РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ 5-9 классы
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Климченко Ольга Владимировна

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.

В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования(в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от

7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской

Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо для развития российского общества в

целом.

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.

Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost_5-9_2022-2023.docx85.32 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

5-9 классы

Пояснительная записка

Актуальность

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.

В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования(в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от

7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской

Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо для развития российского общества в

целом.

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.

Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

Целеполагание

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства

доступа к образованию.

Программа нацелена на развитие:

способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);

способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Планируемые результаты

Метапредметные и предметные

Грамотность

Читательская

Математическая

Естественно- научная

Финансовая

5-6 класс

Уровень

узнавания и

понимания

находит и

извлекает

информацию из

различных

текстов

применяет

извлеченную из

текста

информацию для

решения разного

рода проблем

находит и

извлекает

математическую

информацию в

различном

контексте

применяет

математические

знания для

решения разного

рода проблем

находит и

извлекает

информацию о

естественнонауч-

ных явлениях в

различном

контексте

объясняет и

описывает

естественнонауч-

ные явления на

основе

имеющихся

научных знаний

находит и

извлекает

финансовую

информацию в

различном

контексте

применяет

финансовые

знания для

решения

разного рода

проблем

7 класс

анализирует и

формулирует

распознает и

анализирует

Уровень

интегрирует

математическую

исследует личные,

информацию в

анализа и

информацию,

проблему на

местные,

финансовом

синтеза

полученную из

основе анализа

национальные,

контексте

текста

ситуации

глобальные

естественнонауч-

ные проблемы в

различном

контексте

8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках

предметного содержания

оценивает форму и содержание

текста в рамках предметного содержания

интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации

интерпретирует и оценивает

личные, местные, национальные, глобальные естественнонауч- ные проблемы в различном контексте в рамках

предметного содержания

оценивает финансовые проблемы в различном контексте

9 класс Уровень оценки

(рефлексии) в рамках метапред- метного содержания

оценивает форму и содержание

текста в рамках метапредмет- ного содержания

интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации

интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонауч- ных проблемах в различном контексте в рамках

метапредметного содержания

оценивает финансовые проблемы,

делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения

Личностные

Грамотность

Читательская

Математическая

Естественно- научная

Финансовая

5-9 классы

оценивает

объясняет

объясняет

оценивает

содержание

гражданскую

гражданскую

финансовые

прочитанного с

позицию в

позицию в

действия в

позиции норм

конкретных

конкретных

конкретных

морали и

ситуациях

ситуациях

ситуациях с

общечелове-

общественной

общественной

позиции норм

ческих

жизни на основе

жизни на основе

морали и

ценностей;

математических

естественнонауч-

общечелове-

формулирует

знаний с позиции

ных знаний с

ческих

собственную

норм морали и

позиции норм

ценностей,

позицию по

общечеловечес-

морали и

прав и

отношению к

ких ценностей

общечеловечес-

обязанностей

прочитанному

ких ценностей

гражданина

страны

Характеристика образовательного процесса

Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).

Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного/двух часов в неделю в каждом класс-комплекте. Тем не менее, каждое образовательное учреждение индивидуально проектирует учебный план по каждой параллели и по каждому модулю.

Таким образом, общее количество часов: 136 часов.

Количество часов на один год обучения в одном класс-комплекте –34 часа, т.е 1   час в неделю: по 8 часов на модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность», «естественно – научная грамотность»;

2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы по соответствующему году обучения.

  1. четверть – модуль «читательская грамотность».
  2. четверть – модуль «математическая грамотность»,
  3. четверть – модуль «естественнонаучная грамотность»,
  4.  четверть – модуль «финансовая грамотность».

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

В 5,6 классах обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.). Формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.

В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.

В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.

В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.

Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль: «Основы финансовой грамотности»

5 ,6         класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Удивительные        факты        и        истории        о        деньгах.

Нумизматика.        «Сувенирные»        деньги. Фальшивые деньги: история и современность.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

Откуда        берутся        деньги?        Виды        доходов.

Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?

1

Игра, круглый стол, дискуссии.

3.

Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты.

1

Круглый стол, игра, квест.

4.

Социальные выплаты: пенсии, пособия.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

5.

Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться?

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

6.

Личные деньги

1

Проект, игра.

7

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

8

7  класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Что такое налоги и почему мы их должны платить?

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги

уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы.

1

Круглый стол, игра.

3.

Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы?

1

Игра, круглый стол, дискуссии.

4.

Виды социальных пособий. Если человек потерял работу.

1

Круглый стол, игра, квест.

5.

История возникновения банков.  Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

6.

Вклады:        как        сохранить        и        приумножить?

Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане.

1

Проект, игра.

7

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов.

1

Круглый стол, игра.

3.

Бизнес и его формы. Риски предпринимательства.

1

Викторина, круглый стол, дискуссии.

4.

Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес.

1

Круглый стол, игра, квест.

5.

Бизнес        подростков        и        идеи.        Молодые предприниматели.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

6.

Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними.

1

Проект, игра.

7

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Ценные        бумаги.        Векселя        и        облигации: российская специфика.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

Риски        акций        и        управление        ими.        Гибридные инструменты.                Биржа        и        брокеры.                Фондовые

индексы.

1

Круглый стол, игра.

3.

Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими.

1

Круглый стол, дебаты.

4.

Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля и его

пересмотр. Типичные ошибки инвесторов.

1

Круглый стол, игра, квест.

5.

Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц.

1

Беседы, викторина, квест, квиз.

6.

Государственное        и        негосударственное пенсионное страхование.

1

Дебаты, беседы.

7.

Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым посредником.

1

Проект, дискуссии,

«Что? Где? Когда?».

8.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль «Основы читательской грамотности»

5,6 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Определение основной темы в фольклорном

произведении. Пословицы, поговорки какисточник информации.

1

Беседа, конкурс.

2.

Сопоставление содержания текстов

разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.

1

Работа в парах. Ролевая игра.

3.

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

1

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.

4.

Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).

1

Круглый стол.

5.

Что такое вопрос? Виды вопросов.

1

Квест, конкурс.

6.

Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.

1

Квест, игра «Что? Где? Когда?».

7.

Работа со сплошным текстом.

1

Ролевая игра.

8.

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

ИТОГО

9

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Определение основной темы и идеи в эпическом произведении

1

Беседа, конкурс.

2.

Древнерусская        летопись        как        источник информации о реалиях времени.

1

Круглый стол, ролевая игра.

3.

Сопоставление        содержания        художественныхтекстов.

Определение        авторской        позиции        в художественных текстах.

1

Работа в парах, игра в формате КВН.

4.

Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?

1

Квест, круглый стол.

5.

Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)

1

Круглый стол, дискуссия.

6.

Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи.

1

Квест, игра «Что? Где? Когда?».

7.

Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.

1

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.

8.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

ИТОГО

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Определение        основной        темы        и        идеи        в

лирическом произведении. Поэтический тексткак источник информации.

1

Беседа, конкурс.

2.

Сопоставление        содержания        текстов

публицистического        стиля.        Общественнаяситуация в текстах.

1

Работа в парах.

3.

Работа с текстом: как преобразовывать

текстовую информацию с учётом целидальнейшего использования?

1

Беседа, круглый стол, ролевая игра.

4.

Типы текстов: текст-объяснение

(объяснительное сочинение, резюме,толкование, определение).

1

Квест, дискуссия, круглый стол.

5.

Поиск комментариев, подтверждающих

основную мысль текста, предложенного дляанализа.

1

Деловая игра.

6.

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.

1

Квест, круглый стол.

7.

Работа с несплошным текстом:

информационные листы и объявления, графикии диаграммы.

1

Деловая игра.

8.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Определение        основной        темы        и        идеи        в

драматическом произведении. Учебный текст какисточник информации.

1

Беседа, конкурс.

2.

Сопоставление содержания текстов официально- делового стиля. Деловые ситуации в текстах.

1

Работа в парах.

3.

Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации?

1

Беседа, круглый стол.

4.

Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы)

1

Квест, дискуссия.

5.

Поиск ошибок в предложенном тексте.

1

Квест, круглый стол.

6.

Типы задач на грамотность. Информационные задачи.

1

Квест, круглый стол.

7.

Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация).

1

Деловая игра.

8.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Формирование читательских умений с опорой на

текст и вне текстовые знания. Электронный тексткак источник информации.

1

Беседа, конкурс.

2.

Сопоставление        содержания        текстов        научного стиля. Образовательные ситуации в текстах.

1

Работа в парах, дискуссия.

3.

Работа с текстом: как критически оцениватьстепень достоверности содержащейся в тексте

информации?

1

Квест, круглый стол.

4.

Типы текстов:текст-аргументация (комментарий, научное обоснование).

1

Деловая игра, круглый стол.

5.

Составление плана на основе исходного текста.

1

Работа в группах, соревнование в

формате КВН.

6.

Типы        задач        на        грамотность.        Аналитические (конструирующие) задачи.

1

Квест, круглый стол.

7.

Работа со смешанным текстом.

Составные тексты (рубежная аттестация).

1

Деловая игра.

8.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

5 класс


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль «Основы математической грамотности»

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.

1

Беседа, обсуждение, практикум.

2.

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

1

Обсуждение, практикум, брейн-ринг.

3.

Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.

1

Обсуждение, урок- исследование.

4.

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

1

Беседа, обсуждение практикум.

5.

Первые шаги в геометрии. Простейшие

геометрические фигуры. Наглядная геометрия.Задачи на разрезание и перекраивание.

Разбиение объекта на части и составлениемодели.

1

Игра, урок-исследование, брейн-ринг,

конструирование.

6.

Размеры объектов окружающего мира (отэлементарных частиц до Вселенной)

длительность процессов окружающего мира.

1

Обсуждение, урок-

практикум,

моделирование.

7.

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Применение таблиц, диаграмм и графиков при решении задач.

1

Урок-практикум.

8.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние.

1

Игра, обсуждение, практикум.

2.

Вычисление величины, применение пропорцийпрямо пропорциональных отношений для

решения проблем.

1

Исследовательская работа,

урок-практикум.

3.

Текстовые задачи, решаемые арифметическим

способом: части, проценты, пропорция,движение, работа.

1

Обсуждение, урок-

практикум,

соревнование.

4.

Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары).

1

Урок-игра, урок- исследование.

5.

Логические        задачи, решаемые        с        помощью таблиц. Графы и их применение в решении задач.

1

Урок-игра, индивидуальная работа в парах.

6.

Геометрические задачи на построение и на

изучение        свойств        фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.

1

Обсуждение, урок- практикум.

7.

Элементы логики, теории вероятности,комбинаторики: таблицы, диаграммы,

вычисление вероятности.

1

Беседа, урок-

исследование, моделирование.

8.

Проведение рубежной аттестации.

1

Обсуждение, урок-

практикум, проект, игра.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений.

1

Обсуждение, практикум.

2.

Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции.

1

Исследовательская работа, урок-

практикум.

3.

Задачи практико-ориентированного

содержания: на движение, на совместнуюработу.

1

Обсуждение, урок- практикум.

4.

Геометрические задачи на построения и наизучение свойств фигур, возникающих в

ситуациях повседневной жизни, задачпрактического содержания.

1

Обсуждение, урок- практикум,урок- исследование.

5.

Решение        задач        на        вероятность        событий        в реальной жизни.

1

Урок-игра, урок- исследование.

6.

Элементы теории множеств как объединяющееоснование многих направлений математики.

1

Урок-исследование.

7.

Статистические явления, представленные в

различной форме: текст, таблица, столбчатые илинейные диаграммы, гистограммы. Решение геометрических задач исследовательского характера.

1

Обсуждение, урок-

практикум, проект, игра.

8.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.

1

Практикум.

2.

Вычисление расстояний на местности в

стандартных ситуациях и применение формул вповседневной жизни.

1

Беседа. Исследование.

3.

Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения.

1

Исследовательская работа, практикум.

4.

Алгебраические связи между элементами фигур:теорема Пифагора, соотношения между

сторонами треугольника), относительноерасположение, равенство.

1

Проектная работа.

5.

Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах.

1

Обсуждение. Урок практикум.

6.

Интерпретация        трёхмерных        изображений, построение фигур.

1

Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум.

7.

Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. Решение        типичных        математических        задач, требующих прохождения этапа моделирования.

1

Урок-исследование.

8.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Представление данных в виде таблиц. Простые исложные вопросы.

1

Беседа. Обсуждение.

Практикум.

2.

Представление        данных        в        виде        диаграмм. Простые и сложные вопросы.

1

Обсуждение.        Исследование.

Практикум.

3.

Построение мультипликативной модели с тремя составляющими.

1

Моделирование.

Конструирование

алгоритма. Практикум.

4.

Задачи с лишними данными.

1

Обсуждение. Исследование.

5.

Решение типичных задач через систему линейных уравнений.

1

Исследование. Выбор способа решения. Практикум.

6.

Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в

уме, оценкой разумности результатов.

1

Обсуждение. Практикум.

7.

Решение стереометрических задач. Вероятностные, статистические явления и зависимости.

1

Обсуждение. Практикум.

8.

Проведение рубежной аттестации.

1

Исследование. Интерпретация

результатов в разных контекстах.

Итого

8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

5        класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

Звуковые явления

1.

Звуковые        явления.        Звуки        живой        и        неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки.

1

Беседа, демонстрация записей звуков.

2.

Устройство        динамика.        Современные

акустические системы. Шум и его воздействие на человека.

1

Наблюдение физическихявлений.

Строение вещества

3.

Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы.

1

Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдениефизических явлений.

Вода. Уникальность воды.

1

4.

Углекислый газ в природе и его значение.

1

Земля и земная кора. Минералы

5.

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.

1

Работа с коллекциями

минералов и горных пород. Посещение минералогической

экспозиции.

6.

Атмосфера Земли.

1

Живая природа

7.

Уникальность        планеты        Земля.        Условия        для

существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.

1

Беседа. Презентация.

8

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

  1. 6 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

Строение вещества

1.

Тело        и        вещество.        Агрегатные        состояния вещества.

Масса. Измерение массы тел.

1

Наблюдения.

Лабораторная работа.

2.

Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома.

1

Моделирование.

Тепловые явления

3.

Тепловые явления. Тепловое расширение тел.

Использование явления теплового расширения для измерения температуры.

1

Презентация. Учебный эксперимент.

Наблюдение

физических явлений.

4.

Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение.

1

Проектная работа.

Земля, Солнечная система и Вселенная

5.

Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы.

1

Обсуждение. Исследование.

Проектная работа.

Живая природа

6.

Царства живой природы

1

Квест.

7.

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

8

  1. 7 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

Структура и свойства вещества

1.

Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых

телах.

1

Беседа. Демонстрация моделей.

Механические явления. Силы и движение

2.

Механическое движение. Инерция

Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.

1

Демонстрация моделей.Лабораторная работа.

3.

Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов.

1

Посещение производственныхили научных лабораторий с разрывными машинами и

прессом.

Земля, мировой океан

4.

Атмосферные явления. Ветер. Направление

ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения.

1

Проектная деятельность.

5.

Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы.

Исследование океана. Использование подводных дронов.

1

Биологическое разнообразие

6.

Растения. Генная модификация растений.

Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых.

1

Оформление коллажа. Созданиежурнала «Музей фактов».

7.

Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их

многообразие. Пресноводные и морские рыбы. Внешнее и внутреннее строение птицы.

Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция.

1

8.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

  1. 8 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

Структура и свойства вещества (электрические явления)

1.

Занимательное электричество.

1

Беседа. Демонстрация моделей.

Электромагнитные явления. Производство электроэнергии

2.

Магнетизм и электромагнетизм.

1

Беседа. Демонстрация моделей. Презентация.

3.

Строительство плотин

1

Учебный эксперимент. Наблюдение физических

явлений.

4.

Гидроэлектростанции.Экологические риски при строительстве

гидроэлектростанций.

1

Проектная работа.

5.

Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы.

1

Биология человека (здоровье, гигиена, питание)

6.

Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность.

1

Моделирование. Виртуальноемоделирование.

7.

Системы жизнедеятельности человека.

1

8.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

9 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

Структура и свойства вещества

1.

На сцену выходит уран. Радиоактивность. Искусственная радиоактивность.

1

Демонстрация моделей.

Дебаты.

Химические изменения состояния вещества

Изменения состояния веществ.

Беседа. Демонстрация моделей.

2.

Физические явления и химические превращения.

Отличие химических реакций от физических явлений.

1

Презентация. Учебный эксперимент.

Исследование

Наследственность биологических объектов

3.

Размножение организмов. Индивидуальное

развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков.

1

Беседа. Демонстрация моделей.

Учебный эксперимент.Наблюдение явлений.

Вид и популяции. Общая характеристика

популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов.

4.

Закономерности изменчивости:

модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

1

Экологическая система

5.

Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера.

Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция

биосферы.

1

Демонстрация моделей.

Моделирование.

6.

Антропогенное воздействие на биосферу.

Основы рационального природопользования.

1

7.

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Формирование читательской грамотности" 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Формирование читательской грамотности" 7 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности" для 6 класса

Данная  рабочая  программа по внеурочной деятельности «Развитие функциональной деятельности» для учащихся 6 классов общеобразовательного учреждения разработана на основе примерно...

Рабочая программа внеурочной деятельности) по функциональной грамотности для 8 класса

Данная рабочая программа рассчитана на 17 часов, т.е. 0,5 часа в неделю...

Рабочая программа внеурочной деятельности. 5а «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Рабочая программа внеурочной деятельности. 5а «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»...