Рабочая программа внеурочной деятельности "Этикет общения"
рабочая программа (6 класс)
Программа курса внеурочной деятельности «Этикет общения» для 6 класса является модифицированной программой, разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе Примерной программы внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского.
Курс призван помочь ученикам в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Программа построена с учетом возрастных особенностей шестиклассников, на основе принципа доступности изучаемого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vneurochnoy_deyatelnosti_etiket_obshcheniya.docx | 29.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Нивенское»
Рассмотрено Принято Утверждаю
на методическом совете на педагогическом совете директор
протокол № протокол № _____________ Г. Г. Граховская
«__» июня 2021 г. « __ » _июня_ 2021 г. «___» __июня__ 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЭТИКЕТ ОБЩЕНИЯ»
для 6 «а» класса
на 2021-2022 учебный год
(34 часа)
Составила учитель русского языка и литературы
Шамсутдинова Светлана Николаевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Этикет общения» для 6 класса является модифицированной программой, разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе Примерной программы внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского.
Курс призван помочь ученикам в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Программа построена с учетом возрастных особенностей шестиклассников, на основе принципа доступности изучаемого материала. Рабочая программа реализует идею межпредметных связей при обучении культуре общения, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.
Работа курса проводится в двух направлениях: теоретическом и практическом. Задания содержат элементы рисования, практических действий, игр, являются продолжением программного материала и ориентируются на общедидактические принципы: научность, доступность, системность, поэтапность, связь с реальной жизнью.
Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год. Программа курса «Этикет общения» рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю.
I. Планируемые результаты освоения курса.
Личностные результаты:
- формирование представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- формирование нравственно-этического опыта взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- формирование неравнодушия к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- развитие способности эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- развитие уважительного отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи, кадетского братства и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель своей деятельности с помощью учителя в рамках курса;
- Работать с информацией для изучения курса;
- Учиться работать по предложенному учителем плану;
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности учащихся
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- Слушать и понимать речь других.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- знать основные моральные нормы,
- владеть понятием этикет, этикет поведения, этикет внешнего вида, речевой этикет, этикетная ситуация, культурный человек, вежливость, коммуникативная роль, социальная роль, имидж, стиль одежды, языковой паспорт, адресат, адресант, жаргон, спор, дебаты, дискуссия, полемика, прения, диспут;
- видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять,
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступках окружающих людей,
- решать моральные дилеммы на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентироваться на их мотивы и чувства,
- следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- изменять свое поведение в зависимости от ситуации;
- знать свой фактический имидж; знать, как тебя воспринимают окружающие по твоей внешности, манере одеваться, поведению, речи;
- производить положительное впечатление на собеседника своим внешним, коммуникативным и поведенческим имиджем;
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
II.Содержание тем учебного курса
Раздел 1 «Введение в этикет». Понятие «этикет». Основные функции этикета. Привычка – вторая натура. Виды этикета. Сходства и различия. В лабиринтах собственного «я»: аккуратность, вспыльчивость, скромность, шутовство и чувство юмора, корректность и галантность, любопытство и услужливость. Вежливы ли мы и те, кто нас окружает? Понятие культурный человек. Понятие вежливости. Речевой этикет, этикет внешнего вида и этикет поведения, их соотношение и неразрывная связь. Сферы действия и виды этикета.
Раздел 2 «История этикета». Зарождение этикета в древности. Возникновение этикета на этапе осознания человеком себя членом определенного коллектива. Семейный этикет в первобытные временна. Неравенство в семье, определяемое полом и возрастом ее членов. Этикетные обязанности древних людей по отношению к почитаемым ими богам, правителям. Этикет в античном обществе.
Раздел 3 «Виды и принципы современного этикета ». Этикет поведения, этикет внешнего вида и речевой этикет как составляющие современного этикета. Принципы этикета как основа общих норм этикета. Знакомство. Этикетные выражения при знакомстве. Слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы . Уместность употребления слов в зависимости от ситуации, возраста собеседника. Использование мимики и жестов. Этикет разных народов Особенности этикета в разных странах.
Раздел 4 «Понятие имиджа». Имидж как публичная индивидуальность. Имидж как образ, который человек выбирает, создает и сознательно поддерживает, используя для достижения своих целей в жизни. Возможные имиджи – «строгий», «добрый», «справедливый», «бескомпромиссный», и т.д. Три основные слагаемые имиджа – внешность, речь, поведение. Формирование имиджа.
Раздел 5 «Этикет внешнего вида» Законы моды и этикет. Структура этикета внешнего вида: одежда, прическа, силуэт, цветовая гамма. Соотношение этикета и моды. Функции одежды. Стиль как совокупность деталей внешнего вида, существующих в постоянном, одобряемом обществом единстве. Гармоничные сочетания одежды, аксессуаров, прически и т.п. Этикет внешнего вида. Гармоничном сочетании одежды, обуви, прически, сумки и т.д. Важность личной гигиены. Понятия «мода», «вкус», «обаяние». Важнейшая заповедь этикета – уважение к окружающим.
Раздел 6. «Речевой этикет» Речевой этикет как совокупность правил речевого поведения людей. Соблюдение правил речевого этикета как способ формирования благоприятного языкового паспорта человека. Структура положительного речевого паспорта: соблюдение норм культуры речи, правильная дикция, соблюдение норм общения и требований речевого этикета. Жаргон как особенности речи определенной, относительно замкнутой группы людей. Причины употребления жаргона. Правила речевого этикета относительно употребления жаргона и инвектив. Недопустимость общественного сквернословия.
Раздел 7. «Этикетные нормы поведения среди сверстников» Этикет поведения в школьном коллективе. Проблема существования в группе. Что такое коллектив класса. Права и обязанности каждого ученика класса. Один за всех и все за одного – общий рейтинг достижений класса. Правила общения. Воспитанность. Ответственность за свои поступки. Что такое честность. Честь и честность – это одно и тоже? Что такое правда и ложь. Последствия лжи. Этикет движений при общении. Отношения в классе. Параметры общения. Монолог, диалог, беседа, диспут.
Раздел 8. «Гостевой этикет» Гостеприимство. Правила гостеприимства. У тебя в гостях подруга, друг. Правила поведения за столом. Мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь. В каком народе живёшь – того обычая держись. Поздравления и пожелания. Правила разговора по телефону. СМС сообщение. Переписка. Обращения и подписи. Поздравления. Умение быть привлекательным. Осанка, позы, походка. Визаж, правила хорошего «тона». Ароматы. Украшения, аксессуары. Как сделать комплимент и не обидеть? Вид подарка. Выбор подарка. Оформление поздравления. Этикет цветов.
III. Тематическое планирование курса
№ п/п | Программный материал | Кол-во часов |
1 | Введение в этикет | 6 |
2 | История этикета | 3 |
3 | Виды и принципы современного этикета | 4 |
4 | Понятие имиджа | 2 |
5 | Этикет внешнего вида | 4 |
6 | Речевой этикет | 5 |
7 | Этикетные нормы поведения среди сверстников | 5 |
8 | Гостевой этикет | 5 |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочная проектная деятельность «Азбука общения»
Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через пос...
Рабочая программа.Внеурочная деятельность.Культура общения.
Рабочая программа.Внеурочная деятельность.Культура общения....
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Радость общения" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.3)
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному напралению "Радость общения" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 7 класса "Культура общения"
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и направлена на развитие коммуникативной компетентности ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура общения" 5 класс.
Внеурочная деятельность....
Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс
Цель курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и общения обучающихся...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика речевого общения» (общекультурное: художественно эстетическое направление) для 6 класса
Программа внеурочной деятельности «Этика речевого общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 6-х классов, воспитание личнос...