Рабочая программа внеурочной деятельности по функциональной грамотности для 5 класса
рабочая программа (5 класс)
Предварительный просмотр:
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Из 6 направлений оцениваемых PISA в своих мониторингах с 2021 года в данной программе будет рассмотрено 4 модуля: креативное мышление, финансовая грамотность, математическая грамотность и глобальные компетенции.
Цель программы:
развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Задачи программы:
- развитие способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения (креативное мышление);
- развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность);
- развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; включать математические рассуждения, использовать математические понятия, процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и предсказания явления; понимания роли математики в мире; высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
- развитие способности критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству (глобальные компетенции).
- формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний;
- оценивает действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.
- формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний;
- оценивает действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.
Метапредметные результаты находит и извлекает информацию в различном контексте;
- объясняет и описывает явления на основе полученной информации;
- анализирует и интегрирует полученную информацию;
- формулирует проблему, интерпретирует и оценивает её;
- делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения.
Предметные результаты обучающийся научится:
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач;
обучающийся получит возможность:
- находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях, используя тексты различные по оформлению, стилистике, форме и в различном контексте;
- применять полученные предметные знания для решения разного рода проблем и практических задач;
- формулировать проблему на основе анализа ситуации;
- анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте; овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое;
- оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания;
- интерпретировать и оценивать полученные результаты в различном контексте лично значимой, национальной или глобальной ситуации, проблемы;
- оценивать проблемы, делать выводы, строить прогнозы, предлагать различные пути их решения.
Модуль: Креативное мышление (8ч.)
Понятие креативного мышления. Креативные решения проблем. Креативное самовыражение. Создаем рисунки. Создам тесты. Решение естественно- научных проблем. Решение социальных проблем.
Модуль: Основы финансовой грамотности (8ч.)
Финансовая грамотность современного человека. Семейный бюджет. Расходы и доходы. Акции в магазине. Кредит и рассрочка. Выгодный обмен. Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции. Фальшивые деньги. Обмен валюты. Личные сбережения. Финансовая безопасность. Налоговая система. Государственное и негосударственное страхование.
Модуль: Основы математической грамотности (10ч.)
Математическая грамотность. Учимся для жизни. Ситуация «Поступление в предпрофильный класс». Ситуация «Новая квартира». Ситуация «Вязаные вещи». Ситуация «Вязаные вещи». Ситуация «Новое дорожное покрытие».
Модуль: Глобальные компетенции (8ч.)
Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть глобально компетентным?». Человек и природа. Здоровье. Традиции и обычаи. Права человека. Семья. Образование.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | Примечание |
1 | Вводный урок. Что такое креативно мышление. Знакомимся с креативными решениями различных проблем | 1 | ||
2 | Учимся выполнять задания нестандартно, выразительно, эффективно. Креативное самовыражение. Создаем рисунки | 2 | ||
3 | Креативное самовыражение. Создаем тесты. | 2 | ||
4 | Креативное самовыражение. Решение естественно- научных проблем. | 1 | ||
5 | Креативное самовыражение. Решение социальных проблем. | 1 | ||
6 | Подведем итоги. Творческая работа | 1 | ||
7 | Финансовая грамотность современного человека | 1 | ||
8 | Семейный бюджет. Расходы и доходы | 1 | ||
9 | Акции в магазине. Кредит и рассрочка | 1 | ||
10 | Выгодный обмен. Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции | 1 | ||
11 | Фальшивые деньги. Обмен валюты | 1 | ||
12 | Личные сбережения. Финансовая безопасность | 1 | ||
13 | Налоговая система. Государственное и негосударственное страхование | 1 | ||
14 | Математическая грамотность. Учимся для жизни | 1 | ||
15 | Ситуация «Поступление в предпрофильный класс» | 1 | ||
16 | Ситуация «Новая квартира» | 1 | ||
17 | Практическая работа | 1 | ||
18 | Ситуация «Вязаные вещи» | 1 | ||
19 | Практическая работа | 1 |
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | Примечание |
20 | Ситуация «Вязаные вещи» | 1 | ||
21 | Практическая работа | 1 | ||
22 | Ситуация «Новое дорожное покрытие» | 1 | ||
23 | Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть глобально компетентным?» | 1 | ||
24 | Человек и природа | 1 | ||
25 | Здоровье | 1 | ||
26 | Традиции и обычаи | 1 | ||
27 | Права человека | 1 | ||
28 | Семья | 1 | ||
29 | Образование | 1 | ||
30 | Практическая работа | 3 | ||
всего | 34 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 11 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Основн...
Рабочая программа по функциональной грамотности
Программа курса РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Модуль "Читательская грамотность"...
Рабочая программа ВД "функциональная грамотность " 10 класс
программа предназначена для развития потребности в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; готовность к смысловому чтению – восприят...
Рабочая программа по функциональной грамотности для 8 класса
Актуальность. Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в о...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность». 8 класс. 1 час.
Рабочая программапо внеурочной деятельности«Функциональная грамотность»...
Рабочая программа курс внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 10 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Основн...
Рабочий лист по функциональной грамотности
Внеклассное мероприятие по развитию функциональной грамотности по направлению математической грамотности«Здоровье»для учащихся 5 класса...