Концепция воспитательной системы «Воспитание многогранной и гармоничной Личности»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
данный материал поможет классным руководителям в нашей нелегкой работе, а также участникам конкурса "Самый классный Классный". Название может быть различным в зависимости от субъекта РФ Не все сильны в теории, Учитель- это человек не только слова, но и дела
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_kontseptsiya_klassnogo_rukovoditelch.docx | 148.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное государственное учреждение
Одинцовская гимназия №13
Концепция
воспитательной системы
«Воспитание многогранной и гармоничной Личности»
участника Педагогического марафона классных руководителей
2018 года
«Учительство Подмосковья – воспитанию будущего поколения!»
учителя МБОУ Одинцовской гимназии № 13,
классного руководителя 11 класса «А»
Ивановой Марины Юрьевны
Одинцово, 2017
Содержание
Введение 3
#1058;еоретические аспекты воспитания личности 4
#1040;ктуальность концепции 4
Источники педагогической концепции 4
Цели, задачи и принципы воспитательной системы 7
Методы, формы и приемы воспитания 8
2. Реализации воспитательной концепции 11
Направление «Здоровье» 11
Направление « Взаимодействие» 12
Направление «Нравственность» 13
Направление «Интеллект» 13
Направление «Досуг» 14
Направление «Семья» 14
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Приложения 17
Введение
"Воспитание личности – это воспитание такого стойкого морального начала, благодаря которому человек сам становится источником благотворного влияния на других, сам воспитывается и в процессе самовоспитания собственное моральное начало".
В.А.Сухомлинский
Издавна слово «воспитание» обозначало «вскармливание». Люди вскоре заметили, что ребенок нуждается не только в пище физической , но и духовной. Без воспитания немыслима жизнь человека вообще, так как его назначение - передача знаний и опыта, полученного в течение жизни от поколения к поколению.
В наше время, когда мир в своем постоянном развитии предъявляет к современному человеку высокие требования, общество нуждается во всесторонне развитых, ответственных, здравомыслящих, способных создавать новое, прогрессивное личностях. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Воспитание многогранной личности – это процесс творческий. Природа с самого рождения награждает каждого отдельного человека колоссальным духовным и творческим потенциалом. Поэтому задача педагога - раскрыть природные возможности ребёнка, чтобы он ощущал свою нужность на Земле, жил в гармонии с собой и окружающим миром.
Для этого нужно помочь маленькому человеку раскрыть свои природные, творческие способности и вдохновить его на новые открытия.
Несмотря на все кардинальные изменения, которые происходят в современной жизни, истинные ценности остаются прежними: «Это честность, патриотизм, совесть, любовь, доброта, мужество, достоинство, отзывчивость, ответственность и чувство долга»[1].
Я уверена, что все это важно и для нас, педагогов, и для воспитываемых детей. Поэтому стараюсь, чтобы каждый ребёнок учился жить активно и достойно, развивал свои способности, необходимые и для него самого, и для нашего крепнущего и постоянно развивающегося Отечества.
#1058;еоретические аспекты воспитания личности
Актуальность концепции.
В современном мире приобретает особую актуальность воспитание личности с активной гражданской позицией в области ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям, творческой личности, впитавшей лучшие достижения культуры.
Актуальность и необходимость разработки моей концепции обусловлены следующими факторами:
-происходящими изменениями в российском обществе;
-изменениями во многих сферах духовной жизни российского общества;
-целесообразность разработки новых взглядов по проблемам воспитания молодого поколения. «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке»[2].
Источники педагогической концепции
Для того чтобы процесс воспитания был успешным, надо установить контакт с детьми и родителями. Начинать всегда трудно! Особенно если у тебя не ребенок 10 лет, а подросток 13-14 лет со своим ломающимся, в силу физиологических изменений, Я-мировоззрением, характером и подчас комплексами. Поэтому, взяв под свое крыло в 2014 году 8 «А» класс, свою работу в качестве классного руководителя начала с изучения характеров детей (воспитанности и способностей), изучения семей, их микроклимата, особенности воспитательной деятельности. Для того чтобы лучше узнать учеников в классе, составить объективное мнение о каждом из них, использовала анкетирование учащихся и их родителей, беседовала с учителями начальной школы, педагогами-предметниками, школьным. Провела и проанализировала диагностики: определение темперамента по Г. Айзенку (Приложение 1), определение типа мышления по Г.В. Разепкиной (Приложение 2), школьный тест умственного развития в модификации Г.В. Разепкиной (Приложение 3), изучение общей самооценки с помощью тестирования по опроснику Казанцевой Г.Н. (Приложение 4), определение творческих способностей учащихся по Т. Дэвису (Приложение 5).
Всё это дало мне возможность составить свою педагогическую концепцию «Воспитание многогранной и гармоничной личности». Теоретическими предпосылками моей воспитательной работы явились философские, психологические и педагогические положения, дающие возможность раскрыть состояние изучаемой проблемы. Моя воспитательная работа основывается на концепции « Педагогической поддержки», автором которой является Олег Семенович Газман.
Под термином «педагогическая поддержка» О.С. Газман понимал «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении. Педагог может и должен помощь каждому ребенку в моменты жизненного выбора; создать условия, чтобы каждый ребенок научился находить выход из проблемной ситуации самостоятельно».(3)
Основными предметами поддержки педагогов являются субъектность («самость», самостоятельность) и индивидуальность, т.е. уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов.
Иногда ,при решении конкретной ситуации, педагог использует одну из тактик, иногда сочетает несколько, следуя меняющейся обстановке, которая открывает новые задачи и возможности.
Тактика защиты выбирается педагогом тогда, когда действия ребёнка блокирует страх, ребёнок не проявляет активности и стремления в решении проблемы. Кредо защиты: ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств.
Тактика защиты - это утверждение презумпции невиновности. Педагог, защищающий ребёнка, занимает позицию «педагогической адвокатуры». Педагог-адвокат защищает право ребёнка быть успешным; не уметь делать то, что умеют делать все; право на поиск, пробу и ошибку; право отстаивать своё достоинство; право на защиту своих прав. Правда, такая позиция иногда приводит к непониманию в коллективе, однако, в конечном счёте выигрывают все. И главное, сам ребёнок.
Когда педагог понимает, что не будет услышан в позиции «адвоката» и что ребёнка могут втянуть в дальнейшие конфликты и разбирательства, педагог может занять позицию «буфера», принимая часть удара на себя.
Тактика помощи выбирается в случаях, когда ребёнок не верит в себя. Она направлена на создание условий, при которых ребёнок получает возможность действовать в атмосфере эмоционального комфорта. Кредо помощи: ребёнок многое может делать сам, если будет активен в решении своей проблемы. Нужно помочь ему убедиться в этом.
Причём помощь более эффективна, если её опережает тактика защиты, освобождающая «безопасное пространство» для пробы сил. Ребёнку нужен успех, и тактика помощи может создать для этого условия. Ситуация успеха - это субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.
Тактика содействие выбирается педагогом в случае, если ребёнок переоценивает себя, не в состоянии анализировать и выбирать оптимальное решение. Эта тактика возможна только после того, как ребёнок, благодаря защите и помощи, избавится от реальных и мнимых страхов, а также разблокирует свою активность для поиска и выбора путей выхода из проблемы…
Кредо содействия: ребёнок, имея объективную возможность выбирать, должен стать субъектом выбора. Ребёнок получает возможность испытать себя, сделать собственный выбор, самореализоваться, провести рефлексию своей деятельности. Тактика содействия развивает критические и аналитические способности, формирует ответственность.
Тактика взаимодействия используется тогда, когда ребёнок готов решать свою проблему и активно к этому стремится. При этом ребёнок обретает опыт проектирования совместной деятельности. Эта тактика реализуется с помощью механизма «договора».
После смерти О.С. Газмана разработку концепции продолжили его ученики и коллеги Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, С.М. Юсфин .
Кроме того, я изучила материалы Л.А. Венгера о развитии способностей ребенка, концепции личностно-ориентированного образования и воспитания Е.В. Бондаревской, И.С. Якиманской, концепции личностно-развивающего обучения В.В.Давыдова, Б.Д.Эльконина, инновационных технологий обучения М.В.Кларина.
Цель, задачи и принципы воспитательной системы.
Изучив различные концепции, я смогла определить цель воспитания, которую считаю актуальной и на сегодняшний день: развитие гармоничной, многогранной, интеллектуально-нравственной, личности, которая станет достойным гражданином России. Таким образом, я строю свою воспитательную работу под девизом: «Каждый ребенок одарен, он способен преуспеть в жизни. Надо всего лишь помочь раскрыть его таланты».
Достижение этой цели реализуется через следующие задачи:
- организация и развитие ученического коллектива;
- организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;
- организация начальной профориентации и изучение интересов и склонностей, развитие профессионально значимых качеств личности;
- создание у учащихся опыта интеллигентного свободного общения со сверстниками;
- помощь в формировании осознанной гражданской позиции;
- организация интересного развивающего досуга;
В своей работе я соблюдаю следующие принципы:
- Принцип гуманизма (все дети талантливы).
- Принцип равенства взрослых и детей. (Содействие, Содружество, Сотрудничество, Поддержка).
- Принцип личностно-ориентированного подхода. ( Уважение достоинства и доверие, вера в предназначение каждого ребенка).
- Единство учебного и воспитательного процессов.
- Принцип креативности. (Готовность воспринимать новое, творческое, поощрение и одобрение самостоятельности).
В процессе своей работы я пытаюсь найти оптимальный стиль общения, оберегающий индивидуальность ребенка, придерживаюсь библейского правила «Не навреди».
Методы, формы и приемы воспитания
Методы воспитания – это «инструмент прикосновения к личности», так считал великий советский педагог А.С. Макаренко. Это различные способы воздействия воспитателей на воспитанников и организации их деятельности. Процесс нравственного воспитания не может быть односторонний, он всегда двусторонний. Это тесное взаимодействие воспитателя и воспитанника. Осуществлению процесса нравственного воспитания способствуют разные методы:
а) Убеждение (этическое и педагогическое, выражается в воздействии на сознание, чувства и волю воспитанника);
б) организация индивидуальных и групповых бесед в целях переориентации индивидуальных и групповых интересов;
в) создание специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций.
в) Метод поощрений для одобрения положительных поступков.
г) Метод наказаний для осуждения отрицательных поступков.
д) Метод наказаний для осуждения отрицательных поступков:
е) проведение ролевых игр и психологических тренингов;
ж) приглашение специалистов: психологов, медиков, юристов и др.
Выбор методов зависит от содержания и направленности воспитательной деятельности и используется при конкретной ситуации.
Формы воспитания – это отношения, которые складываются между участниками воспитательного процесса. Классифицируют формы воспитания по-разному, в зависимости от выбранной основы классификации. Один из видов данной классификации осуществляется на основе количества воспитанников: фронтальная форма; групповая форма; индивидуальная .
Существует и другая классификация, в основе которой лежат методы нравственного воспитания:
-словесные формы (классные часы, беседы, лекции, доклады, диспуты, встречи);
-практические формы (экскурсии в музеи и на выставки , поездки в другие города России, субботники, олимпиады и конкурсы и праздники);
-наглядные формы (музеи, выставки, тематические стенды).
В многогранном процессе нравственного воспитания возможны разные формы организации.
Прием воспитания — часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение. Образно говоря, приемы — это неизведанные тропинки, которые прокладывает воспитатель вместе со своими воспитанниками, чтобы быстрее достичь цели. Если ими начинают пользоваться и другие воспитатели, то постепенно приемы могут превратиться в широкие столбовые пути — методы.
Прием «ролевая маска». Детям предлагается войти в некую роль и выступить от лица соответствующего персонажа. Очень удобен для проведения праздников и театрализованных представлений, ребята перевоплощаются, и тихони становятся шутами и скоморохами (Праздник « Масленица» Приложение № 4).
Прием «непрерывная эстафета мнений». Учащиеся по очереди высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают и дополняют и так далее. Затем от несложных суждений можно перейти к аналитическим, а потом к проблемным высказываниям. ( Так я проводила классный час: « Интернет – друг или враг?». Приложение №5)
Прием «импровизация на заданную тему». Учащиеся непринужденно импровизируют на обозначенную учителем тему. При этом наставник может со временем усложнять задания. (Проведение брейн-ринга «Юные правоведы» дало возможность участникам показать более трудные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются ребята в жизненных ситуациях (Приложение №6).
Прием «обнажение противоречий». В данном случае ситуация сводится к разграничению позиций учащихся по тому либо иному вопросу в ходе исполнения креативного задания с некоторым конфликтом противоречивых суждений или разных точек зрения. Прием представляет точное обозначение расхождений в воззрении, которые необходимо тщательно рассмотреть и проанализировать. (Проведение беседы «Глобализация и её проблемы» заставила ребят проанализировать сегодняшнюю ситуацию во всех сферах жизни современного общества. ( Приложение №7).
Прием «распределение инициативы» предполагает равные условия для проявления инициативы всеми учащимися. Особенно важно достигнуть сбалансированного распределения инициативы по всей программе исполнения задания. ( Проведение праздника « Последний звонок», когда ребята сами переделывали песни, стихи и самостоятельно репетировали).
Прием «обмен ролями». Учащиеся обмениваются ролями или функциями, которые имели при исполнении заданий. Другой вариант этого приема состоит в передаче учителем собственных функций группе учащихся или же отдельному ученику. Из множества педагогических приемов отдельное место занимают юмор, собственный пример учителя, изменение обстановки, обращение к самостоятельным специалистам и некоторые другие. (Проведение Дня самоуправления, День Учителя в этом учебном году).
2. Реализации воспитательной концепции.
Содержанием воспитательного процесса являются совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности и общении, поддержка педагогом ребенка в трудных или тупиковых ситуациях. «Воспитание, по глубокому убеждению О.С.Газмана, без желания самого ребенка совершенствовать себя невозможно».(4)
Для проведения более целенаправленной работы классного руководителя по оказанию помощи детям в их развитии и саморазвитии, я, опираясь на концепцию О.С. Газмана, работала по 6 целевым направлениям: «Здоровье», «Взаимодействие», «Нравственность», «Интеллект», « Досуг», «Семья».
Направление «Здоровье»
Цель: показать ребёнку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил.
- Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции с их помощью физического здоровья учеников класса.
- Организация просветительской работы с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри школы, так и вне её.
- Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
- Формирование личностной рефлексии учащегося (коррекция мнения о себе и о своём здоровье).
Для реализации данного направления проводились разъяснительные беседы с ребятами и родителями о необходимость вакцинации, классные часы о ЗОЖ, участвовали в общешкольном концерте «Мир без наркотиков». Результатом деятельности считаю следующие: 4 юноши класса профессионально занимаются спортом (хоккей, самбо, фехтование), 80% ребят посещают спортивные и танцевальные кружки и секции в школе и районе. Курящих в моем классе нет.
Направление «Взаимодействие»
Цель: работа по организации общения и взаимоотношений в системах
«учитель – ученик», «ученик – ученик», «учитель – ученик – родитель».
Передача детям опыта социального общения людей, анализ негативных проявлений и пути преодоления их.
#1048;зучение с учащимися исторического опыта организации взаимоотношений людей в человеческих сообществах, их роли и последствий для последующих поколений. ( Поздравления ветеранов ВОв, участие в общешкольной акции «900 дней блокады- 900 «пятерок» за день, акция «Бессмертный полк»-3года подряд мои ребята участвуют в возложении венков 9 Мая, также проводим классные и общешкольные мероприятия, посвященные датам Великой Победы).
#1048;зучение положения каждого ученика в коллективе и его проблем во взаимодействии, организация коррекционной работы на материале диагностики и социометрии.
#1054;рганизация просвещения и консультирования родителей по проблеме.
#1054;бучение детей и родителей активным формам взаимодействия с использованием тренингов общения, встреч, дискуссий, часов общения.
Направление « Нравственность»
Цель: Обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования; формирование у учащихся понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли.
- Развивать желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- Воспитывать умение бороться и выживать в экстремальных ситуациях.
- Воспитывать интерес ученика к самому себе, желание самосовершенствоваться.
- Развивать волевые качества ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
- Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа; слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы о самом себе.
За 3 года моего руководства в этом классе мы с ребятами посетили музеи-усадьбы в Царицыно, Коломенском, Вяземах; совершили 3-х дневные поездки в города Санкт-Петербург, Казань, Новгород Великий, Валдай. Побывали в Этномире, прикоснулись к самобытной истории народов России.
Направление « Интеллект»
Цель: помощь ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде.
Главное - определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии.
- Необходимо изучить учебную деятельность класса в целом и возможности класса и каждого ученика с последующей коррекцией.
- На основе диагностики интеллектуальных умений уч-ся совместно с педагогами определить методы, приёмы, формы индивидуальной работы с уч-ся как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
- Изучать познавательный интерес учащихся, их увлечения при организации внеклассной работы и работы в школе.
- Организовать просветительскую и консультативную помощь семье в данном направлении.
- Привлекать внешкольные учреждения к сотрудничеству для развития интеллектуальных возможностей учащихся.
Направление «Досуг»
Цель: создание ситуаций для добровольного выбора учениками тех форм внеклассной работы, которые хотелось бы использовать в классе. Значит, главные качества, которые хотелось бы развить у своих воспитанников, - это инициатива и самостоятельность, ответственность и открытость, искренность.
- Изучение индивидуальных интересов и потребностей уч-ся во внеурочной деятельности.
- Использование активных форм внеклассной работы с учётом возрастных особенностей уч-ся.
- Просвещение и консультативная помощь при выборе кружков, клубов, секций, обществ.
- Развитие способностей адекватно оценивать собственные результаты и быть справедливым к чужим достижениям.
- Постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей уч-ся во внеклассной деятельности родителям, сверстникам.
Направление «Семья»
Цель: воспитание будет иметь успех тогда, когда просвещение семьи опережает просвещение ребёнка, когда классный руководитель в работе с родителями использует так называемую предваряющую реакцию.
- Продолжить изучение семей вновь прибывших учащихся.
- На основе диагностики организовать психолого – педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, собеседований.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
- Демонстрировать и поощрять личную инициативу родителей, которые участвуют в жизни класса и школы.
- Сотрудничать с психологической службой школы, обучающей семьи умению преодолевать и развивать рефлексивные умения родителей и детей, корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.
Заключение
Обобщая все вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что мы, педагоги, должны понимать, что самые важные способности – это красота души, человечность, чистота помыслов и сердца, которые должны быть направлены не только на свое личное Эго, но и на развитие и процветание общества в целом...
Необходимо учить ребят уважать точку зрения других, ибо только тогда другие будут уважать его мнение. Нужно научить ребенка выделять главное и стараться объяснить и показать, что его дело или увлечение – часть большой и сложной жизни, в которой ему очень пригодится заранее развитая способность справляться с негативными эмоциями и не поддаваться влиянию плохого настроения, видеть хорошее и красивое в жизни.
«Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости родительской власти в деспотическое самодурство.»-этими замечательными словами В.А. Сухомлинского хотелось бы завершить воспитательную концепцию, помня о том, что учителю-воспитателю всегда надо «сердце отдавать детям».
Список используемой литературы:
- Каменская Е.Н. Педагогика. Ростов – на Дону, 2009
- Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 2000.
- Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 2004.
- Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987
- Пидкасистый П.И. Педагогика.М.; Юрайт,2012
- Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
Приложение 1.
Приложение 2.
Определение типа мышления по Г.В. Разепкиной
У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет тебе определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте «+», если нет – «–».
П-Д | А-С | С-Л | Н-О | К |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
2. Мне интересно составлять компьютерные программы.
3. Я люблю читать книги.
4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
7. Я люблю играть в шахматы.
8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.
10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
11. Мне нравится все делать своими руками.
12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.
13. Я придаю большое значение сказанному слову.
14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
18. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.
19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего.
22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.
24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
25. Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.
26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
27. Я понимаю красоту математических формул.
28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
32. Мне интересно было бы расшифровать древние тексты.
33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
34. Красота для меня важнее, чем польза.
35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
36. Истинно только то, что можно потрогать руками.
37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.
40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.
Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определенных видах профессиональной деятельности.
Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень его развития (0-2 – низкий, 3-5 – средний, 6-8 – высокий).
1. Предметно-действенное мышление (П-Д) свойственно людям дела. Про них обычно говорят: «Золотые руки!» Они лучше усваивают информацию через движения. Они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры.
2. Абстрактно-символическим мышлением (А-С) обладают многие люди науки – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
3. Словесно-логическое мышление (С-Л) отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
4.Наглядно-образным мышлением (Н-О) обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. У большинства людей преобладает один или два типа мышления. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.
5. Креативность (К) – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.
Соотнеси свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Насколько удачен твой выбор? Если твои профессиональные планы не вполне соответствуют твоему типу мышления, подумай, что тебе легче изменить – планы или тип мышления?
По мнению американского исследователя Коэна, «мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, а мозг обычно использует лишь ничтожную часть своей мощности». Психологи высказывают мысль, что возможности людей, которых мы называет гениями, - не аномалия, а норма. Задача заключается в том, чтобы раскрепостить мышление каждого и использовать огромный потенциал, отпущенный нам природой.
Мышление – трудная работа. Для ее выполнения требуется организованность, хорошо развитое внимание и память, наблюдательность, работоспособность. При массе в 2% от нашего тела мозг потребляет 15% всей вырабатываемой энергии. На успешность выполнения интеллектуальных задач влияет эмоциональное состояние, состояние здоровья, условия работы. Поэтому интеллектуальные тесты необходимо выполнять в спокойной обстановке и хорошем настроении.
Приложение 3.
«Тест умственного развития» (Школьный Тест Умственного Развития в модификации Г.Резапкиной)
Внимательно прочитайте инструкцию к каждому заданию. Если не знаете ответа на вопрос, не старайтесь его угадать — поставьте прочерк в клетке бланка рядом с его номером и переходите к другому.
Примечание. Методика предназначена для определения усвоения ряда понятий школьной программы и сформированности основных мыслительных процессов учащихся 8–9-х классов. Методика состоит из четырех серий заданий, выявляющих способности к установлению аналогий (А), классификации (К), обобщению (О) и поиску закономерностей (З) на основе понятий физико-математического (Ф-М), естественнонаучного (Е-Н), общественного (история, общество) (И-О) и гуманитарного (филология) (Ф) учебного цикла. Задания четвертой серии направлены на изучение способности к анализу и синтезу знаковой информации. Время выполнения всего теста — 40 минут. В конце урока учитель зачитывает правильные ответы (выделены жирным шрифтом), а учащиеся зачеркивают ошибочные ответы и записывают в пустых клетках бланка количество правильных ответов. Если учитель не доверяет детям, он может провести обработку самостоятельно.
Инструкция. Вы должны выполнить четыре серии заданий, содержащих по двадцать вопросов. Каждой вопрос имеет только один правильный ответ. Ориентировочное время, которое вы можете затратить на каждую серию – 8-10 минут. Перед выполнением каждой серии заданий необходимо внимательно прочитать инструкцию. Ответы следует записывать справа от номера вопроса. Если не знаете ответа, не старайтесь его угадать – поставьте прочерк в соответствующей клетке бланка и переходите к следующему вопросу.
Образец бланка | ||||||||
1 |
| 21 |
| 41 |
| И-О | 61 |
|
2 |
| 22 |
| 42 |
| с | 62 |
|
3 |
| 23 |
| 43 |
| 63 |
| |
4 |
| 24 |
| 44 |
| 64 |
| |
5 |
| 25 |
| 45 |
| 65 |
| |
|
|
|
|
|
|
| 66 |
|
6 |
| 26 |
| 46 |
| Ф | 67 |
|
7 |
| 27 |
| 47 |
| с | 68 |
|
8 |
| 28 |
| 48 |
| 69 |
| |
9 |
| 29 |
| 49 |
| 70 |
| |
10 |
| 30 |
| 50 |
| 71 |
| |
|
|
|
|
|
|
| 72 |
|
11 |
| 31 |
| 51 |
| Е-Н | 73 |
|
12 |
| 32 |
| 52 |
| с | 74 |
|
13 |
| 33 |
| 53 |
| 75 |
| |
14 |
| 34 |
| 54 |
| 76 |
| |
15 |
| 35 |
| 55 |
| 77 |
| |
|
|
|
|
|
|
| 78 |
|
16 |
| 36 |
| 56 |
| Ф-М | 79 |
|
17 |
| 37 |
| 57 |
| с | 80 |
|
18 |
| 38 |
| 58 |
| с |
| |
19 |
| 39 |
| 59 |
| |||
20 |
| 40 |
| 60 |
| З | ||
А |
| К |
| О |
|
| Общий балл | |
с | с | с |
|
Задание №1. (Аналогии)
Даны три слова. Первое и второе слово связаны по смыслу. Из четырех вариантов выберите слово, связанное по смыслу с третьим. Рядом с номером задания запишите букву, соответствующую выбранному слову. Например, конструктор – самолет = писатель – … а) читатель, б) книга; в) библиотека; г) литература.
Конструктор создает самолет, писатель создает книгу. Правильный ответ – б) книга.
1. Рабовладельцы – капиталисты = рабы – …
а) рабовладельческий строй; б) буржуазия; в) наёмные рабочие; г) пленные.
2. Богатство – бедность = крепостная зависимость – …
а) крепостные крестьяне; б) личная свобода; в) неравенство; г) частная собственность.
3. Первобытный строй – рабовладельческий строй = рабовладельческий строй – …
а) социализм; б) капитализм; в) демократия; г) феодализм.
4. Роза – цветок = капиталист – …
а) эксплуатация; б) рабочие; в) капитализм; г) класс.
5. Война – смерть = частная собственность – …
а) феодализм; б) капитализм; в) неравенство; г) рабы.
6. Стихотворение – поэзия = рассказ – …
а) проза; б) писатель; в) повесть; г) предложение.
7. Старт – финиш = пролог – …
а) заголовок; б) введение; в) кульминация; г) эпилог.
8. Роман – глава = стихотворение – …
а) поэма; б) рифма; в) строфа; г) ритм.
9. Числительное – количество = глагол – …
а) спряжение; б) действие; в) причастие; г) часть речи.
10. Глагол – спрягать = существительное – …
а) изменять; б) образовывать; в) употреблять; г) склонять.
11. Колумб – путешественник = землетрясение – …
а) природное явление; б) образование гор; в) извержение; г) жертвы.
12. Север – юг = осадки – …
а) пустыня; б) полюс; в) дождь; г) засуха.
13. Папоротник – спора = сосна – …
а) шишка; б) семя; в) растение; г) ель.
14. Растение – стебель = клетка – …
а) деление; б) хромосома; в) ядро; г) фермент.
15. Понижение атмосферного давления – осадки = антициклон – …
а) ясная погода; б) циклон; в) гроза; г) влажность.
16. Фигура - треугольник = состояние вещества – …
а) жидкость; б) движение; в) температура; г) вода.
17. Прямоугольник – плоскость = куб – …
а) сторона; б) ребро; в) высота; г) объем.
18. Диаметр – радиус = окружность – …
а) дуга; б) сегмент; в) отрезок; г) круг.
19. Холодно – горячо = движение – …
а) инерция; б) покой; в) скорость; г) взаимодействие.
20. Слагаемые – сумма = множители – …
а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение.
Задание №2. Классификация.
Даны четыре слова, три из которых объединены общим признаком. Найдите слово, которое не имеет этого признака, и запишите его букву в бланке. Например, в ряду а) корова; б) лошадь; в) собака; г) волк три слова обозначают домашних животных, а четвертое – дикого. Значит, правильный ответ – г) волк.
21. а) рабовладелец; б) раб; в) крестьянин; г) рабочий.
22. а) социология; б) психология; в) педагогика; г) техника.
23. а) Кутузов; б) Суворов; в) Ушаков; г) Пирогов.
24. а) император; б) дворянин; в) царь; г) вождь.
25. а) ООН; б) НАТО; в) ОБСЕ; г) АОЗТ.
26. а) предлог; б) корень; в) суффикс; г) окончание.
27. а) пословица; б) стихотворение; в) поэма; г) рассказ.
28. а) Ахматова; б) Блок; в) Васнецов; г) Гумилев.
29. а) пролог; б) сюжет; в) развязка; г) эпилог.
30. а) описание; б) сравнение; в) характеристика; г) сказание.
31. а) барометр; б) азимут; в) термометр; г) компас.
32. а) цитоплазма; б) питание; в) рост; г) раздражимость.
33. а) Линней; б) Павлов; в) Микоян; г) Дарвин.
34. а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия.
35. а) углекислый газ; б) свет; в) вода; г) крахмал.
36. а) парабола; б) гипербола; в) ломаная; г) прямая.
37. а) Сахаров; б) Алферов; в) Ландау; г) Пастернак.
38. а) длина; б) метр; в) масса; г) объём.
39. а) скорость; б) колебание; в) вес; г) плотность.
40. а) круг; б) ромб; в) прямоугольник; г) треугольник.
Задание №3. Обобщение.
Определите, что общего у этих понятий, и выберите из четырех вариантов ответа тот, который выражает самые существенные для обоих слов признаки. Например, сосна – ель а) растения, б) природа, в) деревья, г) хвойные деревья. Правильный ответ – г) хвойные деревья, потому что он точнее всего отражает особенности этих понятий.
41. Феодализм – капитализм
а) устройство общества, б) формы правления; в) неравенство; г) общественный строй.
42. Радио – телевидение
а) способы передачи информации; б) средства массовой информации; в) достижения науки; г) формы воздействия на людей.
43. Наука – искусство
а) виды творчества; б) интеллект; в) культура; г) области человеческой деятельности.
44. Школа – институт
а) образование; б) здания; в) учебные заведения; г) способы получения знаний.
45. Монархия – демократия
а) государственный строй; б) формы правления; в) правительство; г) устройство общества.
46. Сказка – былина
а) литературный жанр; б) выдумка; в) устное народное творчество; г) литературное произведение.
47. Пролог – кульминация
а) литературный прием; б) элементы литературного произведения; в) художественные средства; г) способы изложения.
48. Глагол – прилагательное
а) главные члены предложения; б) части речи; в) второстепенные члены предложения; г) лингвистические термины.
49. Классицизм – романтизм
а) стиль; б) жанры; в) художественный стиль; г) направления в искусстве.
50. Определение – обстоятельство
а) члены предложения; б) части речи; в) виды предложений; г) уточняющие слова.
51. Азия – Африка
а) страны; б) континенты; в) материки; г) части света.
52. Сердце – артерия
а) органы кровообращения; б) анатомия; в) система кровообращение; г) органы тела.
53. Облачность – осадки
а) природные явления; б) дождь; в) погода; г) атмосферные явления.
54. Жиры – белки
а) биологические вещества; б) микроэлементы; в) органические вещества; г) химический состав тела.
55. Канал – плотина
а) гидроэлектростанции; б) водные сооружения; в) водоемы; г) водные преграды.
56. Сумма – произведение
а) математические термины; б) вычисления; в) результаты математических действий; г) результаты вычислений.
57. Газ – жидкость
а) молекулы; б) состояние; в) химическое вещество; г) агрегатное состояние вещества.
58. Дифракция – интерференция
а) волновые явления; б) характеристики световой волны; в) природные явления; г) физические термины.
59. Ампер – вольт
а) электричество; б) физические величины; в) единицы измерения электрического тока; г) ученые-физики.
60. Синус – косинус
а) квадратичные функции; б) тригонометрические функции; в) четные функции; г) нечетные функции.
Задание №4. Закономерности.
Числа в каждом ряду расположены по определённому правилу. Вы должны понять эту закономерность и записать в шестой колонке бланка ответов число, которое продолжает этот числовой ряд. В некоторых случаях для того, чтобы найти закономерность, необходимо мысленно выполнять арифметические действия.
61. 6, 9, 12, 15, 18, 21, 23
62. 9, 1, 7, 1, 5, 1, 3
63. 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11
64. 10, 12, 9, 11, 8, 10, 7
65. 1, 3, 6, 8, 16, 18, 36
66. 3, 4, 6, 9, 13, 18, 24
67. 15, 13, 16, 12, 17, 11, 18
68. 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64
69. 1, 2, 5, 10, 17, 26, 37
70. 1, 4, 9, 16, 25, 36, 49
71. 128, 64, 32, 16, 8, 4, 2
72. 1, 2, 6, 15, 31, 56, 92
73. 31, 24, 18, 13, 9, 6, 4
74. 255, 127, 63, 31, 15, 7, 3
75. 3, 4, 8, 17, 33, 58, 94
76. 47, 39, 32, 26, 21, 17, 14
77. 174, 171, 57, 54, 18, 15, 5
78. 54, 19, 18, 14, 6, 9, 2
79. 301, 294, 49, 44, 11, 8, 4
80. 23, 46, 48, 96, 98, 196, 198
Обработка результатов. Обработка заключается в подсчете правильных ответов и предполагает количественный и качественный анализ ответов. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Максимальный результат по тесту – 80 баллов.
Качественный анализ результатов выявляет уровень усвоения школьных понятий различных учебных циклов. Первые пять (1–5) строк бланка занимают вопросы социально-экономической направленности, следующие пять (6–10) – вопросы филологии, с 11 по 15 – естественнонаучного цикла, с 16 по 20 – физико-математического цикла. Результаты выполнения теста могут учитывать при комплектовании профильных классов.
Уровень сформированности основных мыслительных операций определяется подсчетом и сравнением количества правильных ответов по четырем сериям (1 – «Установление аналогий», 2 – «Классификация», 3 – «Обобщение», 4 – «Поиск закономерностей»). Количество баллов в каждой серии записывается в пустых клетках нижней строки под каждой серией. Общий балл записывается в правом нижнем прямоугольнике.
По результатам тестирования класс подразделяется на пять групп:
1) наиболее успешные – 10% от общего числа испытуемых;
2) близкие к успешным – 20% от общего числа испытуемых;
3) средние по успешности – 40% от общего числа;
4) мало успешные – 20 % от общего числа;
5) наименее успешные – 10 % от общего числа испытуемых.
Правильные ответы | |||||||
1 | в | 21 | а | 41 | г | 61 | 24 |
2 | б | 22 | г | 42 | б | 62 | 3 |
3 | г | 23 | г | 43 | г | 63 | 11 |
4 | г | 24 | б | 44 | в | 64 | 7 |
5 | в | 25 | г | 45 | а | 65 | 36 |
6 | а | 26 | а | 46 | в | 66 | 24 |
7 | г | 27 | а | 47 | б | 67 | 18 |
8 | в | 28 | в | 48 | б | 68 | 64 |
9 | б | 29 | б | 49 | г | 69 | 37 |
10 | г | 30 | г | 50 | а | 70 | 49 |
11 | а | 31 | б | 51 | г | 71 | 2 |
12 | г | 32 | а | 52 | а | 72 | 92 |
13 | б | 33 | в | 53 | г | 73 | 4 |
14 | в | 34 | в | 54 | в | 74 | 3 |
15 | а | 35 | г | 55 | б | 75 | 94 |
16 | а | 36 | в | 56 | в | 76 | 14 |
17 | г | 37 | г | 57 | г | 77 | 5 |
18 | а | 38 | б | 58 | а | 78 | 2 |
19 | б | 39 | б | 59 | в | 79 | 4 |
20 | в | 40 | а | 60 | б | 80 | 198 |
Приложение 4.
Изучение общей самооценки с помощью тестирования по опроснику Казанцевой Г.Н.
Инструкция испытуемому: «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (–), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».
Текст опросника
- Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
- Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
- Со мной большинство ребят советуются (считаются).
- У меня отсутствует уверенность в себе.
- Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
- Временами я чувствую себя никому не нужным.
- Я все делаю хорошо (любое дело).
- Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
- В любом деле я считаю себя правым.
- Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
- Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
- Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
- Меня мало беспокоят возможные неудачи.
- Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
- Я редко жалею о том, что уже сделал.
- Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
- Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
- Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
- Мне чаще везет, чем не везет.
- В жизни я всегда чего-то боюсь.
Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10.
Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке.
Результат от –3 до +3 о средней самооценке.
Результат от +4 до +10 – о высокой самооценке.
Инструкция. Вашему вниманию предлагается ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответа. Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его.
Бланк протокола к методике «Самооценка личности старшеклассника»
№ п/п | Суждения | Очень часто | Часто | Иногда | Редко | Никогда |
1 | Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня |
|
|
|
|
|
2 | Постоянно чувствую свою ответственность за работу |
|
|
|
|
|
3 | Я беспокоюсь о своем будущем |
|
|
|
|
|
4 | Многие меня ненавидят |
|
|
|
|
|
5 | Я обладаю меньшей инициативой, чем другие |
|
|
|
|
|
6 | Я беспокоюсь за свое психическое состояние |
|
|
|
|
|
7 | Я боюсь выглядеть глупцом |
|
|
|
|
|
8 | Внешний вид других куда лучше, чем мой |
|
|
|
|
|
9 | Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми |
|
|
|
|
|
10 | Я часто допускаю ошибки |
|
|
|
|
|
11 | как жаль, что я не умею правильно говорить с людьми |
|
|
|
|
|
12 | Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе |
|
|
|
|
|
13 | Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще |
|
|
|
|
|
14 | Я слишком скромен |
|
|
|
|
|
15 | Моя жизнь бесполезна |
|
|
|
|
|
16 | У многих неправильное мнение обо мне |
|
|
|
|
|
17 | Мне не с кем поделиться своими мыслями |
|
|
|
|
|
18 | Люди ждут от меня очень многого |
|
|
|
|
|
19 | Люди не особенно интересуются моими достижениями |
|
|
|
|
|
20 | Я слегка смущаюсь |
|
|
|
|
|
21 | Я чувствую, что многие не понимают меня |
|
|
|
|
|
22 | Я не чувствую себя в безопасности |
|
|
|
|
|
23 | Я часто волнуюсь и напрасно |
|
|
|
|
|
24 | Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже находятся люди |
|
|
|
|
|
25 | Я чувствую себя скованным |
|
|
|
|
|
26 | Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной |
|
|
|
|
|
27 | Я уверен, что люди почти все воспринимают легче, чем я |
|
|
|
|
|
28 | Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность |
|
|
|
|
|
29 | Меня волнует мысль о том, как относятся ко мне люди |
|
|
|
|
|
30 | Как жаль, что я не так общителен |
|
|
|
|
|
31 | В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте |
|
|
|
|
|
32 | Я думаю о том, чего ждет от меня общественность |
|
|
|
|
|
Проведение исследования
Тест-опросник включает 32 суждения. По ним возможны пять вариантов ответов, каждый из которых кодируется баллами по следующей схеме:
- очень часто – 4 балла;
- часто – 3 балла;
- иногда – 2 балла;
- редко – 1 балл;
- никогда – 0 баллов.
Тест используется как индивидуально, так и в группе.
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитать общее количество баллов по всем суждениям:
- 0-25 баллов – высокий уровень самооценки;
- 26-45 баллов – средний уровень самооценки;
- 46-128 баллов – низкий уровень самооценки.
При высоком уровне самооценки человек оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.
При среднем он редко страдает от «комплекса неполноценности» и время от времени старается подладиться под мнения других.
При низком уровне самооценки человек болезненно переносит критику в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности».
Приложение 5.
Методика Г.Дэвиса ( определения творческих способностей учащихся) | |||||
Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
КлючКреативность (способность к творчеству) — в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7. 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (-) по вопросам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21. Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.
Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагог должен помнить, что это — еще нереализованные возможности. Главная проблема — помочь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность ядерных личностных проблем, романтизм и др.). Нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Избегать острой и частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режим творческой работы. |
[1] Путин В.В., Президент РФ, из выступления на открытии центра для талантливой молодежи «Сириус».
[2] Путин В.В., Президент РФ, из выступления перед бизнесменами в г.Краснодар, 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной системы ГБОУ СОШ №72
Вопросы духовно-нравственного развития и воспитания школьников являются значимыми и часто обсуждаемыми на педагогических советах школы. Воспитательный процесс является неотъемлемой...
Первое направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Пропаганда и организация спортивно-массовой занятости учащихся 9 «В» класса
краткое описание работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся...
Первое направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Пропаганда и организация спортивно-массовой занятости учащихся 9 «В» класса
краткое описание работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся...
Второе направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Работа учителя по популяризации правильного питания и организация горячего питания среди учащихся
краткое описание системы работы по популяризации правильного питания и организации горячего питания...
Концепция воспитательной системы класса.
концепция для классного руководителя - это разработка поможет составить план воспитательной работы....
Концепция воспитательной системы гуманистического типа "Самосовершенствование школьников"
Данная концепция воспитательной системы была разработана мной в 2010 году и получила первое место на муниципальном уровне. Успешно работает в нашей школе...
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ"
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ"...
- Мне нравится (1)