Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Радость общения" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.3)
рабочая программа на тему

Куприяшина Ирина Владимировна

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному напралению "Радость общения" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией  ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших и слабослышащих обучающихся с интеллектуальными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл radost_obshcheniya_1v.docx39.79 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время к числу наиболее часто обсуждаемых проблем в образовании относят и воспитание свободной, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное социально-общественное развитие. Один из путей воспитание такой личности является формирование социальных норм и расширение социального круга общения через знакомства с миром книг.   Для глухих  школьников указанная тенденция представляет дополнительную опасность, так как речевое недоразвитие этой категории учащихся создает значительные трудности на пути их социального  развития, а значит, и развития в целом. Этот факт становится причиной того, что книга не может заинтересовать детей с нарушением слуха, а поэтому не может открыть удивительный мир мыслей и чувств, не может расширить знания детей с нарушением слуха об окружающем мире, уточнить и корректировать имеющие представления, помогает входить в мир слышащих и говорящих.

Рабочая  программа «Радость общения» актуальна и  является средством общения, богатством и разнообразием словестного оформления вводит обучающихся с нарушениями слуха  в социальный мир, этот малоизвестный и малопонятный поначалу им мир, но такой необходимый для каждого человека. Воспринимая мир целостно, ученик младшего  школьного возраста с нарушениями слуха  испытывает трудности в осмыслении фактов, установлении их иерархии, последовательности, причинной обусловленности.  

           Рабочая программа «Радость общения»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, на основе примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (вариант 2.3); авторской «Программы организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для слабослышащих и позднооглохших, глухих обучающихся», 2015.

Данная программа направлена на развитие   речи и   потребности в общении со взрослыми и сверстниками, помогает  ребёнку выражать свои желания и эмоции, чувства, свои мысли. В рабочей программе обучение построено на принципе систематичности.   Такая работа с обучающимися   обеспечивает постепенное понимание   разговорной речи окружающих.

Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Содержание   рабочей программы  предполагает решение следующих задач:

  • формировать навыки общения и сотрудничества;
  • развивать у младших школьников с нарушениями слуха навыки речевого общения через книги;
  • развивать коммуникативные  умения  в  процессе общения;
  • формировать личность через введения в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;
  • формировать устойчивую положительную самооценку обучающихся с нарушениями слуха.

Рабочая программа  «Радость общения» рассчитана на обучающихся с нарушениями слуха 1 В класса,  данная программа реализуется 1 год  и составляет 16,5 часов. Занятия проводятся один раз в неделю.  Срок проведения 2016-2017 учебный год.

Каждая тема занятия побуждает обучающихся с нарушениями слуха к  речевой  деятельности через такие виды работ как: беседы, рисование, просмотр видеофильмов, экскурсии, ролевые игры.   Процесс внеурочной деятельности  строится таким образом, чтобы от занятия к занятию развивались коммуникативные способности у  детей.  

 Принципы построения программы:

а) личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);

б) культурно - ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения речью);

в) деятельностно - ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).

Формы работы:

  • Беседы
  • Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации)
  • Чтение художественных произведений
  • Наблюдения
  •   Коллективные творческие дела
  •   Смотры-конкурсы, выставки
  •   Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  •   Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов.

 

Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):

регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;

познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать выводы;

коммуникативные - при использовании речи, совместной творческой деятельности, презентации;

 личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям.

Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику с нарушениями слуха адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.

                                                         

  1. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ»

Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

      1. Изменения в модели поведения школьника:

- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге    (высказывать    свои    суждения,    анализировать    высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

- соблюдение   культуры   поведения   и   общения,   правильных взаимоотношений;     проявление     доброжелательности,     взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

  • активное участие в  альтруистической деятельности,  проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

  2. Изменения   объема   знаний,  расширение  кругозора   в   области нравственности и этики общения:

- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

- объективная    оценка    поведения    реальных    лиц,    героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

    3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

- способность объективно  оценивать поведение других людей и собственное,

- сформированность   самоконтроля   и   самооценки:   действия контроля  ситуативного  поведения,   побуждение  вовремя  его  изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Формы учета оценки планируемых результатов:

  1. Опрос
  2. Наблюдение
  3. Диагностика:
  • самооценки;
  • поведения;
  • отношения к жизненным ценностям;
  • нравственной мотивации.
  1. Анкетирование учащихся и родителей.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Всего

часов

Кол-во часов

Характеристика

деятельности учащихся

Теор.

Прак.

   Наша речь

1,5

1

0,5

Озорные буквы.

0,5

0,5

Формировать понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове.

Слово и его значение.

0,5

0,5

Формировать понятия о лексическом значении слова.

Культура речи. Вежливые слова.

0,5

 0,5

Прививать навыки культурной речи.

  Книга - удивительное чудо

 на свете.

4

3

1

Мои книжки.

1

0,5

0,5

Знакомить с  значением книги и разными формами речи.

Кто создаёт книги - детские писатели.

0,5

0,5

Формировать знания о писателях.

Кто создаёт книги – художники.

0,5

0,5

  Формировать знания о художниках.

По страницам истории города

0,5

0,5

 Познакомить с историей возникновения города

Дом, в котором живут книги.

Прогулка по улицам города

1

0,5

0,5

Познакомить с  библиотеками школы и города.

Закрепить знания о городе.

Сказка, рассказ, повесть, стихи.

0,5

0,5

Формировать знания о литературных жанрах.

Книги для детей.

11

5

 6

«В сказку дверь мы приоткроем…».

0,5

0,5

Формировать общее представление о сказке.

 Сказки народов Севера

0,5

0,5

Познакомить со сказками народов Севера

Аппликация  по сказке

1

1

Развивать творческое воображение детей.

Ханты и манси –коренные жители Севера

1

1

Формировать общее представление о жителях Севера

Любимые герои этой сказки

0,5

0,5

Развивать у детей образное представление, воображение фантазию.

Поэтический Нижневартовск

0,5

0,5

Встретиться с писателем

Мой родной город

1

0,5

0,5

Совершить виртуальную экскурсию

  “Красная шапочка”.

1

0,5

0,5

Воспитывать   доброту мудрость.

Рисование героев сказки “Красная шапочка”.

1

1

Развивать творческое воображение детей.

Любимые герои  сказки.

1

0,5

0,5

Развивать у детей образное представление, воображение фантазию.

Сказки народов мира.

1

0,5

0,5

Познакомить с разными сказками народов мира.

Любимые герои  сказки.

1

0,5

0,5

Развивать творческое воображение детей.

Изученные сказки.

1

0,5

0,5

Подвести итоги занятий по сказкам и их героям.

Итого

16,5

9

7,5

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятий

Кол-во

часов

Содержание занятий

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Наша речь                                 1,5

Озорные буквы.

0,5

Знакомство с значением букв и выполнение игр с буквами.

Слово и его значение.

0,5

Знакомство с историей слова и  лексическом значении.

Культура речи. Вежливые слова.

0,5

Практическое занятие по навыкам речи с различными темпами речи.

Книга – удивительное чудо на свете    4

Мои книжки.

0,5

Познакомить с книгами и их разнообразием (словари, энциклопедии,   учебники, художественные книги).

Как обращаться с книгой.

0,5

Правила работы с книгой.

Кто создаёт книги - детские писатели.

0,5

Определение авторов книг и знакомство с профессией писатель.

Кто создаёт книги – художники.

0,5

Знакомство с иллюстрациями и профессией художника

По страницам истории города

0,5

Экскурсия в детскую библиотеку

Дом, в котором живут книги.

0,5

Беседа и экскурсия в  школьную библиотеку.

Прогулка по улицам города

0,5

Экскурсия в городскую библиотеку «Журавушка».

Сказка, рассказ, повесть, стихи.

0,5

Познакомимся с литературными жанрами.

Книги для детей.                     11        

«В сказку дверь мы приоткроем…».

0,5

Поговорим об истории сказки.

Сказки народов Севера

0,5

Познакомить со сказками народов Севера

Изготовление аппликации по сказке

0,5

Сделать аппликацию по сказке

«Ханты и манси-коренные жители Севера

0,5

Познакомить с жизнью народов Севера

Чтение сказки “ Заюшкина избушка ”  

0,5

0,5

Чтение  сказки по ролям с  кукольным  театром.

Любимые герои этой сказки.

0,5

Рисуем понравившегося героя и учимся объяснять, почему он понравился.

Поэтический Нижневартовск

0,5

Встретиться с писателем

Мой родной город

0,5

0,5

Совершить виртуальную экскурсию

“Красная шапочка”.

Просмотр мультфильма

0,5

0,5

  Чтение сказки. Обсуждение и анализ поведения  героев сказки.

Рисование героев сказки “Красная шапочка”.

0,5

0,5

Закреплять приемы работы с бумагой Формирование навыков аккуратности.

Любимые герои этой сказки.

0,5

0,5

Рисуем понравившегося героя и учимся объяснять, почему он понравился.

Сказки народов мира.

0,5

Беседа о сказках разных народов мира.

Сказка моего народа.

0,5

Знакомство со сказками моего народа.

Любимые герои этой сказки

0,5

0,5

Рисуем понравившегося героя и учимся объяснять, почему он понравился.

Изученные сказки.

0,5

0,5

Итоговое занятие по сказкам и их героям.

Всего

16,5

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Наглядные пособия

изобразительные наглядные пособия – герои сказок

коллекции кукольных театров;

2

предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

5

Технические средства обучения.

компьютер,

1

Медиапроектор, интерактивная доска.

1

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960
  2. Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970
  3. Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976
  4. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.
  5. Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.
  6. Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966
  7. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей.— М.,1999.
  8. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
  9. Венецкая А.Б. Региональный компонент и формирование культуры общения у младших школьников //Начальная школа плюс до и после// № 2 - 2007.
  10. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
  11. Львов М.Р. Культура речи. //Начальная школа// № 1 - 2002.
  12. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. - М: АРКТИ, 2007.
  13. Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 - 2007.
  14. Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Здоровейка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)

Рабочая программа  внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Здоровейка" содержит материал, разработанный  в соответствии с релизацией ФГОС НОО  обучающихся с О...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с  ОВЗ (для позднооглохших и слабослыша...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Почемучка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Почемучка" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позд...