Рабочая программа литературного творческого объединения "Вдохновение"
рабочая программа (5 класс) по теме
Данная программа разработана мной лично для внеурочной деятельности в 5-9 классах по развитию творческих способностей (стихосложению). Она включает в себя следующие разделы : "О поэзии", "Основные представители поэзии Белгородчины", "Основы стихосложения", "Жанры и напрвления лирики". Эта работа помогает дать представление о стихотворчестве и помогает сформировать у обучающихся навык написания стихотворений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
litkrug.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пристенская основная общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _________Грачева Т.И. «____»________2013 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Пристенская ООШ» __________Даньшина Г.П. Приказ № ___ от «___»____2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Богатырёвой Евгении Викторовны,
по кружковым занятиям детского объединения «Вдохновение»
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка.
Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем несравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения - нравственно-эстетическую.
В современных условиях гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении растет интерес учащихся к поэтическому творчеству, теоретическим знаниям литературоведческих понятий, что ведет к раскрытию внутреннего «Я» ребенка, самопознанию личности.
С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа поэтического кружка «Вдохновение». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы. Очень многие ребята в школьном возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности.
Расширение литературного кругозора учащихся, овладение навыками анализа поэтических произведений, выполнение творческих заданий и письменных работ исследовательского характера, сочинение собственных стихов будут способствовать приобщению учащихся к самостоятельной работе, к умению находить, предполагать, доказывать, сравнивать, проявлять свою творческую активность. Важно сочетание широты и глубины содержания, предпочтение массовым формам работы, учёт индивидуальных особенностей школьников, разнообразных форм занятий, гибкость их использования.
Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.
Основная цель программы - через знакомство с аспектами поэтического мастерства развивать умение создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.
Программа ставит следующие задачи:
1. Обучающие:
* освоение детьми более глубоких знаний по различным понятиям литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);
* формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;
* развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;
*развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.
2. Воспитательные:
* воспитание у детей уважения и любви к мировой литературе;
* формирование трудолюбия и требовательности к себе;
* преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;
* формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.
Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь
целостный анализ поэтического произведения:
умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
постижение поэтической идеи;
знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 6-9 классов в возрасте 12-15 лет. Занятия проводятся из расчёта 35 часа в год.
I полугодие – 16 часов;
II полугодие – 19 часов.
Педагогические условия реализации программы:
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-ориентированный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.
Используются следующие педагогические технологии: духовно-нравственное обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.
Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к творческой деятельности.
Ожидаемый результат:
рост познавательной и творческой активности у ребят;
увеличение числа школьников, занимающихся творческой, исследовательской работой.
формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.
В результате обучения на занятиях кружка учащиеся становятся подготовленными к участию в школьных, в районном конкурсах чтецов, в интернет-конкурсах, в других литературных конкурсах в очной и заочной форме; к подборке публикации стихов собственного сочинения и к созданию и выпуску школьного литературного Альманаха в 2014 году. Оценка результативности:
В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общешкольных линейках, участие в различных конкурсах, выпуск школьного сборника.
В конце года обучающиеся должны:
1. Знать:
- основы теории литературы;
- композицию литературного произведения;
- жанровое разнообразие литературы;
-изобразительно-выразительные средства поэтического языка;
- систему стихосложения;
- размер стиха.
- основные сведенья о творчестве поэтов-земляков.
2. Уметь:
- отличать прозаическое произведение от поэтического;
- писать короткие стихотворные произведения в разных жанрах;
- подбирать рифму;
- рифмовать строфы в разных размерах;
- декламировать литературные произведения
- анализировать поэтические художественные произведения;
- создавать самостоятельно стихотворные художественные тексты;
- развивать в себе потребность к самопознанию и самосовершенствованию.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Сроки прохождения | Примечание | ||
Теория | Практика | План | факт | |||
│ | О ПОЭЗИИ | 5 | ||||
1 | Введение. Что такое поэзия? | 1 | ||||
2 | Значение поэзии в литературе и искусстве | 1 | ||||
3 | Проба пера. Буриме. | 1 | ||||
4 | «Я знаю силу слов…» Назначение поэта | 1 | ||||
5 | 1 | |||||
ПОЭЗИЯ БЕЛГОРОДЧИНЫ | 10 | |||||
6 | Игорь Чернухин | 1 | ||||
7 | Александр Филатов | 1 | ||||
8 | Владимир Михалев | 1 | ||||
9 | Анатолий Замятин | 1 | ||||
10 | Раиса Карагодина. | 1 | ||||
11 | Проба пера. Время года | 1 | ||||
12 | Валуйские поэты. Ковтун Борис | 1 | ||||
13 | Валуйские поэты. Овчинников Иван | 1 | ||||
14 | Валуйские поэты. Верхоламова Татьяна | 1 | ||||
15 | Проба пера. Переменка. | 1 | ||||
ОСНОВЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ | 10 | |||||
16 | Рифма. Поход за вдохновением | 1 | ||||
17 | Рифма. Поход за вдохновением | 1 | ||||
18 | Стихотворный размер: ямб, хорей. | 1 | ||||
19 | Стихотворный размер: ямб, хорей. | 1 | ||||
20 | Стихотворный размер: анапест, гекзаметр, амфибрахии | 1 | ||||
21 | Стихотворный размер: анапест, гекзаметр, амфибрахии | 1 | ||||
22 | Понятие о строфе. Разновидности строф | 1 | ||||
23 | Тропы | 1 | ||||
24 | Тропы | 1 | ||||
25 | Стилистические фигуры | 1 | ||||
ЖАНРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЛИРИКИ | 10 | |||||
26 | Фольклор. | 1 | ||||
27 | Пейзажная лирика. | 1 | ||||
28 | Патриотическая лирика. | 1 | ||||
29 | Сатира. Басня | 1 | ||||
30 | Любовная лирика. Сонет | 1 | ||||
31 | Тема поэта в лирике. | 1 | ||||
32 | Торжественная лирика. Ода | 1 | ||||
33 | Военная лирика | 1 | ||||
34 | Оформление альбома | 1 | ||||
35 | Занятие-обобщение. «Мы - юные поэты» | 1 |
Содержание программы
О ПОЭЗИИ – 3 ч
Введение. Что такое поэзия? Понятие слова «поэзия». Законы создания поэтического произведения. Каковы основные темы стихотворений
Значение поэзии в литературе и искусстве. Знакомство с великими произведениями искусства, связанными с поэзией.
«Я знаю силу слов…» Назначение поэта. Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой. Понятие «штамп» в литературе.
ПОЭЗИЯ БЕЛГОРОДЧИНЫ – 8 ч.
Поэты Белгородского края. Игорь Чернухин Александр Филатов Владимир Михалев Анатолий Замятин Раиса Карагодина.
Валуйские поэты. Ковтун Борис. Овчинников Иван. Верхоламова Татьяна
ОСНОВЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ – 4ч.
Рифма. Поход за вдохновением Понятие о рифме, Рифма мужская и женская, полная, неполная. Рифма парная, перекрестная, окольцовка. Точная и неточная рифмы.
Стихотворный размер: ямб, хорей, анапест, гекзаметр, амфибрахии
Понятие о строфе. Разновидности строф Онегинская строфа.
Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон.
Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание.
ЖАНРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЛИРИКИ – 10 ч.
Фольклор. Пейзажная лирика. Патриотическая лирика. Сатира. Басня Любовная лирика. Сонет Тема поэта в лирике. Торжественная лирика. Ода. Военная лирика
ПРОБА ПЕРА – 10 ч. Буриме. О себе. Время года. Переменка. Фольклор. Пейзажная лирика. Патриотическая лирика. Сатира. Басня. Сонет Тема поэта в лирике. Ода. Военная лирика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа литературно-творческого объединения "Лира"
Программа творческого объединения «Лира» составлена в соответствии с новыми приоритетами системы дополнительного образования детей.Занятия в творческом объединении помогут детям накопить опыт гражданс...
Программа литературного творческого кружка "Родничок"
Программа кружка рассчитана для учащихся 9-11 классов.Изучение теоретического и выполнение практического материала программы развивает умение анализировать исходный текст и составлять собственны...
Программа литературно-творческой студии "Проба пера"
Программа рассчитана на детей, проявляющих интерес к литературному творчеству: проза, стихи, публицистика....
Программа литературно - творческого кружка «Дар»
Программа литературно - творческого кружка «Дар»...
Рабочая программа литературного кружка «Творческая мастерская» в 6 классе
Литературный кружок помогает глубже усвоить школьную программу, в то же время расширяет круг чтения детей за счёт произведений, в школьную программу не входящих. Это особенно актуально в наши дн...
Рабочая программа литературного кружка «Творческая мастерская» в 6 классе
Литературный кружок помогает глубже усвоить школьную программу, в то же время расширяет круг чтения детей за счёт произведений, в школьную программу не входящих. Это особенно актуально в наши дн...
Программа Литературно- творческого кружка «Ӱжара»
Программа курса ориентирована на изучение истории родного края, создание системы творческого развития учащихся через уроки литературы и внеклассную деятельность по предмету.Главная идея программ...