Рабочая программа литературного творческого объединения "Вдохновение"
рабочая программа (5 класс) по теме

Богатырева Евгения Викторовна

Данная программа разработана мной лично для внеурочной деятельности в 5-9 классах по развитию творческих способностей (стихосложению). Она включает в себя следующие разделы : "О поэзии", "Основные представители поэзии Белгородчины", "Основы стихосложения", "Жанры и напрвления лирики". Эта работа помогает дать представление о стихотворчестве и помогает сформировать у обучающихся навык написания стихотворений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon litkrug.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пристенская основная общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области

 «Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_________Грачева Т.И.

«____»________2013 г.






«Утверждаю»

Директор МОУ «Пристенская ООШ»

__________Даньшина Г.П.

Приказ № ___ от «___»____2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Богатырёвой Евгении Викторовны,

по кружковым занятиям детского объединения «Вдохновение»

2013 - 2014 учебный год



Пояснительная записка.

     Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем несравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения - нравственно-эстетическую.

     В современных условиях гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении растет интерес учащихся к поэтическому творчеству, теоретическим знаниям литературоведческих понятий, что ведет к раскрытию внутреннего «Я» ребенка, самопознанию личности. 

     С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа  поэтического кружка «Вдохновение». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы. Очень многие ребята в школьном возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности.

     Расширение литературного кругозора учащихся, овладение навыками анализа поэтических произведений, выполнение творческих заданий и письменных работ исследовательского характера, сочинение собственных стихов будут способствовать приобщению учащихся к самостоятельной работе, к умению находить, предполагать, доказывать, сравнивать, проявлять свою творческую активность. Важно сочетание широты и глубины содержания, предпочтение массовым формам работы, учёт индивидуальных особенностей школьников, разнообразных форм занятий, гибкость их использования.

     Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

     Основная цель программы -  через знакомство с аспектами поэтического мастерства развивать умение создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.

     Программа ставит следующие задачи:

1. Обучающие:

* освоение детьми более глубоких знаний по различным понятиям литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

* формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

* развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;

*развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

2. Воспитательные:

* воспитание у детей уважения и любви к мировой литературе;

* формирование трудолюбия и требовательности к себе;

* преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;

* формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь

целостный анализ поэтического произведения:

умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;

постижение поэтической идеи;

знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 6-9 классов в возрасте 12-15 лет. Занятия проводятся из расчёта 35 часа в год.

I полугодие – 16 часов;

II полугодие – 19 часов.

     Педагогические условия реализации программы: 

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.

 Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-ориентированный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.    

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах:  обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах,  дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.

      Используются следующие педагогические технологии:  духовно-нравственное обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.

      Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к творческой деятельности.

     Ожидаемый результат:

рост познавательной  и творческой активности у ребят;

увеличение числа школьников, занимающихся творческой, исследовательской работой.

формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;

развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.

повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.

В результате обучения на занятиях кружка учащиеся становятся подготовленными к участию в школьных, в районном конкурсах чтецов, в интернет-конкурсах, в других литературных конкурсах в очной и заочной форме; к подборке публикации стихов собственного сочинения и к созданию и выпуску школьного литературного Альманаха в 2014 году.                                                         Оценка результативности:

В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общешкольных линейках, участие в различных конкурсах, выпуск школьного сборника.

В конце года обучающиеся должны:

1. Знать:

- основы теории литературы;

- композицию литературного произведения;

- жанровое разнообразие литературы;

-изобразительно-выразительные средства поэтического языка;

- систему стихосложения;

- размер стиха.

- основные сведенья о творчестве поэтов-земляков.

2. Уметь:

- отличать прозаическое произведение от поэтического;

- писать короткие стихотворные произведения в разных жанрах;

- подбирать рифму;

- рифмовать строфы в разных размерах;

- декламировать литературные произведения

- анализировать поэтические художественные произведения;

- создавать самостоятельно стихотворные художественные тексты;

- развивать в себе потребность к самопознанию и самосовершенствованию.

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Сроки прохождения

Примечание

Теория

Практика

План

факт

О ПОЭЗИИ

5

1

Введение. Что такое поэзия?

1

2

Значение поэзии в литературе и искусстве

1

3

Проба пера. Буриме.

1

4

«Я знаю силу слов…» Назначение поэта

1

5

Проба пера.  О себе.

1

ПОЭЗИЯ БЕЛГОРОДЧИНЫ

10

6

Игорь Чернухин

1

7

Александр Филатов

1

8

Владимир Михалев

1

9

Анатолий Замятин

1

10

Раиса Карагодина.

1

11

Проба пера. Время года

1

12

Валуйские поэты. Ковтун Борис

1

13

Валуйские поэты. Овчинников Иван

1

14

Валуйские поэты. Верхоламова Татьяна

1

15

Проба пера. Переменка.

1

ОСНОВЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ

10

16

Рифма. Поход за вдохновением

1

17

Рифма. Поход за вдохновением

1

18

Стихотворный размер: ямб, хорей.

1

19

Стихотворный размер: ямб, хорей.

1

20

Стихотворный размер: анапест, гекзаметр, амфибрахии

1

21

Стихотворный размер: анапест, гекзаметр, амфибрахии

1

22

Понятие о строфе. Разновидности строф

1

23

Тропы

1

24

Тропы

1

25

Стилистические фигуры

1

ЖАНРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЛИРИКИ

10

26

Фольклор.

1

27

Пейзажная лирика.

1

28

Патриотическая лирика.

1

29

Сатира.  Басня

1

30

Любовная лирика.  Сонет

1

31

Тема поэта в лирике.

1

32

Торжественная лирика. Ода

1

33

Военная лирика

1

34

Оформление альбома

1

35

Занятие-обобщение.

«Мы - юные поэты»

1

Содержание программы

О ПОЭЗИИ – 3 ч

Введение. Что такое поэзия? Понятие слова «поэзия». Законы создания поэтического произведения. Каковы основные темы стихотворений

 Значение поэзии в литературе и искусстве. Знакомство с великими произведениями искусства, связанными с поэзией. 

 «Я знаю силу слов…» Назначение поэта. Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой. Понятие «штамп» в литературе.

ПОЭЗИЯ БЕЛГОРОДЧИНЫ – 8 ч.

Поэты Белгородского края. Игорь Чернухин Александр Филатов Владимир Михалев Анатолий Замятин Раиса Карагодина.

Валуйские поэты. Ковтун Борис. Овчинников Иван. Верхоламова Татьяна

ОСНОВЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ – 4ч.

Рифма. Поход за вдохновением Понятие о рифме, Рифма мужская и женская, полная, неполная. Рифма парная, перекрестная, окольцовка. Точная и неточная рифмы.

Стихотворный размер: ямб, хорей, анапест, гекзаметр, амфибрахии

Понятие о строфе. Разновидности строф Онегинская строфа.

Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон.

Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание.

ЖАНРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЛИРИКИ – 10 ч.

Фольклор. Пейзажная лирика. Патриотическая лирика. Сатира.  Басня Любовная лирика.  Сонет Тема поэта в лирике.  Торжественная лирика. Ода.  Военная лирика

ПРОБА ПЕРА – 10 ч. Буриме.  О себе. Время года. Переменка. Фольклор. Пейзажная лирика. Патриотическая лирика. Сатира.  Басня.  Сонет Тема поэта в лирике.  Ода.  Военная лирика 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа литературно-творческого объединения "Лира"

Программа творческого объединения «Лира» составлена в соответствии с новыми приоритетами системы дополнительного образования детей.Занятия в творческом объединении помогут детям накопить опыт гражданс...

Программа литературного творческого кружка "Родничок"

Программа кружка рассчитана для учащихся 9-11 классов.Изучение теоретического и выполнение практического материала программы развивает умение анализировать  исходный текст и составлять собственны...

Программа литературно-творческой студии "Проба пера"

Программа рассчитана на детей, проявляющих интерес к литературному творчеству: проза, стихи, публицистика....

Программа литературно - творческого кружка «Дар»

Программа литературно - творческого кружка «Дар»...

Рабочая программа литературного кружка «Творческая мастерская» в 6 классе

Литературный кружок помогает глубже усвоить школьную программу, в то же время расширяет круг чтения детей за счёт произведений, в школьную программу не входящих. Это особенно актуально в наши дн...

Рабочая программа литературного кружка «Творческая мастерская» в 6 классе

Литературный кружок помогает глубже усвоить школьную программу, в то же время расширяет круг чтения детей за счёт произведений, в школьную программу не входящих. Это особенно актуально в наши дн...

Программа Литературно- творческого кружка «Ӱжара»

Программа курса ориентирована на  изучение истории родного края, создание системы творческого развития учащихся через уроки литературы и внеклассную деятельность по предмету.Главная идея программ...