Рабочая программа литературного кружка "Москва Литературная"
рабочая программа по краеведению на тему
Учебная программа кружка "Москва Литературная" знакомит учащихся с жизнью и творчеством писателей и поэтов, с их произведениями, а также с теми местами города, где разворачиваются сюжеты их книг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_literature.docx | 30.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
литературного кружка
«Москва Литературная»
(внеурочная деятельность)
3 часа в неделю
(108 часов)
Пояснительная записка
Москва - центр многовековой культуры русского народа. Уже в XIV-XV в. в московских монастырях-старожилах создавались обширные книгохранилища - библиотеки.
В XV веке в Москве И.Федоров изобрел книгопечатание.
В 1755 году открылся Московский Университет, и началось издание первых журналов создание литературных обществ, кружков, объединений.
Москва - родина А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, И.А.Крылова, А.Н.Островского, М.Ю.Лермонтова,А.И.Герцена,Ф.М.Достоевского.
В Москве жили и работали А.И.Толстой, А.П.Чехов, А.М.Горький, А.И.Куприн, И.А.Бунин, В.Я.Брюсов, В.В.Маяковский, С.А.Есенин.
Программа «Москва Литературная» призвана расширить знания учащихся о родном городе, о поэтах и писателях, живших и творивших в Москве.
Программа ставит цель: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателей и поэтов, с их произведениями, а также с теми местами города, где разворачиваются сюжеты их книг.
Программа призвана решить следующие задачи:
- Образовательные:
- расширение знаний обучающихся в области литературы, истории, краеведения;
- знакомство обучающихся с московским периодом творчества русских писателей и поэтов, а также фрагментами их произведений о городе;
- формирование у учащихся умений и навыков исследовательской деятельности;
- формирование у учащихся умений и навыков работы с различной литературой (энциклопедиями, справочниками, публицистикой).
- Развивающие:
- развитие памяти, наблюдательности, интереса к истории своего города;
- развитие личностного самообразования (активности, самостоятельности, навыков общения).
- Воспитательные:
- формирование инициативности, самостоятельности, ответственности, культуры поведения;
- воспитание чувства патриотизма, любви к своему городу – Москве и осознание своей роли в нём.
Программа «Москва Литературная» рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся два раза в неделю по полтора часа с добровольным и постоянным составом его участников. Программа рассчитана на учащихся 11-15 лет, всего за год – 108 часов. Целесообразность данного количества времени, отведенное программой, связано с большой учебной нагрузкой и с тем, что часть заданий школьники выполняют дома (творческие работы и т.п.). Таким образом, именно полуторачасовое занятие два раза в неделю является наиболее оптимальным для учащихся этого возраста.
Форма проведения занятий и итогов работы по образовательной программе
Деятельность детского коллектива строится на сочетании коллективной, групповой и индивидуальной форм работы. Обучение осуществляется в виде теоретических, практических занятий, а также в виде экскурсий. Кроме того, проводятся викторины, конкурсы.
Теоретические и практические занятия чередуются в определенной последовательности, что способствует лучшему усвоению учебного материала. В качестве наглядности используется большое количество иллюстраций, картин, портретов. На занятиях, посвященных поэзии, продолжается обучение элементам анализа стихотворений и их выразительному чтению. Впоследствии эти навыки используются при подготовке к конкурсам чтецов. Большое значение в обучении школьников играют экскурсии по литературным местам, проводимые по заранее составленному плану, с определенной целью. Итогами экскурсий являются письменные работы, детские рисунки и фотографии.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Закончив обучение по программе «Москва Литературная», обучающиеся:
- расширят знания о литературной Москве;
- познакомятся с творчеством известных и новых для них писателей и поэтов;
- познакомятся с памятными местами Москвы, связанными с жизнью и творчеством русских писателей и поэтов;
- овладеют навыками выразительного чтения, анализа поэтических текстов, написания отзыва о произведении и т.п.;
- овладеют навыками самостоятельной работы.
Способами проверки освоения программы детьми может служить участие в конкурсах чтецов, сочинений, рисунков и фотографий о Москве. Результатами работы можно считать различные творческие работы обучающихся по этой теме.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Теория | Практика | Экскурсии | Всего |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой кружка. Беседа . | 2 | 2 | ||
2 | Экскурсия в Музей-квартиру Пушкина на Арбате, 53. | 3 | 3 | ||
3
| Практическая работа: Написание отзывов, эссе по впечатлениям от экскурсии, сочинение на тему «Мой Пушкин». | 3 | 3 | ||
4 | Москва в произведениях А.С.Пушкина. | 1.5 | 1.5 | ||
5 | Анализ поэтического произведения. | 1.5 | 1.5 | 3 | |
6 | Экскурсия в Дом-музей М.Ю.Лермонтова на Малой Молчановке, 2. | 3 | 3 | ||
7 | Практическая работа: Написание отзывов, эссе по впечатлениям от экскурсии. | 3 | 3 | ||
8 | Анализ поэтического произведения. | 1.5 | 1.5 | 3 | |
9 | Конкурс стихов А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. | 1.5 | 1.5 | ||
10 | Конкурс рисунков к произведениям А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. | 3 | 3 | ||
11 | Экскурсия в Музей-усадьбу Л.Н. Толстого в Хамовниках (улица Льва Толстого, 21). | 3 | 3 | ||
12 | Практическая работа: Написание отзывов, эссе по впечатлениям от экскурсии. | 3 | 3 | ||
13 | Москва в произведениях Л.Н.Толстого. | 1.5 | 1.5 | ||
14 | Экскурсия в Дом-музей А.П.Чехова на Садово-Кудринскую, 6. | 3 | 3 | ||
15 | Практическая работа: Написание отзывов, эссе по впечатлениям от экскурсии. | 3 | 3 | ||
16 | Инсценирование рассказов А.П.Чехова. | 3 | 3 | 6 | |
17 | Экскурсия в Дом-музеей Н.В.Гоголя на Никитском бульваре, д. 7а | 3 | 3 | ||
18 | Практическая работа: Написание отзывов, эссе по впечатлениям от экскурсии. | 3 | 3 | ||
19 | С.А.Есенин в Москве. Презентация. | 3 | 3 | 6 | |
20 | Конкурс стихов С.А.Есенина. | 1.5 | 1.5 | ||
21 | Анализ поэтического произведения. | 1.5 | 1.5 | 3 | |
22 | В.В.Маяковский в Москве. Презентация. | 3 | 3 | 6 | |
23 | Анализ поэтического текста. | 1.5 | 1.5 | 3 | |
24 | Выразительное чтение стихов В.В.Маяковского. | 1.5 | 1.5 | ||
25 | М.И.Цветаева в Москве. Презентация. | 3 | 3 | 6 | |
26 | Выразительное чтение стихов М.И.Цветаевой. | 1.5 | 1.5 | ||
27 | Анализ поэтического текста. | 1.5 | 1.5 | 3 | |
28 | Экскурсия в Булгаковский дом на Большой Садовой, 10. | 3 | 3 | ||
29 | Практическая работа: Написание отзывов, эссе по впечатлениям от экскурсии. | 3 | 3 | ||
30 | Конкурс фотографий. | 3 | 3 | ||
31 | А.И.Куприн в Москве. Презентация. | 3 | 3 | 6 | |
32 | И.А.Бунин в Москве. Презентация. | 3 | 3 | 6 | |
33 | Круглый стол. Проведение круглого стола. Отчет творческих работ учащихся. | 2 | 2 | ||
34 | Заключительное занятие. Подведение итогов работы творческого объединения за год. | 2 | 2 | ||
Всего: | 108 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Литературное наследие Сибири" 5 класс
Рабочая программа учебного курса по «Литературному наследию Сибири», далее ЛНС для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образов...
Рабочая программа по курсу " Литературный кружок"
Школьная программа по литературе предполагает знакомство с наиболее значительными произведениями, начиная с античности и заканчивая современной литературной ситуацией. Объем необходимой для проч...
Рабочая программа факультативного курса «Литературный экран» (для учащихся 7 классов).
Программа факультатива составлена по авторской программе Г.В. Михеевой «Литературный экран». – Пыть-Ях, 2012. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год.Согласно програм...
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 9 класс
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 9 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для дет...
Рабочая программа дополнительного образования «Литературная гостиная» для обучающихся 6-7 классов
Рабочая программа расчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год...
Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по чтению (литературное чтение) 6 «в» класс 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по чтению (литературное чтение) 6 «в» класс 2019-2020 учебный год...