Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс
рабочая программа (8 класс) по теме
Цель курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и общения обучающихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Томмот» МО «АР»
Рассмотрена на заседании НМС: протокол № _____ от «___» _______ | УТВЕРЖДЕНА:_________________________ Директор мбоу сош № 8: Ю.Н. Плышевский
Приказ № _______ от «___» ________ |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Этикет общения»
Направление: социальное
для 8 «Б» класса
Ф.И.О. педагога Сергеенко Людмила Вячеславовна, учитель русского языка литературы высшей категории
Класс 8Б
год составления программы. 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этикет общения» разработана на базе Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы внеурочных занятий, разработанной Стерниным И.А. и следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.13. 2012 года № 273 – ФЗ);
- Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Положения о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 8
- Образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №8;
- Устава школы;
- Учебного плана внеурочной деятельности основного общего образования МЬОУ СОШ №8 на 2017 – 2018 учебный год;
Назначение рабочей программы внеурочных занятий
Основная особенность курса внеурочной деятельности по данной программе – его ориентация на повышение культуры поведения и общения молодежи, интенсивное речемыслительное развитие ребенка. Это проявляется, прежде всего, в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Актуальность и перспективность
Рабочая программа реализует идею межпредметных связей при обучении культуре общения, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.
На современном этапе общественного развития повышения культуры поведения и общения молодежи – важнейшая задача. Курс внеурочной деятельности «Этикет общения» формирует у учащихся, прежде всего, культуру устного общения.
Коммуникативное поведение личности формируется в процессе её индивидуального развития как члена определённой национально-культурной общности и представляет собой совокупность усвоенных путём подражания другим членам общества норм и традиций общения, а также включает сугубо индивидуальные нормы и традиции, сформировавшиеся в процессе индивидуальной практики человека, его личного опыта общения и взаимодействия с людьми.
Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённого типа ситуации нормам и является эффективным. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?), правила и приёмы эффективного речевого воздействия (как лучше? как эффективней?).
Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы курсы,- восьмой класс. Программа внеурочных занятий «Этикет общения» разработана с учетом особенностей 8 «Б» класса МБОУ СОШ №8.
Объем часов, отпущенных календарным учебным графиком на 2017-2019 учебный год МБОУ СОШ №8 на данные внеурочные занятия, 35 часов (1 час в неделю).
Цель – формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и общения учащихся.
Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у учащихся:
- устойчивых риторических навыков;
- устойчивых навыков культуры устной речи;
- навыков эффективного общения.
Задачи курса:
1.Сформировать коммуникативную грамотность учащихся.
2.Сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации.
3.Вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуре речи.
4.Обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.
Планируемые результаты освоения курса
• личностные:
- овладение навыками адаптации в различных жизненных ситуациях,
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
• метапредметные:
- логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации;
- умением слушать собеседника, вести диалог и аргументировать свою точку зрения;
• предметные:
учащиеся должны знать:
Понятие этикет, этикет поведения, этикет внешнего вида, речевой этикет, этикетная ситуация, культурный человек, вежливость, коммуникативная роль, социальная роль, имидж, стиль одежды, языковой паспорт, адресат, адресант, жаргон, инвективная лексика, спор, дебаты, дискуссия, полемика, прения, диспут;
учащиеся должны уметь:
- соблюдать общие нормы этикета: демонстрировать уважение и дружелюбие к собеседнику; изменять свое поведение в зависимости от ситуации;
- знать свой фактический имидж; знать, как тебя воспринимают окружающие по твоей внешности, манере одеваться, поведению, речи;
- производить положительное впечатление на собеседника своим внешним, коммуникативным и поведенческим имиджем;
- проанализировать стиль одежды и внешность другого человека, оценить его с точки зрения соответствия требованиям моды и индивидуального стиля;
- сформировать свой внешний стиль с учетом индивидуальных особенностей личности, типа внешности, требований этикета и моды и материальных возможностей;
- анализировать языковой паспорт других и выявлять информацию языкового паспорта;
- поддерживать в собственной речи благоприятный языковой паспорт;
- находить в рамках изученного материала выход из трудных ситуаций русского речевого этикета и этикета поведения;
- выявлять жаргонизмы и инвектив в речи собеседника;
- обходиться без жаргонизмов и инвектив в собственной речевой практике;
- участвовать в дебатах по принятым правилам.
Содержание курса
№ раз-дела | Наименование раздела | Кол-во часов | Характеристика основных содержательных линий | |
1. | Понятие «этикет» | 3 | Этикет как совокупность правил «хорошего тона», принятых в обществе и устанавливающих порядок поведения и общения людей в тех или иных этикетных ситуациях. Основные функции этикета. Понятие культурный человек. Понятие вежливости. Речевой этикет, этикет внешнего вида и этикет поведения, их соотношение и неразрывная связь. Сферы действия и виды этикета. | |
2. | История этикета | 6 | Зарождение этикета в древности. Возникновение этикета на этапе осознания человеком себя членом определенного коллектива. Семейный этикет в первобытные временна. Неравенство в семье, определяемое полом и возрастом ее членов. Этикетные обязанности древних людей по отношению к почитаемым ими богам, правителям. Этикет в античном обществе. | |
3. | Виды и принципы современного этикета | 3 | Этикет поведения, этикет внешнего вида и речевой этикет как составляющие современного этикета. Принципы этикета как основа общих норм этикета. | |
4. | Понятие имиджа | 3 | Английское происхождение слова имидж. Имидж как публичная индивидуальность. Имидж как образ, который человек выбирает, создает и сознательно поддерживает, используя для достижения своих целей в жизни. Возможные имиджи начальника, преподавателя, учителя, родителей – «строгий», «добрый», «справедливый», «бескомпромиссный», и т.д. Три основные слагаемые имиджа – внешность, речь, поведение. Формирование имиджа | |
5. | Этикет внешнего вида | 3 | Законы моды и этикет. Структура этикета внешнего вида: одежда, прическа, силуэт, цветовая гамма. Соотношение этикета и моды. Функции одежды. Стиль как совокупность деталей внешнего вида, существующих в постоянном, одобряемом обществом единстве. Гармоничные сочетания одежды, аксессуаров, прически и т.п. | |
6. | Речевой этикет | 4 | Речевой этикет как совокупность правил речевого поведения людей. Соблюдение правил речевого этикета как способ формирования благоприятного языкового паспорта человека. Структура положительного речевого паспорта: соблюдение норм культуры речи, правильная дикция, соблюдение норм общения и требований речевого этикета. Жаргон как особенности речи определенной, относительно замкнутой группы людей. Причины употребления жаргона. Правила речевого этикета относительно употребления жаргона и инвектив. Ругательства как «гигиенические» слова, как слова для личного употребления. Недопустимость общественного сквернословия. | |
7. | Этикетные нормы поведения среди сверстников | 3 | Этикет поведения в школьном коллективе. Проблема существования в группе. | |
8. | Трудные случаи этикета поведения | 4 | Трудные случаи этикета как случаи, для которых нет четких норм, для которых большое значение имеет сама ситуация общения. Невыполнение правил поведения в семье как одна из причин конфликтов. Вечность темы конфликта поколений. Этикет семейного общения. Профилактика конфликтов в семье. Этикет поведения в школьном коллективе. Этикет дружеских отношений. Этикет взаимоотношений юноши и девушки. Правила поведения при ссоре. | |
9. | Этикет публичной дискуссии | 6 | Дебаты как публичное обсуждение какой-либо общественно значимой проблемы, вызывающей всеобщий интерес, но не имеющий на данный момент однозначного решения. Различение понятий: дебаты, дискуссия, прения, диспут, полемика. Правила проведения дебатов. Возможные проблемы для дебатов. Формулирование тезисов. Подбор аргументов к тезисам. |
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата проведения | Результаты. Основные виды деятельности учащихся |
Понятие «этикет» - 3ч | |||
1/1 | Что такое этикет? | Знать понятие этикета, основные функции этикета, уметь соблюдать общие нормы этикета Творческая работа «Портрет культурного человека» | |
2/2 | Функции и значение этикета. | ||
3/3 | Культурный человек – это… | ||
История этикета- 6ч | |||
4/1 | Зарождение этикета в древности. | Знать историю зарождения и развития этикета в разных эпохах Знать основные различия между восточным и западным этикетом Знать особенности развития и становления этикетных норм в России Составление и защита презентаций | |
5/2 | Этикет античности. | ||
6/3 | Этикет эпохи Средневековья. | ||
7/4 | Этикет эпохи Возрождения. | ||
8/5 | Восточный и западный этикет: сходства и различия. | ||
9/6 | Становление этикетных норм в России (16-20 вв.). | ||
Виды и принципы современного этикета – 3ч | |||
10/1 | Виды современного этикета. | Знать понятия: этикет внешнего вида, этикет поведения, речевой этикет Уметь соблюдать общие нормы этикета, демонстрировать уважение и дружелюбие к собеседнику Уметь соблюдать общие нормы этикета, демонстрировать уважение и дружелюбие к собеседнику, изменять своё поведение в зависимости от ситуации «Нужен ли нам этикет?» - публичное выступление | |
11/2 | Принципы современного этикета. | ||
12/3 | Этикет поведения в общественных местах. | ||
Понятие имиджа – 3ч | |||
13/1 | Понятие имиджа. | Знать понятие имидж, вежливость, коммуникативная роль, социальная роль Знать компоненты имиджа человека, функции имиджа Понимать, как должен выглядеть ученик «Имидж современного школьника» - конкурс рисунков | |
14/2 | Формирование имиджа. | ||
15/3 | Имидж современного школьника | ||
Этикет внешнего вида – 3ч | |||
16/1 | Законы моды и этикет. | Знать понятия: стиль, мода; функции одежды; соотношение моды и индивидуального стиля; соотношение этикета и моды Знать виды стилей одежды и их особенности; уметь сформировать свой внешний стиль с учётом индивидуальных особенностей личности, типа внешности, требований этикета, моды, материальных возможностей «Я выбираю свой стиль» - защита презентаций | |
17/2 | Мода и индивидуальный стиль. | ||
18/3 | Основные стили одежды. | ||
Речевой этикет – 4ч | |||
19/1 | Трудные случаи русского речевого этикета. | Знать понятие речевого этикета, языковой паспорт человека, уметь анализировать языковой паспорт других и выявлять информацию языкового паспорта, поддерживать в собственной речи благоприятный языковой паспорт «Мой речевой этикет» - тестирование | |
20/2 | Языковой паспорт человека, его формирование. | ||
21/3 | Недопустимость общественного сквернословия. | ||
22/4 | Этикет письменного общения. | ||
Этикетные нормы поведения среди сверстников – 3ч | |||
23/1 | Этикет поведения в школьном коллективе. | Уметь соблюдать общие нормы этикета, демонстрировать уважение и дружелюбие к собеседнику, изменять своё поведение в зависимости от ситуации Знать понятия: дружба, друг, товарищ; уметь соблюдать общие нормы этикета, демонстрировать уважение и дружелюбие к собеседнику, изменять своё поведение в зависимости от ситуации «Я среди сверстников» - анкетирование | |
24/2 | Этикет дружеских отношений. | ||
25/3 | Что такое настоящий друг. | ||
Трудные случаи этикета поведения – 4ч | |||
26/1 | Этикет семейного общения. | Знать трудные случаи этикета поведения в семье, профилактика конфликтов, уметь находить в рамках изученного материала выход из трудных ситуаций русского речевого этикета и этикета поведения «Конфликтный ли ты?» - тестирование. | |
27/2 | Привлечение внимания и поддержание отношений. | ||
28/3 | Мы поссорились. | ||
29/4 | Умей уступать. | ||
Этикет публичной дискуссии – 6ч | |||
30/1 | Дебаты как этикетная форма обсуждения проблемы. | Знать и различать понятия: спор, дебаты, дискуссия, полемика, прения, диспут. Знать основные правила проведения дебатов, правила поведения участников дебатов; уметь участвовать в дебатах по принятым правилам. «Нужна ли школьная форма» «Всегда ли правы взрослые» «Подавляет ли коллектив индивидуальность» - участие в дебатах | |
31/2 | Правила проведения дебатов | ||
32/3 | «Нужна ли школьная форма». Подготовка и проведение дебатов. | ||
33/4 | «Всегда ли правы взрослые». Подготовка и проведение дебатов. | ||
34/5 | «Подавляет ли коллектив индивидуальность». Подготовка и проведение дебатов. | ||
35/6 | Дебаты на свободную тему |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности Социального направления «Занимательный английский»
Рабочая программа по английскому языку для учащихся пятых классов составлена на основе «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструкто...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь»
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской надпредметной программе «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь», которая прошла апробацию на Всерос...
Рабочая программа внеурочная деятельность социальное направление 5 класс "Мы разные, но все вместе..."
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС....
Тезисы к рабочей программе внеурочной деятельности (социальное направление) «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ» (5-6 КЛАССЫ)
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательно...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс
Цель данного курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и лбщения обучающихся...
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Цветная карусель» для основной школы (5 класс)
Внеучебная деятельность по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления с...
Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Моя малая Родина» для обучающихся 5-6 классов
Изучение родного края необходимо, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»...