Программа внеурочной деятельности "Дорожный патруль"
рабочая программа (5 класс)

Чесанова Татьяна Александровна

Программа внеурочной деятельности «ЮИД» «Дорожный патруль» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».

Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.

Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею городского общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.

Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Реализация программы рассчитана на один год. Отряд ЮИД состоит из детей 12 – 13 лет. Их активная деятельность, прежде всего, направлена на помощь классным руководителям в обучении ПДД учащихся начальной и средней школы.

Работа проводится в форме тео­ретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_dorozhnyy_patrul.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение ВД № 3.1

к образовательной программе общего образования

МБОУ средняя школа № 9

Рабочая программа внеурочной деятельности

Направление курса внеурочной деятельности: социальное

Название программы: «Дорожный патруль»

Класс: 5-6

Срок реализации программы: 1 год

2021 г.о.г. Выкса

Программа внеурочной деятельности «ЮИД» «Дорожный патруль» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».

Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.

Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею городского общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.

Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Реализация программы рассчитана на один год. Отряд ЮИД состоит из детей 12 – 13 лет. Их активная деятельность, прежде всего, направлена на помощь классным руководителям в обучении ПДД учащихся начальной и средней школы.

Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.

Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

Задачи программы: 

  • Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношения;
  • Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
  • Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
  • Повысить интерес школьников к велоспорту;
  • Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.
  • Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.

Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

  • самостоятельности в принятии правильных решений;
  • убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения
    правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей
    жизни;
  • внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
    дорожного движения;
  • здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического
    совершенства.

Ожидаемый результат:

  • Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;
  • Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;
  • Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
  • Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;
  • Формирование у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандисткой работы;
  • Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.

Нормативно – правовое обеспечение программы: 

  • - Конституция РФ.
  • - Конвенция «О правах ребенка».
  • - Правила дорожного движения.
  • - Устав образовательного учреждения.
  • - Учебный план.
  • - Учебные программы.
  • - План воспитательной работы ОУ

Информационное обеспечение:

  • обзор аналитической информации;
  • оформление информационных стендов;
  • банк данных (разработки уроков, беседы для уч-ся, лекции и беседы для родителей, разработки внеклассных мероприятий)
  • контрольные срезы, тесты

Научно – методическое обеспечение: 

  1. Государственный образовательный стандарт
  2. Учебный план и учебные программы школы
  3. Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД
  4. Учебники по ОБЖ, ПДД
  5. Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов

В тематический план включен следующий материал:

  1. Правила дорожного движения:
  • общие положения;
  • обязанности пешеходов;
  • сигналы светофора;
  • правила для водителей;
  • дорожные знаки;
  • практические занятия.

2. Основы доврачебной медицинской помощи:

  • общие принципы оказания доврачебной помощи;
  • техника наложения повязок;
  • первая помощь при общих ранениях;
  • первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей;
  • первая помощь при несчастных случаях;
  • первая помощь при ожогах и отморожениях;
  • транспортировка при различных видах травм.

3. Фигурное вождение вело/транспортных средств.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • выставки
  • праздники
  • театрализованные представления
  • соревнования
  • конкурсы
  • агитбригады

Основные методы, используемые для реализации программы внеурочной деятельности:

В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.

В воспитании – (по Г.И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.

Программа внеурочной деятельности ЮИД «Дорожный патруль» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Работа внеурочной деятельности «Дорожный патруль» основывается на различных видах деятельности:

  •  Создание уголка безопасности дорожного движения;
  •  Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
  •  Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
  •  Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
  •  Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
  •  Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
  •  Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.

На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике ДДТТ.

По срокам реализации программа годичная.

В работе кружка участвуют дети 13-14 лет. Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут (36 ч. в год).

Учащиеся должны:

знать: 

  • правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
  • серии дорожных знаков и их представителей;
  • способы оказания первой медицинской помощи;
  • техническое устройство велосипеда.

уметь: 

  • работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
  • работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
  • читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
  • пользоваться общественным транспортом;
  • управлять велосипедом.

иметь навыки: 

  • дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
  • взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
  • участия в конкурсах, соревнованиях.
  • активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.

Содержание курса

Вводное занятие. Дорожно-транспортные происшествия. Причины ДТП.

Правила поведения на дороге Мой безопасный путь в школу

Неожиданный звонок или стук в дверь. Один дома

О правилах поведения в школе. О правилах поведения в столовой. Пожарная безопасность в школе

Как избежать несчастных случаев. Первая медицинская помощь

Первая медицинская помощь

Формы регулирования движения. Сигналы светофора и регулировщика. Дорожная разметка, дорожные знаки.

Формы регулирования движения. Сигналы светофора и регулировщика. Дорожная разметка, дорожные знаки

Незнакомый человек.

О правилах поведения на школьной спортивной площадке. О правилах поведения на пришкольном участке

Пожарная безопасность дома. Антитеррористическая безопасность

Правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров.

Правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров

Злая собака

Организация дорожного движения. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков.

Организация дорожного движения. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков

Первый лед

Взрывобезопасность

Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки»

Правила обращения с пиротехническими изделиями

О правилах поведения при работе с ПК

Правила безопасности при переходе и проезде железнодорожных переездов

О правилах поведения

О правилах поведения в библиотеке

О правилах поведения в автобусе

Труд водителя.

О правилах поведения на пешеходных экскурсиях

Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах.

О правилах поведения при эвакуации

О правилах поведения при эвакуации

Правила движения велосипедистов. Дополнительные требования к движению велосипедистов

О правилах поведения в походе

О правилах поведения в лесу

О правилах поведения на воде

Итоговое занятие Культура транспортного поведения и ответственность за нарушение ПДД

Тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов в неделю

тип урока

Аудиторное

Внеаудиторное

1

Вводное занятие. Дорожно-транспортные происшествия. Причины ДТП.

1

Вводное занятие

теория

2

Правила поведения на дороге Мой безопасный путь в школу

1

Комбинированное занятие

теория

3

Неожиданный звонок или стук в дверь. Один дома

1

Комбинированное занятие

теория

4

О правилах поведения в школе. О правилах поведения в столовой. Пожарная безопасность в школе

1

Практика

экскурсия

5

Как избежать несчастных случаев. Первая медицинская помощь

1

Занятие беседа

теория

6

Первая медицинская помощь

1

Комбинированное занятие

практика

7

Формы регулирования движения. Сигналы светофора и регулировщика. Дорожная разметка, дорожные знаки.

1

Лекция

теория

8

Формы регулирования движения. Сигналы светофора и регулировщика. Дорожная разметка, дорожные знаки

1

Практика

экскурсия

9

Незнакомый человек

1

Комбинированное занятие

теория

10

О правилах поведения на школьной спортивной площадке. О правилах поведения на пришкольном участке

1

Практика

экскурсия

11

Пожарная безопасность дома. Антитеррористическая безопасность

1

Занятие – беседа

12

Правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров

1

Занятие – ролевая игра.

13

Правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров

1

Практика

экскурсия

14

Злая собака

1

Комбинированное занятие

теория

15

Организация дорожного движения. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков.

1

Лекция

теория

16

Организация дорожного движения. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков.

1

Практика

экскурсия

17

Первый лед

1

Практика

экскурсия

18

Взрывобезопасность

1

Занятие беседа

теория

19

Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки»

1

Комбинированное занятие

практика

20

Правила обращения с пиротехническими изделиями

1

Лекция

теория

21

О правилах поведения при работе с ПК

1

Практика

экскурсия

22

Правила безопасности при переходе и проезде железнодорожных переездов

1

Комбинированное занятие

теория

23

О правилах поведения

1

Практика

экскурсия

24

О правилах поведения в библиотеке

1

Занятие – беседа

25

О правилах поведения в автобусе

1

Занятие – ролевая игра.

26

Труд водителя.

1

Практика

экскурсия

27

О правилах поведения на пешеходных экскурсиях

1

Занятие – беседа

теория

28

Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах.

1

Занятие – ролевая игра.

экскурсия

29

О правилах поведения при эвакуации

1

Практика

экскурсия

30

О правилах поведения при эвакуации

1

Комбинированное занятие

теория

31

Правила движения велосипедистов. Дополнительные требования к движению велосипедистов

1

Практика

практика

32

О правилах поведения в походе

1

Занятие – беседа

теория

33

О правилах поведения в лесу

1

Занятие – ролевая игра.

экскурсия

34

О правилах поведения на воде

1

Практика

теория

КТП  «Дорожный патруль»

на 2021-2022 учебный год

                                                           Количество часов в неделю:   1

                                  Количество часов за год:  34

п/п

Темы занятия

Дата

1

Основные цели и задачи отряда ЮИД

2.09

Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте

2

Современный транспорт (характеристика)

9.09

3

Виды современного транспорта

16.09

4

Причины транспортных аварий

23.09

5

Причины транспортных аварий

30.09

6

Опасности при посадке в транспорт

7.10

7

Опасности при высадке из транспорта

14.10

8

Опасности при торможении

21.10

9

Опасности при аварийной ситуации

11.11

10

Опасности в зимнее время

18.11

11

Причины ДТП

25.11

12

Тормозной путь. Практическое занятие

2.12

13

Требования к пешеходам. Ответственность за нарушения ПДД.

9.12

14

Правила поведения в общественном/ индивидуальном транспорте

16.12

15

Правила поведения в аварийной ситуации

23.12

16

Пассажир – заложник (правила поведения)

13.12

17

История появления первых автомобилей

20.12

18

Виды современного транспорта

27.12

19

Участники движения: пешеходы, водители, пассажиры. Дисциплина участников дорожного движения

13.01

20

История светофора

20.01

21

Виды светофоров. Сигналы светофора

27.01

22

Первый жезл регулировщика. Современный регулировщик

3.02

23

Знаки регулировщика. Практическое занятие

10.02

24

Предупреждающие знаки. Предписывающие знаки

17.02

25

Запрещающие знаки. Знаки дополнительной информации

24.02

26

Знаки приоритета. Знаки сервиса

3.03

27

Информационно-указательные знаки

10.03

28

Практика решения задач по ПДД

17.03

29

История создания велосипедов

14.04

30

Велосипед как транспортное средство. Виды велосипедов

21.04

31

Обязанности водителей велосипедов, мопедов, мотоциклов. Ответственность за нарушения ПДД

28.04

32

Промежуточная аттестация

5.05

33

Содержание автомобильной аптечки. Перевязочные средства. Правила наложения жгута/ шины

12.05

34

Виды повязок. Правила наложения повязок. Правила переноски пострадавших. Оказание первой медицинской помощи (практические занятия)

19.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...