«Школьный музей, как средство воспитания любви к малой Родине»
проект по мхк (8 класс) на тему

Лишманова Галина Александровна

На сегодняшний день проблема духовного воспитания учащихся является одной из наиболее важных и актуальных в современной школе.

Проблема модернизации духовно-нравственного воспитания в системе образования связана с выявлением и сохранением накопленных лучших традиций в воспитании подрастающего поколения, обновлением его содержания, проектированием новых технологий.

Основной целью духовно-нравственного воспитания является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Патриотизм, как многогранное по своему содержанию понятие, включает в себя:

– любовь к родным местам, почтение прошлого своей Родины, гордость за свой народ;

– уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни;

– ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_kak_sredstvo.rar2.73 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение  дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов.

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Итоговая работа

По теме: «Школьный музей, как средство воспитания любви к малой Родине»

На курсах повышения квалификации по ИОЧ,

вариативный блок

«Народная педагогика фольклора»

(28.05-1.06.2012 г.)

Выполнила:

учитель МХК

ГБОУ ООШ с. Студенцы

муниципального района Хворостянский

Самарской области

Лишманова Г.А.

Самара- 2012

Оглавление

Введение        

Анализ ситуации.        

Цель и задачи.        

Изучение положительного опыта.        

Предполагаемые результаты.        

Список литературы        

Приложение        

Введение

На сегодняшний день проблема духовного воспитания учащихся является одной из наиболее важных и актуальных в современной школе.

Проблема модернизации духовно-нравственного воспитания в системе образования связана с выявлением и сохранением накопленных лучших традиций в воспитании подрастающего поколения, обновлением его содержания, проектированием новых технологий.

Основной целью духовно-нравственного воспитания является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Патриотизм, как многогранное по своему содержанию понятие, включает в себя:

– любовь к родным местам, почтение прошлого своей Родины, гордость за свой народ;

– уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни;

– ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам. 

     Музеи являются хранителями человеческой памяти. Как институты культуры они собирают, хранят, изучают и пропагандируют историко-культурное наследие, приобщают людей к предметному миру культуры. Для современного музея характерным является возрастание культурно-образовательной деятельности, в них формируется образовательная концепция, которая основывается на диалоговых формах общения с аудиторией.

        Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся и имеет воспитательную и научно-познавательную ценность. Он собирает информацию о прошлой и современной культуре общества, что способствует формированию самосознания подрастающего поколения. Благодаря этому человек получает возможность ориентироваться в историческом и культурном пространстве. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, участвуя в поисково-собирательной работе, встречаясь с интересными людьми, учащиеся узнают историю родного края изнутри, понимают, как много сил и души вложили их предки в культуру и экономику родного края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и  природному  наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству и малой Родине. Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Дети получают практические навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, редактировать исторические документы.

Школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной работы всего коллектива педагогов и учащихся. Таким образом, создание и работа школьного краеведческого музея это не просто собирательство, а целенаправленная работа, которая несет в себе огромный воспитательный и образовательный потенциал.

Учитывая данные теоретические позиции, можно сделать вывод о том, что духовно-нравственное воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на знании тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях. Решению данной задачи должны служить школьные музеи, деятельность которых  направлена на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины, народа. Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея.

Можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве духовного воспитания.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. 

Воспитание патриотических чувств учащихся – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному селу и родной стране.


Анализ ситуации.

Нашему селу более 200 лет, и оно богато своей историей. Здесь жили наши предки, образовывали колхозы, налаживали жизнь, пережили  войны и голод, различные реформы. Современная молодежь утратила интерес к истории родного края. Сегодняшние школьники не знают историю своего села, не могут объяснить его название и поэтому каждый  человек просто обязан знать историю своей Малой Родины. Музей является храмом истории нашего села, школы.   Ведь слово  «музей»  происходит от греческого «тизе'юп» и латинского «тизеит» - «храм».  Музей  -  место,   посвященное   наукам   и   искусствам.   Музей - учреждение,    которое   занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Проблема: воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своей Малой Родине, в настоящее время утрачены  все ценности наших предков.


Цель и задачи.

 Цель:

-Формирование чувства ответственности за сохранение исторической культуры края, гордости за свою школу, своё Отечество, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

-Изучение истории родного края, народа традиций, обычаев своих предков, людей прошлых поколений, содействие в повышении образованности школьников, расширении их кругозора.

Задачи:

-Воспитывать чувство патриотизма - такого "социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины".

-Сохранить для молодого поколения, потомков подлинники, первоисточники, музейные предметы, представляющие историческую, художественную или иную ценность.

-Способствовать внедрению музейного материала в учебный процесс.

-Преобразовать музейный предмет в средство информационного и эмоционального восприятия минувших эпох.

-Способствовать включению учащихся в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории малой Родины.

-Способствовать формированию духовных ценностей.


Изучение положительного опыта.

Работая над данной проблемой, учащимся было предложено принять участие в создании школьного музея. Ученики, обсудив данную проблему разделились на следующие группы: социологов, юристов, корреспондентов и аналитиков.

Целью данного  проекта было создание условий учащимся для формирования нравственно-ценностных ориентиров через изучение истории своего края.

Был разработан план реализации проекта:

1. Исследовательская деятельность учащихся.

2. Изучение архивных материалов краеведческого кружка « Искатели».

3. Проведение встреч со старожилами села Студенцы.

4.Интервьюирование и анкетирование населения.

5.Обработка данных.

6. Поиск. Обработка и сохранение материалов и сведений по истории школы и культуре края.

7. Составление плана работы.

Группа юристов  рассмотрела нормативно - правовую базу проекта.

  • Конституцию РФ
  • Конвенцию по правам ребенка.

И сделала вывод:

-Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию в устной, письменной или печатной форме.

- Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

Группа журналистов, исходя из результатов встреч с компетентными лицами, пришла к выводу:

Воспитание школьников  основывается на преемственности поколений и в судьбе каждого человека должна быть Школа, которая ведет не только в страну знаний настоящего, будущего, но и прошлого. И каждый человек обязан знать историю своей Малой Родины.

Группа аналитиков изучила следующие  источники информации:

- печатные СМИ

- ресурсы Интернет сети.

И пришли к выводу:

Прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города. Именно краеведение в наибольшей степени способствует этому.

 Историческое краеведение становится непременной, обязательной составляющей.

Поэтому музей создается для того, чтобы восстановить прерванную связь времен, с целью воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма, уважительного отношения к  истории своего села, школы, родного края и истории своего народа.


Предполагаемые результаты.

По каждой из задач  воспитания обучающихся планируется достижение следующих результатов:

  1. Получение целостной картины по истории развития школы и ее традиций.
  2. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания.
  3. Выявление и сбор информации о школе: учителях, выпускниках.
  4. Сохранение собранной информации.
  5. Рациональное использование и пропаганда материалов о школе, селе, о культурных ценностях.
  6. Воспитание у учащихся чувства гордости за свою школу, село, желание внести свою лепту в историю создания музея, оставить после себя след.
  7. Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки.
  8. Влияние на выбор профессии учащихся.
  9. Приобщение учащихся к исследовательской работе.
  10. Изменение социальной и гражданской позиции учащихся, учителей и родителей.

 Реализация нашего проекта:

  1. Проведено интервью с компетентными лицами.
  2. Проведены встречи со старожилами села.  
  3. Собран материал по односельчанам - ветеранам, о создании нашего села, затем  колхоза.
  4. Оформлены стенды: «Односельчане- защитники Родины»,  «Зарождение пионерской организации в селе Студенцы», «Зарождение комсомольской организации», «Летопись села», « Село моё, родное»,  «Орденоносцы нашего села», «Уголок старины»,  «Уголок вышивки»,  папки-передвижки, альбомы,  фотоальбомы. Восстановлен архив переписки краеведческого кружка  « Искатели» с  первыми пионерами и комсомольцами нашего села,   собраны предметы быта.
  5. Составлен перспективный план нашей дальнейшей работы.
  6. Проведены первые экскурсии.
  7. Написана и опубликована статья в  газете «Чагринские зори»

Список литературы:

1. Корытин В.В. «Летопись села»

2. Мельников. И.М. «Хворостянцы в годы Великой Отечественной войны»

3.Хворостянский  архивный отдел администрации муниципального района.


Приложение:

1.Фото стендов прилагается.

2. График деятельности работы учащихся.

Мероприятия.

Дата.

Ответственный.

1.

Определение темы проекта.

Сентябрь

Совет старшеклассников.

2.

Деление на группы.

Сентябрь

Яханов Д.

3.

Составление плана работы.

Сентябрь

Совет старшеклассников.

4.

Сбор информации по темам.

Сентябрь

Рычажкова Д. ,Нрти К. , Яханов Д.,Есенгалиев А

5.

Обработка и изучение  полученной информации

Сентябрь

Творческая группа.

6.

Промежуточные результаты работы по проекту.

Сентябрь

Творческая группа учеников.

7.

Определение структуры организации школьного музея

Октябрь

Творческая группа.

8.

Сбор материалов, представляющих историческую ценность для школьного краеведческого музея.

Октябрь

Аэтов Р., Аэтова А., Аджоян Р., Аджоян М.,Гелоян К., Николаев М.,Кустова В.

9

Оформление стендов, папок-передвижек

Октябрь

Учащиеся 7,8 кл.

10.

Составление сметы расходов на создание школьного краеведческого музея

Октябрь

Творческая группа.

11.

Планирование дальнейшей  работы музея.

В течение года.

Совет старшеклассников.

3.Статья, опубликованая в районной газете «Чагринские зори».

«Школьный музей села Студенцы»

Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своей малой Родине. Поэтому изучая историю родного края, ученики решили создать в своей школе  музей истории своего села.

«Работа над созданием музейной экспозиции была увлекательной и познавательной»- выразил своё мнение Яханов Денис, один из активистов данного проекта. Ребята встретились со старожилами села, изучили архивные материалы, собранные участниками краеведческого кружка «Искатели». Ученики обратились с просьбой к жителям села принять участие в создании музея и предоставить предметы старинного быта, фотографии из семейных альбомов, документы.

        Творческой группой были оформлены стенды « Односельчане- защитники Родины», «Зарождение пионерской и комсомольской  организации в селе Студенцы», «Орденоносцы нашего села», «Уголок старины», «Уголок вышивки», оформлена папка-передвижка « Летопись села». А так же были оформлены альбомы, фотоальбомы, восстановлен архив переписки краеведческого кружка «Искатели» с первыми пионерами и комсомольцами нашего села.

         Из самых активных и заинтересованных участников были подготовлены экскурсоводы, готовые провести интересную экскурсию по музею.

        Создание музея - это шаг к изучению своей малой Родины и воспитанию любви и патриотизма к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала как средство воспитания любви к малой Родине в обучении географии

В работе рассмотрела региональный компонент содержания географического образования, методический аспект программы развития школы, региональный образовательный стандарт по географии Пермского края...

«Школьный музей как средство воспитания у школьников патриотизма и гражданственности»

«Школьный музей  как средство воспитания у школьников патриотизма и гражданственности»...

Сообщение на тему: *Воспитание любви к малой родине как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей.*

Воспитание гражданина – это многогранный процесс, включающий в себя решение целого комплекса задач:-воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родному город...

«Научно-исследовательская деятельность учащихся основной школы по историческому краеведению как средство воспитания патриотизма и любви к малой родине»

В работе изложены основные принципы организации научно-исследовательской деятельности учащихся, опыт работы в ГБОУ ООШ с.Абашево....

Воспитание любви к малой Родине через организацию внеклассных мероприятий

В этой статье я хочу поделиться опытом воспитания любви к своей малой Родине....