Рабочая программа внеурочной деятельности "Слово о словах, или занимательная этимология"
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности содержит познавательный и занимательный материал по этимологии, раскрывающий загадки топонимики и ономастики; способствует повышению уровня языковой и коммуникативной компетенций учащихся; стимулирует интерес к изучению языка через исследовательскую работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 236 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Нижняя Быковка
муниципального района Кошкинский Самарской области
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Слово о словах, или занимательная этимология»
для обучающихся 5 класса
Направление развития личности школьника: общеинтеллектуальное
Составитель:
Татаренкова Наталья Викторовна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка
м.р. Кошкинский Самарской области,
первая квалификационная категория
Рецензент:
Смагина Ольга Александровна
к.п.н., доцент, заведующая кафедрой
воспитательных технологий СИПКРО
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Слово о словах, или занимательная этимология» для обучающихся 5 класса является модифицированной, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, планируемых результатов освоения обучающимися основной общеобразовательной программы основного общего образования и в соответствии c рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. М.: Просвещение, 2012, а также с учетом Концепции школьного филологического образования и согласно Положению ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка о рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности.
В Концепции школьного филологического образования особое внимание уделяется развитию языковой личности, ее духовному приобщению к красоте и богатству художественного слова. Целью изучения русского языка становится «обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие грамматического строя речи учащихся, развитие у них всех типов речевой деятельности, умений владеть русским литературным языком как средством общения во всей полноте его функциональных возможностей».[1] Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала.
Слова, которыми мы пользуемся в нашей повседневной жизни, образуют очень интересный и своеобразный мир, имеющий свои особенности и закономерности, свои нераскрытые тайны и загадки, свою историю. Жесткие рамки урока и достаточно большой объем программного материала не позволяют в полной мере удовлетворить языковую потребность детей в разгадывании незримой связи явлений, запечатленных в слове, показать всю красоту и богатство русского языка, раскрыть его секреты.
Цель данной программы: формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся на основе умения выполнять этимологический анализ слов для выяснения исторических изменений в структуре слова, его значения и правописания.
Задачи курса:
Воспитательные
- Формировать положительную мотивацию к изучаемому разделу языкознания – «Этимология».
- Воспитывать патриотическое сознание, чувство любви и уважения к родному языку и краю.
- Пробудить интерес к истокам своей семьи, своего рода, помочь сохранить семейные традиции.
Развивающие
- Дать возможность учащимся в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, познавательную самостоятельность, творческий потенциал.
- Совершенствовать коммуникативно-речевые навыки, умения свободно владеть русским литературным языком.
- Способствовать развитию представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.).
Обучающие
- Расширить представление о сущности понятия «этимология», об истории происхождения слов.
- Научить аргументировать родство слов посредством сравнительно-исторического анализа.
- Изучить способы решения этимологических проблем.
- Выработать умение пользоваться этимологическим словарем.
Педагогическая целесообразность и новизна программы
Программа курса способствует повышению уровня языковой, лингвистической и коммуникативной компетентности учащихся. Этимологический анализ слов может существенно улучшить орфографическую грамотность детей, так как в такой работе задействована не только механическая память, но и логическое размышление самого учащегося; позволяет добиться сознательного усвоения орфографических норм, поскольку дает возможность сделать непроверяемые слова проверяемыми, понять значение словарных слов, а не просто запомнить их орфографический облик. Экскурс в историю слова делает занятие более интересным, необычным, вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к русскому языку, расширяет кругозор школьника, увеличивает словарный запас, развивает речь, знакомит детей с историей и культурой русского языка.
Структура программы строится по принципу от “общего - к частному”, содержит не только лингвистический, но и краеведческий материал: занимательные разделы по языкознанию, раскрывающие загадки топонимики и ономастики. Это стимулирует интерес к изучению языка через исследовательскую работу.
Разработанная программа соответствует категории учащихся в возрасте 11-12 лет. Именно в этот период у младших подростков меняется характер учебной деятельности, появляется желание иметь свою точку зрения. Учащимся средних классов свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, выходящей за рамки предмета. В среднем школьном возрасте формируется исследовательский стиль мышления.[2]
Срок реализации программы – 1 год, в объеме – 1 час в неделю (34 часа).
Продолжительность одного занятия составляет 40 минут.
Методы работы
- словесный метод (рассказ, беседа, работа с информацией);
- наглядный метод (наблюдение, демонстрации, иллюстрации);
- эмпирический метод;
- исследовательский метод;
- метод эвристической беседы;
- метод упражнений (рецептивные, аналитические, творческие);
- метод самоконтроля.
Технологические приемы
- технология учебно-поисковой деятельности;
- ИКТ-технологии;
- игровая технология;
- технология обучения в сотрудничестве;
- метод проектов.
Содержание курса
№ п/п | Разделы программы | Кол-во часов | Планируемые образовательные результаты |
1 | Откуда берутся слова? Всему название дано. | 9 | Предметные: знать историю возникновения слов, способы пополнения словарного состава языка; иметь понятие о науке-этимологии. Метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; уметь составлять тексты художественного стиля, пользоваться этимологическим словарём. Личностные: стремление к речевому совершенствованию; осознание необходимости владения русским языком для учебной и других видов деятельности. |
2 | Необыкновенные родственники. «В соседстве дальних слов я нахожу родство, мне нравится сближать их смысл и расстоянья…» | 6 | Предметные: расширение и систематизация научных знаний о языке; обогащение словарного запаса; овладение нормами литературного языка в речевой практике; научиться, используя сравнительно-фонетический анализ, выделять из представленных слов слова, образованные путем изменений на фонетическом уровне; формирование навыка работы с этимологическим словарем, проведения морфемного анализа слова; умение использовать знания по этимологии слова при объяснении его написания. Метапредметные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. |
3 | Псевдоэтимология, или “народная” этимология. | 5 | Предметные: получить знания по лженауке языкознания – «псевдоэтимологии»; уметь определять слова, образованные народно-этимологическим путем; давать собственную справку о значении слова. Метапредметные: интегрироваться в группу сверстников и строить вместе продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Личностные: развитие творческого потенциала, воображения, креативности личности; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
4 | Словесные раскопки. Топонимы земли Кошкинской | 7 | Предметные: знать историю происхождения местных топонимов, уметь составлять топонимический словарь. Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ-технологий. Личностные: приобщение к краеведческой поисково-исследовательской деятельности; сохранение исторической памяти; воспитание патриотизма, духовное приобщение к красоте и богатству родного слова и края. |
5 | Познай самого себя. Этимология имен и фамилий. | 6 | Предметные: познакомиться с понятием «ономастика», знать историю своего родового имени, уметь составлять антропонимический словарь происхождения и значения имен и фамилий своей семьи. Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Личностные: интерес к истокам собственной родословной, фамильная гордость за своих предков. |
6 | Подведение итогов. КВН. | 1 | Предметные: умение выполнять сравнительно-исторический анализ слов; знать пути решения этимологических проблем. Метапредметные: формулировать коммуникативное высказывание; уметь планировать и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; давать свою оценку. Личностные: формировать доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку в процессе игровой деятельности, адекватно реагировать на эмоции других. |
ИТОГО | 34 |
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Содержание занятий | Виды деятель-ности учащихся | Формы занятий | |||||
всего | теория | практика | ||||||||
Раздел 1. Откуда берутся слова? Всему название дано. | ||||||||||
1. | История возникновения первых слов.[3] | 1 | 1 | - | Знакомство с понятием «этимология», ее происхождением. Изучение истории возникновения первых слов. Просмотр видеофрагмента «Откуда пришло слово». | Аналитическая, познавательная. | Аналитическая беседа, просмотр фрагмента фильма. | |||
2. | Слова придумывают дети.[4] | 1 | - | 1 | Открытие удивительного феномена детства - неосознанного словесного творчества – детской этимологии. Знакомство с примерами детского словотворчества. Игра «Пойми меня». | Частично-поисковая, игровая. | Микро-исследование, интеллектуальная игра. | |||
3. | Слова изобретают ученые.[5] | 1 | - | 1 | Просмотр презентации о научной этимологии. Поиск в этимологическом словаре научных терминов. Шуточная игра «Бред профессора» | Познавательная, поисковая, игровая. | Презентация, работа со словарями, игра. | |||
4. | Слова сочиняют писатели.[6] | 1 | - | 1 | Рассказ о мастерстве писателей и поэтов сочинять слова. Виртуальное путешествие в «Мастерскую слова». | Познавательная, аналитическая. | Аналитическая беседа, виртуальное путешествие. | |||
5. | Слова приходят из других языков.[7] | 1 | - | 1 | Знакомство с заимствованной лексикой. Нахождение в этимологическом словаре иностранных слов и определение их значения. Кроссворд «Одним словом». | Познавательно-аналитическая, поисковая, игровая. | Словарная работа, электронный кроссворд. | |||
6. | Совсем недавние пришельцы.[8] | 1 | - | 1 | Лаборатория слова. Лексический анализ современных слов-неологизмов. Квест-игра «Слова-пришельцы». | Учебно-исследовательская, игровая. | Творческая лаборатория слова, интерактивная игра. | |||
7. | Великий и могучий… школьный язык. | 1 | - | 1 | Сообщение «Лексика школьного обихода». Анкета «Как мы говорим». Составление словаря школьного сленга. | Познавательно-ана-литическая, поисково-исследовательская. | Анкетный опрос, словарная работа. | |||
8. | Современные слова: сленг и жаргонизмы. | 1 | - | 1 | Ознакомление с истоками жаргонной лексики, причинами появления слов-сорняков в языке; разграничение литературных слов и ненормативной лексики. Игра «Переводчики». | Познавательно-аналитическая, частично-поисковая, игровая. | Микро-исследование, словарная работа, деловая игра. | |||
9. | Старая сказка на новый лад. | 1 | - | 1 | Создание русской народной сказки «Репка» на языке молодежного сленга. | Коллективно-творчес-кая деятель-ность. | Сказочная мастерская «В гостях у “клёвой” сказки». | |||
Раздел 2. Необыкновенные родственники. «В соседстве дальних слов я нахожу родство, мне нравится сближать их смысл и расстоянья…» | ||||||||||
10 | Необычное происхождение обычных слов. | 1 | - | 1 | Проследить «родословную» слов вплоть до его этимологического рождения, научиться аргументировать родство слов посредством сравнительно-исторического анализа. Сравнение современных слов с исходными единицами языка, выяснение их фонетических изменений. Показ презентации «Знакомые незнакомцы». Игра «Лингвистическое домино». | Научно-исследовательская, познавательно-аналитическая, игровая. | Микро-исследование, работа со словарями, компьютерная презентация, лингвистическая игра. | |||
11 | Найдите родственников. | 1 | - | 1 | Нахождение слов, восходящих к одному и тому же общеславянскому корню. Анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точки зрения. Отгадывание загадок, подбор к отгадкам однокоренных слов. | Поисково-исследовательская, аналитико-синтетическая, игровая. | Микро-исследование, работа со справочной литературой, загадки. | |||
12 | Идем по следу. | 1 | - | 1 | Работа с этимологическим словарем, установление этимологически родственных связей, поиск исторического корня, подбор варианта проверочного слова. Интерактивный flash-тренажер «Родственные слова». | Поисково-исследовательская, аналитико-синтетическая, игровая. | Работа со справоч-ной ин- формацией, интерактивная игра-тренажер. | |||
13 | Разберем по полочкам. | 1 | - | 1 | Составление «этимологического гнезда» однокоренных слов, обозначение общей части слов языковой цепочки. Логическая игра «Найди лишнее». | Поисково-исследовательская, аналитико-синтетическая, игровая. | Практическая работа со словарями, интеллек-туальная игра. | |||
14 | “Зри” в корень. | 1 | - | 1 | Подбор однокоренных слов, проверка «корневых» орфограмм с помощью этимологических родственников. Решение онлайн-кроссворда «Этимология на службе орфографии».[9] | Аналитико-синтетическая, частично-поисковая, игровая. | Словарная работа, интерактивная игра. | |||
15 | Устный журнал «Портрет одного слова». | 1 | - | 1 | Рассмотреть различные аспекты одного слова (на выбор): его значение, происхождение, произношение, употребление, его уникальность и место во фразеологизмах. | Проектно-исследовательская, аналитико-синтетическая, творческая. | Мини-исследование, устный журнал. | |||
Раздел 3. Псевдоэтимология, или “народная” этимология. | ||||||||||
16 | От серьезной науки до словесной шутки.[10] | 1 | - | 1 | Знакомство с понятием «псевдоэтимология». Что это – игра или стилистическое средство? Поиск примеров “ложных” слов в фельетонах, юмористических рассказах сатирического журнала «Крокодил». | Познавательно-аналитическая, поисково-исследовательская. | Практическая работа с текстовой информацией. | |||
17 | Слова - “перевертыши”. | 1 | - | 1 | Открытие слов-палиндро-мов – “перевертышей”. Чтение примеров в стихотворениях Г.Р. Державина, А.А. Фета, В. Хлебникова «Перевертень». Игра-лото «Слово наоборот». | Познавательно-аналитическая, частично-поисковая, игровая. | Микроисследование, работа с художественным текстом, игра. | |||
18 | Это было бы смешно, если б не было так печально. Поговорим о “ляпах”. | 1 | - | 1 | Познакомиться с видами речевых ошибок в неоправданном использовании структуры языковой единицы. Деловая игра «Юный корректор». | Познавательно-аналитическая, игровая. | Работа с информацией, составление таблицы, игра. | |||
19 | Псевдоэтимологический словарь «Всерьез о шутке». | 1 | - | 1 | Творческая мастерская «От слова к слову». Запись слов и подбор к ним своих необычных языковых ассоциаций. Классификация словарных статей по алфавиту. Составление псевдоэтимологического словаря. | Коллективно-творческая, аналитическая. | Творческая мастерская слова. | |||
20 | Презентация псевдоэтимологического словаря. | 1 | - | 1 | Выступление от каждой группы с презентацией продукта творческой деятельности. | Коллективно-творческая. | Презентация продукта совместной деятельности. | |||
Раздел 4. Словесные раскопки. Топонимы земли Кошкинской. | ||||||||||
21 | Почему Кошки?[11] | 1 | - | 1 | Знакомство из архивных источников с версиями происхождения села Кошки. Создание мини-проекта «Кондурчинская слобода, или история села Кошки». | Познавательно-аналитическая, проектно-исследовательская. | Мини-проект. | |||
22 | К истокам Кондурчи.[12] | 1 | - | 1 | Сбор информации о возникновении названия реки Кондурча. Чтение стихотворений поэта-земля-ка И.Ф. Акулиничева, посвященных Кондурче. Конкурс рисунков «Капелька моей любви к России - солнечная речка Кондурча». | Поисково-исследовательская, художественно-творческая. | Микроисследование, конкурсы чтецов и рисунков. | |||
23 | Семь чудес Кошкинского района.[13] | 1 | - | 1 | Рассказ об удивительных памятниках природы, истории и культуры Кошкинского района - Белоключевском роднике, Гудковских прудах, Ивановских камнях, Максимкинском дубе, Марьевской горе и храмах «Во имя св. князя А. Невского» и «В честь Рождества Христова». Создание буклета «Семь чудес района». | Познавательно-аналитическая, художественно-творческая. | Обсуждение, сбор информации, создание буклета в программе Microsoft Publisher. | |||
24 | Вот моя деревня… Что означает село Нижняя Быковка?[14] | 1 | - | 1 | Поиск информации об истории названия своего села. Интервью со старожилами. Выпуск школьной газеты «Мое село с необычным названием». | Поисково-исследовательская, художественно-творческая. | Работа с информацией, мини-иссле-дование, выпуск газеты. | |||
25 | Экскурсия в Кошкинский историко-краеведческий музей. | 1 | - | 1 | Посещение Кошкинского историко-краеведческого музея. Знакомство с историей и культурой малой родины. | Познавательно-аналитическая. | Экскурсия в районный музей краеведения. | |||
26 | Топонимический словарь Кошкинского района.[15] | 1 | - | 1 | Составление словаря топонимов Кошкинского района. | Коллективно-творчес-кая, аналитическая. | Сбор информации, словарная работа. | |||
27 | Презентация словаря топонимов Кошкинского района. | 1 | - | 1 | Представление топонимического словаря своей местности. | Коллективно-творчес-кая. | Презентация продукта совместной деятельности. | |||
Раздел 5. Познай самого себя. Этимология имен и фамилий. | ||||||||||
28 | Что в имени тебе моем? Тайны наших имен. | 1 | - | 1 | Знакомство с историей происхождения своего имени, толкованием его значения. Как раскрывает имя характер человека, влияет на его судьбу. Работа с онлайн-словарями и справочниками по ономастике. | Познавательно-аналитическая, частично-поисковая. | Работа со справочной информацией в Интернете. | |||
29 | Моя фамилия. Мое отчество. | 1 | - | 1 | Высказывания-предполо-жения о значении своей фамилии и отчества. Знакомство с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. Да-ля, поиск значения своей фамилии и отчества. | Познавательно-аналитическая, частично-поисковая. | Обсуждение предположений работа со словарем, мини-исследование. | |||
30 | «Говорящие» фамилии. | 1 | 1 | - | Рассмотреть примеры «говорящих» фамилий в русской литературе, соотнести их значения; определить роль данного художественного приема в стилистическом образе произведения. Прослушивание рассказа «Лошадиная фамилия» из аудиокниги А.П. Чехова. | Познавательно-аналитическая, художественно-творческая. | Составление таблицы, прослушивание аудиокниги. | |||
31 | Герои сказок рассказывают о себе. | 1 | - | 1 | Решение кроссворда «Герои литературных и народных сказок». Обмен мнениями, почему именно эти имена имеют герои. Просмотр презентации литературного проекта «Средства создания образа Бабы-Яги в русских народных сказках», составление плана данного исследования. Обмен мнениями о проекте. Работа в группах по теме «Этимология и лексическое значение слова «Кощей». Выступления учеников об этимологии имён героев сказок. Самостоятельное определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с ранее разработанными критериями. | Познавательно-аналитическая, коллективно-творческая. | Отгадывание кроссворда, просмотр презентации, работа в группах, выступления ребят. | |||
32 | Антропонимический словарь имен и фамилий моей семьи. | 1 | - | 1 | Составление словаря имен и фамилий своей семьи. Работа со словарем В.И. Даля и поиск информации в Интернете. | Коллективно-творческая. | Словарная работа, сбор материала в Интернете. | |||
33 | Презентация антропонимического словаря «Имя дома моего». | 1 | - | 1 | Выступление с презентацией антропонимического словаря «Имя дома моего». | Коллективно-творческая. | Презентация словаря по антропонимике. | |||
34 | Подведение итогов. КВН. | 1 | - | 1 | Класс делится на две команды. В каждой команде назначается капитан. Участники выполняют следующие задания: 1. Разминка «Лексические слухи». 2. Конкурс «Этимологический мик-роскоп». 3. Конкурс «Старославянские родственники». 4. Конкурс капитанов «Регулировщик слова». 5. Домашнее задание «Фэнтези «Невероятные приключения слов-“иностранцев” в России». | Интеллектуально-творческая. | Выступления команд, подведение итогов. |
Описание предполагаемой результативности курса
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
- появление желания умело пользоваться языком, сознательно относиться к своей речи;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
- патриотическое сознание, интерес к историческим и культурным ценностям родного слова и края;
- интерес к истокам собственной родословной, фамильная гордость за своих предков.
Метапредметные результаты:
Ученик научится или получит возможность научиться:
Познавательные:
- искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу;
- читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
- фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной;
- пользоваться различными словарями, справочниками, находить в них нужные сведения;
- выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение;
- подводить под понятие, доказывать, делать выводы;
- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- строить логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные:
- осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей;
- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;
- понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.
Регулятивные:
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
- действовать по плану и планировать свои учебные действия;
- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Предметные результаты:
- иметь представление о сущности понятий «этимология», «топонимика», «ономастика», «псевдоэтимология»;
- владеть необходимыми теоретическими знаниями об истории происхождения слов;
- уметь моделировать этимологическое гнездо слов;
- научиться аргументировать родство слов посредством сравнительно-исторического анализа;
- уметь определять слова, образованные народно-этимологическим путем, давать собственную справку о значении слова;
- знать историю происхождения, значение имени, фамилии и отчества своей семьи; местных топонимов;
- уметь составлять антропонимический и топонимический словари;
- понять особенности молодежного сленга, причины проникновения ненормативной лексики в школьную речь;
- получить сведения о составе сленговых слов, употребляемых учениками ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка.
Контроль и оценка результатов
Основными формами выявления уровня усвоения программы являются презентации продуктов проектной и исследовательской деятельности: различных словарей, буклета, сценария сказки, школьной газеты, устного журнала; деловые и ролевые игры, викторины, кроссворды, загадки, лингвистическое домино, интерактивный flash-тренажер, лото, подготовка к тематическим сообщениям и выступлениям, защита творческих проектов, участие в конкурсах, фестивалях, конференциях, коллективные обсуждения пройденных тем. Результатом итогового прохождения программы будет выступление команд в игре КВН.
Критерии оценки знаний, умений и навыков
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации мини-проектов, элементарные представления об исследовательской деятельности.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Портфель достижений школьника
За время прохождения курса внеурочной деятельности учащиеся выполняют в конце каждого раздела итоговые работы разного формата. Результатом творчества становятся продукты совместной или индивидуальной деятельности:
- словарь школьного сленга;
- старая сказка на новый лад;
- мини-проект «Кондурчинская слобода, или история села Кошки»;
- конкурс рисунков «Капелька моей любви к России – солнечная речка Кондурча»;
- создание буклета «Семь чудес района»;
- выпуск школьной газеты «Мое село с необычным названием»;
- составление словаря топонимов Кошкинского района;
- выступления учеников об этимологии имен героев сказок;
- антропонимический словарь «Имя дома моего»;
- устный журнал «Портрет одного слова»;
- творческая мастерская «От слова к слову»;
- псевдоэтимологический словарь «Всерьез о шутке»;
- фэнтези «Невероятные приключения слов -“иностранцев” в России».
Собранный языковой материал может послужить базой для дальнейшего использования
при организации внеклассных мероприятий: Неделе русского языка и литературы, Дне славянской письменности, школьной научно-практической конференции, районных краеведческих чтениях, районной филологической конференции. «Первые шаги в науку» - путь к успеху!
Список литературы
Для учителя
Нормативно-правовая база
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 10.09.2015).
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nou-gelios.ru/assets/files/dokumentyi/FGOS/koncepciya-duhovnaya.pdf (дата обращения: 12.09.2015).
- Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/новости/3405/файл/2222/13.05.23-воспитание.pdf (дата обращения: 12.09.2015).
- Концепция школьного филологического образования: русский язык и литература: проект. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — 112 с. [Электронный ресурс]. URL: http://uchitel-slovesnik.ru/data/uploads/conception/conception.pdf (дата обращения: 12.09.2015)
- Планируемые результаты освоения обучающимися основной общеобразовательной программы основного общего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/portal/obschee/ (дата обращения: 12.09.2015)
Дополнительная литература
- Арнольдов Н.А. Край наш Кошкинский от А до Я. Историко-краеведческий словарь-справочник. Кошки, 2005.
- Арнольдов Н.А. Почему Кошки // Маяк Ильича. – 1989.- 27 мая
- Арнольдов Н.А. Происхождение села // Маяк Ильича. – 1989.- 30 мая
- Арнольдов Н.А. Становление // Маяк Ильича. – 1989.- 1 июня
- Арнольдов Н.А. О Кошках и Кондурче // Маяк Ильича. – 1992.- 24 ноября
- Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2015. – 304 с. – (Мастерская учителя-словесника).
- Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1982. – 122 с.
- Введенская Л.А. Стихотворения для работы на уроках русского языка. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 90, [1] с. – (Сердце отдаю детям).
- Ганжина И. М. Словарь современных русских фамилий. — М.: АСТ: Астрель, 2001.
10. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков/ авт.-сост. В.Н. Пташкина [и др.] – Волгоград: Учитель, 2011. – 238 с.: ил.
11. Лаврова С.А. Откуда берутся слова, или Занимательная этимология. – М.: Воскресный день, 2013. – 128 с.
12. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 4-е изд., РАН, Институт русского языка имени В.В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 1999.
13. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен: Около 2600 имен. – 2-е изд. – М.: Русский язык, 1984. – 384 с.
14. Подшибякова Н. А. Роль этимологического анализа в воспитании интереса к русскому языку //Русский язык в школе – 1984. №2 – с. 24.
15. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий. – М.: Просвещение, 1975.- 160 с.
16. Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка. 5 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2015. -128 с.- (Мастерская учителя-словесника).
17. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2 т. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АСТ: Астрель, 2008.
18. Трубачев О.Н. Русская ономастика и ономастика России: Словарь–пособие. - М.: ШколаПресс, 1994. – 291 с.
19. Ходоренко Т.А. Семь чудес района // Северные нивы. – 2007. – 7 апреля
20. Фасмер М. Р. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. 2-е изд. М.: Прогресс, 1986.
Для учащихся
- Аникин А.Е., Уткин А.А. и др. Из истории русских слов: Словарь – пособие. – М.: Школа Пресс, 1993.
- Волина В. В. Откуда пришли слова: занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996.
- Ковалевская Е.Г. История слов: книга для учащихся. М.: Просвещение, 1968.
- Панов М.В. Энциклопедический словарь юного филолога. М.: Педагогика, 1984.-352 с.
- Лев Успенский. Ты и твое имя. Рассказы об именах. – М.: Детская литература, 1972.
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 398 с.
Интернет-ресурсы
- Андронова М. Кроссворд «Этимология на службе орфографии». [Электронный ресурс]. URL: http://www.openclass.ru/node/276634 (дата обращения: 12.09.2015).
- Арнольдов Н.А. История Кошкинского района в названиях и документах. Краеведческий справочник. [Электронный ресурс] // Портал образовательной медиа-сети Северо-Западного управления. URL: http://medianet.yartel.ru/rodina/images/stories/newhistory/history_koshki.pdf (дата обращения: 12.09.2015).
- Введенская Л.А., Колесников Н.П. От серьезной науки до словесных шуток. Рассказы об этимологии. Книга для старших школьников — М.: Новая школа, 1996. — 144 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.library.sfedu.ru/media/upload/images/show/Vved/15/15.pdf (дата обращения: 13.09.2015).
- Откупщиков Ю. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии: [Электронный ресурс]. 2005. URL: http://royallib.com/book/otkupshchikov_yu/k_istokam_slova_rasskazi_o_nauke_etimologii.html (дата обращения: 13.09.2015).
- Онлайн-библиотека http://slovarionline.ru/
- Онлайн-словарь русских имен http://www.onlinedics.ru/slovar/nam.html
[1] Концепция школьного филологического образования: русский язык и литература: проект. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — 112 с. [Электронный ресурс]. URL: http://uchitel-slovesnik.ru/data/uploads/conception/conception.pdf (дата обращения: 12.09.2015).
[2] Психологические особенности подростков 10-12 лет. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kirov.spb.ru/sc/ppms/images/docs/Infomaciya_dlya_OU/Psychological_characteristics_of_adolescents_10_12_years.pdf (дата обращения: 14.09.2015)
[3] Лаврова С.А. Откуда берутся слова, или Занимательная этимология.- М.: Воскресный день, 2013.- С.7-10.
[4] Там же. С.12.
[5] Там же. С.14.
[6] Там же. С.17.
[7] Там же. С.30.
[8] Там же. С.118.
[9] Андронова М. Кроссворд «Этимология на службе орфографии». [Электронный ресурс]. URL: http://www.openclass.ru/node/276634 (дата обращения: 12.09.2015).
[10] Введенская Л.А., Колесников Н.П. От серьезной науки до словесных шуток. Рассказы об этимологии. Книга для старших школьников — М.: Новая школа, 1996. — 144 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.library.sfedu.ru/media/upload/images/show/Vved/15/15.pdf (дата обращения: 13.09.2015).
[11] Арнольдов Н.А. Почему Кошки // Маяк Ильича. – 1989.- 27 мая
[12] Арнольдов Н.А. О Кошках и Кондурче // Маяк Ильича. – 1992.- 24 ноября
[13] Ходоренко Т.А. Семь чудес района// Северные нивы. – 2007. – 7 апреля
[14] Арнольдов Н.А. Происхождение села // Маяк Ильича. – 1989.- 30 мая
[15] Арнольдов Н.А. Край наш Кошкинский от А до Я. Историко-краеведческий словарь-справочник. Кошки, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.
Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....

Рабочая программа внеурочного занятия во 2 классе "Занимательная информатика" ФГОС .
«Рассмотренно»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир слова:Занимательная лексика"
Владеть словом - это значит соотносить его с реалией или понятием, знать его семантику, сочетаемость и сферу употребления. Если в сознании ученика слово обладает всеми указанными признаками, то оно вх...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика» ФГОС ООО, 5-6 классы
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» разработана на основе «Примерные программы по внеклассной работе по математике «Стандарты второго поко...

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку «Занимательный английский» для 3 класса.
Дополнительный курс для расширенного изучения английского языка в 3 классе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика" ФГОС ООО 5-6 класс
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способству...