Рабочая программа внеурочной деятельности для 7 класса "Культура общения"
рабочая программа (7 класс) на тему
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и направлена на развитие коммуникативной компетентности школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_obshcheniya.docx | 27.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа № 4
с углубленным изучением отдельных предметов
Программа рассмотрена на заседании научно-методиче- ского совета Протокол № 1 от «____» августа 2016 года ______________________ руководитель НМС | Программа рассмотрена на педагогическом совете протокол № 1 от «____» августа 2016 года и вынесена на утверждение. | Утверждаю. ______________________ Директор школы Белякова М.Н. Приказ № ___ «___»__________2016 года |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Культура общения»
7-В класс
Домодедово, 2016
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура общения» для 7 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государ-ственного образовательного стандарта основного общего образования (далее-ФГОС ООО) и направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 7 класса, воспитание личности подростков посредством межличностного общения.
Структура данной рабочей программы соответствует требованиям пункта 18.2.2 ФГОС и изменениям (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №1577) в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее-ФГОС ООО), утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 и представляет собой целостный документ, включающий три раздела:
-результаты освоения курса внеурочной деятельности;
-содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
-тематическое планирование.
Цель рабочей программы: развитие эмоционального мира школьников, обучение грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни.
Задачи:
-познание и воспитание собственной личности подростка посредством межличностного общения;
-развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
-воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия;
-развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В ходе освоения программы школьники получат возможность формирования универсальных учебных действий:
в сфере | |||
личностных универсальных учебных действий | регулятивных универсальных учебных действий | познавательных универсальных учебных действий | коммуникативных универсальных учебных действий |
-оценивать свою вежливость; -определять степень вежливости при об-щении людей (веж-ливо – невежливо – грубо); -осознавать важ-ность соблюдения правил речевого эти-кета для успешного общения, установле-ния добрых, уважите-льных взаимоотно-шений; -осознавать свою от-ветственность за про-изнесѐнное или напи-санное слово; -понимать необходи-мость добрых дел, подтверждающих добрые слова. | -определять степень ус-пешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из име-ющихся критериев; -учиться подчинять своѐ высказывание задаче вза-имодействия; -аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты, посло-вицы, поговорки, афориз-мы. | -осознавать разнообразие текстов (жанров), проду-цируемых людьми для ре-шения коммуникативных задач; -анализировать инфор-мацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюс-трация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; -продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления схо-дства и/или различия), последовательной или параллельной структуры; -перерабатывать инфор-мацию: осуществлять под-робный, краткий и выбо-рочный пересказ текста; -знать основные приѐмы подготовки устного высту-пления – учитывать ком-поненты речевой ситуа-ции, записывать ключе-вые слова, план; пред-ставлять рисунок, схему; -репетировать выступле-ние и т.д. | -критически осмы-сливать свой опыт общения, выявлять причины удач и не-удач при взаимо-действии; -в предложенных ком-муникативных ситу-ациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффектив- ные речевые средства. |
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
- отличать подготовленную и неподготовленную речь;
- знать особенности неподготовленной речи;
- осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
- знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
- реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной ситуации;
- знать особенности диалога и монолога;
- анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
- использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
- знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
пользоваться основными способами правки текста.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Наименование разделов и тем занятий | Основное содержание |
1 | Эмоциональная окраска общения. | Эмоциональность как свойство личности. Понятия «эмоция», «чувство», «эмоцио-нальное состояние». Эмпатия. Гнев. Агрессия. Культура эмоций и чувств. Пути саморегуляции. Способы взаимодействия с отрицательными эмоциями. Эмоциональная культура личности. Тренинг «Психо-эмоциональная саморегу-ляция». Тренинг «Я умею преобразовать негативную эмоцию». Словесно-ролевая игра «Я чувствую, что ты…». |
2 | Коммуникативная культура личности. | Общение и его функции. Культура общения. Виды общения. Стили общения. Нормы этикета. Конфликты: их причины и пос-ледствия. Средства и способы передачи информации в общении. Механизмы вза-имопонимания. Осознание способов взаи-модействия людей друг с другом. Группа и ее законы. Конфликты в группе и пути их преодоления. Коммуникативный тренинг «Я вам хочу сказать!». Словесно-ролевая игра «Разыгрывание ситу-ации конфликта». Диспут «Решаем конфликт». |
3 | Слушать и слышать. | Роль умения слушать в личностном общении. «Эффективные» слушатели. Умение слушать как метод восприятия информации. Факторы «слушания». Три уровня «слушания». Барьеры между говорящими и слушателями. Преодоление барьеров в общении. Совер-шенствование навыков «слушания». Проблемно-ценностная дискуссия «Слушаю и слышу». Словесно-ролевая игра «Речь говорящего и понимание слушателя». Сюжетно-ролевая игра «Язык «поддержки» и язык «подавления». |
4 | Совершенствование навыков устной речи. | Совершенствование навыков устной речи. Техника речи. Монолог. Диалог Полилог. Де-баты. Дискуссия. Проблемно-ценностная дис-куссия. Этика речевой коммуникации. Этика и речь. Формулы речевого этикета. Этика и виды речевой деятельности. Проблемно-ценностная дискуссия «Навыки устной речи: техника речи». Дебаты «Культура общения показывает культуру личности». Проблемно-ценностная дискуссия «Этика и речь». |
Формы организации деятельности учащихся
Формы, способы и направления организации внеурочной деятельности определены в соответствии с содержательной и организационной спецификой основной общеобразовательной программы школы.
Рабочая программа предусматривает применение различных форм организации деятельности учащихся, отличных от урочных: групповая работа, парная работа, индивидуальная работа. Применение современных педагогических технологий – игровых (ролевые игры, игры), интерактивных (дискуссии, эвристические беседы), элементов проектной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
Номера занятий | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Плановые сроки прохождения | Скоррек-тирован-ные сроки прохожде-ния |
Эмоциональная окраска общения (6 часов) | ||||
1 | Эмоциональность как свойство личности. | Лекция с обратной связью. Решение коммуникативных речевых задач. | ||
2 | Понятия «эмоция», «чувство», «эмоциональное состояние». | Знакомство с понятиями. Поведенческий тренинг. | ||
3 | Эмпатия. Гнев. Агрессия. Куль-тура эмоций и чувств. | Решение коммуникативных речевых задач. | ||
4 | Пути саморегуляции. | Коммуникативный тренинг. Сюжетно-ролевая игра. | ||
5 | Способы взаимодействия с отри-цательными эмоциями. | Этическая беседа. Коммуни-кативный тренинг. | ||
6 | Эмоциональная культура лично-сти. | Проблемно-ценностная дис-куссия. | ||
Коммуникативная культура личности (10 часов) | ||||
7 | Общение и его функции. | Лекция с обратной связью. Решение коммуникативных речевых задач. | ||
8 | Коммуникативная культура лич-ности. | Лекция с обратной связью. Коммуникативный тренинг. | ||
9 | Культура общения. Виды обще-ния. | Лекция с обратной связью. Работа в парах. | ||
10 | Стили общения. Нормы этикета. | Лекция с обратной связью. Решение коммуникативных речевых задач. | ||
11 | Конфликты: их причины и пос-ледствия. | Этическая беседа. Словесно-ролевая игра «Разыгрывание ситуации конфликта». | ||
12 | Средства и способы передачи информации в общении. | Коммуникативный тренинг «Я вам хочу сказать!». | ||
13 | Механизмы взаимопонимания. | Психологические игры. | ||
14 | Осознание способов взаимодей-ствия людей друг с другом. | Поведенческий тренинг. | ||
15 | Группа и ее законы. | Работа в группах. Коммуни-кативный тренинг. | ||
16 | Конфликты в группе и пути их преодоления. | Диспут «Решаем конфликт». | ||
Слушать и слышать (8 часов) | ||||
17 | Роль умения слушать в лич-ностном общении. | Лекция с обратной связью. | ||
18 | «Эффективные» слушатели. | Сюжетно-ролевая и словесная игра. | ||
19 | Умение слушать как метод восприятия информации. | Проблемно-ценностная дискуссия «Слушаю и слы-шу». | ||
20 | Факторы «слушания». Три уровня «слушания». | Лекция с обратной связью. Решение коммуникативных речевых задач. | ||
21 | Речь говорящего и понимание слушателя. | Работа в парах. Коммуника-тивный тренинг. | ||
22 | Барьеры между говорящими и слушателями. | Словесно-ролевая игра «Речь говорящего и понимание слушателя». | ||
23 | Язык «поддержки» и язык «пода-вления». | Сюжетно-ролевая игра «Язык «поддержки» и язык «пода-вления». | ||
24 | Преодоление барьеров в общении. | Коммуникативный тренинг «Дебаты». | ||
Совершенствование навыков устной речи (10 часов) | ||||
25 | Совершенствование навыков «слу-шания». | Поведенческий тренинг. Ре-шение коммуникативных ре-чевых задач. | ||
26 | Совершенствование навыков уст-ной речи. Техника речи. | Проблемно-ценностная дис-куссия «Навыки устной речи: техника речи». | ||
27 | Монолог. Диалог. | Работа в парах. Коммуника-тивный тренинг. | ||
28 | Совершенствование навыков уст-ной речи. Полилог. | Коммуникативный тренинг. | ||
29 | Совершенствование навыков уст-ной речи. Культура общения показывает культуру личности. | Дебаты «Культура общения показывает культуру лично-сти». | ||
30 | Совершенствование навыков уст-ной речи. Дискуссия. | Коммуникативный тренинг. | ||
31 | Этика речевой коммуникации. Этика и речь. Формулы речевого этикета. | Коммуникативный тренинг. | ||
32 | Этика и виды речевой деятель-ности. | Проблемно-ценностная дис-куссия «Этика и речь». | ||
33 | Поведение человека и культура общения. | Коммуникативный тренинг «Интервью». Составление плана публичного выступ-ления. | ||
34 | Итоговое занятие. Публичное выступление проблемного харак-тера. | Коммуникативный тренинг. Проблемное обучение. | ||
Итого: 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общение. Виды общения.
Презентацию можно использовать на уроках ОЗОЖ. В презентации даётся понятие общения, функции общения, средства общения, стили общения....
Мастер-класс "Общение-образ или образ-общение?"
Как организовать диалог на уроке? И даже полилог? А может быть, и декалог? Это возможно, если урок проводить, во-первых, в режиме мастер-класса (динамично, образно, интонационно выстроено), во-вторых,...
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении....
Рабочая программа «Азбука общения» социально-педагогической направленности «Азбука общения»
Рабочая программа социально-педагогической направленности "Азбука общения", для учащихся ОВЗ с тяжелой умственной отсталостью....
Рабочая программа "Уроки общения" для 5 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки общения" для 5 класса...
Рабочая программа "Уроки общения" для 6 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки общения" для 6 класса...
Рабочая программа "Школа общения"
Внеурочная деятельность...