Рабочая программа Индивидуальный проект 10-11 класс
календарно-тематическое планирование (10 класс)
Рабочая программа Индивидуальный проект 10-11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа Индивидуальный проект 10-11 класс | 58.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Индивидуальный проект» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012; основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ № 51; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для среднего общего образования; на основе примерной программы курса «Индивидуальный проект» (автор М.В. Половкова). Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Индивидуальный проект» для 10-11 классов под редакцией М.В. Половковой, выпускаемой издательством «Просвещение».
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации образовательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя, по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых предметов, курсов в любой избранной области деятельности.
Индивидуальный проект выполняется обучающимися в течение двух лет в рамках учебного времени, отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
На уровне среднего общего образования роль учителя, руководителя дополнительного образования сводится к минимуму. Старшеклассники сами определяют личностно-значимую проблему, формулируют тему, ставят цели и задачи своего проектирования, выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства и предлагают варианты практического использования проектного и исследовательского продукта.
Цель: формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально-значимой проблемы.
Задачи:
- реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы;
- формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
- повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий.
Общая характеристика курса
Содержание программы в основном сфокусировано на процессах исследования и проектирования (в соответствии с ФГОС), но вместе с тем содержит необходимые отсылки к другим типам деятельности. При этом программа предполагает практические задания на освоение инструментария исследования и проектирования в их нормативном виде и в их возможной взаимосвязи.
Тематически программа построена таким образом, чтобы дать представление о самых необходимых аспектах, связанных с процессами исследования и проектирования, в соответствии с существующими культурными нормами. С помощью данного курса предполагается адаптирование этих норм для понимания и активного использования школьниками в своих проектах и исследованиях.
Предлагаемый курс рассчитан на 70 ч. освоения. Он состоит из нескольких модулей, каждый из которых является необходимым элементом в общей структуре курса. Логика чередования модулей выстроена таким образом, чтобы у обучающегося была возможность изучить часть теоретического материала самостоятельно или под руководством взрослого. Другая часть модулей специально предназначена для совместной работы в общем коммуникативном пространстве и предполагает обсуждение собственных замыслов, идей, ходов. И наконец, третий тип модулей нацелен на собственную поисковую, проектную, конструкторскую или иную по типу деятельность в относительно свободном режиме. Проходя один модуль за другим, обучающийся получает возможность сначала выдвинуть свою идею, затем проработать её, предъявить одноклассникам и
другим заинтересованным лицам, получив конструктивные критические замечания, и успешно защитить свою работу.
Модульная структура даёт возможность её вариативного использования при прохождении курса: в зависимости от предыдущего опыта в подобных работах могут предлагаться индивидуальные «дорожные карты» старшеклассника или рабочих команд.
Количество часов на самостоятельную работу над проектом и исследованием можно также варьировать с учётом индивидуальной готовности обучающихся. Для самостоятельной работы важны умения, полученные в том числе на предыдущих этапах обучения, а именно умения искать, анализировать и оценивать необходимую для работы информацию. Помимо Интернета, следует не только рекомендовать, но и требовать пользоваться научными и научно-популярными изданиями в библиотечных фондах. Для этого также должны выделяться специальные часы, а проведённая работа – учитываться и оцениваться.
Коммуникативные события, которые включены в процесс тренировки и выполнения проекта или исследования, следует специально подготавливать и сценировать. Для этого необходимо заранее продумывать, как будет происходить процесс коммуникации, а именно:
- что будет предметом доклада или сообщения участников события;
- каковы функции в обсуждении каждого его участника: задаёт вопросы на понимание, высказывает сомнения, предлагает встречные варианты и т. д.;
- какой рабочий формат будет выбран: фронтальная работа с общей дискуссией, первоначальное обсуждение в группах или парах, распределение ролей и подготовка шаблонов обсуждения или спонтанные оценки сообщений;
- кто является регулятором дискуссии - педагог, ведущий (регулирующий) этот курс, или привлечённый специалист, владеющий способностью выстраивать содержательное обсуждение, процессом проблематизации и способами выхода в позитивное продолжение работы.
Большое значение для реализации программы имеют лица в статусе эксперта. Для старшеклассников, занимающихся проектами и исследованиями, чрезвычайно важна интеллектуально насыщенная среда, в которой их работа могла бы быть проанализирована с разных точек зрения. Регулярное сопровождение процесса работы над проектом или исследованием ведёт ответственный за это педагог. В дополнение обязательно нужны публичные слушания, во время которых проявляются и проверяются многие метапредметные и личностные результаты обучения в школе, достигнутые к моменту её окончания.
В качестве экспертов могут выступать учителя школы, выпускники школы - студенты вузов, представители власти, бизнеса, государственных структур, так или иначе связанных с тематикой и проблематикой работ старшеклассников. При этом важно понимать, что необходимо предварительное согласование с экспертами их позиции и функций. С одной стороны, эксперт должен честно указывать на слабые или ошибочные подходы в рассуждениях ученика, а с другой - непременно обозначать пути возможных решений, рекомендовать источники необходимой информации, дополнительные методики, с тем чтобы у автора идеи не опустились руки и не пропало желание продолжить работу.
Программа, по сути, является метапредметной, поскольку предполагает освоение ряда понятий, способов действия и организаторских навыков, стоящих «над» предметными способами работы ученика. К ним относятся постановка проблем, перевод проблем в задачи, схематизация и использование знаков и символов, организация рефлексии, сценирование события. Несмотря на то, что программа называется «Индивидуальный учебный проект», значительная часть занятий предусматривает групповую и коллективную работу.
Основные идеи курса:
- единство материального мира;
- внутри- и межпредметная интеграция;
- взаимосвязь науки и практики;
- взаимосвязь человека и окружающей среды.
Формами контроля над усвоением материала могут служить отчёты по работам, самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые учебно-исследовательские проекты. Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции или круглого стола, где заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской работе.
На уровне среднего общего образования роль учителя сводится к минимуму. Старшеклассники сами определяют личностно-значимую проблему, формулируют тему, ставят цели и задачи своего проектирования, выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства и предлагают варианты практического использования проектного и исследовательского продукта.
На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности являются:
- социальное;
- бизнес-проектирование;
- исследовательское;
- инженерное;
- информационное.
Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:
- макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
- постеры, презентации;
- альбомы, буклеты, брошюры, книги;
- реконструкции событий;
- эссе, рассказы, стихи, рисунки;
- результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
- документальные фильмы, мультфильмы;
- выставки, игры, тематические вечера, концерты;
- сценарии мероприятий;
- веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.
Результаты учебно-исследовательской деятельности могут быть представлены в виде:
- рефератов;
- статей, обзоров;
- отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным предметным областям;
- моделей, образцов;
Защита индивидуального проекта может проходить в форме:
- конференций,
- семинаров
- круглых столов и т.д.
Функциональные обязанности участников образовательных отношений
Роль учителя.
Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивая деятельность школьника:
- консультирует (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п.);
- мотивирует (раскрывает перед обучающимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения);
- провоцирует (предлагает вопросы, требующие размышления, самостоятельной оценки деятельности, моделирует различные ситуации);
- наблюдает (получение информации, которая позволит продуктивно работать во время консультации и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности учащихся). Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности;
- координирует работу обучающихся.
Роль ученика
- выступает активным участником, т.е. становится субъектом деятельности;
- имеет определенную свободу в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели;
- имеет возможность самостоятельно приращивать знания и навыки по выбранной проблеме (теме);
- повышается ответственность за выполнение работы и ее результаты;
- самостоятельное планирование деятельности и презентация её результатов;
- возможность совместной интеллектуальной деятельности малых групп, консультации учителя.
Место курса в учебном плане
Год обучения | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов за учебный год |
10 класс | 1 | 36 | 36 |
11 класс | 1 | 34 | 34 |
Количество часов за курс - 70 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса
Личностные:
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные
- давать определения понятиям: проблема, позиция, проект, проектирование, исследование, конструирование, планирование, технология, ресурс проекта, риски проекта, техносфера, гипотеза, предмет и объект исследования, метод исследования, экспертное знание;
- раскрывать этапы цикла проекта;
- самостоятельно применять приобретённые знания в проектной деятельности при решении различных задач с использованием знаний одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- владеть методами поиска, анализа и использования научной информации;
- публично излагать результаты проектной работы.
Основное содержание курса
10 класс
Модуль 1. Культура исследования и проектирования
Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области проектирования: проект; технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные, смешанные проекты.
Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся (индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых источников и содержания школьных предметов, изученных ранее (истории, биологии, физики, химии).
Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие от других профессиональных занятий.
Раздел 1.4. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина. Рассмотрение примера масштабного проекта от первоначальной идеи с системой аргументации до полной его реализации.
Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий: проектно-конструкторская деятельность, конструирование, техническое проектирование.
Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу и закрепить определённую систему ценностей в сознании учащихся.
Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов: социокультурные, информационно-консультативные, экологические.
Раздел 1.8. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение социального проекта «Дети одного Солнца», разработанного и реализованного старшеклассником.
Раздел 1.9. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей IT-технологий для решения практических задач в разных сферах деятельности человека.
Раздел 1.10. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования.
Модуль 2. Самоопределение
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.
Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями.
Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности
темы для проекта/исследования.
Модуль 3. Замысел проекта
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.
Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта.
Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта.
Раздел 3.4. Роль акции в реализации проектов.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Модуль 4. Условия реализации проекта
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями разных предметных дисциплин.
Раздел 4.1. Планирование действий. Освоение понятий: планирование, прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель.
Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы, долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг.
11 класс
Модуль 4. Условия реализации проекта
Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность использования вклада каждого участника. Особенности работы команды над проектом, проектная команда, роли и функции в проекте.
Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами.
Модуль 5. Трудности реализации проекта
Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация.
Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления.
Раздел 5.3. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Завод по переработке пластика».
Раздел 5.4. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.
Раздел 5.5. Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников по туризму и краеведению.
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных
и исследовательских работ
Раздел 6.1. Позиция эксперта.
Раздел 6.2. Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с экспертами.
Раздел 6.3. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его экспертная оценка.
Раздел 6.4. Начальный этап исследования и его экспертная оценка.
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта
Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий: изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии.
Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру.
Раздел 7.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка респондентов.
Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения проектов в социальных сетях.
Раздел 7.5. Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта.
Раздел 7.6. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности.
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/исследований старшеклассников, рекомендации к её подготовке и проведению.
Тематическое планирование по курсу 10 класс
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Культура исследования и проектирования. | 14 |
2 | Самоопределение. | 6 |
3 | Замысел проекта. | 10 |
4 | Условия реализации проекта. | 4 |
5 | Итоговые уроки. | 2 |
Итого | 36 |
Тематическое планирование по курсу 11 класс
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Условия реализации проекта. | 5 |
2 | Трудности реализации проекта. | 8 |
3 | Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ. | 6 |
4 | Дополнительные возможности улучшения проекта. | 8 |
5 | Презентация и защита индивидуального проекта. | 7 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
«Индивидуальный проект»10 класс
36 х 1ч.= 36 ч.
№ | Тема урока | План | Факт |
Культура исследования и проектирования (14 часов) | |||
1 | Что такое проект. | ||
2 | Виды индивидуальных проектов. | ||
3 | Анализирование проекта. | ||
4 | Выдвижение идеи проекта. | ||
5 | Процесс проектирования и его отличие от других профессиональных занятий. | ||
6 | «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П.А. Столыпина. | ||
7 | Техническое проектирование и конструирование. | ||
8 | Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живем. | ||
9 | Волонтерские проекты и сообщества. | ||
10 | Виды волонтерских проектов. | ||
11 | Анализ проекта сверстника: социальный проект «Дети одного солнца». | ||
12 | Анализ проекта сверстника: возможности IT-технологий для междисциплинарных проектов. | ||
13 | Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. | ||
14 | Практическая работа № 1. Работа с поисковыми системами. | ||
Самоопределение (6 часов) | |||
15 | Проекты и технологии: выбор сферы деятельности. | ||
16 | Создаем элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. | ||
17 | Формируем отношение к проблемам. | ||
18 | Знакомимся с проектными движениями. | ||
19 | Первичное самоопределение. | ||
20 | Практическая работа № 2. Подбор материалов по теме проекта/исследования. | ||
Замысел проекта (10 часов) | |||
21 | Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом. | ||
22 | Практическая работа № 3. Формулирование темы, определение актуальности темы, проблемы. | ||
23 | Формулирование цели проекта. | ||
24 | Целеполагание и постановка задач. | ||
25 | Практическая работа № 4. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта. | ||
26 | Прогнозирование результатов. | ||
27 | Что такое плагиат и как его избегать в своей работе. | ||
28 | Роль акции в реализации проекта. | ||
29 | Ресурсы и бюджет проекта. | ||
30 | Поиск недостающей информации, ее обработка и анализ. | ||
Условия реализации проекта (4 часа) | |||
31 | Планирование действий. | ||
32 | Практическая работа № 5. Составление плана работы. | ||
33 | Источники финансирования проекта. | ||
34 | Практическая работа № 6. Подбор материалов по теме проекта/исследования. | ||
Итоговые уроки (2 часа) | |||
35 | Итоговый тест. | ||
36 | Итоговый урок. | ||
Итого | 36 |
Календарно-тематическое планирование
«Индивидуальный проект» 11 класс
34 х 1ч.= 34 часа
№ | Тема урока | План | Факт |
Условия реализации проекта (5 часов) | |||
1 | Сторонники и команда проекта: эффективность использования вклада каждого участника. | ||
2 | Особенности работы команды над проектом | ||
3 | Роли и функции команды в проекте. | ||
4 | Модели и способы управления проектами. | ||
5 | Практическая работа № 1. Подбор материалов по теме проекта/исследования. | ||
Трудности реализации проекта (8 часов) | |||
6 | Переход от замысла к реализации проекта. | ||
7 | Возможные риски проектов. | ||
8 | Способы предвидения и преодоления рисков. | ||
9 | Практическая работа № 2. Определение рисков при реализации проекта/исследования. | ||
10 | Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Завод по переработке пластика». | ||
11 | Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». | ||
12 | Сравнивание проектных замыслов. | ||
13 | Практическое занятие. Анализ проектов сверстников: туризм и краеведение. | ||
Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (6 часов) | |||
14 | Позиция эксперта. | ||
15 | Критерии анализа и оценивания проектной работы. | ||
16 | Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя». | ||
17 | Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его экспертная оценка. | ||
18 | Начальный этап исследования и его экспертная оценка. | ||
19 | Практическая работа № 3. Редактирование текста. | ||
Дополнительные возможности улучшения проекта (8 часов) | |||
20 | Технология как мост от идеи к продукту. | ||
21 | Видим за проектом инфраструктуру. | ||
22 | Опросы как эффективный инструмент проектирования. | ||
23 | Возможности социальных сетей. | ||
24 | Сетевые формы проектов. | ||
25 | Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта. | ||
26 | Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности. | ||
27 | Практическая работа № 4. Оформления работы, проектного продукта. | ||
Презентация и защита индивидуального проекта (7 часов) | |||
28 | Технология презентации. | ||
29 | Подготовка к защите. Навыки монологической речи. | ||
30 | Защита индивидуального проекта. | ||
31 | Защита индивидуального проекта. | ||
32 | Подведение итогов проектной деятельности. | ||
33 | Подведение итогов исследовательской деятельности. | ||
34 | Итоговый урок. | ||
Итого | 34 |
Список учебно-методической литературы для обучающихся
- Индивидуальный проект. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В. Майсак – М.: Просвещение, 2021.
Список учебно-методической литературы для учителя
1. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы/А. В. Леонтович, А. С. Саввичев; под ред. А. В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014.
2. Нам нужна Великая Россия… Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906-1911/П. А. Столыпин. – М.: Молодая гвардия, 1991.
3. Проектирование и программирование развития образования /Ю. В. Громыко. – М.: Московская академия развития образования, 1996.
4. Проектирование и рефлексивное мышление /Н. Г. Алексеев//Развитие личности. – 2002. - № 2. - с. 92-115.
5. Проектная деятельность в школе /В. С. Лазарев. – Сургут: РИО СурГПУ, 2014.
Интернет-ресурсы:
Официальный информационный сайт строительства Крымского моста. – Режим доступа: http://www.most.life/
Проект «Старость в радость». – Режим доступа: https://starikam.org/
Просветительский проект «Арзамас». – Режим доступа: https://arzamas.academy
Проект «Экологическая тропа». – Режим доступа: https://komiinform.ru/news/164370/
Сайт организации «Добровольцы России». – Режим доступа: https://добровольцыроссии.рф/organizations/55619/info
Волонтёрский педагогический отряд. – Режим доступа: http://www.ruy.ru/organization/activities/
Проект Smart-теплицы. – Режим доступа: http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370
IT-проекты со школьниками. – Режим доступа: https://habr.com/post/329758
Всероссийский конкурс научно-технологических проектов. – Режим доступа: https://konkurs.sochisirius.ru/custom/about
Школьный кубок Преактум. – Режим доступа: http://preactum.ru/
Большой энциклопедический словарь. – Режим доступа: http://slovari.299.ru
Понятие «цель». – Режим доступа: http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217
Лучшие стартапы и инвестиционные проекты в Интернете. – Режим доступа: https://startupnetwork.ru/startups/
Переработка пластиковых бутылок. – Режим доступа: http://promtu.ru/mini-zavodyi/mini-pererabotka-plastika
Робот, который ищет мусор. – Режим доступа: https://deti.mail.ru/news/12letnyayadevoch-ka-postroila-robota-kotoryy/
Кто такой эксперт и каким он должен быть. – Режим доступа: http://www.liveexpert.ru/forum/view/1257990
Как спорить с помощью метода Сократа. – Режим доступа: https://mensby.com/career/psychology/9209-how-to-argue-with-socrates-method
Проведение опросов. – Режим доступа: http://anketolog.ru
Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: http://www.gks.ru/
Как создать анкету и провести опрос. – Режим доступа: www.testograf.ru
Программы для монтажа. – Режим доступа: https://lifehacker.ru/programmy-dlya-montazha-video
Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 01.05.2018) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)». – Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/
Планируемые результаты изучения курса
Обучающийся научится:
- определять область своих познавательных интересов;
- искать необходимую информацию в открытом информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов, работать с каталогами библиотек;
- находить практическое применение имеющимся предметным знаниям в ходе выполнения учебного исследования или проекта;
- планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя методы, оборудование и технологии адекватные проблеме:
- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, формулировать выводы на основании полученных результатов;
- использовать научные методы: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, доказательство, анализ, обобщение, статистика, эксперимент, наблюдение, рассуждение, опровержение, установление причинно-следственных связей, построение и выполнение алгоритма и т.д.;
- ясно и логично излагать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях, обсуждать проблему, находить компромиссные решения и т.д.;
- видеть и комментировать разные точки зрения, морально-этические аспекты проблемы;
- предполагать возможное практическое применение результатов учебного исследования и продукта учебного проекта;
- решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
- использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
- использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
- адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
- адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование;
- целенаправленно и осознанно развивать свои познавательные, регулятивные, коммуникативные способности;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученной информации, полученных знаний, качество выполнения проекта, исследования;
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
- самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление:
- о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
- о понятиях: концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
- об отличительных особенностях исследования в гуманитарных областях и исследования в естественных науках;
- об истории науки;
- о новейших разработках в области науки и технологий;
- о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.).
Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
- сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
- сформированность познавательных УУД в части способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования, выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.;
- сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Индивидуальный проект 10-11 класс"
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса "Индивидуальный проект" Половковой М.В....
2020 Рабочая программа "Индивидуальный проект"-10-11 класс
В соответствии с требованиями ФГОС СОО индивидуальный проект входит в обязательную часть учебного плана среднего общего образования и реализуется в объеме не менее 67 часов в течение одного или двух л...
Рабочая программа "Индивидуальный проект" 10-11 класс
Рабочая программа" Индивидуальный проект" 10-11 класс...
Рабочая программа "Индивидуальный проект по МХК" 10-11 классы
Целью учебного курса «Индивидуальный проект» является создание условий для развития личности обучающегося, способной:- адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира;- проявлять...
Рабочая программа Индивидуальный проект 10 и 11 класс
рабочая программа "Индивидуальный проект" для 10 и 11 класса....
Рабочая программа "Индивидуальный проект" 11 класс
Рабочая программа "Индивидуальный проект" 11 класс. 68 часов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Индивидуальный проект 10 - 11 классы.
laquo;Индивидуальный проект» является создание организационно-информационных и методических условий освоения учащимися опыта проектной деятельности для развития личности обучающегося, способной...