Проект "Школа активного гражданина"
проект
Проект «Школа активного гражданина» - проект формирования гражданской позиции личности через приобщение к отечественным духовно-нравственным и патриотическим традициям призван систематизировать и углубить всю деятельность школы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения и позволит объединить проводимые в школе социально значимые дела с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием подрастающего поколения.
Проект направлен на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств - благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shkola_aktivnogo_grazhdanina.docx | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «ТАКСИМОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМЕНИ А..А.МЕЗЕНЦЕВА»
Проект по формированию гражданственности
Составитель:
Спицына Т.Д., заместитель директора по ВР
Учиться жить вместе
Учиться познавать
Учиться делать
Учиться быть.
Обоснование
В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. Постепенно наша страна вступает на путь формирования демократического, правового государства и становления гражданского общества. В этих условиях особую значимость приобретает задача возрождения традиционных патриотических ценностей Отечественной культуры, т.к. будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, защите интересов многонационального государства.
Гражданственность как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным стимулом достижения успеха в международной конкуренции, сохранения и укрепления российской цивилизации. Но в условиях нестабильности общественного развития в России, система гражданско-патриотического воспитания, имеющая в прошлом прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми реалиями. Патриотизм неотделим от индивидуальных и гражданских качеств личности. Чтобы воспитывать их в человеке, нужен отлаженный механизм, который предстоит вновь создавать сегодня, исходя из новых условий и нужд современного общества.
Анализируя современный опыт гражданского воспитания можно выявить ряд противоречий между:
- потребностями общества, государства в формировании гражданина на основе национальных культурно-исторических традиций и преимущественной ориентации молодёжи на абстрактные человеческие ценности;
- потребностью обучающихся в социально значимой деятельности, социального самоутверждения и реальными условиями для их включения в патриотическую деятельность.
Данные противоречия актуализируют проблему духовности человека. При этом, организация гражданского и духовно-нравственного воспитания в школе вооружает школьников знаниями базовых основ русской и общемировой культуры; формирует национальное самосознание, мотивацию к саморазвитию в мире культуры; развивает в каждом ребёнке историческую память, патриотические, гражданские и нравственные чувства; закладывает патриотические основы и умения, необходимые для воспроизводства различных элементов культуры в жизнедеятельности учащихся в школе, семье, окружающей жизни; способствует развитию толерантности, воспитанию доброжелательного отношения к людям других национальностей.
Проект «Школа активного гражданина» - проект формирования гражданской позиции личности через приобщение к отечественным духовно-нравственным и патриотическим традициям призван систематизировать и углубить всю деятельность школы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения и позволит объединить проводимые в школе социально значимые дела с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием подрастающего поколения.
Научные и педагогические основы деятельности по избранному направлению:
Гражданственность, патриотизм и нравственность являются аспектами духовной культуры личности, поэтому решение проблемы гражданско-патриотического воспитания находится в плоскости формирования духовной культуры подрастающего поколения, которую мы рассматриваем как сложное интегративное личностное свойство, включающее гуманистические компоненты базовой культуры личности в их духовной целостности.
Гражданственность нами определяется как комплекс ориентированных на позитивное проявление важнейших качеств и свойств личности в условиях социально значимой деятельности, ее направленности на высшие ценности и нормы общества и государства, ответственности за свой выбор, поведение и самореализацию в интересах их развития и укрепления.
Духовность - это интегративное качество, относящееся к сфере смысло-жизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и “образ человеческий” в каждом индивиде.
Духовно-нравственный компонент гражданско-патриотического воспитания в педагогическом процессе заключается в упрочении духовных связей с окружающей средой, как природной, так и социальной, в формировании устойчивого интереса к историческому прошлому своего народа и народов своей страны, в формировании фундаментальных потребностей: идеальной потребности в познании и социальной потребности “жить для других”.
Возрождение гражданственности и патриотизма в современных исторических условиях является гарантом существования и продуктивного функционирования общества, усиления его культурно-созидательного потенциала, духовного развития составляющих его личностей, установления конструктивного взаимодействия между разными народами в рамках мирового сообщества.
Воспитание духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма предполагает формирование и коррекцию важнейших социально значимых ценностей - качеств, их углубление в процессе овладения знаниями и стимулирования социальной активности детей и молодежи. Это предполагает создание условий для реализации возможностей и способностей личности в различных видах социально значимой деятельности - развивающей и включающей творческое начало.
Гражданское воспитание детей и подростков, в основу которого положен ценностно-деятельностный подход, определяет формирование гражданственности на основе ценностного континуума (мировоззренческие позиции ценностного плана, социально значимые ценности: патриотизм, чувство долга, активность, ответственность, свобода в принятии решений, милосердие и т.п.) и его закрепление в различных звеньях (полях) образовательного пространства: информационном, поликультурном, социальном, воспитательном, в процессе духовно-нравственного развития и социального самоопределения.
Гражданское воспитание основывается на принципах научности, историчности, государственности, приоритетности духовного и культурного наследия России, ее высших ценностей и лучших традиций, системности, преемственности в воспитании духовности, гражданственности и патриотизма с учетом возрастных особенностей и интересов различных групп детей и молодежи, многообразия форм, методов и средств этой деятельности, ее направленности на развитие личности гражданина — патриота России.
Таким образом, концепция проекта МБОУ ТСОШ №1 имени А.А.Мезенцева определяет целевые установки воспитания учащихся соответственно времени и с ориентацией на будущее.
Целью данной деятельности является формирование личности выпускника школы, которому присущи гуманистическая ориентированность и высокая гражданственность, направленность на профессиональный успех и творческая устремленность, интеллигентность, социальная активность и коммуникабельность, чувство гордости за свою страну, малую родину.
Главной задачей работы с учащимися школы можно считать создание условий для активной жизнедеятельности школьников, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей учащихся в интеллектуальном, духовном, культурном и нравственном развитии.
Конечным результатом реализации проекта должны стать:
- положительная динамика возрастания уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у школьников;
- повышение качества знаний, духовной, нравственной, правовой культуры;
- модульное преподавание основ православной культуры на всех ступенях обучения;
- повышение уровня знаний об отечественной культуре и истории;
- повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации обучающихся;
- увеличение количества детей, охваченных мероприятиями по гражданско-патриотическому воспитанию;
- минимизация негативных проявлений в детской среде, повышение уровня правопорядка.
Оценку эффективности реализации Проекта определяется по следующим показателям:
- Мониторинг сформированности ценностных ориентаций обучающихся (ежегодный анализ результатов).
- Эффективность участия школы в социальных и гражданских акциях, традиционных национальных праздниках, творческих конкурсах, фестивалях, чтениях, соревнованиях разного уровня.
Этапы реализации проекта
Первый этап реализации проекта – аналитико-диагностический (2013 -декабрь)
Задачи первого этапа:
- Формирование нормативно-правовой базы реализации Проекта (Положение о проекте).
- Корректировка учебного плана, рабочих программ учителей.
Второй этап – технологический (2014 - 2016)
Задачи второго этапа:
- Реализация основных содержательных линий проекта через обогащение содержания образования, активное участие учащихся в социально значимой деятельности.
- Воспитание гражданственности через изучение истории родного края, города, семьи, школы, знаменитых земляков, родителей и выпускников школы.
- Развитие основ гражданско-патриотического и духовного воспитания через обобщение опыта работы участников образовательного процесса, социальное партнёрство, внедрение новых форм, методов и средств по формированию гражданской позиции личности.
Задачи второго этапа реализации Проекта определяют приоритетные направления деятельности по развитию системы гражданского воспитания в школе, а также формы и методы работы в данных направлениях:
1. Реализация основных содержательных линий проекта.
- Изучение воспитательного потенциала содержания учебных дисциплин в области гражданско-патриотического и духовного воспитания.
- Включение в воспитательный процесс инновационных педагогических технологий и методов (ИКТ, метод проектов, коллективное творческое дело, социально-значимая деятельность).
- Оптимизация информационной среды школы (буклеты по основным направлениям деятельности, популяризация достижений учащихся и педагогов, пополнение школьного сайта).
- Развитие системы ученического самоуправления.
- Развитие традиций школы, формирование и сохранение уклада школьной жизни.
2. Воспитание гордости за Российское государство и его свершения
- Проведение уроков и классных часов по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся;
- Знакомство с историей и традициями народов России, Республики Бурятия формирование духовности, милосердия, этнической толерантности через деятельность объединений дополнительного образования
- Изучение истории и этнографии родного края на классных часах, посвященных городу, школе, элективных курсах по краеведению, на уроках истории, географии, литературы, биологии, технологии.
- Взаимодействие семьи, школы и общества в развитии гражданственности, как стержневой духовной составляющей ценности личности выпускника школы.
- Проведение общешкольных праздников
- Организация поисковой работы музейной комнаты по направлениям:
- «Летопись школы», «Знаменитые люди школы», «Ими гордится школа».
3. Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического и духовного воспитания.
- Создание методической базы данных по проблеме гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания (социальные проекты, введение учебно-исследовательской и поисковой работы учащихся в учебный процесс, проведение круглых столов, работа школьного пресс-центра).
- Реализация социально-значимых проектов по патриотическому воспитанию
- Проведение педагогических советов и круглых столов по проблемам гражданского и патриотического воспитания.
Третий этап – контрольно-обобщающий (сентябрь 2016).
Задачи третьего этапа:
- Обработка данных, полученных в ходе реализации I и II этапов проекта; обобщение экспериментальных и теоретических материалов; создание инновационного банка программ специальных курсов, классных часов с использованием цифровых технологий; популяризация достижений учащихся и педагогов.
- Обобщение опыта работы администрации, педагогов, воспитателей, родителей и учащихся по формированию гражданской позиции личности через приобщение к отечественным духовно-нравственным и патриотическим традициям.
- Педсовет “Эффективность гражданского воспитания в школе”.
- Определение перспектив и путей дальнейшего развития.
Предполагаемые результаты реализации проекта и их измерители
1 Повышение качества знаний, духовной, нравственной, правовой культуры
2 Повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации школьников
3 Развитие школьного самоуправления
4 Сформированность Я – концепции, социальная зрелость учащихся
Ответственность за достижение результатов инновационной деятельности лежит на участниках Проекта: администрации школы, учителях-предметниках, классных руководителях, родительском и ученическом коллективах.
Описание системы обеспечения реализации проекта:
Механизм реализации Проекта основывается на совершенствовании форм и методов работы и взаимодействия педагогического и родительского сообщества школы, общественных органов управления, государственно-общественного управления по следующим направлениям:
- ресурсное научно-методическое обеспечение развития системы гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания (разработка мероприятий методическими объединениями, педагогами дополнительного образования, руководителями кружков, клубов, РК, Советом старшеклассников);
- презентация деятельности по реализации проекта и вынесение ее на открытый творческий отчет (включение в предметные недели, в содержание учебных программ и внеурочной деятельности, проведение месячника героико-патриотического воспитания);
- конференции, круглые столы, педсоветы с участием родителей, учителей, учащихся по научно-методической, учебно-исследовательской, практической работе по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию;
- мониторинги результативности деятельности по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию, рефлексия и коррекция проекта.
Управление реализацией Проекта формирования гражданской позиции личности осуществляется в установленном порядке:
– взаимодействие между исполнителями Проекта осуществляет координатор – методический совет школы;
– текущее управление реализацией Проекта осуществляется администрацией школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме "Гражданин.Права гражданина"
Урок по обществознанию в 11 классе. Изучение прав и обязанностей гражданина. Особо рассматривается право граждан выбирать и быть избранными....
Создание условий для активного участия человека/гражданина в процессах глобального мира.
Создание условий для активного участия человека/гражданина в процессах глобального мира....
Урок литературы "Я - гражданин? Я - гражданин!"
Урок проводится после изучения творчества В. Маяковского. предусмотрено проведение индивидуальной и групповой деятельности учащихся....
Программа правового воспитания учащихся: «Гражданин Ямала – гражданин России»
Цель программы:повышение уровня правовой культуры школьников, воспитание законопослушного поведения и гражданской ответственности. Задачи программы:- обеспечить детей знаниями, навыками, ценностн...
Статья "Актуализация истории как способ формирования активного гражданина"
Статья на тему методики преподавания истории....
Республиканский заочный конкурс эссе "Я активный гражданин РБ"
Республиканский заочный конкурс эссе "Я активный гражданин РБ", проводимый Институтом повышения квалификации профсоюзных кадров...