КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ"
методическая разработка по теме
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_vospitatelnoy_sistemy.docx | 85.41 КБ |
Предварительный просмотр:
А
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
«СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ"
Пояснительная записка
Ни одна профессиональная деятельность не существует без наличия осмысленной и сформированной цели. Создание концепции развития воспитательной системы школы обусловлено требованием времени и социально - психологической ситуацией, порожденной общественно- историческими явлениями. Мы представляем воспитательную систему социального типа: концепцию, программу ее реализации, модель, ориентированные на наш тип образовательного учреждения, на всех субъектов воспитательной системы.
Представленная концепция социального воспитания разработана на основе многолетнего положительного опыта воспитательной работы педагогического коллектива школы, отражает основные направления деятельности в решении ключевых проблем подростков на определенном этапе взросления.
Новизна нашего подхода заключается в структурировании широкого понятия «воспитательная система», его использования в конкретной педагогической деятельности с социально запущенными подростками, учитывая специфику нашей школы, ее форм обучения (дневная, заочная, экстернат).
Жизнь давно изменила прежний облик вечерней школы. Она уже совсем не та, что раньше, но от этого не стал меньше её гуманистический потенциал. Она по-прежнему служит гарантом доступности образования для тех, кто в силу разных причин не смог учиться в обычной массовой школе. Современная вечерняя школа ОТКРЫТА ДЛЯ ВСЕХ, имеет статус муниципальное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа».
В современных условиях вечерняя (сменная) общеобразовательная школа решает принципиально новые проблемы воспитания, что связано со значительным омоложением контингента учащихся, депривацией некоторых семей, их тяжелым материальным положением. Наш проект – попытка осмысления новых социальных реалий.
В школе, в отличие от других общеобразовательных учреждений города, сложный, неоднородный по составу, социальной зрелости, материальному положению, мотивам обучения, уровню подготовки контингент обучающихся. Это дети из малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семей, дети разведенных родителей, одиноких матерей, работающая молодежь, это подростки «зоны риска», состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, осужденные с отсрочкой, прибывшие из мест лишения свободы, т. е. дети с социогенными причинами отклонений. Школа расположена в районе радиогородка, но обучаются в ней дети со всего города и прилегающих к нему поселков: Тайгинка, Кузнечиха, Кувалжиха, Косой Мост, Большие Егусты, Новогорный. В процентном соотношении это:
- 14-15-летние подростки, исключенные по разным причинам из дневных школ (66%),
- работающая молодежь (21%),
- несовершеннолетние, отбывшие наказание в воспитательно-трудовых колониях (1%),
- подростки, состоящие на учете в ИДН (9%),
- молодые мамы (4%).
Все перечисленное повышает ответственность вечерней (сменной) общеобразовательной школы перед обществом за воспитание социально запущенных подростков, определяет риски воспитания, накладывает определенные ограничения на принятые критерии эффективности воспитательной системы.
Нужно отдать должное педагогам школы - они сумели живо откликнуться на непростые вызовы времени и, взяв на себя груз забот, приступить к выполнению сложнейших психолого-педагогических и реабилитационных функций. Именно здесь на деле реализуется право молодых людей с трудной судьбой на получение полноценного образования, здесь они находят помощь, внимание и поддержку. Вследствие сказанного школа является центром, обеспечивающим социальную и духовную зрелость подрастающего поколения, основу социально-воспитательной политики которой составляет социально-профилактическая работа с обучающимися и их родителями по различным направлениям. Суть взаимодействия педагогического коллектива и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении, раскрытии, развитии и изменении социальной установки подростка.
Вся воспитательная работа строится на принципах, заложенных в Уставе образовательного учреждения, на основе ценностно-ориентированного подхода в соответствии с разработанной моделью выпускника школы, руководствуясь Законом РФ «Об образовании».
Работая над проблемой школы «Совершенствование и оптимизация учебно-воспитательного процесса, развитие творческого потенциала учителей и обучающихся в условиях вечерней (сменной) общеобразовательной школы», педагогический коллектив учитывал основные тенденции в развитии современного российского общества:
- возникновение в обществе стихийной, опасной по своим последствиям социальной ситуации для развития молодежи;
- появление новых требований со стороны общества к личности;
- усиление бездуховности, падение культурного уровня определенной части подрастающего поколения.
Особенности работы с подростками «зоны риска» требуют большого арсенала накопленных знаний, средств и методов. Постановка в центр внимания основы социального воспитания ориентирует на осуществление важнейших функций общества – подготовку обучающихся к включению в общественную жизнь, к нормальному функционированию в обществе.
Социальное воспитание в школе осуществляется в процессе взаимодействия «цепочек»:
социум –коллектив- личность,
проявляющихся в различных сферах деятельности и активности. Сохранение в школе традиций ценностного характера обеспечивает создание атмосферы сотрудничества, ответственности, ощущение сопричастности к коллективу, к общему успеху.
Основным признаком концепции воспитательной системы школы социального воспитания является взаимосвязь всех составных частей школы, всех её состояний, в процессе которых происходит:
во-первых, передача положительного опыта старшего поколения;
во-вторых, формирование способности воспользоваться этим капиталом.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ
В законе Российской Федерации « Об образовании» говорится, что образование - единый целостный процесс воспитания и обучения.
Под воспитанием мы пониманием целенаправленный и планомерный процесс, который не всегда может иметь только положительный знак, т.е. воспитание может быть позитивным и негативным, так как оценивается в определенное время, определенными людьми, в определенных условиях. Может отличаться по составу субъектов, по принципам, содержанию, средствам.
Социальное воспитание - взращивание Человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для относительно целенаправленного позитивного развития и духовно - ценностной ориентации (А.Мудрик)
Воспитание в общеобразовательном учреждении вечерней (сменной) общеобразовательной школе реализуется в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию и формам, способам и стилю взаимодействия субъектов процесса:
- организация социального опыта воспитуемых,
- их образование,
- оказание индивидуальной помощи.
Совершенствование личности подростка диктуется возрастанием роли социальной значимости человека в современном обществе.
Исследование образовательных потребностей, ценностных ориентиров, установок обучающихся показали, что школе необходимо:
- Решать задачи социальной адаптации выпускников школы;
- Стремиться обеспечить оптимальное развитие каждого подростка в соответствии с его индивидуальностью;
- Разработать действенную систему формирования положительной самооценки;
- Формировать жизненное и профессиональное самоопределение подростка.
Взаимодействие в процессе социального воспитания осуществляется в виде множества «цепочек»:
- воспитательная организация (коллектив);
- коллектив - личность;
- коллектив - входящие в него микрогруппы - личность;
- педагог – коллектив, педагог - личность.
Содержание взаимодействия представляет собой обмен между субъектами информацией, ценностными установками, способами общения, познания, деятельности, поведения - усвоение которых имеет индивидуальный избирательный характер; оказание социальной помощи; самоуправление;
Взаимодействие семьи и школы.
Мера систематичности, формы и способы организации социального опыта, оказание индивидуальной помощи в определенной мере зависят от возраста, пола, социально- культурной принадлежности.
В учебном процессе учитель становится другом, компаньоном па пути к познанию, объектом для подражания.
Родителей мы рассматриваем как единомышленников, важнейших социальных заказчиков образования - изучаем позицию по результатам бесед, педагогических опросов.
Наша воспитательная система стала воплощать в себе совокупную деятельность школы, которая реализуется в основных сферах жизнедеятельности подростка.
Цель воспитательной системы:
формирование социально активной и законопослушной личности, строящей свои отношения с людьми на правах равноправия и ненасилия, знающей и утверждающей права и своды Человека, способной к нормальному функционированию в обществе.
Задачи:
- формировать эмоционально положительное отношение к себе и людям;
- привлекать к социально - значимой деятельности;
- воспитывать у обучающихся потребность понимания здорового образа жизни;
- диагностировать среду жизнедеятельности подростка;
- выявлять детей «зоны риска» по школьной и социальной дезадаптации;
- оказывать помощь подростку в выборе профессии с учетом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства;
- оказывать конкретную поддержку нуждающимся;
- включать родителей в разнообразные формы деятельности школы.
ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
1. Принцип личностного подхода.
Уважение своеобразия каждого подростка с опорой на естественный процесс саморазвития формирующейся личности.
2. Принцип социальной адекватности.
Осознание социальной защиты и поддержки , готовность к социальной самозащите.
3. Принцип учета возрастных особенностей обучающихся
4. Принцип сотворчества.
Сотрудничество педагогов и обучающихся, совместный поиск наиболее эффективных и интересных форм и видов деятельности.
5. Принцип дифференциации.
Отбор форм и методов работы с учетом индивидуальных особенностей всех участников воспитательного процесса.
6. Принцип культуросообразности.
Формирование личности выпускника на лучших примерах русской истории, культуры, приобщение к ценностям мировой культуры и истории.
7 Принцип успешности.
Вера в свои силы, успех как основа раскрытия потенциала, заложенного на уровне актуального развития.
МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В соответствие с целями и задачами воспитательно-образовательной работы определены системообразующие виды деятельности обучающихся -старших подростков.
Главный вид деятельности - учебно-социально-профориентационная. Одна из наиболее эффективных форм деятельности - Совет старшеклассников, творческие гостиные, встречи с интересными людьми, клубы по интересам, Дни правовых знаний.
КЛЮЧЕВЫМИ ПОНЯТИЯМИ
МОДЕЛИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЯВЛЯЮТСЯ:
- культура - система ценностей, совокупность наилучших образцов человеческой деятельности;
- личность - социально-психологические качества человека, составляющие его индивидуальность;
- духовное развитие, осмысление своего предназначения в жизни;
- профессиональная направленность - становление и осознание ответственности перед настоящим и будущим своей жизнедеятельности, нравственное совершенствование;
- гуманизм - система взглядов, утверждающая высокое общественное признание человека как личности, право на свободу, счастье, развитие всех своих способностей;
- толерантность - уважительное, терпимое отношение к людям других верований и национальностей.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СИСТЕМЫ
Целью социального ориентирования является:
- высоконравственная личность, умеющая осуществить
устойчивый ценностный выбор, способная к
самосовершенствованию и творческому преобразованию
окружающего мира.
В Школе социальной ориентации Выпускника наиболее
значимыми являются Ценности:
- Отечество,
- Равенство,
- Справедливость,
- Общество,
- Гражданственность.
КОНЦЕПЦИЯ МОДЕЛИ УЧАЩЕГОСЯ
Учащийся – это человек с определенным социально – принятым способом поведения, являющийся носителем общечеловеческих ценностей, осознанной нравственной позицией
Мы принимает гибкое целеполагание (П.А.Сорокин), разделяя утверждение И.А.Колесниковой: «Стереотипной можно считать социально-педагогическую иллюзию, будто возможно задать, найти универсальную цель и определить содержание воспитания, пригодное для всех». В соответствии с этим генеральная цель, сформулированная в модели воспитательной системы нашей школы, конкретизируется на соответствующих этапах образования, на основе педагогической поддержки и определяется контингентом учащихся.
Анализ наблюдений за контингентом учащихся показывают, что наиболее значимыми являются такие личностные характеристики, как мотивация образовательной деятельности, учебно-познавательные способности, дидактическая запущенность и коммуникабельность. Взятые вместе они могут быть положены в основу следующего распределения учащихся по основным типам будущих образовательных траекторий, оптимально отвечающим их возможностям и личностным особенностям:
- Люди, оптимально приспособленные к условиям обучения в вечерней (сменной) школе. Учебная мотивация высокая и внутреннего характера. Полностью сохранены учебно-познавательные способности. Дидактическая запущенность вызвана в основном перерывом в учебе. Коммуникабельность удовлетворительная. (Форма обучения – ЭКСТЕРНАТ).
- Группа нормы. Мотивация к учебной деятельности преимущественного характера (внешние требования, необходимость). Познавательные способности угасшие. Дидактическая запущенность накоплена еще в предыдущей школе. Нормальная коммуникабельность в системе «ученик-группа», пониженная – в системе «Ученик – Учитель». Группа норма напоминает учебный класс дневной школы, в котором собрались подростки, разного возраста из разных школ, подавляющее большинство – из разряда «трудных». В нашей школе - это норма, а в обычной – ситуация прямо-таки экстремальная! (Форма обучения – ДНЕВНАЯ).
- Группа педагогической поддержки. Негативное отношение к школе и устойчивое сопротивление внешним требованиям. Познавательные способности избирательны, мало связаны с учебной работой, с трудом поддаются восстановлению. Дидактическая запущенность, недостаточные или специфические коммуникативные навыки.
+ Работающая молодежь, иногородние учащиеся.
(Форма обучения – ЗАОЧНАЯ)
- Группа социально-педагогической реабилитации и дидактической коррекции. Демонстративно негативное отношение к учебной деятельности. Негативная реакция на внешние требования. Пониженные общие познавательные способности и неразвитые познавательные умения. Коммуникативные навыки на уровне предметных отношений и примитивной манипуляции. Длительный опыт противоправного и асоциального поведения.
К сожалению, законодательством об образовании группа социально-психологической коррекции в вечерней (сменной) школе не предусмотрена. Эту часть контингента приходится рассредоточивать по другим группам, что снижает общую эффективность педагогического процесса.
Наша школа явно и резко отличается от других по главнейшим параметрам – контингенту обучающихся, целеполаганию, содержанию образования. Соответственно меняются и педагогические технологии.
Учитель должен:
УМЕТЬ:
- оперативно выявлять дидактическую запущенность каждого учащегося;
- организовывать групповую и индивидуальную работу по ее ликвидации;
- снимать психологические барьеры в отношениях с учащимися, родителями, учителями;
- обеспечивать первоначальный успех в полузабытых видах деятельности;
- помогать самоутверждению и повышению самооценки личности;
- стимулировать учебную мотивацию;
- корректировать навыки общения;
- формировать ученический коллектив и использовать его возможности в педагогических целях;
- выявлять и четко реализовывать зону ближайшего развития каждого учащегося;
ЗНАТЬ:
- коррекционную педагогику и сопутствующие разделы физиологии и психологии;
- теорию и практику социальной педагогики;
- теорию и методику перевоспитания.
ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Концепция технологии социального воспитания представляет процесс последовательного функционирования всех средств, используемых для решения определенных социально – воспитательных проблем и аспектов социальной деятельности. Он позволяет:
- анализировать и систематизировать практический опыт и его использование;
- комплексно решать социальные и социально – воспитательные проблемы;
- создавать благоприятные условия для развития подростка;
- снижать влияние неблагоприятных обстоятельств;
- оптимально использовать имеющиеся ресурсы;
- выбирать и разрабатывать наиболее эффективные технологии для решения социальных проблем.
Социально – воспитательные технологии работы с подростками, имеющими проблемы, представлены «метатехнологией»:
- технология работы с проблемными детьми;
- технология семейного воспитания;
- технология антиалкогольного и антинаркотического воспитания;
- технология формирования навыков трудовой и профориентационной деятельности.
Технология работы с проблемными детьми, детьми «зоны риска» предполагает личностный подход к подростку, педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, привлечение к социально ценностной деятельности с учетом их положительных качеств с использованием школы, семьи, общественности, обучение методике самостимуляции положительного поведения, коррекции отклоняющегося поведения.
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ТРУДНОГО ПОДРОСТКА
Технология семейного воспитания - основывается на стиле первичной социализации подростка, формировании социальной направленности, ориентированной на ответственность обучающегося и родителей, совместную деятельность, сохранение семейных традиций, знания прав и обязанностей, закрепленных нравственными и правовыми нормами поведения.
Связь семьи и школы
Семья –важнейший институт в формировании и развитии социально-значимых ценностей и установок личности, в социализации и воспитании подрастающего поколения.
При организации работы с родителями мы стараемся «вернуть родителей в школу», повысить их ответственность за воспитание детей. Мы помним, что в народной педагогической культуре воспитание детей – самая первая и самая важная обязанность родителей. Вот почему так важно сегодня наладить взаимодействие учителей, учеников и родителей. Факт самоустранения родителей от воспитания является противоестественной для российского менталитета тенденцией, подлежащей искоренению всеми педагогически доступными средствами. Для полноценного прохождения обучения и формирования личности обучающегося необходим соответствующий микроклимат между педагогами, обучающимися и семьей в целом. Педагогический коллектив нашего образовательного учреждения в работе с родителями использует разнообразные формы деятельности:
- информационно-педагогические встречи;
- «Родительский лекторий»;
- «Школа здоровья»;
- Экран результатов учебно-воспитательного процесса;
- День матери;
- «Этика семейной жизни».
Приоритетные направления во взаимодействии школы и семьи.
- Повышение профессиональной компетенции педагогического коллектива в вопросах семейной педагогики.
- Организация педагогического просвещения родителей.
- Повышение уровня активности родителей путем:
- формирования мотивации;
- обеспечения родительской общественности продуктивными видами деятельности.
4. Повышение культуры семейного общения учащихся.
5. Социальная защита детей.
6. Работа в соответствии с программой «Семья»
Родители в воспитательной системе школы
Микросоциум
Ш.А.Амонашвили писал: «Нельзя, чтобы ребенок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то все его окружение, все люди, которые направляли этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную среду».
В целях повышения уровня воспитательной работы школа сотрудничает со всеми заинтересованными организациями и учреждениями города Кыштыма, а также с представителями общественности и может быть представлена схемой (см.схему взаимодействия).
Формы взаимодействия:
- совместная организация и проведение внеклассных мероприятий;
- вечера-встречи с интересными людьми;
- диагностика;
- консультации;
- шефская помощь и т.д.
Технология антиалкогольного и антинаркотического воспитания
основана на систематическом подходе приобщения подростков к «здоровому образу жизни», интегрировании профилактической работы школы, семьи, общественных организаций – параллельно просвещение обучающихся и родителей в соответствии с разработанной программой «Профилактика негативных зависимостей и асоциального поведения учащихся» (см. приложение).
СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Технология формирования навыков трудовой деятельности и профессиональной деятельности предполагает систему мероприятий, направленных на подготовку обучающихся к свободному и самостоятельному выбору профессии. Неотъемлемую часть составляет диагностика индивидуальных особенностей личности, её интересов, склонностей, способностей.
« Трудовое воспитание является практической подготовкой молодого поколения к участию в общественном производстве и вместе с тем важнейшим элементом нравственного, интеллектуального и эстетического воспитания», - писал В.А.Сухомлинский.
Цель данного направления работы:
Главный итог воспитания – общественная направленность личности. Трудовое воспитание учащихся – это:
- воспитание отношения к труду как к важнейшей ценности жизни, развитие потребности в творческом труде;
- воспитание социально значимой целеустремленности в трудовых отношениях;
- развитие навыков самообслуживания;
- формирование уважительного отношения к материальным ценностям.
В будущем планируется:
- получение лицензии на право образовательной деятельности в данном направлении;
- введения программ профессионального обучения в учебный план;
- 100% охват учащихся профессиональным обучением.
В рамках данного направления разработаны учебные программы по 5 специальностям:
- швея-закройщик;
-столяр-плотник;
- парикмахер;
- мастер по ремонту и пошиву обуви;
- повар.
Развитию трудовых навыков подчинен процесс дежурства, работа по уборке территории и помещений, работа трудовых бригад в летнее время.
В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребенок осознает, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего труда.
Трудовая и профессиональная ориентация в школе представляет собой тесно взаимодействующие компоненты. К ним относятся:
- профпросвещение;
- профдиагностика;
- профконсультация;
- профвоспитание.
Выше мы рассмотрели субъектов воспитания и основные педагогические технологии. Теперь проанализируем процесс управления воспитанием. Основные объекты, на которые направлена управленческая деятельность – педагогические кадры, ученический коллектив, внешняя среда и исследовательская работа.
Управление воспитательным процессом состоит из нескольких этапов:
- Планирование управленческой деятельности (по указанным объектам). Управление воспитательным процессом в школе эффективно только тогда, когда оно системно.
- Подготовка и проведение педагогических советов, методических объединений классных руководителей. Как правило, один из четырех педагогических советов учебного года посвящен воспитательной тематике. Педагогический совет – одна из наиболее важных и демократичных форм работы, направленных на решение наиболее важных вопросов развития школы, совершенствования учебно-воспитательного процесса.
- Планирование воспитательного процесса в школе на разных уровнях.
Планы должны:
- отражать разностороннюю деятельность учащихся в школе в соответствии с учетом потребностей и интересов подростков;
- содержать деятельность, направленную на освоение позитивных норм организации жизнедеятельности и выстраивание отношений с окружающей средой;
- предусматривать формирование умений и привычек, соответствующих позитивным нормам отношений, приобретение опыта человеческой деятельности на разных уровнях;
- включать в сотрудничество всех участников педагогического процесса: педагогов, учащихся, родителей и межведомственное взаимодействие.
4. Анализ воспитательной работы школы. Сущность анализа заключается в том, чтобы установить причинно-следственные связи между компонентами учебно-воспитательного процесса: целью, содержанием, видами взаимодействия, условиями, в которых оно протекает, и его результатами, а также проследить влияние процесса на уровень воспитанности учащихся. Основные требования к анализу воспитательной работы:
- валидность (соответствие содержания поставленным целям);
- системность (охват всех компонентов системы воспитания, всех участников педагогического процесса);
- объективность;
- структурность, следование определенной логике.
5. Внутришкольные нормативные документы.
Реализация концепции воспитательной системы школы
осуществляется в процессе обучения и во внеурочной деятельности и может быть представлена в виде схемы с учетом уровней образовательного процесса.
Уровни |
|
Воспитание в процессе обучения .
В.А.Сухомлинский писал: «Обучение – важнейшее средство умственного воспитания. Успех умственного воспитания определяется такими факторами, как: богатство всей духовной жизни школы, духовное богатство учителя, широта его кругозора, его эрудиция, культура, содержание учебных программ, характер методов обучения, организация умственного труда учащихся на уроке и дома».
Познавательное направление, понимаемое нами как получение базовых знаний, обогащение представлений детей об окружающем мире, формирование потребности в систематическом образовании, непрерывном интеллектуально-творческом развитие реализуется через урок, который был и остается главной формой учебно-воспитательного процесса, основным звеном воспитательной системы школы.
На уроке воспитываются ценностные отношения к человеку, труду (знаниям), прекрасному, обществу. Ребенок познает:
- жизнь;
- истину;
- человека.
Внеурочная деятельность.
Принципы, на которых строится учебно-воспитательный процесс в школе, находят свое продолжение во внеурочной работе.
«Соблюдение преемственности между учебной и внеурочной работой с точки зрения как представлений, знаний, так и умения, навыков и общих приемов деятельности – одно из важнейших условий организации и руководства внеурочной жизнью детей»,- писал А.Я.Каруле.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ
Направления развития личности можно представить в виде схемы
ЦЕЛЬ: формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека на основе опыта социального поведения | |||||
Правовое | Гражданско-патриотическое | Профориентационное | Нравственное | Семейное | Валеологическое |
Воспитание уважения к Закону, нормам коллективной жизни, гражданской и социальной ответственности. | От воспитания любви к школе, Отечеству – к формированию гражданского самосознания за судьбу Родины. | Формирование профессиональных знаний, способствующих успешной адаптации в современных жизненных условиях, осознания значения профессий и ее места в системе общественного разделения труда. | Формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям. | Формирование знаний, определяющих культуру и этику супружеских взаимоотношений. | Реализуется в рамках, разработанной в школе программы «Профилактика негативных зависимостей», нацеленной на формирование стремления к здоровому образу жизни, осознания здоровья как одной из главных жизненных ценностей, устойчивого отношения к вредным привычкам. |
Разработанная концепция воспитательной системы школы
ориентирована на организацию процесса воспитания в условиях интегрированного взаимодействия на уровне «субъект – субъектных отношений».
О Б У Ч А Ю Щ И Е С Я | ||
классный руководитель | учитель | родители |
Организация ученического самоуправления.
«Самоуправление – непременный признак коллектива. Чем совершеннее самоуправление, тем совершеннее коллектив. Только ученическое самоуправление может дать ученику самостоятельное правильное поведение, сформировать негативное отношение к таким отрицательным явлениям, как безнравственность, безответственность, неправильный образ жизни.
Сделать процесс воспитания в школе поистине демократическим, открытым помогут особые органы самоуправления школьной жизни:
- совет, в состав которого входят педагоги, учащиеся, родители;
- совет старшеклассников, деятельность которого заключается в организации работы комитетов;
- комитеты, осуществляющие связь между Советом старшеклассников и классными коллективами.
В дальнейшем планируется расширить и активизировать участие ребят во всех областях общественной жизни через органы ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции обучающегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю.
Таким образом, у выпускника школы в достаточной мере будут развиты:
- личностные качества;
- нравственные нормы поведения;
- культура общения в коллективе;
- потребность к труду;
- способность к профессиональной деятельности;
- способность к сотрудничеству.
СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ
- Социально-педагогическая служба;
- Психолого-педагогическая служба;
- Система внутришкольного контроля;
- Работа с родителями;
- МО классных руководителей;
- Охрана здоровья;
- Совет старшеклассников;
- Совет профилактики;
- Взаимодействия со службами города;
- Традиции.
РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ВОСПИТАНИИ
Возрастает значимость роли классного руководителя.
Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции:
- формирует коллектив класса;
- помогает в решении возникших проблем;
- осуществляет диагностическую деятельность по изучению уровня воспитанности, личностных индивидуальных характеристик, заботится о развитии и здоровье обучающихся.
Главное в деятельности классного руководителя на сегодняшний день является содействие саморазвитию личности, обеспечение активной социальной защиты ребенка, сохранение здоровья, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий подростков по решению собственных проблем.
В воспитательной работе классного руководителя следует выделить три главных направления:
1.Непосредственное воздействие на ученика.
- изучение индивидуальных особенностей, способностей, его развития, окружения, интересов;
- программирование воспитательных воздействий;
- реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы.
2.Создание воспитывающей среды.
- сплочение коллектива;
- формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
- включение учащихся в разные виды социальной деятельности;
- развитие детского самоуправления.
3. Коррекция социальных отношений ребенка.
- социальная помощь семье;
- взаимодействие с педагогическим коллективом;
- коррекция воздействия средств массовой информации;
- нейтрализация негативных воздействий социума;
- взаимодействие с другими образовательными учреждениями.
Методическую помощь классным руководителям, совершенствование знаний, умений в воспитании подростков оказывают курсы переподготовки учителей, совещания, педагогические советы, методические объединения, консультации.
Творческой группой педагогов школы в помощь классным руководителям разработаны программы «Здоровье», «Общение», «Профилактика вредных привычек» и др., направленные на развитие познавательных, эмоционально-личностных устремлений обучающихся и формирование комфортного психологического климата в классных коллективах. Обусловлено это тем, что статус учебного заведения подразумевает повышенное внимание к каждому обучающемуся, заботу о его физическом и психическом здоровье.
Психолого-педагогические принципы воспитательной системы строятся
на адаптации к новым условиям общения, поддержки в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития
- помощь в решении личностных проблем;
- профилактика неврозов;
- помощь в построении конструктивных отношений с родителями, сверстниками;
- профилактика девиантного поведения, наркозависимости, табакокурения.
Используются следующие направления работы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся: профилактика, консультирование, коррекция, психологическое просвещение.
Социально-педагогическая служба школы
направлена на обследование и постановку на учет обучающихся «группы риска», обследование жилищно-бытовых условий подростков, находящихся под опекой.
С этой целью организованы педагогические рейды, собран «банк данных», составлены сведения о занятости обучающихся «группы риска» во внеурочное время. Социальный педагог – это посредник в треугольнике «ШКОЛА – СЕМЬЯ – ПОДРОСТОК», который помогает ему войти в систему связей и взаимодействий с другими институтами воспитания защищает и помогает.
Формы сотрудничества
- Совместная работа по организации и проведению мероприятий;
- Встречи с интересными людьми;
- Шефская и спонсорская помощь школе;
- Консультации.
Составной частью системы воспитательной работы является сохранение школьных традиций, главной целью которых является целостность интересов обучающихся, учителей, родителей. Годовой круг традиционных мероприятий представляет собой комплексный педагогический прием, основная идея которого – непрерывность в ожидании и осуществлении радостных событий, наполнение школьной жизни устойчивыми элементами положительного эмоционального отношения к происходящему в школе. Сохранение школьных традиций обеспечивает создание в школе атмосферы сотрудничества, ответственности, помогает ощутить себя причастным к коллективу, к общему делу.
ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ
- Праздник «Здравствуй, школа!»;
- День города;
- День учителя;
- Праздник осени;
- День матери;
- Новогодний праздник;
- День Святого Валентина;
- День Защитника Отечества;
- 8 Марта;
- Юморина;
- День Победы;
- Последний звонок;
- Праздник вручения аттестатов выпускникам школы.
Учитывая подвижность режима занятий, с целью максимального распределения времени для всех обучающихся при проведении массовых мероприятий планируется разнохарактерность повседневных форм работы. Наиболее зарекомендовала себя работа с подростками по параллелям.
Этапы построения воспитательной системы школы
Этапы деятельности по построению воспитательной системы | Главная цель | Ведущие методы | Содержательная характеристика компонентов деятельности | |
I этап – организационный (первый учебный год) 2006-2008 | Формирование образовательного процесса, как системы на основе исследовательского проекта | Методы стратегического планирования: прогнозирование, проектирование, программирование, моделирование |
| |
Экспериментальный | II этап - формирующий эксперимент (второй учебный год) 2008-20010 | Апробация новшеств в воспитательном процессе | Исследовательские методы: анализ научно – методической литературы, опытно – педагогическая работа |
|
IIIэтап - диагностический (третий, четвертый учебный год) 2010-2011 | Отслеживание результатов системных преобразований | Методы планирования, организации и анализа практической деятельности |
| |
IV этап - заключительный | Обновление адекватных целостных представлений о реальном состоянии воспитательной системы, объективное оценивание процесса и результатов деятельности | Сравнительная оценка, индивидуальная и групповая самооценка, анализ и обобщение опыта. |
|
Критерии показателей эффективности реализации концепции воспитательной системы
Согласно задачам, представленным в Концепции воспитательной системы, показателем эффективности воспитательной деятельности является максимальное приближение развития каждого выпускника к проектируемой модели.
Воспитанность подростков повышается от простого усвоения норм поведения к эмоциональному уровню сопричастности к обществу, людям, миру, природе, к осознанию значения личностного смысла, социальных ценностей и их реализации в жизненной практике.
№ | Критерии | Показатели | Диагностические средства | |||
п/п |
| подготовительный | начальный уровень | уровень | уровень | аспектов изучения |
|
| уровень |
| освоения | совершенствования |
|
1. | Сформированность | Знакомство с | Поддержание | Освоение | Стойкий интерес к | • Педагогическое |
| познавательного | образовательной | интереса, | образовательных | расширению | наблюдение, |
| потенциала | областью | самостоятельности, | программ. | кругозора. | собеседование; |
|
|
| мотивационной | Развитость | Самообразование. | • Диагностические |
|
|
| устойчивости. | логического |
| контрольные по |
|
|
|
| мышления, |
| предметам |
|
|
|
| памяти, |
| (составленные |
|
|
|
| произвольного |
| творческой группой |
|
|
|
| внимания. |
| педагогов); |
|
|
|
|
|
| • Статистический анализ |
|
|
|
|
|
| текущей и итоговой |
|
|
|
|
|
| успеваемости; |
|
|
|
|
|
| • Методика изучения |
|
|
|
|
|
| удовлетворённости |
|
|
|
|
|
| обучающихся |
|
|
|
|
|
| школьной жизнью. |
|
|
|
|
| А. А. Андреева | |
2. | Сформированность | Определение | Формирование | Освоение норм и | Сознательное | • Педагогическое |
| нравственного | идеалов, взглядов, | положительной | правил | отношение и | наблюдение; |
| потенциала | убеждений. | мотивации в | нравственного и | понимание места в | • Методика изучения |
|
| Нравственная | создании семьи, | гражданского | обществе, духовно- | мотивов участия |
|
| направленность. | любви к Родине, | поведения, | нравственных | школьников в |
|
|
| уважения к труду, | воспитание | ценностей | деятельности. Л.В. |
К Человеку, патриотизму | самодисциплины | Байбородова;
| ||||
3. | Сформированность коммуникативного потенциала | Адаптация в новом коллективе | Потребность в новом общении, установление эмоциональных контактов | Освоение коммуникативной культуры. Взаимодействие на основе сотрудничества в коллективе. | Обладание оригинальности мышления, гибкостью, интуицией. Коммуникабельность. |
|
4. | Сформированность физического потенциала | Медицинский анализ состояния здоровья | Выполнение навыков личной гигиены. Соблюдение режима дня | Поддержание интереса и устойчивой мотивации к здоровому образу жизни. Негативное отношение к вредным привычкам. | Активность в поддержании и подкреплении здоровья. |
|
5. | Сформированность осознанного профессионального самоопределения | Выявление интересов, кругозора, склонностей | Поддержание положительного отношения к труду, профессионально важным качествам. Информированность | Активное включение в профориентационные мероприятия. | Стойкий интерес к определенной сфере практической деятельности. Осознанность социальной значимости профессии. |
|
|
|
|
|
|
| Ясюкевич • Дифференциально-диагностический опросник. Е.А. Климова |
6. | Сформированность социализированности выпускника | Изучение личных дел. Обследование жилищно-бытовых условий. | Выявление уровня социальной зрелости. Составление социально-психологического портрета. | Включение в социальную деятельность. Интериоризация через усвоения форм общения. | Самоизменение в процессе усвоения. Социальная компетентность, адекватность. Готовность выполнения социальной роли (Я - общество). | • Метод Социометрии; • Методика для изучения социализированности личности учащегося. М.И. Рожков; • Анкета выпускника О. А. Дешёвой |
С целью изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания применяются следующие методики:
• Методика «Выбор педагога в разных жизненных ситуациях». Л.В. Байбородова;
• Методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия. Л.А. Байбородова.
С целью изучения удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения используется диагностирование с помощью анкет; Методика Е.Н. Степанова.
Динамика показателей, характеризующих названные критерии, свидетельствует об эффективности проводимой воспитательной работы. Важно отметить, что в основу систематически проводимой диагностики нами положен принцип сопоставления настоящего и предыдущего состояния воспитательной работы, а также соответствие получаемых фактических результатов выдвинутым воспитательным задачам. Для обеспечения более высокой надежности получаемых результатов, своевременной коррекции отдельных элементов сложившейся системы воспитания, мы ежегодно проводим мониторинговое исследование под условным названием «Определение уровня воспитанности учащихся». Это предельно сложная, кропотливая работа, требующая от всех нас высочайшего уровня компетентности, творческого подхода к делу, исследовательско-методического мастерства, настойчивости, объективно-критического отношения к себе и другим.
Результаты выполненных мониторинговых обследований показали, что 96% школьников чувствуют себя в школе комфортно. Мониторинговое исследование родительской удовлетворенности также показало, что 82% опрошенных удовлетворены отношением учителей к ребенку; 90% удовлетворены взаимоотношениями с учителями, 83% родителей вполне устраивает характер их взаимодействия со школой. В отношении воспитательного результата представляется принципиально важным отметить то, что выпускники, выйдя из стен школы, не забывают ее и часто приходят в гости со словами благодарности, присылают письма из армии и др.
Для реализации концепции воспитательной системы необходимо:
- обеспечение психолого – педагогического управления адаптацией вновь прибывших обучающихся;
- использование в педагогической практике передового опыта инновационной деятельности;
- создание условий для непрерывного повышения профессионального уровня педагогов;
- улучшение материально –технической базы общеобразовательного учреждения;
- обновление программно – методического материала.
Заключение
Практическая реализация концепции предполагает воспитание у выпускника школы стремление к добру, истине, самостоятельности.
На сегодняшний день одни компоненты системы отработаны, некоторые будут совершенствоваться в ходе ее развития. Но уже одно очевидно – наличие воспитательной системы позволяет педагогическому коллективу школы работать более эффективно для достижения поставленных целей.
Список литературы
- Боденко Б.Н. Проблема социально-психологической защищенности человека в Российских концепциях воспитания. Ярославль, 2000.
- Борисова Л.А. Воспитание в детских «Молодежных» общественных объединениях. Чебоксары, 1998.
- Гольберг В.А. Воспитательная система школы. Классный руководитель. № 1, 2001.
- Гаврилина А.В. Личность в воспитательной системе школы. Поиск, 2002.
- Гуров В.Н. социальная работа школы с семьей. Москва, Педагогика, 2001.
- Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. Москва, 2002.
- Зимняя И.Л. Общая стратегия воспитания в системе непрерывного образования: подход, концепция, стратегия. Ярославль, 2000.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы, 1997.
- Кульневич С.В. Воспитательная работа в средней школе. Ростов-на-Дону, 2001.
- Смирнова Г. Воспитательная система средней школы. Воспитание школьников
№ 8, 2003.
- Прохорова О.Г. Управление воспитательной деятельностью в образовательном учреждении. Санкт-Петербург, 2007.
- Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. Москва, 2005.
Взаимодействие муниципального общеобразовательного учреждения
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
с учреждениями образования, культуры и другими социальными институтами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной системы ГБОУ СОШ №72
Вопросы духовно-нравственного развития и воспитания школьников являются значимыми и часто обсуждаемыми на педагогических советах школы. Воспитательный процесс является неотъемлемой...
Первое направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Пропаганда и организация спортивно-массовой занятости учащихся 9 «В» класса
краткое описание работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся...
Первое направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Пропаганда и организация спортивно-массовой занятости учащихся 9 «В» класса
краткое описание работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся...
Второе направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Работа учителя по популяризации правильного питания и организация горячего питания среди учащихся
краткое описание системы работы по популяризации правильного питания и организации горячего питания...
Концепция воспитательной системы класса.
концепция для классного руководителя - это разработка поможет составить план воспитательной работы....
Концепция воспитательной системы гуманистического типа "Самосовершенствование школьников"
Данная концепция воспитательной системы была разработана мной в 2010 году и получила первое место на муниципальном уровне. Успешно работает в нашей школе...
Концепция воспитательной системы «Воспитание многогранной и гармоничной Личности»
данный материал поможет классным руководителям в нашей нелегкой работе, а также участникам конкурса "Самый классный Классный". Название может быть различным в зависимости от субъекта Р...