духовного воспитания.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.
Воспитание патриотических чувств учащихся – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному селу и родной стране.
Анализ ситуации.
Нашему селу более 200 лет, и оно богато своей историей. Здесь жили наши предки, образовывали колхозы, налаживали жизнь, пережили войны и голод, различные реформы. Современная молодежь утратила интерес к истории родного края. Сегодняшние школьники не знают историю своего села, не могут объяснить его название и поэтому каждый человек просто обязан знать историю своей Малой Родины. Музей является храмом истории нашего села, школы. Ведь слово «музей» происходит от греческого «тизе'юп» и латинского «тизеит» - «храм». Музей - место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Проблема: воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своей Малой Родине, в настоящее время утрачены все ценности наших предков.
Цель и задачи.
Цель:
-Формирование чувства ответственности за сохранение исторической культуры края, гордости за свою школу, своё Отечество, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.
-Изучение истории родного края, народа традиций, обычаев своих предков, людей прошлых поколений, содействие в повышении образованности школьников, расширении их кругозора.
Задачи:
-Воспитывать чувство патриотизма - такого "социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины".
-Сохранить для молодого поколения, потомков подлинники, первоисточники, музейные предметы, представляющие историческую, художественную или иную ценность.
-Способствовать внедрению музейного материала в учебный процесс.
-Преобразовать музейный предмет в средство информационного и эмоционального восприятия минувших эпох.
-Способствовать включению учащихся в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории малой Родины.
-Способствовать формированию духовных ценностей.
Изучение положительного опыта.
Работая над данной проблемой, учащимся было предложено принять участие в создании школьного музея. Ученики, обсудив данную проблему разделились на следующие группы: социологов, юристов, корреспондентов и аналитиков.
Целью данного проекта было создание условий учащимся для формирования нравственно-ценностных ориентиров через изучение истории своего края.
Был разработан план реализации проекта:
1. Исследовательская деятельность учащихся.
2. Изучение архивных материалов краеведческого кружка « Искатели».
3. Проведение встреч со старожилами села Студенцы.
4.Интервьюирование и анкетирование населения.
5.Обработка данных.
6. Поиск. Обработка и сохранение материалов и сведений по истории школы и культуре края.
7. Составление плана работы.
Группа юристов рассмотрела нормативно - правовую базу проекта.
- Конституцию РФ
- Конвенцию по правам ребенка.
И сделала вывод:
-Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию в устной, письменной или печатной форме.
- Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.
Группа журналистов, исходя из результатов встреч с компетентными лицами, пришла к выводу:
Воспитание школьников основывается на преемственности поколений и в судьбе каждого человека должна быть Школа, которая ведет не только в страну знаний настоящего, будущего, но и прошлого. И каждый человек обязан знать историю своей Малой Родины.
Группа аналитиков изучила следующие источники информации:
- печатные СМИ
- ресурсы Интернет сети.
И пришли к выводу:
Прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города. Именно краеведение в наибольшей степени способствует этому.
Историческое краеведение становится непременной, обязательной составляющей.
Поэтому музей создается для того, чтобы восстановить прерванную связь времен, с целью воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма, уважительного отношения к истории своего села, школы, родного края и истории своего народа.
Предполагаемые результаты.
По каждой из задач воспитания обучающихся планируется достижение следующих результатов:
- Получение целостной картины по истории развития школы и ее традиций.
- Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания.
- Выявление и сбор информации о школе: учителях, выпускниках.
- Сохранение собранной информации.
- Рациональное использование и пропаганда материалов о школе, селе, о культурных ценностях.
- Воспитание у учащихся чувства гордости за свою школу, село, желание внести свою лепту в историю создания музея, оставить после себя след.
- Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки.
- Влияние на выбор профессии учащихся.
- Приобщение учащихся к исследовательской работе.
- Изменение социальной и гражданской позиции учащихся, учителей и родителей.
Реализация нашего проекта:
- Проведено интервью с компетентными лицами.
- Проведены встречи со старожилами села.
- Собран материал по односельчанам - ветеранам, о создании нашего села, затем колхоза.
- Оформлены стенды: «Односельчане- защитники Родины», «Зарождение пионерской организации в селе Студенцы», «Зарождение комсомольской организации», «Летопись села», « Село моё, родное», «Орденоносцы нашего села», «Уголок старины», «Уголок вышивки», папки-передвижки, альбомы, фотоальбомы. Восстановлен архив переписки краеведческого кружка « Искатели» с первыми пионерами и комсомольцами нашего села, собраны предметы быта.
- Составлен перспективный план нашей дальнейшей работы.
- Проведены первые экскурсии.
- Написана и опубликована статья в газете «Чагринские зори»
Список литературы:
1. Корытин В.В. «Летопись села»
2. Мельников. И.М. «Хворостянцы в годы Великой Отечественной войны»
3.Хворостянский архивный отдел администрации муниципального района.
Приложение:
1.Фото стендов прилагается.
2. График деятельности работы учащихся.
№ | Мероприятия. | Дата. | Ответственный. |
1. | Определение темы проекта. | Сентябрь | Совет старшеклассников. |
2. | Деление на группы. | Сентябрь | Яханов Д. |
3. | Составление плана работы. | Сентябрь | Совет старшеклассников. |
4. | Сбор информации по темам. | Сентябрь | Рычажкова Д. ,Нрти К. , Яханов Д.,Есенгалиев А |
5. | Обработка и изучение полученной информации | Сентябрь | Творческая группа. |
6. | Промежуточные результаты работы по проекту. | Сентябрь | Творческая группа учеников. |
7. | Определение структуры организации школьного музея | Октябрь | Творческая группа. |
8. | Сбор материалов, представляющих историческую ценность для школьного краеведческого музея. | Октябрь | Аэтов Р., Аэтова А., Аджоян Р., Аджоян М.,Гелоян К., Николаев М.,Кустова В. |
9 | Оформление стендов, папок-передвижек | Октябрь | Учащиеся 7,8 кл. |
10. | Составление сметы расходов на создание школьного краеведческого музея | Октябрь | Творческая группа. |
11. | Планирование дальнейшей работы музея. | В течение года. | Совет старшеклассников. |
3.Статья, опубликованая в районной газете «Чагринские зори».
«Школьный музей села Студенцы»
Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своей малой Родине. Поэтому изучая историю родного края, ученики решили создать в своей школе музей истории своего села.
«Работа над созданием музейной экспозиции была увлекательной и познавательной»- выразил своё мнение Яханов Денис, один из активистов данного проекта. Ребята встретились со старожилами села, изучили архивные материалы, собранные участниками краеведческого кружка «Искатели». Ученики обратились с просьбой к жителям села принять участие в создании музея и предоставить предметы старинного быта, фотографии из семейных альбомов, документы.
Творческой группой были оформлены стенды « Односельчане- защитники Родины», «Зарождение пионерской и комсомольской организации в селе Студенцы», «Орденоносцы нашего села», «Уголок старины», «Уголок вышивки», оформлена папка-передвижка « Летопись села». А так же были оформлены альбомы, фотоальбомы, восстановлен архив переписки краеведческого кружка «Искатели» с первыми пионерами и комсомольцами нашего села.
Из самых активных и заинтересованных участников были подготовлены экскурсоводы, готовые провести интересную экскурсию по музею.
Создание музея - это шаг к изучению своей малой Родины и воспитанию любви и патриотизма к ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование краеведческого материала как средство воспитания любви к малой Родине в обучении географии
В работе рассмотрела региональный компонент содержания географического образования, методический аспект программы развития школы, региональный образовательный стандарт по географии Пермского края...
«Школьный музей как средство воспитания у школьников патриотизма и гражданственности»
«Школьный музей как средство воспитания у школьников патриотизма и гражданственности»...
Сообщение на тему: *Воспитание любви к малой родине как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей.*
Воспитание гражданина – это многогранный процесс, включающий в себя решение целого комплекса задач:-воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родному город...
«Научно-исследовательская деятельность учащихся основной школы по историческому краеведению как средство воспитания патриотизма и любви к малой родине»
В работе изложены основные принципы организации научно-исследовательской деятельности учащихся, опыт работы в ГБОУ ООШ с.Абашево....
Школьный музей как средство воспитания гражданственности и патриотизма учащихся.
Статья из опыта работы по созданию школьного музея....
Воспитание любви к малой Родине через организацию внеклассных мероприятий
В этой статье я хочу поделиться опытом воспитания любви к своей малой Родине....