Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика речевого общения» (общекультурное: художественно эстетическое направление) для 6 класса
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности «Этика речевого общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 6-х классов, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_etika_rechevogo_obshcheniya.docx | 44.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШАДЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МАМАДЫШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Заместитель директора по УР Директор МБОУ
________ /Ямалиева Д.Ш./ ________ /Шрыкова Г.И./ «Шадчинская СОШ»
Протокол №1 29 августа 2016 г. _________ /Такарлыков Ю.В./
от 27 августа 2016г. Приказ №44 от 29.08. 2016 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Этика речевого общения»
(общекультурное: художественно-эстетическое направление)
для 6 класса
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Ямалиевой Далили Шамиловны.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета.
Протокол №1 от 29 августа 2016 г.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика речевого общения» для 6 класса на 2016-2017 учебный год является частью основной образовательной программы основного общего образования и разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- Закона Республики Татарстан «Об образовании» от 22.07.2013 г. №68-ЗРТ;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (ФГОС ООО);
- Основной образовательной программы основного общего образования муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Шадчинская средняя общеобразователь-ная школа» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан (ООП ООО ФГОС);
- Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, и базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы основного общего образования;
- Учебного плана для 5-9 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шадчинская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан с родным (татарским) языком обучения на 2016-2017 учебный год;
- Положения о разработке и утверждении рабочих программ учителей в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Шадчинская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.
Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.
Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:
- организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);
- формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);
- познание людьми друг друга.
Программа внеурочной деятельности «Этика речевого общения» составлена на основе пособия для учителей и учащихся «Диалоговое общение» Ахбаровой Г.Х., Скиргайло Т.О. –Казань: ИПКРО РТ, 2006 и направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 6-х классов, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Под коммуникативной компетентностью понимаем следующее – это умение ставить и решать определенные коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации собеседника (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).
В ходе выполнения программы используется вид внеурочной (внеучебной) деятельности – проблемно-ценностное общение, которое формирует и развивает эмоциональный мир школьника, учит грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни.
Общение играет особую роль в психологическом развитии подростков. Это развитие осуществляется следующим образом:
- обогащение коммуникативного опыта подростков путем постановки задач, требующих овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
- благодаря возможности для подростка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
- вследствие благоприятных условий для раскрытия подростками своего творческого начала при общении друг с другом на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого.
Основные мотивы общения:
- потребность во впечатлениях (познавательный мотив);
- потребность в активной деятельности;
- потребность в признании и поддержке (личностный мотив).
Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.
В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств подростков, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.
Цель и задачи курса:
1. Познание и воспитание собственной личности подростка посредством межличностного общения.
2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
Формы занятий:
- тренинги (коммуникативные, поведенческие),
- этические беседы,
- ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные,
- дебаты,
- тематические диспуты,
- проблемно-ценностные дискуссии,
Методы:
- проигрывание и анализ жизненных ситуаций,
- упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п.).
- поведенческий тренинг,
- лекции с обратной связью,
- психологические игры,
- решение коммуникативных речевых задач,
- работа в парах,
- метод интервью,
- проблемное обучение.
Программа «Этика речевого общения» рассчитана на обучающихся 6-х классов по 2 часа в неделю, программа реализуется за 70 часов.
Планируемые результаты, в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
В основе реализации программы внеурочной (внеучебной) деятельности «Этика речевого общения» лежит деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности подростков, отвечающих требованиям информационного общества;
- формирование психолого-педагогической среды развития обучающихся для формирования и развития их коммуникативной компетентности;
- развитие познания подростков и освоения мира личности обучающегося, его готовности к саморазвитию и деятельности;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов деятельности и форм общения при реализации программы внеурочной (внеучебной) деятельности.
Для достижения результатов первого уровня (приобретения школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) оптимальна форма этической беседы.
Этическая беседа – это обращенное к слушателям развернутое личное высказывание выступающего, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями и обязательно нацеленное на получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, непродолжительных реплик). Предметом общения здесь выступают морально-нравственные коллизии, представленные в реальных жизненных ситуациях и художественных текстах.
Хорошо организованная беседа – это всегда гибкое сочетание программирования и импровизации. У педагога должны быть в наличии ясное представление и умение удерживать основную нить разговора, и одновременно – разные сценарии развития коммуникации.
В рамках этической беседы основной канал общения – Педагог-подростки. Эта форма не предполагает активной коммуникации школьников между собой (максимум допустимого – обмен детей непродолжительными репликами).
Дебаты – это образовательная форма, благодаря которой возможно обеспечить достижение результатов второго уровня – формирование позитивных отношений подростка к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
Образовательная технология «Дебаты» весьма популярна сегодня и многократно описана в педагогической литературе. В дебатах участвуют две стороны: утверждающая (команда, защищающая тему общения) и отрицающая (команда, опровергающая тему). Тема общения формулируется как утверждение. Цель сторон – убедить судей (экспертов) в том, что ваши
аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.
Дебаты устроены по ролевому принципу: участник может защищать перед судьями ту точку зрения, которую в реальности не разделяет. Именно здесь и заложен мощный воспитательный потенциал этой формы: подбирая доказательства в пользу точки зрения, которая тебе изначально не близка, слушая и анализируя аргументы оппонента, можно прийти к такому серьезному сомнению в собственных установках, что вплотную оказаться
перед необходимостью ценностного самоопределения. В то же время, в игровом характере общения и главный подвох: перед участниками дебатов не стоит задача перехода к практическому действию, и определенная несерьезность, неполноценность происходящего ощущается практически всеми.
Задача перехода к практическому действию изначально стоит перед участниками проблемно-ценностной дискуссии. Все обсуждение строится таким образом, чтобы следующим после него шагом было деяние. Именно эта образовательная форма в наибольшей степени способствует достижению результатов третьего уровня – получению подростками опыта социального действия.
Цель проблемно-ценностной дискуссии – запуск социального самоопределения подростка и подготовка его к переходу в поле самостоятельных социальных действий. Предметом рассмотрения в такой дискуссии являются фрагменты и ситуации социальной реальности.
Проблемно-ценностная дискуссия – групповая форма работы. В этой форме выстраивается работа группы как последовательность ряда этапов.
1. Оганизация «встречи» подростка с социальной ситуацией как проблемной. Если социальная ситуация не будет выстроена как проблемная, то она может стать не столько объектом понимания, сколько объектом познания ребенка, воспринята им как учебная задача. Тогда не произойдет включения понимания как универсального способа освоения мира человеком, в котором, наряду с теоретическим знанием, существенную роль играют: непосредственное переживание («опыт жизни»), различные формы практики («опыт истории») и формы эстетического постижения («опыт искусства»).
2. Реализуемая педагогом проблематизация должна привести школьников к осознанию «слабых мест» своей точки зрения, к привлечению новых средств понимания.
3. В этот момент педагог должен перевести свою деятельность из плана проблематизации в план организации коммуникации. Коммуникация здесь особая – позиционная.
4. Организация рефлексии подростками итогов дискуссии. Организующая роль педагога на данном этапе включает в себя предоставление учащимся на выбор той или иной формы фиксации рефлексивной позиции (ответы на вопросы, продолжение незаконченных предложений, интервью и т.д.) и ее выражения (устного, письменного, художественно-образного, символического), а также поддержание динамики рефлексивных процессов.
Этап рефлексии завершает процесс взаимодействия педагога и школьников в проблемно-ценностной дискуссии. Подросток будет готов к социальному определению, ибо освоил его важнейшие составляющие - понимание, проблематизацию, коммуникацию, рефлексию.
Содержание программы.
Раздел 1. Этика и этикет.
Понятие об этике речевого общения как важной части общей культуры человека. Этика и этикет. Речевое поведение. Культура речи и общения. Риторика и стилистика.
Раздел 2. Межличностные отношения и общение.
Общение, отношения, взаимоотношения. Виды общения. Правила общения. Правила речевого общения. Правила для слушающего. Диалогическая речь (общение).
Анкетирование «Умеете ли вы общаться?».
Раздел 3. Культура делового общения.
Деловая беседа. Характерные особенности деловой беседы. Краткость деловой речи. Деловые переговоры. Переговоры – форма коллективного делового общения. Телефонный разговор. Общепринятые правила ведения телефонного разговора.
Раздел 4. Правила приветствия.
«Здравствуйте!» Роль приветствия в начальной ситуации общения. Утреннее приветствие. Общие правила приветствия при встрече. Роль жеста при приветствии. Обращение, привлечение внимания при диалоговом общении. Обороты, заменяющие обращение, и обороты, выражающие непосредственную реакцию на сообщение.
Практикум по теме «приветствие».
Раздел 5. Знакомство.
«Давайте познакомимся!» Ситуация знакомства. Визитная карточка. Основные правила знакомства. Этикетные выражения при знакомстве. Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми. Знакомство без посредника. Знакомство через посредника. Мимика и жест, сопровождающие вербальные реплики в данной речевой ситуации.
Практикум. Различные ситуации знакомства.
Раздел 6. Правила прощания.
«До свидания, друг мой, до свидания…» Прощание как финальная реплика ситуации общения. Этикетные выражения при прощании. Прощание перед сном.
Практикум. Прощание.
Раздел 7. Искусство поздравления.
«Поздравляю вас…» Поздравление. Речевые формулы поздравления. Комплимент, одобрение, похвала. Речевые действия, направленные на создание у собеседника хорошего настроения. Предмет комплимента. Речевые формулы выражения комплимента. Ответные реплики на комплимент. Ситуация реакции на успех адресата. Речевые формы выражения одобрения, похвалы. Семейное торжество. Как провести праздник дома. Подарки. Как дарить и принимать подарки. Язык цветов. Как писать поздравления. Поздравительная открытка.
Тренинг «Подари другу комплимент».
Сюжетно-ролевая игра подарок в день рождения и в праздник.
Практикум. «Поздравляю вас….»
Раздел 8. Пожелание.
«Будьте счастливы!» Пожелание. Этикетные выражения при пожелании. Поддержка, сочувствие, радость. Этикетные выражения поддержки, сочувствия, радости. Утешение, соболезнование, подбадривание. Речевые действия, направленные на подбадривание собеседника. Ситуация реакции на жалобы или на другие огорчения адресата. Речевые формулы выражения утешения, соболезнования. Аргументативное утешение. Ответ на утешение, соболезнование.
Практикум. Ситуации пожелания.
Тренинг «Выражения поддержки, сочувствия, радости».
Раздел 9. Просьба.
«Будьте добры…» Просьба. Побуждающие речевые действия. Речевое оформление просьбы. Стилистически повышенная и стилистически сниженная просьба. Категорическая просьба с оттенком необходимости. Ответные реплики на просьбу. Вежливая просьба. Согласие и вежливый отказ. Приглашение, предложение, совет. Речевое оформление совета.
Практикум. Приглашение, просьба, совет.
Словесно-ролевая игра «Вежливая просьба, вежливый отказ».
Раздел 10. Благодарность.
«Премного благодарен…» Благодарность. Речевые действия, благоприятные для адресата. Основные речевые единицы выражения благодарности. Эмоционально-экспрессивные, стилистически повышенные и официальные формы выражения благодарности. Ответ на благодарность.
Раздел 11. Извинение.
«Извините, простите…» Извинение как словесное искупление вины, проступка. Способы извинения в русском речевом этикете. Ответ на извинение.
Раздел 12. Правила общения с гостями и в гостях.
Культура гостеприимства. Правила гостеприимства. У тебя в гостях друг. Сервировка стола к чаю. Сервировка стола к обеду. Порядок подачи блюд. Правила речевого этикета за столом. Чем занять гостя. Игры и развлечения. Прощание с гостем. Поведение в гостях. Нормы поведения дома.
Поведенческий тренинг «Я в гостях или я гость».
Сюжетно-ролевая игра в «гости» в день рождения и в праздник.
Словесно-ролевая игра «Мои правила и порядки дома».
Раздел 13. Культура общения в общественных местах.
Поведение в общественном транспорте. Поведение в театре, кино, цирке, на концерте. Поведение в поликлинике, парикмахерской. Поведение в детской библиотеке. Поведение в магазине. Поведение в общественных местах.
Поведенческий тренинг «Выработка правил поведения».
Раздел 14. Культура внешнего вида.
О чем говорит внешний вид. Искусство одеваться. Мода. Одежда в школе и дома. Гигиена одежды. Культура общения с телом – гигиена. Женственность девочек. Мужественность мальчиков.
Словесно-ролевая игра «Какую выбрать одежду: модную или для здоровья?».
Дискуссия «Мужественность и женственность».
Раздел 15. Общение с прекрасным.
Музыка, живопись, поэзия. Как слушать музыку. О чём говорит живопись. Как понять поэзию. Красота – сестра добра и разума.
Раздел 16. Культура общения с природой.
Общение с природой. Экология природы и человека. Поведение в лесу.
Проблемно-ценностная дискуссия «Поведение на природе».
Раздел 17. Общение в путешествии.
Умение вести себя в путешествии. Использование иностранных этикетных выражений в разговорной речи. Традиции разных народов.
Раздел 18. Дискуссионное общение.
Правила ведения дискуссии. Ситуация спора. Конструктивный спор. Представление собственной позиции в ситуации спора (тезис, аргументация). Выражение согласия или несогласия с мнением собеседника. Умение слушать. «Красноречие-мать искусства».
Коммуникативный тренинг «Решение деловых ситуаций».
Проблемно-ценностная дискуссия «Личность как самоценность в процессе общения».
Календарно-тематическое планирование.
№ | Раздел/ Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
По плану | По факту | ||||
1 | Понятие об этике речевого общения как важной части общей культуры человека. | 1 | |||
2 | Риторика и стилистика. | 1 | |||
3 | Межличностные отношения и общение. | 1 | |||
4 | Виды общения. | 1 | |||
5 | Что такое отношение? | 1 | |||
6 | Правила общения. | 1 | |||
7 | Правила речевого общения. | 1 | |||
8 | Правила для слушающего. | 1 | |||
9 | Диалогическая речь (общение). | 1 | |||
10 | Анкетирование «Умеете ли вы общаться?» | 1 | |||
11-12 | Деловая беседа. Характерные особенности деловой беседы. | 2 | |||
13 | Телефонный разговор. Правила ведения телефонного разговора. | 1 | |||
14 | «Здравствуйте!» Приветствие. | 1 | |||
15 | Общие правила приветствия при встрече. | 1 | |||
16 | Практикум по теме «приветствие». | 1 | |||
17 | Обращение, привлечение внимания при диалоговом общении. | 1 | |||
18 | Обороты, заменяющие обращение, и обороты, выражающие непосредственную реакцию на сообщение. | 1 | |||
19-20 | «Давайте познакомимся!» Знакомство. Основные правила знакомства. | 2 | |||
21 | Практикум. Различные ситуации знакомства. | 1 | |||
22 | «До свидания, друг мой, до свидания…» Прощание. Речевые формулы прощания. | 1 | |||
23 | Практикум. Прощание. | 1 | |||
24 | «Поздравляю вас…» Поздравление. Речевые формулы поздравления. | 1 | |||
25 | Комплимент, одобрение, похвала. | 1 | |||
26 | Как провести праздник дома. Подарки. Язык цветов. | 1 | |||
27-28 | Как писать поздравления. Поздравительная открытка. | 2 | |||
29 | Практикум. «Поздравляю вас….» | 1 | |||
30 | «Будьте счастливы!» Пожелание. Этикетные выражения при пожелании. | 1 | |||
31 | Поддержка, сочувствие, радость. | 1 | |||
32 | Утешение, соболезнование, подбадривание. | 1 | |||
33 | Практикум. Ситуации пожелания. | 1 | |||
34 | «Будьте добры…» Просьба. Согласие и вежливый отказ. | 1 | |||
35 | Приглашение, предложение, совет. | 1 | |||
36 | Практикум. Приглашение, просьба, совет. | 1 | |||
37 | «Премного благодарен…» Благодарность. Основные речевые единицы выражения благодарности. | 1 | |||
38 | «Извините, простите…» Извинение. Способы извинения в русском речевом этикете. | 1 | |||
39 | Культура гостеприимства. Правила гостеприимства. | 1 | |||
40-41 | Сервировка стола. | 2 | |||
42-43 | Чем занять гостя. Игры и развлечения. | 2 | |||
44 | Поведение в гостях. | 1 | |||
45 | Сюжетно-ролевая игра в «гости» в день рождения и в праздник. | 1 | |||
46 | Нормы поведения дома. | 1 | |||
47 | Словесно-ролевая игра «Мои правила и порядки дома». | 1 | |||
48-49 | Культура общения в общественных местах. | 2 | |||
50-51 | Поведенческий тренинг «Выработка правил поведения». | 2 | |||
52 | Культура внешнего вида. | 1 | |||
53-54 | Культура общения с телом – гигиена. | 2 | |||
55 | Дискуссия «Мужественность и женственность». | 1 | |||
56-57 | Общение с прекрасным. Музыка, живопись, поэзия. | 2 | |||
58 | Общение с природой. Экология природы и человека. | 1 | |||
59 | Проблемно-ценностная дискуссия «Поведение на природе». | 1 | |||
60 | Общение в путешествии. | 1 | |||
61-62 | Традиции разных народов. | 2 | |||
63-64 | Дискуссионное общение. Правила ведения дискуссии. | 2 | |||
65 | Проблемно-ценностная дискуссия «Личность как самоценность в процессе общения». | 1 | |||
66-67 | Коммуникативный тренинг «Решение деловых ситуаций». | 2 | |||
68-69 | Уроки Д. Карнеги | 2 | |||
70 | Итоговое занятие. Поведение человека и культура общения. | 1 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
- Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Пособие для учителей и учащихся «Диалоговое общение», Казань: ИПКРО РТ, 2006
- Элективный курс «Этика речевого общения». Горпинко Надежда Ивановна, учитель русского языка и литературы гимназии №23 г. Владимира
Для обеспечения программы «Этика речевого общения» необходим учебный кабинет и минимальный уровень оборудования:
- комплект карточек-сценариев, карточек - проблемных ситуаций и т.д.;
- реквизит для сюжетно-ролевых игр;
- компьютер и подборка музыкальных записей для сопровождения речевых ситуаций, коммуникативных сценок;
- проектор и экран;
- фото/видео камера.
Планируемые результаты освоения программы.
1. Информационный уровень компетентности
Обучающийся умеет извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей. Умеет использовать речь для регуляции своего поведения. Умеет задавать вопросы. Умеет оформлять свои мысли в устной им письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению.
2. Деятельностный уровень компетентности
Обучающийся умеет участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в
сотрудничестве. Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умеет контролировать действия партнера.
3. Творческий уровень компетентности
Обучающийся умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, владеет диалогической формой коммуникации(дискуссия, дебаты), используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия, выполняя различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Умеет осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и ...
ПРОГРАММА Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ (художественно-эстетической направленности)
Статус программы, направленность;«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ» разработана для обучения учащихся _1-4 классов МАОУ «Гимназия имени А.С.Пушкина» в соотве...
Программа внеурочной деятельности "Этика учения в кадетском классе "
Цель данной программы : формировать благовоспитанных, грамотных, культурных, самодостаточных членов общества, создание условий для формирования нравственных ценностей через познание сути морального вы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Русский речевой этикет" 10 класс ФГОС СОО
Интерес к речевому этикету связан с возросшим в последнее время вниманием к проблемам общения. Данная программа предусматривает особую систему устойчивых формул общения, оценку собеседника и в то же в...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Английский для общения» 9 «А» класс
Актуальность программы Актуальность программы обусловлена соответствием её содержания требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования и примерн...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР» (для детей с ОВЗ) художественно-эстетической направленности
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«ВОЛШЕБНЫЙ МИР» (для детей с ОВЗ)художественно-эстетической направленности...