Концепция воспитательной системы ГБОУ СОШ №72
статья по теме
Вопросы духовно-нравственного развития и воспитания школьников являются значимыми и часто обсуждаемыми на педагогических советах школы. Воспитательный процесс является неотъемлемой частью общего образовательного процесса, осуществляемого в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Степень влияния социальных факторов на воспитание доказано многими специалистами в области психологии и педагогики. Успех воспитательного процесса зависит от позиции самих педагогов. Воспитать новое поколение с активной жизненной позицией не могут равнодушные и безразличные люди. Педагог, который творчески, с интересом подходит к делу, который заинтересован в результате своего труда и ориентирован на «зону успеха» своих учеников, добьется, рано или поздно, успеха в своей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malofeeva_-_statya_-_koncepciya_vr_ou72.docx | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Малофеева Е.Л.,
заместитель директора по воспитательной работе
Стрешинская И.В.,
директор школы
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОУ СОШ №72
«Нет ничего более страшного для человека,
чем другой человек, которому нет до него никакого дела».
Осип Мандельштам
В настоящее время в средствах массовой информации все больше говорят о том, что школьному образованию отводится важная роль в вопросах инновационного развития страны. Какой должна быть современна «новая школа»? Какие необходимо создать условия для воспитания школьников, чтобы они выросли инициативными, способными творчески мыслить и находить нестандартные решения, умели выбирать профессиональный путь, были готовы к обучению в течение всей жизни. Именно школа, являясь центром образования и воспитания, помогает с детства сформировать эти навыки.
Вопросы духовно-нравственного развития и воспитания школьников являются значимыми и часто обсуждаемыми на педагогических советах школы. Воспитательный процесс является неотъемлемой частью общего образовательного процесса, осуществляемого в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Степень влияния социальных факторов на воспитание доказано многими специалистами в области психологии и педагогики. Успех воспитательного процесса зависит от позиции самих педагогов. Воспитать новое поколение с активной жизненной позицией не могут равнодушные и безразличные люди. Педагог, который творчески, с интересом подходит к делу, который заинтересован в результате своего труда и ориентирован на «зону успеха» своих учеников, добьется, рано или поздно, успеха в своей работе.
Стремительное развитие научно-технического прогресса, смена социально-экономических условий жизни требует от образовательного учреждения создания условий для достижения учащимися ключевых компетентностей, в основе которых лежит готовность человека к деятельности, для формирования личности, адаптированной к социуму.
Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации воспитательного процесса школьников. Конструктивный диалог семьи и школы дает возможность построить отношения, основанные на взаимоуважении, стать равноправными партнерами в вопросах формирования нравственных качеств личности. Школа, учитель должны увидеть в родителе единомышленника, готового к совместному осуществлению главной миссии школы – воспитания и обучения ребенка.
Чем больше общих тем и вопросов обсуждает школа с родителями, тем более открытой она становится, тем более доверительные отношения складываются между двумя главными институтами воспитания – семьей и школой. Самое главное, что нас объединяет, - это наши дети. Наша задача создать такие условия, при которых будет комфортно всем участникам образовательного процесса.
Целью воспитательной работы нашей школы является обеспечение равенства доступности качественного образования для разных и равных детей, их интеграции в российское и международное пространство.
Воспитательная работа строится на основании разработанной кафедрой социально-педагогического образования СПбАППО концепции "Воспитание петербуржца XXI века" и работает согласно инновационной Программе развития образовательного учреждения "От развития личностного потенциала обучающегося к открытой и активной школе", основными задачами которой являются:
- реализация модели школы с углубленным изучением немецкого языка как образовательного учреждения, предоставляющего качественные образовательные услуги обучающимся
- воспитание и развитие личностного потенциала через сетевое взаимодействие с системой дополнительного образования, создание отделения дополнительного образования спортивной направленности
- активизация методической деятельности школы по обобщению опыта внедрения инновационных программ и технологий, социального проектирования, ориентированных на проблемный и творческий характер освоения содержания образования
- расширение взаимодействия с внешней средой и формирование механизма гражданского участия в управлении школой, расширение социальной открытости школы для окружающих и обеспечение перехода к договорным отношениям в системе образования между школой и семьей
- создание здоровьесберегающей школьной среды.
Планирование и реализация воспитательной деятельности школы происходит во взаимодействии всех сотрудников педагогического коллектива: административно-управленческой команды (директора и заместителей директора), методического объединения классных руководители, учителей-предметников, педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, воспитателей групп продленного дня и педагогов дополнительного образования.
Для организации воспитательного процесса большую роль играет сетевое взаимодействие с социальными институтами.
С целью развития творческого потенциала учащихся и расширения системы дополнительного образования ежегодно заключаются договоры с учреждениями дополнительного образования: Домом детского творчества и Центром эстетического воспитания. Многие мероприятия, в том числе спортивной и военно-патриотической направленности, проходят при поддержке Муниципального образования МО №21, Центра физической культуры, спорта и здоровья Калининского района.
В рамках культурно-образовательного воспитания школьников большую роль играет наш город, который является культурным памятником и предоставляет большие возможности для расширения кругозора и развития познавательного интереса учащихся. И мы не можем не использовать эти возможности. Дни музея стали неотъемлемой частью воспитательного процесса школы. Проект «Юный экскурсовод» осуществляется при поддержке Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».
Долголетние партнерские отношения связывают нашу школу с гимназией Хайдберг города Гамбурга, ФРГ. Это - друг и партнер по совместным международным проектам. Также мы сотрудничаем с Культурным центром имени Гете, Фондом «Русско-немецкий Центр Встреч при Петрекирхе», где проходят ежегодные презентации совместных международных билингвальных театральных проектов и культурно-исторических проектов «Россия – Германия в диалоге культур» на немецком языке.
Серьезная и важная профилактическая работа в школе проходит совместно с отделением полиции, Центром помощи семье и детям, Центром психолого-медико-социального сопровождения Калининского района.
Большую и важную роль в организации и управлении воспитательной системы играет методическое сопровождение педагогов специалистами Информационно-методического центра и Центра внешкольной работы Калининского района. Педагог – это человек, который учится всю свою жизнь, поэтому организация семинаров, конференций, предоставление возможности распространения педагогического опыта является частью педагогической деятельности.
Совместная деятельность школы с другими воспитательными институтами выстраивается на принципах доверия, уважения общих целей и ценностей, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
В школе сложилась своя система воспитательной работы, основанная на таких принципах как:
- принцип деятельностного и творческого подхода
- принцип сотрудничества
- принцип открытости
- принцип системности
- принцип взаимоуважения
- принцип учета возрастных особенностей
- принцип ориентации на «зону успеха» каждого ученика
Основным подходом к организации воспитательного процесса являются системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом, предполагающий выход за рамки школы, организацию проектной деятельности, активное взаимодействие с различного рода благотворительными фондами и организациями, работающими по программам поддержки школьников и молодежи. Важнейшим аспектом воспитательной работы является снижение негативного влияния социума на личность ученика. С этой целью школа должна наладить сотрудничество с различными внешкольными учреждениями и организациями.
Разнообразие форм и методов организации воспитательной работы позволяет каждому ученику раскрыть свой потенциал в той или иной сфере воспитательной деятельности школы.
Результатом обучения и воспитания в школе должно стать не только овладение учащимися определенного объема знаний, соответствующих государственным стандартам, а также приобретение навыков самообразования, самоорганизации, готовности личности к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания отводит образованию в данном вопросе ключевую роль, так как именно в школьные годы, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни, наиболее системно, последовательно и глубоко происходит духовно-нравственное развитие и воспитание личности. В основе лежит идея, что воспитание есть управление процессом развития личности школьника. Гуманистический характер образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном занятии, создание воспитывающей среды во внеурочное время, построение внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ученика.
Содержательная сторона концепции воспитательной системы школы реализуется через культурно-образовательный проект «Живая школа», участниками которого являются все субъекты образовательного процесса: педагоги, обучающиеся и их родители.
Традиционно родители чаще всего выступают в школе в качестве участников родительских собраний и Попечительских советов школ. Поэтому конструируя план воспитательной работы школы, администрация школы вместе с педагогами пришла к единому мнению о необходимости поиска новых форм взаимодействия и сотрудничества с родителями, основывающихся не на решении проблем организационного характера и финансовой поддержки, а на решении важных в школе вопросов. Мы понимаем, что родителей интересует, чем живет школа, что в ней происходит, в чем принимает или не принимает участие их дети, каких результатов они добивается. Именно открытость школы является важным для родителей, именно это дает возможность родителям стать равноправными участниками школьной жизни.
Культурно-образовательный проект «Живая школа» - это традиция школы, в основу которой легла проектная технология, а это значит, что проект «Живая школа» построен как совокупность коллективных действий, направленных на достижение значимой образовательной цели. Они (проекты) открыты, переходят от одного к другому, рождаются от системы жизнедеятельности конкретной школы. В раках акции «Добро пожаловать в школу!» родителям первоклассников показали наглядно и рассказали об основных направлениях работы школы, пригласили посетить открытые уроки и обсудить их у открытого микрофона. В рамках акции «Здоровый образ жизни» ученики, родители и учителя совершили совместное путешествие по составляющим здорового образа жизни, а именно по таким станциям, как «Нет наркотикам», «Игровая», «Релаксация», «Медицинская», «Здоровое питание», «Спортивная».
Культурно-образовательный проект «Живая школа» нацелен показать жизнь школы изнутри, чтобы родители видели, что школа – это живой организм, который постоянно изменяется и развивается, и в котором есть место родителям как полноценным партнерам.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аронова Е. Культурно-образовательные проекты – надежный способ взаимодействия с родителями // Директор школы.- М.:Сентябрь, 2008, 10, 75-79 с.
2. Инновационная программа развития ГОУ СОШ №72 на период 2011-2015 гг.: От развития личного потенциала обучающегося к открытой и активной школе. Утверждена решением Педагогического совета школы от 15.02.2011 г. Протокол №3
3. Концепция воспитания в системе образования Санкт-Петербурга. Воспитание петербуржца XXI века. Утверждена Приказом Комитета по образованию администрации СПб №1014 от 26.06.2003 г.
4. Национальная образовательная инициатива: Наша новая школа. Приказ Президента РФ от 04.02.2010№271
5. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2010 гг. Петербургская Школа 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первое направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Пропаганда и организация спортивно-массовой занятости учащихся 9 «В» класса
краткое описание работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся...
Первое направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Пропаганда и организация спортивно-массовой занятости учащихся 9 «В» класса
краткое описание работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся...
Второе направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Работа учителя по популяризации правильного питания и организация горячего питания среди учащихся
краткое описание системы работы по популяризации правильного питания и организации горячего питания...
Концепция воспитательной системы класса.
концепция для классного руководителя - это разработка поможет составить план воспитательной работы....
Концепция воспитательной системы гуманистического типа "Самосовершенствование школьников"
Данная концепция воспитательной системы была разработана мной в 2010 году и получила первое место на муниципальном уровне. Успешно работает в нашей школе...
Концепция воспитательной системы гуманистического типа "Самосовершенствование школьников"
Данная концепция воспитательной системы была разработана мной в 2010 году и получила первое место на муниципальном уровне. Успешно работает в нашей школе...
Воспитательная система ГБОУ РТ Хондергейской школы-интерната для детей с ОВЗ
План воспитателя школы-интерната разрабатывается в соответствии с Рабочей программой ГБОУ РТ Хондергейской школы-интерната на учебный год....