Рабочая программа литературного кружка "Художественное слово"
рабочая программа

Пупаева Светлана Анатольевна

Рабочая программа и каленларно-тематическое планирование литературного кружка

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

« БОГАТОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ»

РАССМОТРЕНО

                                                                                                   на заседании методической комиссии общеобразовательных дисциплин

___________________ С.А. Пупаева

« _______» _________________ 20 ___ г.

                                                                                                   УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                   Директор   ГБПОУ «Богатовское

профессиональное училище»

_____________________ А.В. Чугунов

« _______» _________________ 20 ___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКОГО КРУЖКА  

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО»

Составил:

Пупаева С.А.,

руководитель кружка

с. Богатое, 2017 год

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3

1. Паспорт рабочей  программы литературно-поэтического кружка

4

  1. Особенности программы

4

  1. Цели и задачи программы

4

  1. Планируемые результаты реализации программы

4

  1. Способы отслеживания и контроля результатов

6

  1. Количество часов на освоение программы

6

2. Содержание программы и тематическое планирование

7

2.1. Тематический план и содержание работы

7

2.2. Формы и методы работы

7

3. Материально-техническое  обеспечение образовательной программы

8

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Программа литературно-поэтического кружка «Художественное слово» разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. В ней учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.

В программе предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучающихся, программа имеет особенности, обусловленные предметным содержанием системы общего образования и психологическими особенностями учащихся.

Данная программа опирается на такой учебный предмет как литература. Предмет «Литература», в свою очередь, входит в область «Филологические дисциплины», является одним из основных предметов общего курса, что подробно отражено в программе.

Предпосылкам к разработке данной программы послужили следующие противоречия:

1.  Между необходимостью принятия студентами национальных духовных традиций и культурного опыта народа и несформированностью потребности в приобщении к культурным ценностям.

2.  Между потребностью учащихся к самовыражению и успешной социализации в обществе и невладением ими знаниями и приёмами положительного самовыражения.

3.  Между желанием  учеников совершенствоваться в литературном творчестве и отсутствием  целенаправленной работы в этом направлении.

Главная идея программы литературного кружка – изучение поэтического наследия разных авторов с целью выявления отличительных или сходных черт между стихотворными произведениями, сохранения литературных традиций и др.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи, в частности, такие как создание собственных стихотворений а также предложен перечень поэтических текстов для заучивания наизусть или выразительного чтения перед аудиторией.

  1. Паспорт рабочей  программы литературно-поэтического кружка
  1. Особенности программы

Главная отличительная особенность  программы заключается в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления и создание собственных поэтических текстов рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство  развития личности.

  1. Цели и задачи программы

Основная цель литературного кружка, как в целом и литературного образования, состоит в становлении духовного мира человека, создании условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Помимо основной цели создания данного кружка можно выделить еще несколько дополнительных целей, которые должен ставить перед собой руководитель подобного литературного сообщества:

  1. формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  2. развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  3. постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  4. поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
  1. Планируемые результаты реализации программы

Результаты внеурочной деятельности литературного кружка «Художественное слово»:

Личностные:

 

  • положительное отношение к познавательной деятельности;
  • желание приобретать новые знания, умения;
  • освоение новых видов деятельности;
  • участие в творческом процессе;
  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

 

Предметные:

 

  • готовность использовать знания  предметных областей  в творческой созидательной деятельности

 

Метапредметные

  • Владение всеми видами речевой деятельности

Учащиеся получат возможность научиться следующему:

• анализировать лирическое произведение;

• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

• выявлять основную нравственную проблематику произведения;

• определять тему и идею лирического произведения, находить художественные средства, используемые в произведении автором;

• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

• воспринимать многозначность слов в поэтическом художественном тексте, определять их роль в произведении;

• различать особенности построения и языка произведений (лирических стихотворений);

• пользоваться алфавитным каталогом библиотеки;

• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

• выразительно читать поэтический текст, учитывая его жанровое своеобразие (стихотворение, баллада);

• подготовить выразительное чтение лирического стихотворения наизусть с последующим анализом;

• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

• написать творческую работу (заметку) на материале жизненных и литературных впечатлений;

• сочинять небольшие лирические произведения.

  1. Способы отслеживания и контроля результатов

Система оценивания касается предметных, метапредметных и личностных достижений ученика.

А) Предметные достижения оцениваются с помощью выпуска литературных газет (печатных органов кружка), проводимых по окончанию изучения темы. При анализе предметных результатов необходимо руководствоваться принципом обучения через деятельность. Процесс анализа предполагает ответы на вопросы: «Что сможет сделать ученик, успешно освоивший материал?», «На какие вопросы он сможет ответить?», «Какие задачи сможет решать ученик?».

2) При определении метапредметных результатов целесообразно выделить те результаты, которые можно проанализировать. Это прежде всего сформированность у учащихся таких областей культуры, как проектная, исследовательская, коммуникативная.

Проектная деятельность направлена на приобретение опыта создания и реализации учебных проектов. Исследовательская деятельность включает в себя общеучебную культуру и культуру работы с информацией. Коммуникативные навыки предполагают владение всеми видами речевой деятельности.

1.5. Количество часов на освоение программы

Набор учащихся в коллектив осуществляется по желанию.

Занятия проводятся по 1 учебному часу в неделю.

Всего за учебный год – 36 часов.

  1. Содержание программы и тематическое планирование
  1. Тематический план и содержание работы

Тема раздела

Темы уроков

Количество часов

1

Введение.

Знакомство. «Литературный калейдоскоп»

1

2

Все о стихотворении

Для чего людям нужны стихи.

Главное в стихотворении - тема и идея.

Анализ поэтического содержания стихотворения л. Мартынова  «Богатый нищий»

Стопа. Стихотворные размеры

Сочинение стихотворений и мини-поэм, посвященных Дню учителя.

Знакомство с литературной критикой

Семинар «Я знаю силу слов…» (сообщения о поэтах)

Что такое рифма? Способы и типы рифмовки

Сопоставительный анализ стихотворений.

Форма и содержание. Что важнее?

Что такое строфа?

Фонетические средства выразительности

Сочинение стихотворений на свободную тему.

Поэтические жанры, их художественное своеобразие.

Изобразительно-выразительные средства языка.

Конкурс чтецов

22

3

Поэзия есть жизнь

Диспут «Поэтом можешь ты не быть?»

Конкурс чтецов

Чтение стихотворений на свободную тему

Образы вокруг нас. Литературная игра «На что похоже?»

Роль музыки и живописи в создании поэтических произведений.

Сочинение стихотворений

Работа над выпуском поэтического сборника

12

4

Итоговое занятие

Игра «Юные поэты»

1

  1. Формы и методы работы

Методы

  1. наблюдение за увлечением учащихся, за общественной жизнью школы, города, страны;
  2. анкетирование с целью выявления интересов и потребностей подростков и коррекции тематического планирования работы кружка и содержания отдельных занятий;
  3. анализ полученных сведений и беседа на каждом занятии кружка.

Формы работы

  1. индивидуальная работа
  2. проекты,
  3. групповые занятия,
  4. исследования,
  5. конкурсы,
  6. Презентации
  7. выставки.

3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Список литературы для учителя

  1. В. И. Анисимов. Поэзия правды и мечты. – М.: Художественная литература, 1988
  2. Каплан И. Е. Анализ произведений русской классики. – М.: Художественная литература, 1995

3 . Карсалова Е. В. "Стихи живые сами говорят…". – М.: Просвещение, 2002

4. Лянцман О. Я. Здесь живет поэзия. – Волгоград: Учитель, 2009

4. Е. Эткинд. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 2008

Список использованной литературы для учащихся.

1. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс. – М. Дрофа, 2010
2.
 Воителева Т. М.. Русский язык. Дидактические материалы. – М. Дрофа, 2009
3.
 Никитина Е. И.. Русская речь. Развитие речи. – М. Дрофа, 2011

4. . Т. В. Матвеева. От звука до текста. – М. Дрофа, 2011

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ

В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№ изменения, дата внесения изменения, № страницы с изменением

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения

№ изменения, дата внесения изменения, № страницы с изменением

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения

№ изменения, дата внесения изменения, № страницы с изменением

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения

№ изменения, дата внесения изменения, № страницы с изменением

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения

№ изменения, дата внесения изменения, № страницы с изменением

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения



Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ                                          
Директор ГБПОУ «Богатовское
профессиональное училище»
____________ А.В. Чугунов
«___» __________ 20___ г.

СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УПР
_____________ О.Б. Токарева
«____» __________ 20___г .

        

РАССМОТРЕНО
на заседании
методической комиссии
___________ С.А. Пупаева
№ протокола____
от «____» _________ 20__ г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

кружка «Художественное слово»           

Занятия проводятся по 1 учебному часу в неделю.

Всего за учебный год – 36 часов.

                                 

Преподаватель: Пупаева С.А.

с. Богатое, 2017

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО ПРЕДМЕТУ

  1. Рабочая программа

2. Список литературы для учителя

В. И. Анисимов. Поэзия правды и мечты. – М.: Художественная литература, 1988

Каплан И. Е. Анализ произведений русской классики. – М.: Художественная литература, 1995

 Карсалова Е. В. "Стихи живые сами говорят…". – М.: Просвещение, 2002

Лянцман О. Я. Здесь живет поэзия. – Волгоград: Учитель, 2009

Е. Эткинд. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 2008

3. Список использованной литературы для учащихся.

Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. – М. Дрофа, 2010
Воителева Т. М.. Русский язык. Дидактические материалы. – М. Дрофа, 2009
Никитина Е. И.. Русская речь. Развитие речи. – М. Дрофа, 2011

Т. В. Матвеева. От звука до текста. – М. Дрофа, 2011

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Нумерация уроков

Учебно-наглядные пособия

Задания на дом для самостоятельной работы

Введение

1

1

Знакомство. «Литературный калейдоскоп»

1

1

Пособия для игры

Подготовить чтение стихотворения

Раздел 1.

Все о стихотворении

22

2

Для чего людям нужны стихи.

1

2

Портреты поэтов, сборники стихов

Написать эссе

3

Главное в стихотворении - тема и идея.

1

3

Знать стихотворение

4

Анализ поэтического содержания стихотворения Л. Мартынова  «Богатый нищий»

1

4

Тексты стихов, портрет поэта

Выучить наизусть

5

Стопа. Стихотворные размеры

3

5-7,

таблицы

Привести примеры,

6

Сочинение стихотворений и мини-поэм, посвященных Дню учителя.

2

8-9

Открытки, иллюстрации.

Оформить стенгазету

7

Знакомство с литературной критикой

1

10

Портреты, статьи

Подготовиться к семинару

8

Семинар «Я знаю силу слов…» (сообщения о поэтах)

2

11-12

Портреты, графическая наглядность, иллюстрации

9

Что такое рифма? Способы и типы рифмовки

1

13

.

Игра «буриме»

10

Сопоставительный анализ стихотворений.

1

14

Портреты поэтов

Тексты стихов

11

Форма и содержание. Что важнее?

1

15

Написать эссе

12

Что такое строфа?

1

16

Выучить стихотворение

13

Фонетические средства выразительности

1

17

Графическая наглядность, таблицы

Привести примеры

14

Сочинение стихотворений на свободную тему.

2

18-19

.

Оформить работу

15

Поэтические жанры, их художественное своеобразие.

1

20

16

Изобразительно-выразительные средства языка.

1

21

таблицы

Привести примеры

17

Конкурс чтецов

2

22-23

Музыка, живопись

Раздел 2.

Поэзия есть жизнь

13

18

Диспут «Поэтом можешь ты не быть?»

1

24

Написать эссе

19

Образы вокруг нас. Литературная игра «На что похоже?»

1

25

 

Подготовить стихотворение

20

Выразительное чтение стихотворений на свободную тему

1

26

Сборники стихотворений

21

Роль музыки и живописи в создании поэтических произведений.

2

27-28

Музыкальные записи, картины

Подготовиться к конкурсу

22

Конкурс чтецов

2

29-30

Музыкальные записи, картины

23

Сочинение стихотворений

2

31-32

.

Оформить работу

24

Работа над выпуском поэтического сборника

3

33-35

.

25

Итоговое занятие. Игра «Юные поэты»

1

36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа литературного кружка

Программа предназначена для проведения внеклассных занятий по литературе....

Рабочая программа литературного творческого объединения "Вдохновение"

Данная программа разработана мной лично для внеурочной деятельности в 5-9 классах по развитию творческих способностей (стихосложению). Она включает в себя следующие разделы : "О поэзии", "Основные пре...

Рабочая программа литературного кружка

Задачи повышения роли литературы в воспитании и образовании  молодого поколения требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и  кружковой...

Рабочая программа литературно-краеведческого кружка "Литературный геокешинг"

Данная программа носит название «Литературный геокешинг». Геокешинг - туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем, состоящая в нахождении тайников, спрятанных другими участниками...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Слово о словах, или занимательная этимология"

Рабочая программа внеурочной деятельности содержит познавательный и занимательный материал по этимологии, раскрывающий загадки топонимики и ономастики; способствует повышению уровня языковой и коммуни...

Рабочая программа литературного кружка "Москва Литературная"

Учебная программа кружка "Москва Литературная" знакомит учащихся с жизнью и творчеством писателей и поэтов, с их произведениями, а также с  теми местами города, где разворачиваются сюжеты их книг...