Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 8-9 класс
рабочая программа (8 класс)

Основы финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ofg_8-9.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

               

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» 8-9 классы

Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 8-9 классов и реализуется на основе следующих документов:                                                                                                                                       1. - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями)                                                                                                                                      2. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от от 17 декабря 2010 г. N 1897 (с изменениями и дополнениями)

3. Основной образовательной программы ООО МБОУ Холстовской СШ  (приказ №126-ОД от 31.08.2022 г)                                                                                                                                                                          4. Уставом МБОУ Холстовской СШ (утвержденный постановлением администрации МО «Павловский район» №805 от 08.12.2015г.) (с изменениями и дополнениями)                                                                                                                                        5. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (приказ Министерства образования № 254 от 20 мая 2020г.  «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования») (с изменениями и дополнениями)                                                                      6.Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. N 09-3564  «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» 7.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017г. № 09-1672  « О направлении методических рекомендаций»;                                                                                                         8. Основы финансовой грамотности: методические рекомендации для учителя. / В. В. Чумаченко, А. П. Горяев  — М.: Просвещение, 2018/                                                                                                                                                      

Рабочая программа состоит из следующих разделов:

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

 2. Содержание учебного предмета.

3. Тематическое планирование.

Место предмета в учебном плане: Согласно учебному плану  на изучения курса 8 классеотводится 1 час в неделю, всего 34 часа и в 9 классе 33 часа. Рабочая программа рассчитана на 34-33 недели.

Цели и задачи курса:

- удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;

-  приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;

- воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.

Преподавание ориентировано на использование учебника: 

Основы финансовой  грамотности: учебное пособие / В. В. Чумаченко, А. П. Горяев  — М.: Просвещение, 2018./

I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

II. Содержание курса внеурочной деятельности

8 класс (34часа)

Раздел 1. Личное финансовое планирование (8 часов).

Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов. SWOT -  анализ как один из способов принятия решений. Личный финансовый план. Деловой практикум: составляем личный финансовый план.

Раздел 2. Депозит (4 часа).

Накопления и инфляция. Что такое депозит? Условия депозита.Управление рисками по депозиту.

Раздел 3. Кредит (10 часов).

Кредит. Виды банковских кредитов. Принципы кредитования. Из чего складывается плата за кредит. Кредитная история. Коллекторские  агентства, их права и обязанности.  Практикум: кейс «Покупка машины».

Раздел 4. Расчетно - кассовые операции (4 часа)

Банковские  операции для физических лиц. Виды платежных средств. Формы дистанционного банковского  обслуживания.

Раздел 5. Страхование (8 часов)

Страховые услуги, страховые риски,  участники договора страхования. Виды страхования в России. Страховые компании. Как использовать страхование в повседневной жизни. Практикум: кейс «Страхование жизни».

9 класс (33 часа)

Раздел 6. Инвестиции (8 часов).

Виды финансовых продуктов для различных финансовых целей. Фондовый рынок и его инструменты. Практикум: кейс «Куда  вложить деньги».

          Раздел 7. Пенсии (4 часа).

Пенсионная система РФ. Что такое накопительная и страховая  пенсия? Негосударственные пенсионные фонды.

Раздел 8. Налоги (8 часов).

Для чего платят налоги. Как работает налоговая система в РФ. Виды налогов для физических лиц. Как использовать налоговые льготы и налоговые вычеты.

Раздел 9. Финансовые махинации (6 часов).

Основные признаки и виды финансовых пирамид. Махинации с кредитами. Практикум: кейс «Заманчивое предложение».

Раздел 10. Информация для потребителя (2 часа).

Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее виды».

          Раздел 11. Искусство покупать (4 часа).

Качество товаров. Как покупать продукты  питания. Бытовая техника: всерьез и надолго.

            Обобщение по изученному курсу. Игра – тренинг «Не в деньгах счастье».

Тематическое планирование.

8 класс.

Тема занятия

Кол.

часов

 Раздел 1.  Личное финансовое планирование.

8

1.

 Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях ограниченности  ресурсов. SWOT-анализ как один из способов принятия решений.

1

2

Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях ограниченности  ресурсов. SWOT-анализ как один из способов принятия решений.

1

3.

Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет. Структура, способы составления  и планирования личного бюджета.

1

4.

Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет. Структура, способы составления  и планирования личного бюджета.

1

5.

Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения. Деловой практикум.

1

6.

Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения. Деловой практикум.

1

7.

 Практикум. Кейс «Использование SWOT-  анализа для выбора карьеры».

1

8.

Практикум. Кейс «Использование SWOT-  анализа для выбора карьеры».

1

Раздел 2. Депозит.

4

9.

Накопления  и  инфляция.

1

10.

Что такое депозит?

1

11.

Условия  депозита.

1

12.

Управление  рисками по депозиту.

1

 Раздел 3.  Кредит.

10

13.

Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц.

1

14.

Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц.

1

15.

Принципы кредитования (платность, срочность, возвратность).

1

16.

Основные характеристики кредита.

1

17.

 Как  выбрать наиболее выгодный кредит.

1

18.

Как уменьшить стоимость кредита.  

1

19.

Кредитная история.

1

20.

Коллекторские агентства, их права и обязанности.

1

21.

Типичные ошибки при использовании кредита. Практикум: кейс «Покупка машины».

1

22.

Типичные ошибки при использовании кредита. Практикум: кейс «Покупка машины».

1

 Раздел 4.  Расчетно – кассовые операции.

4

23.

Хранение, обмен и перевод денег — банковские операции для физических лиц .

1

24.

 Виды платежных средств.

1

25.

Формы дистанционного банковского обслуживания — правила безопасного поведения при пользовании интернет-банкингом.

1

26.

Формы дистанционного банковского обслуживания — правила безопасного поведения при пользовании интернет-банкингом.

1

 Раздел 5.  Страхование.

8

27.

 Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования. Учимся понимать договор страхования.

1

28.

Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования. Учимся понимать договор страхования.

1


29.

Виды страхования в России. Страховые компании и их услуги для физических лиц.

1

30.

Виды страхования в России. Страховые компании и их услуги для физических лиц.

1

31,

Как использовать страхование в повседневной жизни.

1

32.

Как использовать страхование в повседневной жизни.

1

33.

Практикум. Кейс «Страхование жизни».

1

34.

Практикум. Кейс «Страхование жизни».

1

Итого: 34 часа

Тематическое планирование.

9 класс.

Тема занятия

Кол.

часов

Раздел 1. Инвестиции.

7

1.

Что такое инвестиции, способы инвестирования, доступные физическим лицам. Сроки и доходность инвестиций.

1

2.

Виды финансовых продуктов для различных финансовых целей.

1

3.

Виды финансовых продуктов для различных финансовых целей.

1

4.

Фондовый рынок и его инструменты.

1

5.

Фондовый рынок и его инструменты.

1

6.

Практикум. Кейс «Куда вложить деньги»

1

7.

Практикум. Кейс «Куда вложить деньги»

1

Раздел 2. Пенсии.

4

8.

Пенсионная система РФ.

1

9.

Что такое накопительная и страховая  пенсия?

1

10.

Негосударственные пенсионные фонды.

1

11.

Как сформировать частную пенсию?

1

 Раздел 3.   Налоги.

8

12.

Для чего платят налоги. Какие налоги мы платим.

1

13.

Для чего платят налоги. Какие налоги мы платим.

1

14.

Как работает налоговая система в РФ.

1

15.

НДФЛ.

1

16.

Виды налогов для физических лиц.

1

17.

Виды налогов для физических лиц.

1

18.

Деловая игра «Знатоки налогов»

1

19.

Деловая игра «Знатоки налогов»

1

 Раздел 4. Финансовые махинации.

6

20.

Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового

мошенничества. Мошенничества с банковскими картами.

1

21.

Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового

мошенничества. Мошенничества с банковскими картами.

1

22.

Махинации с кредитами. Мошенничества с инвестиционными инструментами. Финансовые пирамиды.

1

23.

Махинации с кредитами. Мошенничества с инвестиционными инструментами. Финансовые пирамиды.

1

24.

Практикум. Кейс «Заманчивое предложение»

1

25.

Практикум. Кейс «Заманчивое предложение»

1

Раздел 5. Информация для потребителя.

2

26.

Мини-исследование «Источники информации».

1

27.

Мини-проект «Реклама и ее виды».

1

Раздел 6. Искусство покупать.

6

28.

Качество товаров.

1

29.

Как покупать продукты питания?

1

30.

Как выбирать одежду и обувь?

1

31.

Бытовая техника: всерьез и надолго. Всегда ли товар можно обменять.

1

32.

Игра – тренинг «Не в деньгах счастье»

1

33.  

Игра – тренинг «Не в деньгах счастье»

1

Итого: 33 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс

Материал представляет собой рабочую программу внеурочной деятельности социального направления "Финансовая грамотность" для 5 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансрвая грамотность"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 9 класса

Рабочая программа  внеурочной деятельности  социального направления "Финансовая грамотность" может быть полезна педагогам, преподающим данный курс....

Рабочая программа внеурочной деятельности для 8 класса по курсу "Основы финансовой грамотности"

Наименование курса: Основы финансовой грамотностиКласс: 8Уровень общего образования : основная школаУчитель истории и обществознания высшей квалификационной  категории  Ткацкая Светлана Нико...

Рабочая программа внеурочной деятельности Финансовая грамотность 10 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (общеинтеллектуальное направление) для 10 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности Финансовая грамотность 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (общеинтеллектуальное направление) для 7 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности Финансовая грамотность 11 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (общеинтеллектуальное направление) для 11 класса...