Рабочая программа внеурочной деятельности "Формирование читательской грамотности" 7 класс
рабочая программа (7 класс)

Борисова Анастасия Сергеевна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Формирование читательской грамотности" 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chg_7_klass.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр образования № 30 имени дважды Героя Советского Союза Главного Маршала авиации Колдунова Александра Ивановича»

Московская область, Богородский г.о., г. Электроугли, ул. Маяковского, д.34

тел. 8(496)5-1-3-21-39

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ЦО №30

_____________________ Л.И. Черкасова

30.08. 2021 г

                                                                              М. П.

Рабочая программа внеурочной деятельности

 «Формирование читательской грамотности»

7 класс

Составитель: Борисова А.С.,

учитель русского языка и литературы

                                                           2021 – 2022 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Формирование читательской грамотности» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана МБОУ ЦО №30, примерных программ внеурочной деятельности  основного общего образования.

Программа «Формирование читательской грамотности» направлена на развитие общеинтеллектуального воспитания обучающихся на ступени основного общего образования и является неотъемлемой частью Основной образовательной программы основного общего образования.

   В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не теряться в нем, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и  применение информации в  максимально рациональной форме. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ставит:

−  учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и  причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным, требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.;

−  учебно-практические задачи, направленные на формирование и  оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом.

   Формирование этих навыков легло в основу целевого блока программы курса.

Программа курса рассчитана на 34 учебных часа (1 ч в неделю).

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Содержание внеурочной деятельности «Формирование читательской грамотности » обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностными результатами являются: 

  • готовность ученика целенаправленно использовать знания в  учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме;
  • способность характеризовать собственные знания и  умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и  практических задач могут быть им успешно решены;
  • познавательный интерес к различной информации; читательский интерес.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

  • способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач;
  • умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Учитывая специфику курса «Формирование читательской грамотности», предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования.

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

-определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;

-выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

-подбирать аргументы, формулировать выводы;

-составлять разные виды планов;

-объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;

-сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

•  решать учебно-познавательные и  учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

−  определять назначение разных видов текстов;

−  ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

−  различать темы и подтемы специального текста;

−  выделять не только главную, но и избыточную информацию;

−  прогнозировать последовательность изложения идей текста;

−  сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

−  выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

−  формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

−  понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Обучающийся получит возможность научиться:

•  анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с  текстом: преобразование и  интерпретация информации

Обучающийся научится:

•  структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;

•  преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;

•  интерпретировать текст:

−  сравнивать и  противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

−  обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

−  делать выводы из сформулированных посылок;

−  выводить заключение о  намерении автора или главной мысли текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

•  выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с  информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

•  откликаться на содержание текста:

−  связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

−  оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

−  находить доводы в защиту своей точки зрения;

•  откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

•  на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

•  в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

•  использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения

о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Обучающийся получит возможность научиться:

•  критически относиться к рекламной информации;

•  находить способы проверки противоречивой информации;

•  определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Содержание курса внеурочной деятельности

«Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»-12ч

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль,

официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.

Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по задан - ному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»- 14ч

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

 «Работа с текстом: оценка информации» - 8ч

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

1

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

12

2

«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

14

3

«Работа с текстом: оценка информации»

8

Итого

34

СОГЛАСОВАНО

Протокол  заседания  ШМО  

классных руководителей №1

от   _____________ 2021г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по ВР МБОУ сош №30

__________  Сутковая Е.Ю.

___________ 2021 г.

Приложение

 к рабочей программе внеурочной

деятельности «Формирование читательской грамотности» 7  класс

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (12 ч)

1

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений.

2

Типология текстов. Речевая ситуация.  

3

Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль).

4

Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста.

5

Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр,  структуру и языковые средства.

6

Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.

7

Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция.

8

Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.

9

Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.

10

Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде.

11

Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака.

12

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (14 ч)

13

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).

14

Вопросы по содержанию текста.

15

Формулирование выводов, основанных на содержании текста.

16

Аргументы, подтверждающие вывод.

17

Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую.

18

Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос.

19

Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу.

20

Преобразование таблицы в связный текст,  информации, полученной из схемы, в текстовую задачу

21

Составление схем с опорой на прочитанный текст.

22

Составление схем с опорой на прочитанный текст.

23

Формирование списка используемой литературы и других информационных источников.

24

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

25

Создание небольших письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию.

26

Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

«Работа с текстом: оценка информации» (8 ч)

27

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.  

28

Выражение собственного мнения о прочитанном.

29

Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация.

30

Достоверность и недостоверность информации в тексте.  

31

Недостающая или избыточная информация.

32

Пути восполнения недостающей информации.

33

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

34

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.

Лист корректировки

календарно-тематического планирования (КТП)  рабочей программы

Предмет:______________________________________________________________________

Класс: _______________________________________________________________________

Учитель:______________________________________________________________________

2021/2022 учебный год

№ урока

Тема урока

Дата по основному КТП

Дата проведения

Причина корректировки

Способ корректировки

Учитель

(подпись)

Зам.директора по УВР (подпись)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...

Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба"

Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы  "Моя первая клумба" Социальное направление...

Интеллект. Интерес. Исследование. Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов

В современной образовательной практике, на наш взгляд, выявляется противоречие между возросшими требованиями к уровню подготовки выпускника, с одной стороны, и нарастающими трудностями в усвоении учеб...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Читательская грамотность"

Программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) адресована учащимся 5 (6) классов общеобразовательной школы и является необходимы...

"Читательская грамотность" - рабочая программа внеурочной деятельности 5-7 классов

Рабочие программы по факультативному занятию "Читательская грамотность"...