Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Радость общения" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.3)
рабочая программа на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному напралению "Радость общения" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших и слабослышащих обучающихся с интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
radost_obshcheniya_1v.docx | 39.79 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время к числу наиболее часто обсуждаемых проблем в образовании относят и воспитание свободной, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное социально-общественное развитие. Один из путей воспитание такой личности является формирование социальных норм и расширение социального круга общения через знакомства с миром книг. Для глухих школьников указанная тенденция представляет дополнительную опасность, так как речевое недоразвитие этой категории учащихся создает значительные трудности на пути их социального развития, а значит, и развития в целом. Этот факт становится причиной того, что книга не может заинтересовать детей с нарушением слуха, а поэтому не может открыть удивительный мир мыслей и чувств, не может расширить знания детей с нарушением слуха об окружающем мире, уточнить и корректировать имеющие представления, помогает входить в мир слышащих и говорящих.
Рабочая программа «Радость общения» актуальна и является средством общения, богатством и разнообразием словестного оформления вводит обучающихся с нарушениями слуха в социальный мир, этот малоизвестный и малопонятный поначалу им мир, но такой необходимый для каждого человека. Воспринимая мир целостно, ученик младшего школьного возраста с нарушениями слуха испытывает трудности в осмыслении фактов, установлении их иерархии, последовательности, причинной обусловленности.
Рабочая программа «Радость общения» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, на основе примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (вариант 2.3); авторской «Программы организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для слабослышащих и позднооглохших, глухих обучающихся», 2015.
Данная программа направлена на развитие речи и потребности в общении со взрослыми и сверстниками, помогает ребёнку выражать свои желания и эмоции, чувства, свои мысли. В рабочей программе обучение построено на принципе систематичности. Такая работа с обучающимися обеспечивает постепенное понимание разговорной речи окружающих.
Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
- формировать навыки общения и сотрудничества;
- развивать у младших школьников с нарушениями слуха навыки речевого общения через книги;
- развивать коммуникативные умения в процессе общения;
- формировать личность через введения в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;
- формировать устойчивую положительную самооценку обучающихся с нарушениями слуха.
Рабочая программа «Радость общения» рассчитана на обучающихся с нарушениями слуха 1 В класса, данная программа реализуется 1 год и составляет 16,5 часов. Занятия проводятся один раз в неделю. Срок проведения 2016-2017 учебный год.
Каждая тема занятия побуждает обучающихся с нарушениями слуха к речевой деятельности через такие виды работ как: беседы, рисование, просмотр видеофильмов, экскурсии, ролевые игры. Процесс внеурочной деятельности строится таким образом, чтобы от занятия к занятию развивались коммуникативные способности у детей.
Принципы построения программы:
а) личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);
б) культурно - ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения речью);
в) деятельностно - ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).
Формы работы:
- Беседы
- Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации)
- Чтение художественных произведений
- Наблюдения
- Коллективные творческие дела
- Смотры-конкурсы, выставки
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов.
Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;
познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать выводы;
коммуникативные - при использовании речи, совместной творческой деятельности, презентации;
личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям.
Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику с нарушениями слуха адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
- ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ»
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
- активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики общения:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Формы учета оценки планируемых результатов:
- Опрос
- Наблюдение
- Диагностика:
- самооценки;
- поведения;
- отношения к жизненным ценностям;
- нравственной мотивации.
- Анкетирование учащихся и родителей.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Всего часов | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | |
Теор. | Прак. | ||||
Наша речь | 1,5 | 1 | 0,5 | ||
Озорные буквы. | 0,5 | 0,5 | Формировать понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове. | ||
Слово и его значение. | 0,5 | 0,5 | Формировать понятия о лексическом значении слова. | ||
Культура речи. Вежливые слова. | 0,5 | 0,5 | Прививать навыки культурной речи. | ||
Книга - удивительное чудо на свете. | 4 | 3 | 1 | ||
Мои книжки. | 1 | 0,5 | 0,5 | Знакомить с значением книги и разными формами речи. | |
Кто создаёт книги - детские писатели. | 0,5 | 0,5 | Формировать знания о писателях. | ||
Кто создаёт книги – художники. | 0,5 | 0,5 | Формировать знания о художниках. | ||
По страницам истории города | 0,5 | 0,5 | Познакомить с историей возникновения города | ||
Дом, в котором живут книги. Прогулка по улицам города | 1 | 0,5 | 0,5 | Познакомить с библиотеками школы и города. Закрепить знания о городе. | |
Сказка, рассказ, повесть, стихи. | 0,5 | 0,5 | Формировать знания о литературных жанрах. | ||
Книги для детей. | 11 | 5 | 6 | ||
«В сказку дверь мы приоткроем…». | 0,5 | 0,5 | Формировать общее представление о сказке. | ||
Сказки народов Севера | 0,5 | 0,5 | Познакомить со сказками народов Севера | ||
Аппликация по сказке | 1 | 1 | Развивать творческое воображение детей. | ||
Ханты и манси –коренные жители Севера | 1 | 1 | Формировать общее представление о жителях Севера | ||
Любимые герои этой сказки | 0,5 | 0,5 | Развивать у детей образное представление, воображение фантазию. | ||
Поэтический Нижневартовск | 0,5 | 0,5 | Встретиться с писателем | ||
Мой родной город | 1 | 0,5 | 0,5 | Совершить виртуальную экскурсию | |
“Красная шапочка”. | 1 | 0,5 | 0,5 | Воспитывать доброту мудрость. | |
Рисование героев сказки “Красная шапочка”. | 1 | 1 | Развивать творческое воображение детей. | ||
Любимые герои сказки. | 1 | 0,5 | 0,5 | Развивать у детей образное представление, воображение фантазию. | |
Сказки народов мира. | 1 | 0,5 | 0,5 | Познакомить с разными сказками народов мира. | |
Любимые герои сказки. | 1 | 0,5 | 0,5 | Развивать творческое воображение детей. | |
Изученные сказки. | 1 | 0,5 | 0,5 | Подвести итоги занятий по сказкам и их героям. | |
Итого | 16,5 | 9 | 7,5 |
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Содержание занятий | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Наша речь 1,5 | |||||
Озорные буквы. | 0,5 | Знакомство с значением букв и выполнение игр с буквами. | |||
Слово и его значение. | 0,5 | Знакомство с историей слова и лексическом значении. | |||
Культура речи. Вежливые слова. | 0,5 | Практическое занятие по навыкам речи с различными темпами речи. | |||
Книга – удивительное чудо на свете 4 | |||||
Мои книжки. | 0,5 | Познакомить с книгами и их разнообразием (словари, энциклопедии, учебники, художественные книги). | |||
Как обращаться с книгой. | 0,5 | Правила работы с книгой. | |||
Кто создаёт книги - детские писатели. | 0,5 | Определение авторов книг и знакомство с профессией писатель. | |||
Кто создаёт книги – художники. | 0,5 | Знакомство с иллюстрациями и профессией художника | |||
По страницам истории города | 0,5 | Экскурсия в детскую библиотеку | |||
Дом, в котором живут книги. | 0,5 | Беседа и экскурсия в школьную библиотеку. | |||
Прогулка по улицам города | 0,5 | Экскурсия в городскую библиотеку «Журавушка». | |||
Сказка, рассказ, повесть, стихи. | 0,5 | Познакомимся с литературными жанрами. | |||
Книги для детей. 11 | |||||
«В сказку дверь мы приоткроем…». | 0,5 | Поговорим об истории сказки. | |||
Сказки народов Севера | 0,5 | Познакомить со сказками народов Севера | |||
Изготовление аппликации по сказке | 0,5 | Сделать аппликацию по сказке | |||
«Ханты и манси-коренные жители Севера | 0,5 | Познакомить с жизнью народов Севера | |||
Чтение сказки “ Заюшкина избушка ” | 0,5 0,5 | Чтение сказки по ролям с кукольным театром. | |||
Любимые герои этой сказки. | 0,5 | Рисуем понравившегося героя и учимся объяснять, почему он понравился. | |||
Поэтический Нижневартовск | 0,5 | Встретиться с писателем | |||
Мой родной город | 0,5 0,5 | Совершить виртуальную экскурсию | |||
“Красная шапочка”. Просмотр мультфильма | 0,5 0,5 | Чтение сказки. Обсуждение и анализ поведения героев сказки. | |||
Рисование героев сказки “Красная шапочка”. | 0,5 0,5 | Закреплять приемы работы с бумагой Формирование навыков аккуратности. | |||
Любимые герои этой сказки. | 0,5 0,5 | Рисуем понравившегося героя и учимся объяснять, почему он понравился. | |||
Сказки народов мира. | 0,5 | Беседа о сказках разных народов мира. | |||
Сказка моего народа. | 0,5 | Знакомство со сказками моего народа. | |||
Любимые герои этой сказки | 0,5 0,5 | Рисуем понравившегося героя и учимся объяснять, почему он понравился. | |||
Изученные сказки. | 0,5 0,5 | Итоговое занятие по сказкам и их героям. | |||
Всего | 16,5 |
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Наглядные пособия | |
изобразительные наглядные пособия – герои сказок | |
коллекции кукольных театров; | 2 |
предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества. | 5 |
Технические средства обучения. | |
компьютер, | 1 |
Медиапроектор, интерактивная доска. | 1 |
ЛИТЕРАТУРА
- Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960
- Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970
- Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976
- Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.
- Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.
- Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966
- Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей.— М.,1999.
- Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
- Венецкая А.Б. Региональный компонент и формирование культуры общения у младших школьников //Начальная школа плюс до и после// № 2 - 2007.
- Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
- Львов М.Р. Культура речи. //Начальная школа// № 1 - 2002.
- Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. - М: АРКТИ, 2007.
- Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 - 2007.
- Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Здоровейка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Здоровейка" содержит материал, разработанный в соответствии с релизацией ФГОС НОО обучающихся с О...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших и слабослыша...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Почемучка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Почемучка" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позд...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Почемучка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Содержит тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Здоровейка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Материал содержит тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Материал содержит тематическое планирование...